Викторина "Богатство земли уральской в сказах Бажова"
план-конспект занятия по краеведению (8 класс) на тему

Данный материал предназначен для работы с учащимися 8 классов, позволяет через творчество П.Бажова побудить интерес к родному краю, воспитывать патриотизм, гражданское самосознание учащихся, бережное отношение к малой родине. Учащиеся закрепляют знания по сказам П. Бажова. конкурс проводится в 6 туров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temp_viktorina_bogatstvo_zemli_uralskoy_v_skazah_bazhova.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина «Богатство земли уральской в сказах Бажова»

Цель: через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем, воспитывать патриотизм и гражданское самосознание  учащихся, бережное отношение к малой родине, закрепление учащихся о сказах Павла Петровича Бажова.


Задачи:
- через творчество П.П. Бажова дать дополнительные исторические  знания об Урале
- приобщать детей к культуре и истории родного края;
- формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

Форма проведения: викторина

Планируемый результат: мероприятие активизирует интерес учащихся к изучению творчества П.Бажова, к  накоплению краеведческих знаний, которые необходимы для формирования патриотизма и гражданского самосознания у учащихся.

Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография, знакомство со сказами, объяснение старинных слов, рассматривание иллюстраций и книг, формирование двух команд, выбор капитанов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книга П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», портрет П. П. Бажова, иллюстрации к сказам.

Сценарий мероприятия:

Учитель: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая Родина у каждого своя!

Наша с вами Малая родина- это Урал. Его в своих сказах воспевал и описывал великий уральский сказочник  Павел Петрович Бажов. Мы знаем, что он был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в различных городах. Он написал более 50 сказов, описывающих наш край. Многие из них мы с вами читали на уроках литературы. Проверим, насколько хорошо вы знакомы с его произведениями

1 тур «Назови героя» 

Учитель: Бажов в своих сказах с гордостью рассказывал о наших земляках, о рабочем мастерстве уральских мастеров, о народных умельцах. Вспомните и назовите героев сказов. Кто они по профессии? За правильный ответ команде начисляется 2 балла

-«Каменный цветок» (Данило-мастер, ремесло резчик по малахиту)

- «Иванко-Крылатко» (златоустовский Ивана Бушуева, гравера и резчика по металлу, чья знаменитая работа - крылатый конек, стала впоследствии гербом города Златоуста)

-«Чугунная бабушка» ( литейщик Василии Торокине из Касли, который сумел отлить из чугуна уникальную фигурку)

-«Медной горы хозяйка» (шахтер Степан)

- «Серебряное копытце» (охотник Кокованя)

-«Горный мастер» ( мастер по малахиту Данила) 

2 тур «Назови местность»

Учитель: ребята вам необходимо вспомнить, какие конкретные географические места нашего края описываются в сказе. За правильный ответ команде начисляется 2 балла

-«Надпись на камне» (село Воздвиженка)

-«Демидовские кафтаны» (озеро Иткуль Челябинской области)

-«Солнечный камень» (Ильменский заповедник).

-«Иванко-Крылатко» ( город Златоуст)

-«Чугунная бабушка» (город Касли)

-«Хозяйка Медной горы» (Красногорский рудник)

-«Серебрянное копытце»  (село Полдневая)

- «Дорогое имечко» (гора Азов)

-«Кошачьи уши»(речка Мочаловка)

-«Золотой волос» (река Камнека)

3 тур «Богатство Южного Урала»

Учитель: Наш края богат  различными минералами. В недрах Уральских гор есть и железные, медные руды, и хром, и никель, и кобальт, и цинк, и каменный уголь, и нефть, и золото, и драгоценные камни. Здесь обнаружено более 5 тыс. минералов и 15 тыс. месторождений. Назовите, в каких сказах Бажов описывал это богатство. За правильный ответ команде начисляется 2 балла

-И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает» Сказ«Медной горы хозяйка»

-«Мода была из камней ягоды делать … Черну, скажем, смородину из агату делали» «Хрупкая веточка»

-«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Хризолитами называются» Сказ «Серебряное копытце»

-«Зашел щегарь в ту комнату, обсказал, что надо, а приказчик сейчас же в рожок барину задудел: -Нашли-таки мы медные изумруды. Один верный человек расстарался. Надо его наградить, как следует» Сказ «Сочневы камешки»

-« Дедушка, ты слыхал про камень-асбест». «…в Итальянской земле…одна женщина…научилась из асбеста нитки прясть. «- На Шелковой горке это какой камень сзелена и мягкий. Если его поколотить, так он распушится, как куделя» Сказ «Шелковая горка»

- «Вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука, - с кольцом на пальце и в зарукавье, - и ставит прямо на станок Митюньке большую плитку змеевика» Сказ «Хрупкая веточка»

-«И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки - всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ём цветки медны» Сказ «Медной горы хозяйка»

- «Присадочный вар готовить – пыли не продохнешь, щебенку колотить – глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить – парами задушит» Сказ «Хрупкая веточка»

-«Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше все меньше да меньше и на нет сойдет» Сказ «Огневушка - поскакушка»

4 тур «Угадай сказ» 

