Выступление. "Дорога к храму"
статья по краеведению (9 класс) на тему

 «Но  нас ведет любовь и доброта .....дорогой к храму…»

                                                                                                                 (участие гимназистов в возрожденииправославных  храмов земли Коми)                                     

В течение многих лет нам посчастливилось участвовать в восстановлении православных святынь:   с 2011-2013 годы это  была Троицкая церковь в   с.Ертом Удорского района,  два последних года наши палатки раскрывали  свои крылья  при строящейся часовне св. Георгия Победоносца в д.Габово Усть – Куломского района.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Но  нас ведет любовь и доброта

Дорогой к храму…»

 (участие гимназистов в возрожденииправославных

 храмов земли Коми)

И пусть дорога эта не легка,

                                        Пусть ждут ухабы нас и ямы,

                                      Но  нас ведет любовь и доброта

                                Дорогой к храму, дорогой  к храму…

Разговор о наших летних  лагерях    так и хочется начать  простыми, но очень трогательными словами  песни,   сочинённой  самими ребятами. Сочинили прямо там, в лесу, у костра, гуляя по заливным лугам реки, а музыку  к ним написал  Александр Чувьюров. Представляете, у нашего лагеря есть своя песня!

Дмитрий Лихачёв отмечал, «что для того, чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для нравственной оседлости людей, мало только платонической любви к своей родине, любовь должна быть действенной».

Эти слова стали для нас, воспитанников  и педагогов «Гимназии искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова, настоящим девизом и доброй традицией. В течение многих лет нам посчастливилось участвовать в восстановлении православных святынь:   с 2011-2013 годы это  была Троицкая церковь в   с.Ертом Удорского района,  два последних года наши палатки раскрывали  свои крылья  при строящейся часовне св. Георгия Победоносца в д.Габово Усть – Куломского района.

     Жизнь лагеря   традиционно организуется  на пяти разных творческих площадках. Ребята   участвуют    в работе нескольких программ:

  1. Возрождение (участие в восстановлении или строительстве храма);
  2. Истоки (творческая литературная площадка, журналистика)
  3. Рукодельница (обучение   основным приемам ткачества поясов и изготовление кукол  как участниц лагеря, так  и   желающих  ребят и педагогов из местных жителей).  
  4. Искатели (полевая лаборатория по сбору фольклорного и этнографического материала среди старожилов).
  5.  Экологический туризм (водный поход по реке Вашка, если мы говорим о с.Ертом, и по реке Вочь, на берегу которой и стоит д.Габово. ).

Участники   программы  «Возрождение» трудились не покладая рук: будь - то разборка  кинобудки или пристройки  со стороны алтаря Троицкой церкви, или очистка фундамента храма от строительного мусора,   покраска ограды или  подготовка грунта и посадка кедров вокруг церкви. После первого же  летнего сезона 2011 года Троицкий  храм преобразился. «Он  словно освободился   от оков» -  заметила  Наташа Челпанова.

И действительно, он стал выше,  словно поднялся с колен… Представляется справедливым, что сегодня об истории церкви мы можем говорить не только в прошедшем времени, она творится и сегодня.  22 июня  2012 года после долгого  перерыва в Троицком храме отслужил литургию епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.

Лето 2014 мы встречали уже на реке Вочь, что в самых верховьях Вычегды. Деревня Габово. Настоящая глубинка. Почти граница с коми – пермяками.  Два года участвовали в строительстве памятника - часовни   Св. Георгию Победоносцу, покровителю защитников Отечества. В этой малой деревне не было мемориала в честь воинов, павших на фронтах Великой отечественной,  ушло на фронт – 24 солдата, а вернулось – только 7.    Уточняли списки, писали детям и внукам фронтовиков, уже давно разлетевшимся   по  разным городам и весям… Искали деньги.   А с 20 по 30 июня – работали на расчистке территории, убирали землю, строили опалубку, заливали фундамент, разгребали помойки…

Одним из самых трогательных моментов лагеря – встреча маковки для часовни . Она сияла на солнце. На душе тоже было радостно .  

