Главные вкладки

    Государственные символы России – флаг, гимн, герб
    план-конспект по краеведению на тему

    Пономарева Татьяна Александровна

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию у детей представлений о государственных символах. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_grazhdansko.docx23.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Областной конкурс методических материалов по патриотическому воспитанию «Гордимся Россией!»

    Номинация 4.3.5. Сценарии подготовки и проведения социально-значимых мероприятий по тематике Конкурса

    Название работы:

    Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию

    детей подготовительной группы на тему:

    «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

    Подготовила:

    Пономарева Татьяна Александровна, воспитатель

    Муниципального дошкольного образовательного учреждения

    детский сад общеразвивающего вида № 2 «Сказка»

    п. Некрасовское Ярославской области

    2014г.

    Пояснительная записка:

    Цель : формирование у детей представлений о государственных символах России – флаг, гимн, герб.

    Программное содержание: 

    1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.

    2. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе  и их отличительных особенностях.

    3. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.

    4. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

    5. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

    Предварительная работа: создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.

    Словарная работа:  россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

    Материал: карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра I; аудиозапись гимна РФ.

    В образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию на тему: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» участвуют дети подготовительной группы (6-7 лет).

     

    Сценарий  НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей

    в подготовительной группе
    «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

    Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).

    Скажи мне, как правильно землю назвать?

    Земля дорогая?

    Земля золотая?

    Нет, лучше сказать ей: «Родная!».

    Земля – наша милая, добрая мать!

    Так ласковей будет звучать и вернее

    Ведь всё, что мы любим,

    Всё создано ею –

    И горы, и реки,

    И лес, и цветы,

    И осень, и лето,

    И дождик и ты…

    Воспитатель:

    - Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?

    (Ответы детей).

    - А какие страны вы знаете?

    (Ответы детей).

    - Давайте вспомним жителей разных стран.

    Дидактическая игра: «Кто в какой стране живёт»

    Программное содержание: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

    Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

    Воспитатель задаёт вопрос, дети отвечают. Кто живёт в Америке? - Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

    - Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
    На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
    - Как называется столица нашего государства?
    (Ответы детей).
    В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
    Как зовут президента РФ?
    - каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
    - Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
    - У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
    Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест  с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
    Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
    Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
    Посмотрите на русский народный костюм.
    - Какие цвета видите?
    (Ответы детей).
    - И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
    - Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).
    - Что означает синий цвет флага? (верность и правду).
    - Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).
    - А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
    - Так какие же люди живут в России?
    (Ответы детей).
    - Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

     Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

    Программная задача: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

    Ход игры:

    На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

    Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

     Воспитатель: Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А еще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).
    - Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
    - Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
    - Чему посвящён гимн?
    (Предложения детей).
    - Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна (Под
    запись можно спеть часть гимна)
    - Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
    (Предложения детей).
    - Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
    - Кто изображён в самом центре?
    - Почему у него две головы?
    Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
    В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
    - Что на груди у орла? (щит).
    - Кто изображён на щите? (всадник на коне).
    - Какого цвета конь?
    - Какого цвета плащ у всадника?
    - Какого цвета щит?
    Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
    - Как зовут всадника?
    Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
    - Что в руках у Георгия Победоносца?
    - Зачем оно ему?
    Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
    - Чем всегда заканчиваются эти сказки?
    Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

     Дидактическая игра «Собери герб»

     Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).
    Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
    Наша группа – это тоже большая семья.
    Какие у нас дети? (Ответы детей).
    А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп д/с? (Предложения детей).
    Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие, и сразу определяет, какие дети у нас в группе.
    Дать домашнее задание: придумать эмблему группы и нарисовать эскиз.

     

     

    Используемая литература:

    1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб: «ООО Издательство « Детство - Пресс», 2013.

     2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.  – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

    3. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: «ООО Издательство « Детство - Пресс», 2014.

    4. Аудиозапись гимна РФ ,mp3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Флаг- государственный символ России"

    Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

    ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

    Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

    Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

    «Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

    Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

    Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....

    Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

    Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

    Государственные символы России - герб

    1. Что такое герб?2. Составные части герба3. Знаки и эмблемы Руси4. Печать 1497 года5. Российский герб в XVI – середине XIX в.6. Большой государственный герб Российской империи7. Государственные...

    Моя родина - Россия. Государственные символы России

    В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...