Организация краеведческой деятельности в школе
статья по краеведению (5 класс) на тему

Данный материал кратко рассказывает о том, как может быть организована краеведческая работа в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_kraevedcheskoy_deyatelnosti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация краеведческой деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, города и, конечно, люди.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь ребёнку в решении этих проблем сегодня может музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. В МБОУ СОШ № 12 г.Йошкар-Олы создан и функционирует историко-краеведческий музей.

На базе музея проводятся занятия. Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. 

Цель курса: формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Задачи курса:

1) расширять и углублять знания детей о родном городе, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, географические особенности;

2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;

3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;

4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования

Общая характеристика курса

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места, его исторические и культурные центры, предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Стоит обратить внимание на межпредметные связи. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, географии, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения.

Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для учащихся 5 класса. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:

1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);

2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант еѐ реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);

3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);

4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).

Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение школьного и городских музеев, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация поисково-краеведческой деятельности в школе».

Одним из  центров воспитательной работы является школьный музей.Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников р...

Организации системной краеведческой деятельности в школе

В настоящее время  в школах наблюдается значительный интерес к  истории своего края. О росте активности школьников и учителей в направлении краеведения можно судить по массовости участия в н...

Пример организации краеведческой работы в школе

Статья для сборника "Современные тенденции краеведческого образования: научные исследования и педагогическая практика"...

Активизация краеведческой деятельности в школе с использованием инновационных форм и методов обучения

Значение краеведческой деятельности учащихся всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой, и является важным средством повышения качества знаний, формирования и воспитания патр...

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...