Сценарий внеурочного мероприятия интеллектуальной игры по истории и культуре Санкт-Петербурга «Знаешь ли ты свой город?» 5 класс
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Донцова Ольга Николаевна

 Игра предназначена для учащихся начальной и средней школы. Её можно использовать на уроках обобщения, закрепления изученного материала и как итоговое занятие по курсу “История и культура Санкт-Петербурга”, а также как и внеурочное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_kraevedeniyu.docx51.29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие интеллектуальной игры по краеведению «Петербург – город – музей» «Знаешь ли ты свой город?» 5 класс

Донцова Ольга Николаевна,

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ № 297 Пушкинского района

Санкт-Петербурга.

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей о городе Санкт-Петербурге;

 создание условий для понимания важной роли основных исторических периодов формирования петербургского наследия.

Задачи:

  • закрепить полученные знания в самостоятельной деятельности;
  • узнавать изученные памятники по описанию и иллюстрациям;
  • формирование познавательного интереса к изучению города;
  • развитие творческих способностей, логического мышления;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
  • формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • формирование чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу;
  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать.

Ход игры

 I. Представление команд.

Ведущий называет команды, вызывая участников (по одному), приглашая за игровой стол. Последним вызывается капитан. Когда игроки представлены и заняли свои места за столом, начинается сама игра.

Ведущий  - Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем любимом и родном городе. Вы сегодня будете играть, и вам понадобятся: сообразительность, знания, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга.

 Готовы ли вы к игре?

Ведущий представляет жюри:

1._________________

2. __________________

3. __________________

II. Первый тур. Разминка. Ответы на вопросы.  Ведущий задает по 3 вопроса каждой команде. Команда обсуждает 5 секунд и дает ответ. Правильный ответ – 1 балл.

III. Второй тур. Блиц-опрос. Добавьте нужное слово. Ведущий называет слово. Командам нужно его закончить.За каждый правильный ответ 1 балл. (1-15)

IV. Третий тур. Подбери правильное значение.  Командам раздаются листочки с заданием. Время для выполнения задания 1 минута..За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6)

V. Четвертый тур Собери имена знаменитых архитекторов Петербурга: (1 -6 баллов). Командам раздаются карточки с заданием. Время для выполнения задания 2 минуты..За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6)

VI. Пятый тур. Интеллектуальная игра.  На каждый слайд для обсуждения команд дается время (10 сек)

VII. Шестой тур. .. Заключительный тур для капитанов Поэтическая дуэль. Разгадай петербургские загадки и скажите о чем идет речь, где находится этот памятник.  ( 3 балла )

VIII. Заключительный тур. Поэтическая дуэль для капитанов. Капитан каждой команды выполняет 2 задания.:.

 Задание №1  Разгадай петербургские загадки и скажите о чем идет речь.. Ведущий читает стихотворение-загадку.  За правильный ответ – 3 балла

Задание №2 «Вычеркни «лишнее» в каждой группе слов Капитанам раздается задание. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

VIII. Задание  группам поддержки.   Восстановите стихотворение.

Болельщикам команд раздается задание. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.(1-8)

IX. Подведение итогов, награждение команд.

В период подведения жюри итогов игры звучит песня о Санкт-Петербурге.


Задания:

I.Разминка. Ответы на вопросы.

 Ведущий задает по 3 вопроса каждой команде. Команда обсуждает 5 секунд и дает ответ. Правильный ответ – 1 балл.

Вопросы к первой команде

1.Сколько раз менялось имя нашего города?

(трижды: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград)

2.Почему на гербе города 2 якоря?

(Санкт-Петербург - крупнейший морской и речной порт)

3. Как петербуржцы узнают, что наступил полдень?

 (по выстрелу пушки Петропавловской крепости)

Вопросы к второй команде

1.Какую угрозу таит в себе Нева?

 (Наводнение)

2. Где в Петербурге улицы называются линиями?

 (на Васильевском  острове)

3. Что украшает Александровскую  колонну? (Ангел)

Вопросы к первой команде

1. Какой собор находится на Троицкой площади? (Троицкий)

2. Какую роль выполняли ростральные колонны раньше? 

