Викторина "Богатство земли уральской в сказах Бажова"
план-конспект занятия по краеведению (8 класс) на тему
Данный материал предназначен для работы с учащимися 8 классов, позволяет через творчество П.Бажова побудить интерес к родному краю, воспитывать патриотизм, гражданское самосознание учащихся, бережное отношение к малой родине. Учащиеся закрепляют знания по сказам П. Бажова. конкурс проводится в 6 туров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина «Богатство земли уральской в сказах Бажова»
Цель: через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем, воспитывать патриотизм и гражданское самосознание учащихся, бережное отношение к малой родине, закрепление учащихся о сказах Павла Петровича Бажова.
Задачи:
- через творчество П.П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале
- приобщать детей к культуре и истории родного края;
- формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
Форма проведения: викторина
Планируемый результат: мероприятие активизирует интерес учащихся к изучению творчества П.Бажова, к накоплению краеведческих знаний, которые необходимы для формирования патриотизма и гражданского самосознания у учащихся.
Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография, знакомство со сказами, объяснение старинных слов, рассматривание иллюстраций и книг, формирование двух команд, выбор капитанов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, книга П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», портрет П. П. Бажова, иллюстрации к сказам.
Сценарий мероприятия:
Учитель: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая Родина у каждого своя!
Наша с вами Малая родина- это Урал. Его в своих сказах воспевал и описывал великий уральский сказочник Павел Петрович Бажов. Мы знаем, что он был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в различных городах. Он написал более 50 сказов, описывающих наш край. Многие из них мы с вами читали на уроках литературы. Проверим, насколько хорошо вы знакомы с его произведениями
1 тур «Назови героя»
Учитель: Бажов в своих сказах с гордостью рассказывал о наших земляках, о рабочем мастерстве уральских мастеров, о народных умельцах. Вспомните и назовите героев сказов. Кто они по профессии? За правильный ответ команде начисляется 2 балла
-«Каменный цветок» (Данило-мастер, ремесло резчик по малахиту)
- «Иванко-Крылатко» (златоустовский Ивана Бушуева, гравера и резчика по металлу, чья знаменитая работа - крылатый конек, стала впоследствии гербом города Златоуста)
-«Чугунная бабушка» ( литейщик Василии Торокине из Касли, который сумел отлить из чугуна уникальную фигурку)
-«Медной горы хозяйка» (шахтер Степан)
- «Серебряное копытце» (охотник Кокованя)
-«Горный мастер» ( мастер по малахиту Данила)
2 тур «Назови местность»
Учитель: ребята вам необходимо вспомнить, какие конкретные географические места нашего края описываются в сказе. За правильный ответ команде начисляется 2 балла
-«Надпись на камне» (село Воздвиженка)
-«Демидовские кафтаны» (озеро Иткуль Челябинской области)
-«Солнечный камень» (Ильменский заповедник).
-«Иванко-Крылатко» ( город Златоуст)
-«Чугунная бабушка» (город Касли)
-«Хозяйка Медной горы» (Красногорский рудник)
-«Серебрянное копытце» (село Полдневая)
- «Дорогое имечко» (гора Азов)
-«Кошачьи уши»(речка Мочаловка)
-«Золотой волос» (река Камнека)
3 тур «Богатство Южного Урала»
Учитель: Наш края богат различными минералами. В недрах Уральских гор есть и железные, медные руды, и хром, и никель, и кобальт, и цинк, и каменный уголь, и нефть, и золото, и драгоценные камни. Здесь обнаружено более 5 тыс. минералов и 15 тыс. месторождений. Назовите, в каких сказах Бажов описывал это богатство. За правильный ответ команде начисляется 2 балла
-И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает» Сказ«Медной горы хозяйка»
-«Мода была из камней ягоды делать … Черну, скажем, смородину из агату делали» «Хрупкая веточка»
-«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Хризолитами называются» Сказ «Серебряное копытце»
-«Зашел щегарь в ту комнату, обсказал, что надо, а приказчик сейчас же в рожок барину задудел: -Нашли-таки мы медные изумруды. Один верный человек расстарался. Надо его наградить, как следует» Сказ «Сочневы камешки»
-« Дедушка, ты слыхал про камень-асбест». «…в Итальянской земле…одна женщина…научилась из асбеста нитки прясть. «- На Шелковой горке это какой камень сзелена и мягкий. Если его поколотить, так он распушится, как куделя» Сказ «Шелковая горка»
- «Вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука, - с кольцом на пальце и в зарукавье, - и ставит прямо на станок Митюньке большую плитку змеевика» Сказ «Хрупкая веточка»
-«И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки - всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ём цветки медны» Сказ «Медной горы хозяйка»
- «Присадочный вар готовить – пыли не продохнешь, щебенку колотить – глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить – парами задушит» Сказ «Хрупкая веточка»
-«Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше все меньше да меньше и на нет сойдет» Сказ «Огневушка - поскакушка»
4 тур «Угадай сказ»
Учитель: ребята вам необходимо ответить на вопрос по сказам Бажова. За правильный ответ команде начисляется 1 балл
- В каких сказах П. П. Бажова встречается Хозяйка Медной горы? («Хрупкая веточка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»)
- Как по-другому называл П. П. Бажов Хозяйку Медной горы? (Малахитница)
- На какой горе дедушка Слышко сказы свои рассказывал? (На Думной горе)
-- Какое еще наследство получил Илюха? Из какого сказа? (Перышки. Зачитывается отрывок из сказа «Синюшкин колодец»)
-- Как звали того, от кого убегали? Как называется сказ? «Час в час пришел он за своей невестой. Вытащил ее косу из речки, намотал на себя, и побежали они бегом по лесу.» (Полоз. Зачитывается отрывок из сказа «Золотой волос»)
-Кто и из какого сказа говорил? «Чаша мне покоя не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел» (Данило-мастер, или Данилушко. Зачитывается отрывок из сказа «Каменный цветок»)
-Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа? («Огневушка-поскакушка»)
-Как звали деда в сказе «Серебряное копытце»? (Кокованя)
- «А по тем покосным лужкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. » Как они называются? (Хризолиты)
5 тур «Узнай слово»
Учитель: в сказах Бажова отражена и сохранена не только история и природа старого Урала, но и своеобразный язык уральского рабочего люда. Вам необходимо пояснить слова из сказов Бажова, назвать в каких сказах они встречаются. За правильный ответ команде начисляется 2 балла
Палати – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке»
Балаган– это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»
Вострошарая – большеглазая, озорная Таютка. «Таюткино зеркальце».
