РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
статья по краеведению на тему

Ягудина Роза Ильдусовна

В  статье  описан  опыт использования  музейной педагогики  и  краеведения в  духовно-нравственном и творческом  развитии  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yagudina_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ  В ОРИЕНТАЦИИ  ЛИЧНОСТИ  НА

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Ягудина Р. И.,

учитель русского языка  и литературы МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»

           Одной из актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности.

         Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение человека в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.

           Будущее России и судьбы новых поколений  зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня очень важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания  каждым гражданином своей культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия.

Важнейшим из учреждений, формирующих культурно- исторические ценности, является музей, с его огромным образовательным и воспитательным потенциалом.  Современный образовательный процесс трудно представить без музейной педагогики, в основу которой положены идеи осмысления мира и жизни человека. Педагогическая цель музея – это формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям исторического, культурного и духовного  наследия.

В системе воспитательной работы  цель музея – быть активным звеном в формировании личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает взрослых и детей, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Он формирует  у детей чувство причастности и уважения к истории, культуре, традициям народа, которое  начинается с семейных реликвий, с малых семейных «музеев».

 Воспитательная функция музея заключается  в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Образование в музее, в отличие от образовательного учреждения, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где школьник может ощутить свою сопричастность к прошлому.

Современный музей занимает  особое место в изучении истории развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности. Он обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют и сами дети под руководством взрослых.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает альтернативой миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий,  он становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Д.С. Лихачев  писал: « Любовь к  своей Родине – это не нечто отвлеченное, это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным - на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей  местности». Огромный интерес и большую ценность в этом плане имеет изучение нашими школьниками историко-культурного наследия легендарного острова- града Свияжска- главной достопримечательности Зеленодольского района.

Тема острова - града Свияжска часто звучит в нашей школе в  последние  десять лет. Члены краеведческого клуба поиск проделали значительную поисково - исследовательскую работу по изучению его истории,  достопримечательностей, культурных и духовных ценностей. Были созданы исследовательские работы, посвященные истории  Свияжска: «Легендарный остров», «Остров  скорби, остров надежды», «Остров-град Свияжск в судьбах моих земляков», «Хочется всех поименно назвать…»(О сталинских лагерях Свияжска), которые стали победителями различных  конкурсов научно- исследовательских работ учащихся. Итогом исследовательской деятельности  были общешкольные вечера: «Живи, Свияжск, живи!», «Мы дети страшных лет России…», заочная экскурсия «Жемчужина  истории и культуры родного края», школьная научно- практическая конференция «Тайны острова- града Свияжск».

В целях воспитания  духовной культуры, приобщения к культурным и духовным ценностям учащиеся привлекаются к изучению традиций, обрядов, праздников народов, населяющих родной край. За последние годы ими были собраны десятки местных сказок, загадок, русских частушек, татарских  баитов. Призерами республиканских конкурсов стали следующие научно- исследовательские работы учащихся: «В мире баитов родного села», «Частушки моих земляков», «Загадки моей бабушки», «Прозвища моих земляков», «Образ березы в славянской культуре», «Мир славянской куклы», «Полотенца народов Поволжья», «Славянский мир в живописи К. Васильева» и др.  С большим желанием учащиеся  участвовали в  общешкольном конкурсе рисунков «Чудо-остров Свияжск», в литературном конкурсе «Слово о Свияжске».

   На базе  школьного музея были  проведены общешкольные фольклорные литературно- музыкальные вечера : «Баиты родного села», «Русские посиделки», «Карга  боткасы», «Навруз», «Сөмбелә», «Праздник русских овощей» и др. Такие внеклассные мероприятия способствуют сохранению  обрядов и традиций народов родного края, приобщению детей к культуре народов родного    края.

   Особое внимание уделяется изучению культурно- религиозных памятников Свияжска и Заволжья. Учащимися были созданы научно- исследовательские работы: «Мечети родного края», «Храмы Заволжья», «История разрушенных храмов родного края», «История Троицкой церкви села Косяково», «Мечети села Нурлаты», «Духовные лидеры  родного края», «Следы Тукая в родном краю», «Два великих проповедника» и др.

Большое воспитательное значение для формирования личности имеет изучение жизни и деятельности известных земляков. А наша малая родина богата на выдающихся людей, прославивших родную землю. Музей является организатором исследовательской деятельности учащихся и в этом направлении. Регулярно проводятся  вечера встреч с известными земляками, научно- практические конференции: «Они прославили нашу  школу», «Выдающиеся люди  Заволжья», «Славные земляки». В музее собран богатый материал о знаменитых земляках: К.Насыри, Г.Ваисове, Саттарове Г.Ф., Тагирове Р.Б., Ганиеве В.Х., Юсупове Р.А., Хайбуллине И. Б.,  Шагидуллине Р.С. и др.

На протяжении всех лет  своего  существования школьный музей неизменно выполнял функцию хранилища исторических раритетов культурного и духовного наследия нашего края. Ежегодно  его посещает более 700 человек.

Тематика музейных занятий и экскурсий  охватывает все возрастные категории.  Для школьной аудитории разработан цикл занятий с элементами музейной педагогики, по  истории села и района, военно-патриотическому воспитанию, народному творчеству.

Ежегодно в музее проводится около 15 различных выставок. Для участия в них приглашаются  местные мастера декоративно-прикладного искусства, художники, рукодельницы, частные коллекционеры.

Экскурсии строятся не на монологе, как это  принято делать традиционно, а на диалоге, что дает школьникам возможность  становиться не пассивными слушателями, а активными участниками. Члены клуба «Поиск»  сами являются экскурсоводами музея.

На базе школы проводятся семинары для руководителей школьных музеев, учителей гуманитарного цикла, краеведческие конференции школьников.

         Таким образом, школьный музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, способствующих воспитанию  разносторонне развитой поликультурной, толерантной  личности, истинного патриота и гражданина.

                                                          Литература:

  1. Бабанский, Ю.К. Музей как феномен культурного пространства российской провинции [Текст] /Ю.К. Бабанский.- М.Просвещение, 1985;
  2.  Блинова, Е.В. Интерактивные формы музейной деятельности, способствующие социализации и адаптации детей-сирот //Социальная педагогика,2010,№4;
  3. Вихман, В.Г. Музей в системе ценностей евразийской культуры /Вихман В.Г., Г.А. Шабанов.-М.:ВУ,1996;
  4.   Мышева Т.П. Становление музея и музейной педагогики // Вестник Таганрогского гос. пединститута. 2006 № 2.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»

Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

Роль школьного музея в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается о работе школьного музея Камышевской основной школе....

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании

Аннотация Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий в...

Роль школьного музея в формировании гражданственности воспитанников школы-интерната №18 г. Таганрога

В данной статье говорится о феномене школьного музея, который заключается в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в ос...