Святыни Коломенской земли
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Перова Мария Викторовна

Урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatyni_kolomenskoy_zemli.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Святыни Коломенской земли

Перова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3,

 г. Коломна

Пояснительная записка

Тема урока «Святыни Коломенской земли» изучается в разделе «Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл» учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья». 

Учебник: Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

Технологии:

  • технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
  • технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Средства активизации внимания учащихся:  задания соревновательного характера, проблемные вопросы и задания, мультимедийная презентация, видеоматериалы.

Анализ работы учащихся на уроке: групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

  • Игра состоит из семи этапов – семь заданий; семь печатей.
  • В игре принимают участие 4 команды по 5 человек.
  • Задача игроков — после семи туров заданий назвать, опираясь на ключевые слова, в конце урока зашифрованное слово (святыню) и составить с ним синквейн. «Печати» присуждаются за правильные ответы на промежуточные вопросы в каждом из семи туров игры.
  • На каждом этапе за 1 минуту игроки обдумывают ответ (после того как прослушали вопрос) и в тайный формуляр (бланк ответов) по команде учителя вносят свой ответ письменно фломастером.
  • Далее по просьбе учителя один игрок из команды произносит вслух записанный в формуляр ответ. Затем просматривают или прослушивают правильный ответ на экране. Если он совпадает с ответом игроков – в тайный формуляр выставляется печать.
  • Выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей и ответила правильно на основной вопрос игры.

Результаты урока: закрепить знания об объектах духовной культуры Коломны, раскрыть основные понятия урока (семья, учитель, просвещение, храм), привить уважение к школе, воспитывать интерес к творческой деятельности.

Литература:

Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Святая Русь. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. Проф. Л.И.Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство  «Мир и образование», 2008.

Прот. Пэнэжко О. Храмы и монастыри города Коломны. – Владимир, 2011.

Храмы и монастыри Соборной площади города Коломны. Под ред. Н. Качанкина. – Коломна: Издательский дом «Лига», 2009

http://www.vidania.ru/

http://liga.org.ru/

http://церкви-коломны.рф/

Образовательная область: духовное краеведение Подмосковья

Класс: 8

Тип урока: урок изучения новых знаний

Тема: «Святыни Коломенской земли» (по форме телевизионной игры «За семью печатями»)

Цели урока:

  • раскрыть смысл понятия «святыня»;
  • рассказать о святых, объектах духовной культуры Коломны, связанных с их именами;
  • воспитывать интерес к истории родного города;
  • привить уважение к школе;
  • воспитывать в учащихся творческое отношение к учебной деятельности, повышение мотивации к изучению дополнительной информации по интересам;
  • учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры;
  • развивать интеллект, творческое мышление, находчивость, сообразительность.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД (учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме),
  • коммуникативные УУД (учащиеся формулируют собственное мнение и позицию),
  • регулятивные УУД (учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии),
  • личностные УУД (учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу).

Оборудование: презентация, видеофильмы, карточки с заданиями, бланк ответов.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Содержание урока:

  1. Вводно-мотивационный этап.
  2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  3. Актуализация знаний.
  4. Ход игры.
  5. Отгадывание зашифрованного слова и составление синквейна.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок по теме «Святыни Коломенской земли» пройдет в форме игры «За семью печатями», которая построена по образу интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием на канале «Культура». Вот в такой необычной форме мы с вами на уроке раскроем понятие «святыня», совершим экскурсию по святым местам Коломенской земли и в конце урока должны будем отгадать главное зашифрованное слово (святыню). В наши дни фразеологизм «скрыто за семью печатями» мы употребляем, когда описываем нечто недоступное нашему пониманию. Давайте познакомимся с правилами игры, чтобы раскрыть все тайны.