(служили маяком для кораблей)

 3. Самый большой мост в Санкт- Петербурге? (Дворцовый)

II. Блиц-опрос. Добавьте нужное слово.

Ведущий называет слово. Командам нужно его закончить. За каждый правильный ответ 1 балл. (1-15)

1.Медный__ВСАДНИК___________

2.Летний_САД___________

3.Заячий___ОСТРОВ____________

4.Аничков___МОСТ___________

5.Марсово__ПОЛЕ____________

6.Ладожское___ОЗЕРО_____________

7.Пискаревское___КЛАДБИЩЕ___________

8.Александро-Невская___ЛАВРА_____

9.Зимний____ДВОРЕЦ_____

10.Александровская____КОЛОННА_____

11.Дворцовый___МОСТ___

12.Стрелка _ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА______________

13. Невский ___ПРОСПЕКТ_________

14. Росстральные____КОЛОННЫ_____

15. Русский ____МУЗЕЙ____

III. Выберите правильное определение ( 2мин.).

Коандам раздаются листочки с заданием. За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6)

  1. Клафт________В) символ царской власти;
  2. Обелиск_____  Д)  архитектурное сооружение пирамидальной формы
  3. Мечеть____      Г) мусульманский храм;
  4. Экспонат___    А) предмет экспозиции
  5. Биржа____        Е) место, где заключались торговые сделки;
  6. Изразец______Б) русское названиеоблицовачной керамической плитки

1

2

3

4

5

6

В

Д

Г

А

Е

Б

IV. Собери имена знаменитых архитекторов Петербурга:

Командам раздаются карточки с заданием. Время для выполнения задания 2 минуты..За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6) 

  1. ТРЕЗИНИ  
  2. РАСТРЕЛЛИ  
  3. ЗАХАРОВ  
  4. СОКОЛОВ
  5. МОНФЕРАН
  6. СОНГАЙЛО    

V. Интеллектуальная игра. «Знаешь ли ты свой город?»  На каждый слайд командам дается время (10 сек). В случае неправильного ответа отвечает другая команда.

VI. Поэтическая дуэль. Конкурс капитанов.

Задание №1   Разгадайте петербургские загадки и скажите о чем идет речь, где находится этот памятник.  ( 2 балла )

1. Пришел из русской сказки к нам

Затейливый, узорный храм.

Встал у канала, яркий, броский,

Похожий на собор московский.  _ Храм Воскресения Христова (Спас- на- крови) 

2. Над ней летит коней шестёрка грозная.

А рядом – Зимний, площади разлив…

Вплела узор свой арка в небо звездное,

Полу дугой дома соединив.      (Арка Главного штаба)

3. Колонна из гранита, она ведь монолит!

Не вкопана, не врыта, сама себе стоит.

На площади колонна стоит уже века –

Красива, многотонна, огромна, высока.     (Алекандровская колонна)

4. По Фонтанке мы гуляли,

Мост красивый увидали,

Любовались мы конями...

Что за мост, скажите сами.     (Аничков мост)

Задание №2 «Вычеркни «лишнее» в каждой группе слов.

Капитанам раздается задание. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Ладожское озеро – р. Нева – р. Фонтанка –Финский залив – Балтийское море.

2. Нева – Большая Невка – Малая Нева – Мойка – Малая Невка-

3. Заячий – Васильевский – Пушкинский - Петроградский – Адмиралтейский.

4. Петропавловский – Казанский – Зимний - Исаакиевский – Смольный.

5. Аничков – Зелёный – Дворцовый – Троицкий – Летний.

6. Меншиковский – Осенний - Зимний – Летний – Строгановский

VII. Задание  группам поддержки.   Восстановите стихотворение.

Ведущий раздает .  болелщикам команд задание. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.(1-8)

Акрополем горды __АФИНЫ___

Рим _КОЛЛИЗЕЕМ____знаменит

А замок _ТАУЭР______старинный

У _ТЕМЗЫ_______в Лондоне стоит.

В Париже – ЛУВРА _галереи__,

А _ПЕТЕРБУРГ_____чудесный мой

Давно стал городом - МУЗЕЕМ_

Под старым небом над _НЕВОЙ_ …

VIII. Подведение итогов, награждение команд.

В период подведения жюри итогов игры звучит песня о Санкт-Петербурге.