Учитель: ребята вам необходимо ответить на вопрос по сказам Бажова. За правильный ответ команде начисляется 1 балл 

- В каких сказах П. П. Бажова встречается Хозяйка Медной горы? («Хрупкая веточка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»)

- Как по-другому называл П. П. Бажов Хозяйку Медной горы? (Малахитница)

- На какой горе дедушка Слышко сказы свои рассказывал? (На Думной горе)

-- Какое еще наследство получил Илюха? Из какого сказа? (Перышки. Зачитывается отрывок из сказа «Синюшкин колодец»)

-- Как звали того, от кого убегали? Как называется сказ? «Час в час пришел он за своей невестой. Вытащил ее косу из речки, намотал на себя, и побежали они бегом по лесу.» (Полоз. Зачитывается отрывок из сказа «Золотой волос»)

 -Кто и из какого сказа говорил? «Чаша мне покоя не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел»  (Данило-мастер, или Данилушко. Зачитывается отрывок из сказа «Каменный цветок»)

-Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа? («Огневушка-поскакушка»)

-Как звали деда в сказе «Серебряное копытце»? (Кокованя)

- «А по тем покосным лужкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. » Как они называются? (Хризолиты) 

5  тур «Узнай слово»

Учитель: в сказах Бажова отражена и сохранена не только история и природа старого Урала, но и своеобразный язык уральского рабочего люда. Вам необходимо пояснить слова из сказов Бажова, назвать в каких сказах они встречаются. За правильный ответ команде начисляется 2 балла

Палати – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко  в «Голубой змейке»

Балаган– это охотничья избушка, в которой жили Даренка и  Кокованя. «Серебряное копытце»

Вострошарая – большеглазая, озорная Таютка. «Таюткино зеркальце».

Приданое – имущество, выделяемое невесте её родителями и собранное ею самой для замужества. «Хозяйка медной горы».

Дорожный сок (соковина дорожная) – шлак «из простого змеевика да дорожного соку такая штука вышла; «То и удивительно, что из самого простого материалу: из змеевику да шлаку» «Хрупкая веточка»

Решето – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»

Орлец – поделочный камень родонит в тесном срастании с гранатом «Либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня» «Хрупкая веточка»

Малахит – Непрозрачный минерал ярко-зеленого цвета, ценный поделочный камень. «Малахитовая шкатулка»

Агат – Твердый слоистый минерал, разновидность халцедона. Черну смородину из агату делали «Малахитовая шкатулка»

Распиловка – процесс распиливания камней « кто на распиловке, кто на шлифовке стоял» «Хрупкая веточка»

Присадочный вар – крепление к металлу «Присадочный вар готовить – пыли не продохнешь» «Хрупкая веточка»

6  тур «Поясни фразеологизм»

Учитель: Сказ оживает только благодаря живому, меткому народному слову. Чтение сказов доставляет удовольствие. Лишенный яркого, сочного народного языка, он просто передает суть событий. А Бажов как раз много трудился над языком сказа: «Ищу слово мучительно долго над словом работаю работа у меня ювелирная».Вам необходимо пояснить фразеологизмы из сказов Бажова. За правильный ответ команде начисляется 1 балл

Гляди в оба – не зевай «не думай, а гляди в оба»

Настоящая точка – высшее мастерство «Пущай там дойдет до настоящей точки»

Стариком глядит - постарел «Данило уж вовсе стариком глядит»

Возами вози – много «такого материала возами возить»

В первую голову – в первую очередь «покупатель в первую голову Митюхину работу выхватывал»

Зубами поблестеть – заигрывать, улыбаться «у этой чаще всех заделье находилось перед окошком – зубами поблестеть, косой поиграть»

Не по губе – не по нраву «Барину, видать, это не по губе»

Подведение итогов. Команда, набравшая большее количество баллов, получает на память календарики с видами Урала

Учитель. Я хотела бы закончить словами писателя Е.Пермяк  о П.П. Бажове «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала»

Список литературы: 

1)Бажов П.П. Избранные произведения Т. 1 - 2. -М., 1964.

2)Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

Виды сложных предложений. Обобщение. 5 класс (на материале сказов Бажова)

урок русского языка в 5 классе построен на межпредметной связи с курсом литературы, являясь частью комплексного изучения "Уральских сказов" Павла Бажова. Материал для языкового анализа взят из текстов...

"Уральские сказы" Бажова. Цикл уроков литературы (4 урока)

Цикл уроков литературы по изучению сказов Бажова является частью комплексного изучения "Уральских сказов" на уроках русского языка и литературы.Цикл состоит из 3 основных уроков и 1 урока внеклассного...

Презентация по сказам Бажова

Презентация по сказам Бажова...

Иллюстрации к сказу Бажова "Серебряное копытце"

Данная презентация демонстрирует разнообразие художественных интепретаций сказа Бажова "Серебряное копытце"....

Урок в 5 классе по сказу Бажова"Хозяйка Медной горы"

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса....

Урок литературы в 6 классе "Драгоценные сказы Бажова"

Урок знакомит с жизнью и творческим наследием Бажова; содержит материал для освоения жанровых особенностей сказа,  изучения сборника "Малахитовая шкатулка", а также для подробного...