Правила игры:

  • Игра состоит из семи этапов – семь заданий; семь печатей.
  • В игре принимают участие 4 команды. В каждой команде выбирается капитан.
  • Ваша задача — после семи туров заданий, опираясь на ключевые слова, в конце урока назвать зашифрованное слово (святыню) и составить с ним синквейн. «Печати» присуждаются за правильные ответы на промежуточные вопросы в каждом из семи туров игры.
  • На каждом этапе за определенное время вы обдумываете ответ (слово) (после того как прослушали вопрос) и в тайный формуляр (бланк ответов) по команде учителя вносите свой ответ письменно фломастером.
  • Далее по моей просьбе капитан команды произносит вслух записанный в формуляр ответ. Затем просматривают или прослушивают правильный ответ на экране. Если он совпадает с ответом игроков – в тайный формуляр выставляется печать.
  • Выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей и ответила правильно на основной вопрос игры.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Учитель: А сначала давайте узнаем о нашем настроении в начале урока. У вас на столах лежат карточки-смайлики с выражением разных эмоций. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению, и прикрепите его на плакат с изображением здания школы в окошки.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите внимательно на тему урока. Что же такое святыня? Какие значения имеет это слово? (ответы учеников).

Святыня (по С.И. Ожегову)

1. Предмет или место религиозного поклонения.

2. То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (высок.).

При изучении христианской православной культуры, как правило, мы соотносим слово «святыня» с объектами духовной культуры (храмы, монастыри, памятники, иконы). Но есть и второе значение, которое раскрывает смысл уважения и почитания того, что дорого нам в повседневной жизни. Сегодня на уроке мы раскроем с вами два значения этого слова.

  1. Ход игры

Время первой печати

Учитель: Коломна - один из старейших городов Подмосковья. Его история соткана из удивительных исторических фактов и событий, таинственных легенд и преданий. Храмы, монастыри и крепостные стены коломенского кремля до сих пор хранят память об этом. В настоящее время в Коломне и ее пригородах насчитывается более 20 действующих храмов и четыре монастыря.

Назовите 4 монастыря Коломны. (Богородице-Рождественский Бобренев монастырь, Ново-Голутвин монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, Успенский Брусенский монастырь)

Задание № 1. Составьте из данных слов высказывание известного человека и определите, в каком слове заключена основная мысль. Запишите это слово в бланк ответов.

Команда № 1

Публичное пользование собственным разумом всегда должно быть свободным, и только оно может дать просвещение людям. Иммануил Кант

Команда № 2

Просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Н.Г. Чернышевский

Команда № 3

Что может быть прекраснее и достойнее человека, чем направлять свои мысли к единственной цели повышения своей просвещенности. Анри Сен-Симон

Команда № 4

Люби и распространяй просвещение: оно – славнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства. В.А. Жуковский

Капитан произносит ответ. Команды зачитывают высказывания.

Ответ № 1: просвещение

Вопросы к командам:

- что такое просвещение? (знания, образованность)

-как монастыри были связаны с просвещением? (Центрами просвещения и книжности на Руси были монастыри. Каждый монастырь имел богатое собрание книг. Там же воспитывались многие деятели русской письменности. Монахи занимались переписыванием книг, ведением летописей, описанием жизни христианских святых.

Время второй печати

Учитель: Перед вами святыни Коломенской земли: Богоявленский Старо-Голувтин монастырь, церковь Пресвятой Троицы в с. Протопопово, часовня при Петропавловском храме. Для ответа на вопрос вы должны воспользоваться информационными карточками об этих святынях, а капитаны команд могут воспользоваться дополнительной информацией, которая расположена на стендах.

Вопрос: С именем какого святого связаны эти религиозные объекты? (Сергий Радонежский)

Учитель: С Коломной связаны имена многих духовных подвижников, оказавших влияние на ход российской истории. Сергий Радонежский среди русского духовенства смело и открыто поставил задачу освобождения страны от завоевателей. Настойчиво внушал людям идею освобождения Руси, поднимал и укреплял самосознание князей, бояр и простых людей, что Русь может и должна быть свободной. Орда проводила политику разобщённости князей и народов Руси. А стратегическое направление его деятельности заключалось в объединении Родины. Он был главным вдохновителем в подготовке великой Куликовской битвы. Он был духовным наставником Дмитрия Донского и с малых лет воспитывал его как полководца великой битвы и победы.