Приданое – имущество, выделяемое невесте её родителями и собранное ею самой для замужества. «Хозяйка медной горы».
Дорожный сок (соковина дорожная) – шлак «из простого змеевика да дорожного соку такая штука вышла; «То и удивительно, что из самого простого материалу: из змеевику да шлаку» «Хрупкая веточка»
Решето – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»
Орлец – поделочный камень родонит в тесном срастании с гранатом «Либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня» «Хрупкая веточка»
Малахит – Непрозрачный минерал ярко-зеленого цвета, ценный поделочный камень. «Малахитовая шкатулка»
Агат – Твердый слоистый минерал, разновидность халцедона. Черну смородину из агату делали «Малахитовая шкатулка»
Распиловка – процесс распиливания камней « кто на распиловке, кто на шлифовке стоял» «Хрупкая веточка»
Присадочный вар – крепление к металлу «Присадочный вар готовить – пыли не продохнешь» «Хрупкая веточка»
6 тур «Поясни фразеологизм»
Учитель: Сказ оживает только благодаря живому, меткому народному слову. Чтение сказов доставляет удовольствие. Лишенный яркого, сочного народного языка, он просто передает суть событий. А Бажов как раз много трудился над языком сказа: «Ищу слово мучительно долго над словом работаю работа у меня ювелирная».Вам необходимо пояснить фразеологизмы из сказов Бажова. За правильный ответ команде начисляется 1 балл
Гляди в оба – не зевай «не думай, а гляди в оба»
Настоящая точка – высшее мастерство «Пущай там дойдет до настоящей точки»
Стариком глядит - постарел «Данило уж вовсе стариком глядит»
Возами вози – много «такого материала возами возить»
В первую голову – в первую очередь «покупатель в первую голову Митюхину работу выхватывал»
Зубами поблестеть – заигрывать, улыбаться «у этой чаще всех заделье находилось перед окошком – зубами поблестеть, косой поиграть»
Не по губе – не по нраву «Барину, видать, это не по губе»
Подведение итогов. Команда, набравшая большее количество баллов, получает на память календарики с видами Урала
Учитель. Я хотела бы закончить словами писателя Е.Пермяк о П.П. Бажове «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала»
Список литературы:
1)Бажов П.П. Избранные произведения Т. 1 - 2. -М., 1964.
2)Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М., 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».
Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-138553-1579350423.jpg)
Виды сложных предложений. Обобщение. 5 класс (на материале сказов Бажова)
урок русского языка в 5 классе построен на межпредметной связи с курсом литературы, являясь частью комплексного изучения "Уральских сказов" Павла Бажова. Материал для языкового анализа взят из текстов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-138553-1579350423.jpg)
"Уральские сказы" Бажова. Цикл уроков литературы (4 урока)
Цикл уроков литературы по изучению сказов Бажова является частью комплексного изучения "Уральских сказов" на уроках русского языка и литературы.Цикл состоит из 3 основных уроков и 1 урока внеклассного...
Презентация по сказам Бажова
Презентация по сказам Бажова...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-796513-1465384498.jpg)
Иллюстрации к сказу Бажова "Серебряное копытце"
Данная презентация демонстрирует разнообразие художественных интепретаций сказа Бажова "Серебряное копытце"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-899906-1488288746.jpg)
Урок в 5 классе по сказу Бажова"Хозяйка Медной горы"
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597850-1424534405.jpg)
Урок литературы в 6 классе "Драгоценные сказы Бажова"
Урок знакомит с жизнью и творческим наследием Бажова; содержит материал для освоения жанровых особенностей сказа, изучения сборника "Малахитовая шкатулка", а также для подробного...