ПРИЛОЖЕНИЕ №I  (для жюри)

Протокол результатов интеллектуальной игры

«Знаешь ли ты свой город?»

Наименование темы

1 Разминка. Ответы на вопросы

2 Блиц-опрос команд

3. Подбери значение к  слову

4.Знаменитые архитекторы

5. Интеллектуальная игра

6.Конкурс капитанов: 1) 2)

7.Конкурс болельщиков

Итого:

Интеллектуальная игра

Название темы

10

20

30

40

50

История города

10

20

30

40

50

Дворцы и парки

10

20

30

40

50

Имена

10

20

30

40

50

Блокада

10

20

30

40

50

Реки и острова

10

20

30

40

50

Храмы и музеи

10

20

30

40

50

«_____»__________2017                                Члены жюри: _________-_____

                                                                        ________________

________________

                                                                        ________________


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1  (для команды)

Задание № 2  Подберите правильное значение ( 2мин.).

Командам раздаются листочки с заданием. За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6)

  1. Клафт________ А) предмет экспозиции
  2. Обелиск_____   Б) русское название облицовачной керамической плитки
  3. Мечеть____       В) символ царской власти;
  4. Экспонат___     Г) мусульманский храм
  5. Биржа____        Д)  архитектурное сооружение пирамидальной формы;
  6. Изразец______ Е) е) место, где заключались торговые сделки;

1

2

3

4

5

6

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ( для капитанов)

Задание №2 «Вычеркни «лишнее» в каждой группе слов.

Капитанам раздается задание. Время выполнения задания 2минуты.

За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Ладожское озеро – р. Нева – р. Фонтанка –Финский залив – Балтийское море.

2. Нева – Большая Невка – Малая Нева – Мойка – Малая Невка-

3. Заячий – Васильевский – Пушкинский - Петроградский – Адмиралтейский.

4. Петропавловский – Казанский – Зимний - Исаакиевский – Смольный.

5. Аничков – Зелёный – Дворцовый – Троицкий – Летний.

6. Меншиковский – Осенний - Зимний – Летний – Строгановский

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 (для болельщиков)

Конкурс болельщиков.Восстановите стихотворение. Вставьте пропущенные слова. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.(1-8)

Акрополем горды __1___

Рим _2____знаменит

А замок _3_____старинный

У ___4____в Лондоне стоит.

В Париже ___5___ _галереи__,

А ___6______чудесный мой

Давно стал городом - __7____

Под старым небом над ___8____ …


Задание № 2  Подберите правильное значение

Командам раздаются листочки с заданием. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6)

  1. Клафт________ А) предмет экспозиции
  2. Обелиск_____   Б) русское название облицовачной керамической плитки
  3. Мечеть____       В) символ царской власти;
  4. Экспонат___     Г) мусульманский храм
  5. Биржа____        Д)  архитектурное сооружение пирамидальной формы;
  6. Изразец______ Е) е) место, где заключались торговые сделки;

1

2

3

4

5

6


Задание № 2  Подберите правильное значение ( 2мин.).

Командам раздаются листочки с заданием. За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6)

  1. Клафт________ А) предмет экспозиции
  2. Обелиск_____   Б) русское название облицовачной керамической плитки
  3. Мечеть____       В) символ царской власти;
  4. Экспонат___     Г) мусульманский храм
  5. Биржа____        Д)  архитектурное сооружение пирамидальной формы;
  6. Изразец______ Е) е) место, где заключались торговые сделки;

1

2

3

4

5

6

Задание № 2  Подберите правильное значение ( 2мин.).

Командам раздаются листочки с заданием. За каждый правильный ответ 1 балл. (1-6)

  1. Клафт________ А) предмет экспозиции
  2. Обелиск_____   Б) русское название облицовачной керамической плитки
  3. Мечеть____       В) символ царской власти;
  4. Экспонат___     Г) мусульманский храм
  5. Биржа____        Д)  архитектурное сооружение пирамидальной формы;
  6. Изразец______ Е) е) место, где заключались торговые сделки;

1

2

3

4

5

6


Задание №2 «Вычеркни «лишнее» в каждой группе слов.