Задание № 2. Подберите синонимы к слову «наставник» и запишите их в бланк ответов.

Капитан произносит ответ.

Ответ № 2: учитель, преподаватель

Время третьей печати

Задание № 3. Прочитайте текст, вставьте пропущенное слово и запишите его в бланк ответов.

Л.Н.Гумилев: «Основателем первого монашеского общежития был великий русский подвижник Сергий Радонежский. Говорил Сергий мало, но зато когда говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а …………. подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительские монастыри».

Капитан произносит ответ. 

Ответ № 3: ученики

А теперь давайте узнаем с именем какого ученика Сергия Радонежского связан Богоявленский Старо-Голутвин монастырь? (Григорий Голутвинский)

Время четвёртой печати

Учитель: Христиане Руси старались в своей жизни подражать христианским святым. Святые люди принимали заповеди Божии всем сердцем и выполняли их до конца жизни. Примером для них был сам Христос. Такими были и святые князья Борис и Глеб. Их христианский подвиг был столь почитаем на Руси, что оба брата стали первыми святыми, прославленными Русской Церковью.

Есть ли в нашем городе храм, освященный в честь этих святых? (Церковь Бориса и Глеба в Запрудах)

Задание № 4. Составить кроссворд с использованием ноутбука, определить ключевое слово и записать его в бланк ответов. Инструктаж (у каждой команды):

  1. Включить ноутбук, найти папку с названием «Время четвёртой печати», открыть документ.
  2. 3 человека из команды отгадывают слова по заданию (можно воспользоваться дополнительной информацией из учебника и материалов на стендах).
  3. 2 человека из команды после того как отгаданы все слова, должны вписать ответы в ячейки и составить кроссворд так, чтобы по вертикали получилось загаданное слово.

Кроссворд

с

т

р

а

с

т

о

т

е

р

п

ц

ы

з

а

п

о

в

е

д

ь

с

м

и

р

е

н

и

е

д

о

б

р

о

д

е

т

е

л

ь

я

р

о

с

л

а

в

По горизонтали:

  1. христиане, которые приняли страдания и смерть ради исполнения заповедей Божиих.
  2. предписание, завет.
  3.  добродетель; отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле
  4.  положительное нравственное качество человека
  5.  сын князя Владимира, брат Бориса и Глеба

По вертикали: ключевое слово (группа близких родственников, живущих вместе; род)

Капитан произносит ответ.

Ответ № 4: семья

Вопрос: За какой подвиг были прославлены святые Борис и Глеб?

Время пятой печати

Конкурс капитанов

Учитель: От каждой команды приглашается капитан, который выполняет индивидуальное задание.

Задание № 5. Расшифровать слово и подобрать к нему современный синоним. Получившееся слово написать на обратной стороне карточки, продемонстрировать командам, записать в бланк ответов.

Команда № 1 – буквица

Команда № 2 – глаголица

Команда № 3 – кириллица

Команда № 4 - букварь

Остальные участники команды проводят минуту релаксации.

Ответ № 5: алфавит, азбука (слайд 26)

Вопросы: Кто является создателями азбуки? (святые Кирилл и Мефодий)

Как в нашем городе увековечена память об этих святых? (Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в городе Коломна расположен рядом с Успенской шатровой колокольней, на территории Коломенского Кремля. Памятник был открыт 23 мая 2007 года, и это событие было связано с празднованием славянской письменности и культуры в Коломне. Композиция памятника составлена заслуженным художником России, скульптором А.А. Рожниковым и архитектором М.В. Тихомировым). 

Время шестой печати

Учитель: Завершаем мы нашу экскурсию по святым местам в Коломенском кремле. На его территории расположен Ново-Голутвин монастырь, а также большое количество церквей.

