«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания»
статья по краеведению на тему

Уступкина Вера Юрьевна

Данный материал будет полезен для преодавтелей  духовного краеведения Подмосковья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания»                                                                                                                  

Краеведение учит людей любить не только свои                                                                                                              родные места, но и знания о них,                                                                                                                                           приучает интересоваться историей, искусством,                                                                                                          литературой, повышать свой культурный уровень.                                                                                                             Это самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачёв.  


                                                         Ведение.

   В одном из выступлений на встрече с представителями общественности по вопросам  патриотического и  нравственного  воспитания  президент                     В.В. Путин подчеркнул: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент - патриотизм. Патриотизм – это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и существованию сотен народов на территории России, это ответственность за свою страну, за своё будущее. Сама история России – настоящий патриотизм, который не имеет нечего общего с идеями расовой, национальной, религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственная ориентация закладываются в человеке в детстве и юности. Огромная роль отводится семье и обществу, образовательно – культурной политике всего государства.» [1].
    Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания и духовно - нравственных качеств личности.
     В настоящее время программы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего гражданина.
    Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе являются  занятия  по духовному  краеведению.
   Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.
   «Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки», - писал выдающийся педагог К.Д. Ушинский.
   Сегодня школа является не только образовательным учреждением, но и центром культурной жизни. Сотрудничество с органами власти, учреждениями культуры, религиозными организациями может обеспечить моральное развитие детей и взрослых. Это сотрудничество у нас оформлено в форме духовного  краеведения.
  Для достижения поставленных целей и задач используются  разные формы работы:

- знакомство с основами духовного краеведения;

-  работа с источниками;

-  участие в районных конкурсах исследовательских работ;                                                  -  совместная работа с краеведческими музеями района;

 - уроки духовного краеведения Подмосковья;                                                                          -  занятия внеурочной деятельности;

 - совместная работа  с благочинием Зарайского округа.  

   Духовное  краеведение является действенным фактором духовно-нравственного воспитания школьников.

    Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества. Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения.
1. Значение уроков духовного краеведения в духовно-нравственном воспитании.
  «
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…» - эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Человек не может полноценно развиваться, если не знает своего прошлого, не интересуется историей и культурой государства, в котором он живёт. В настоящее время происходит общее снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народа.
 Духовное Краеведение Подмосковья как учебный предмет содержит богатый материал для формирования духовно – нравственных  сторон личности учащихся. Этот предмет  вызывает у учащихся  эмоциональные отношения конкретным фактом, так как эмоции всегда связаны с оценочными суждениями, а через них с духовностью и нравственностью ученика.
 Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья»(Автор программы Шевченко Л.Л.) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
  В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
 Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/.  С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:

1.Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)

2.Нравственно-этическая культура христианства.

3.История религиозной культурной традиции России (образ жизни).

4.Письменные источники христианской православной культуры.

5.Религиозное искусство.

6.Традиционные религии мира.

7.Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

  Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.
 Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Поэтому духовное краеведение ставит следующие задачи:
– дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и её связи с историей родной земли;
– дать знания о христианской нравственной культуре: понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
– способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья»;

- воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования;
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
- утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе;
- восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи;
- освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними;
- воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры;
- уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры;
- укрепление  связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
 В зависимости от специфики используемого краеведческого материала роль эмоционального фактора может быть различной: от простого восприятия до сильного морального чувства. Воспитательный эффект уроков связан с рассмотрением природы, истории, населения и экономики своего края. Учащиеся сами обдумывают, составляют соответствующие мнения, высказывают их. Таким образом, идет формирование духовной культуры учащихся: собственный вывод, собственное мнение легче переходит в убеждение и вызывает более глубокие эмоции. Следовательно, формируется духовно-нравственное восприятие окружающей природы и общества, осознается роль личности и в мире и в пределах своей «малой родины».  
 Краеведческий материал на уроках помогает сделать важный вклад в воспитание и развитие подрастающего поколения. Важнейшая сторона краеведческого образования – это формирование этических ориентаций. Методом краеведения можно воздействовать на эмоции, чувства, переживания, нравственные принципы, формирования понятия чести, совести и поступка: например, при рассмотрении проблем, эпизодов из жизни наших земляков, которые оставили след на своей «малой родине», а также отдельных экологических и экономических вопросов.

2. Из опыта работы по Духовному краеведению Подмосковья.

   Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь этим путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот долог. Поэтому роль преподавателя  как «социального проводника» очень важна и ответственна.   Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие; организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» требует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать.
   Весьма своевременное введен в школах курс «Духовное краеведение Подмосковья», который предусматривают формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережное и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, помогают осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.
 В нашей  школе  восьмой год преподается предмет «Духовное краеведение Подмосковья».  Это предмет очень полюбили учащиеся. Мне, как учителю очень хочется, чтобы дети были счастливы. Можно стать великим математиком, биологом, врачом или выбрать другую профессию, но при этом быть глубоко несчастным человеком, духовно бедным. Уроки духовного краеведения в школе необходимы, здесь ребята учатся работать над своей душой.                                  
 В процессе изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» у учащихся расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.   Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей маме, отцу, своей семье, к своему жилищу, к своей школе. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - так писал замечательный человек, академик Д. Лихачёв.
   Когда речь идет о  духовном краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

 Первый уровень – получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

 Второй уровень  –  самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически приоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

 Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

  Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.
Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них  –  свой народ и страну. Как раз в этом большая роль принадлежит  духовному краеведению.
 Наиболее эффективным в духовно-нравственном воспитании подростков является привлечение их к активной совместной деятельности, к активному взаимодействию с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.
  В процессе изучения духовного краеведения большое внимание уделяется исследовательской работе, направленной на изучение духовных традиций родного края, сбору информации об исчезнувших  святынях. В результате этой работы учащиеся выступают в роле исследователей, где получают в результате этой деятельности опыт духовности. Переживая столкновение с жизненными трудностями, наши ученики, возможно, вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чего-то непоправимого, удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь.
  Участие в восстановительных работах при храмах   формирует у подрастающего поколения духовную сферу, приобщает к истории величия и значимости России. Наша школа тесно сотрудничает с   представителями Зарайского благочиния. Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие  ценности,  именно в этом и помогает нам такое сотрудничество.  
     Одно из направлений краеведческой работы нашей школы – изучение истории храмов Зарайского района В наших исследованиях изучались вопросы закрытия храмов в годы советской власти, репрессии священнослужителей, восстановление в 90-е годы. Это не мёртвые исторические факты, это судьбы людей.                                              
   Исследовательская деятельность по изучению переломных периодов отечественной истории дает возможность по другому взглянуть на события прошедших  лет.        В исследовательской работе «Никольский храм села Столпово», учащиеся не только узнали об истории уничтоженного храма, но и собрали материал о настоятеле храма, которой является одним из новомучеников нашего края.  
    В каждой из работ формировалась исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Формировалась и компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами; компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
  Так Л.С. Выготский говорил: «Содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением…».
   Мне очень хочется, чтобы мои ученики умели сострадать ближним, радоваться успехам других людей, соблюдать главные заповеди…, разбираться где истинные ценности, а где навязанные нашей молодежи «ложные». Некоторые  родители говорят, что в школе учатся дети разных вероисповеданий, но ведь любая вера учит быть добрым и порядочным человеком.
   На уроках звучат рассказы о доброте, честности, сострадании,  дети становятся богаче духовно. В курсе «Духовное краеведение Подмосковья» есть возможность  говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому.
   Кроме того, на уроках постоянно используется богатейший краеведческий материал, позволяющий узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.  
   Как отметил 26 января 2010 года митрополит  Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступая на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях с докладом о духовно-нравственном воспитании в системе образования Московской области «мы пришли к выводу, что духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не будет вовлечена семья».
    Мне как классному руководителю  приходится заниматься  духовно-нравственным просвещением не только со своими  обучающихся, но и с родителями. Включая в тематику родительских собраний беседы об известных семьях нашего Отечества. Мною разработана беседа на основе краеведческого материала «Знаменитые семьи Отечества. Семья Достоевских».                                                                                      
  Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших  детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку  «путеводную нить».
  Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

                                                                                                                                                                                               
                                                 Заключение.

     Использование средств краеведческой работы позволяет адаптировать детей к современной жизни, расширить духовно – нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений и возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности.
  Наблюдение за детьми в процессе обучения показали, что в результате работы отмечается их продвижение. Дети легко включаются в совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, ориентируются в новой обстановке. В результате усвоения систематизированных знаний у детей активно развиваются психические процессы: память стала более устойчивой, могут внимательно выслушать рассказ, внести исправления,  дополнить его, могут представить то, о чем рассказывает взрослый. Вопросы детей – показатель развития мышления, дети чаще задают вопросы, направленные на получение знаний. Повышается самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям, дети способны проявлять интерес к истории и судьбе родного края, воспитанию гражданами России. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность по приобщению учащихся  к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной во все времена, и эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания было и остается краеведение.  
 Важно отметить, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны, в самые сложные периоды отечественной истории, является средством духовного возрождения.
 Разумеется, говорить о результатах этой работы пока трудно.
 Во-первых, в ней должна быть определенная система, преемственность от начальной школы к старшему звену.  1 час, который выделяется на предмет в 8 классе, это, конечно, очень мало;
 Во-вторых, преподавать данный курс должны люди не просто прошедшие повышение квалификации, но еще и неравнодушные, внутренне готовые постигать вместе с детьми основы духовного краеведения.                                      
 В-третьих, необходима поддержка  всего педагогического коллектива. Классные руководители готовят экскурсии по родному краю, привлекают родителей, только вместе с ними мы сможем активно воздействовать на душу ребенка, формируя его внутренний мир, постигать вместе с детьми основы духовного краеведения.
 В-четвертых, поддержка местного благочиния.

    Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них  –  свой народ и страну. Как раз в этом большая роль принадлежит  духовному краеведению.


                                                       Литература.

1.  Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи http://www.kremlin.ru/news/16470./ Стенографический отчёт о встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. – Краснодар, 2012.

2.Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного
предмета. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

3.
 Учебник. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. М., 2015

4. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья.  Методическое пособие М., 2007.

                                                   

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

«Опыт о человеке» Достоевского в контексте духовно-нравственного воспитания

Многие давно говорят о том , что  произведения Достоевского  сложны, непонятны  современным школьникам.А как сформировать личность ответственную за себя и за то , что происходит в...

Патриотическое воспитание на уроках математики в контексте духовно-нравственного развития учащихся

Материал содержит текст и презентацию выступления на окружной педагогической конференции....

Материалы Международной научно-практической конференции «Национально-культурный компонент в контексте духовно-нравственного воспитания» г. Арск

Рассказать о своей работе очень непросто, особенно когда учишь сельских школьников литературе вот уже почти 25 лет. О чем сказать в первую очередь?  Чем поделиться с учителем-другом, работающим, ...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...