Капитанам раздается задание. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Ладожское озеро – р. Нева – р. Фонтанка –Финский залив – Балтийское море.

2. Нева – Большая Невка – Малая Нева – Мойка – Малая Невка-

3. Заячий – Васильевский – Пушкинский - Петроградский – Адмиралтейский.

4. Петропавловский – Казанский – Зимний - Исаакиевский – Смольный.

5. Аничков – Зелёный – Дворцовый – Троицкий – Летний.

6. Меншиковский – Осенний - Зимний – Летний – Строгановский

Задание №2 «Вычеркни «лишнее» в каждой группе слов.

Капитанам раздается задание. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Ладожское озеро – р. Нева – р. Фонтанка –Финский залив – Балтийское море.

2. Нева – Большая Невка – Малая Нева – Мойка – Малая Невка-

3. Заячий – Васильевский – Пушкинский - Петроградский – Адмиралтейский.

4. Петропавловский – Казанский – Зимний - Исаакиевский – Смольный.

5. Аничков – Зелёный – Дворцовый – Троицкий – Летний.

6. Меншиковский – Осенний - Зимний – Летний – Строгановский

Задание №2 «Вычеркни «лишнее» в каждой группе слов.

Капитанам раздается задание. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Ладожское озеро – р. Нева – р. Фонтанка –Финский залив – Балтийское море.

2. Нева – Большая Невка – Малая Нева – Мойка – Малая Невка-

3. Заячий – Васильевский – Пушкинский - Петроградский – Адмиралтейский.

4. Петропавловский – Казанский – Зимний - Исаакиевский – Смольный.

5. Аничков – Зелёный – Дворцовый – Троицкий – Летний.

6. Меншиковский – Осенний - Зимний – Летний – Строгановский


Восстановите стихотворение. Вставьте пропущенные слова.

Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.(1-8)

Акрополем горды __1___

Рим _2____знаменит

А замок _3старинный

У ___4____в Лондоне стоит.

В Париже ___5___ _галереи__,  

А ___6______чудесный мой

Давно стал городом - __7____

Под старым небом над ___8____ …

     Восстановите стихотворение. Вставьте пропущенные слова. Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.(1-8)

Акрополем горды __1___

Рим _2____знаменит

А замок _3старинный

У ___4____в Лондоне стоит.

В Париже ___5___ _галереи__,

А ___6______чудесный мой

Давно стал городом - __7____

Под старым небом над ___8____ …

   Восстановите стихотворение. Вставьте пропущенные слова.

Время выполнения задания 2минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.(1-8)

Акрополем горды __1___

Рим _2____знаменит

А замок _3старинный

У ___4____в Лондоне стоит.

В Париже ___5___ _галереи__,

А ___6______чудесный мой

Давно стал городом - __7____

Под старым небом над ___8____ …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 5-7 классов "Своя игра"

Интеллектуальная иградля 5–7-х классов "Своя игра"Цель игры:расширение кругозора;формирование устойчивого интереса к предмету;развитие интереса к изучению истории родного краяПорядок проведения и прав...

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

сценарий внеклассного мероприятия интеллектуальная игра "Химические элементы"

Буду рада , если мой сценарий поможет в проведении внеклассного мероприятия, предметной недели по химии...

Сценарий внеурочного мероприятия по истории "1917 год в истории России"

Сценарий можно использовать для различных викторин и конкурсов по истории в старших классах....

Интеллектуальная игра по Истории Древнего мира с презентацией, 5 класс. Своя игра в ребусах на тему: "Культура Древней Греции"

Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы ...

Сценарий внеклассного мероприятия интеллектуального конкурса - игры брейн-ринг по теме «Великий князь выбирает веру» для учащихся 5-6 классов

Сценарий внеклассного мероприятия интеллектуального конкурса - игры брейн-ринг по теме «Великий князь выбирает веру» для учащихся 5-6 классов. Данная разработка позволяет расширить кругозор обучающи...

Сценарий внеклассного мероприятия - Интеллектуальные игры

Интеллектуальная междисциплинарная игра для старшей школы...