Задание. Опираясь на информационные карточки, узнать о какой церкви Коломенского кремля в ней сказано и вспомнить ее месторасположение, а затем на карте разместить карточку с изображением церкви.

Задание № 6. Опираясь на данную информацию, подберите понятие к данным определениям и запишите его в бланк ответов.

  • Здание для богослужения; церковь.
  • Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение.
  • Сфера высоких духовных ценностей.
  • Место служения науке, искусству, высоким помыслам.

Капитан произносит ответ.

Ответ № 6: храм (слайд 32)

Время седьмой печати

Учитель: Опираясь на ключевые слова в бланке ответов, отгадайте зашифрованное слово и составьте к нему синквейн.

У каждой команды подсчитывается число печатей. По данным ключевым словам, которые записаны в тайный формуляр (бланк ответов), игроки каждой команды должны догадаться, о какой святыне идет речь, и составить синквейн к этому слову.

Зашифрованное слово: школа.

Пример синквейна:

  • Школа
  • Начальная, основная
  • Работают, обучают, изучают
  • Учебное заведение для получения основного образования
  • Знания

Ученики каждой группы называют зашифрованное слово и читают синквейны.

  1. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы раскрыли с вами два значения слова «святыня».

  1. Предмет или место религиозного поклонения. Это значение мы рассмотрели на примере святынь Коломенской земли (храмы, монастыри, памятники).
  2.  То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (высок.).

Школа – храм наук. И с полной уверенностью ее можно назвать святыней для каждого из нас. Одной из главных отличительных особенностей нашей школы является ее местонахождение. Она расположена на Соборной площади кремля рядом с главными храмами Коломенской земли – Успенским кафедральным и Тихвинским соборами, а также памятником основоположникам русской письменности и культуры равноапостольным Кириллу и Мефодию. Из ее окон видна Свято - Троицкая Ново - Голутвина обитель, а со школьного двора открывается живописная панорама Бобренева монастыря. Она является и одним из старейших образовательных учреждений г.о. Коломна. Здание было построено в 1865 году, предназначалось под приходского соборного училища.

Школа для каждого человека – это начало длинного и трудного пути к становлению личности. Она даёт нам не только знания, но и умение общаться с людьми, помогает раскрыть в себе таланты и развивать их, воспитывает лучшие качества. Всё главное в судьбе человека начинается со школы.

  1. Рефлексия

Оценка содержания учебного материала (с помощью сигнальных карточек) с последующим выбором домашнего задания.

  1. Домашнее задание

Информация меня заинтересовала, я хотел(а) бы узнать больше по этой теме

Информация пригодится в дальнейшем

На уроке я узнал(а) много нового

уровень домашнего задания

высокий

средний

низкий

1 уровень (высокий) - написать эссе «Моя святыня» (Что для меня является святыней?)

2 уровень (средний)- подготовить устное сообщение по материалам учебника «Святыни Коломенской земли»

3 уровень – составить синквейн к слову «церковь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Святыни Арсаковской земли"

Конспект внеурочного мероприятия:Святыни Арсаковской землиЦели и задачи:формирование духовной и нравственной культуры учащихся школы;знакомство с выдающимися деятелями Православной Церкви Арсаковской ...

Урок по истории на тему "Святыня земли Владимирской"

Интегрированный урок история плюс развитие речи для 8 класса....

Внедрение во внеурочную деятельность модуля "Святыни земли Волгоградской"

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по духовно-нравственному направлению...

Крещение Руси и распространение христианства на Коломенской земле

Методическая разработка урока по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса...

Урок по ОРКСЭ «Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери – святыня земли Костромской»

ЦЕЛЬ УРОКА: донести до детей назначение православной святыни России – Феодоровской иконы Божьей Матери – покровительницы земли Костромской....

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»...

«СвяТЫНИ зЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ. НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛь»

Святыни земли Нижегородской. Нижегордский кремль...