В деревенском доме  бабушки   учили  наших девчонок  топить русскую печку, печь  традиционные чёрные коми шаньги…

Мы работали на храме и отдыхали, ходили купаться, боролись с дождем и даже ураганом, разговаривали с бабушками на их родном коми языке , ткали пояса, водили хороводы… Мы строили храм в д. Габово и в своей сердце .

6 мая 2015 года свершилось настоящее чудо. Накануне  70-летия Великой Победы, о.Александр Антонов освятил часовню. Столько народу в Габово не видели уже очень давно…

Хочется задать вопросы .

В чем же глубинный смысл наших проектов? Отвечают ли они  целям и задачам  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Способствуют ли   «воспитанию  высоконравственного … человека, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого  в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»? 

Удается ли нам помочь,  сориентировать     молодого  человека, только вступающего   в  жизнь в условиях современного    (так  активно наступающего на нас,  пресловутого  потребительского) общества.

 Помогаем ли мы ему « взращивать в своём сердце дободетели» ?

Наши проекты – это одна из попыток сохранить и донести до ребят   истинные ценности, такие как честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»4. Все они известны нам как базовые национальные ценности( не произношу.) Это ли не святооческие традиции, завещанные нам предками?

СЛАЙД

Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству)

Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

 Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

Традиционные российские религии (системные культурологические представления);

Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, Земля);

Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Мы считаем, что именно летом,  во время каникул  мы имеем уникальную возможность  организации специальной этнокультурной образовательной и воспитательной  среды, окунаясь в которую  ребёнок  становиться частью  её, путешествует в реальном  историко - культурном пространстве, общается с настоящими носителями  традиционной культуры, может  участвовать в настоящем деле  восстановления порушенных храмов, осознаёт ответственность перед поколениями предков,   чувствует себя  звеном в этой  цепочке.

Лагеря  становятся  удивительным благодатным местом,  где собираются  единомышленники, люди близкие по духу, и не важна  разница в возрасте, в статусе, в образовании, ведь все мы, и  дети, и учителя, и священнослужители,  и представители творческой интеллигенции: поэты,  ученые, журналисты,  все, кому не безразлична судьба   нашей Родины, вместе   работаем  на восстановлении или строительстве храма.

Рождается  своеобразная межпоколенная общность, где дети и их наставники объединены идеей служения Отечеству, или, как сказал один из участников лагеря объединены

делом «воссоздания красоты».

       Ещё один важный   вопрос, о котором нельзя умолчать – вопрос ответственности  за прошлое своей страны, не только за её Победы, но и за её поражения ,трудности, трагедии… Рушили храмы - наши  деды и   прадеды наших учеников. И то, что нам досталось их восстанавливать,  воспринимается нами и как покаяние за грехи предков, и как радость обновления, преображения, которую испытывает каждых прихожанин  на Светлую Пасху.

Приведём выдержку из сочинения воспитанницы гимназии,  которая трижды участвовала в работе  лагеря, Челпановой Натальи:

«Участие в «живом» деле возрождения церкви помогает мне  стать добрее,  ответственнее относиться к истории  нашей родины,  давать оценку событиям прошедшего времени и   найти свое место в современном обществе. Мне кажется,  это один из важных шагов подготовки к жизни»

Каждый вечер, собравшись у костра, мы делились впечатлениями о прожитом дне. Что изменилось в нашем сердце, в нашей душе. И дети, и взрослые, становились иными, чище, лучше…

Вот слова Насти Зиновьевой: «Для меня, юной жительницы села Ёртом, проект «Дорога к храму» наполнен надеждой. Надеждой на то, что в моём родном селе возродится церковь. Я не раз бывала в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга, но никакой, пусть даже самый величественный и торжественный храм, не заменит тепла маленькой деревенской церквушки в селе, где ты родился, где ты всегда нужен, где тебя ждут со всеми твоими радостями и проблемами».

А вот ещё.

 «Крашу ограду, а на душе – будто картину пишу!» (Строганов Влад);  

«Человек обязательно должен творить. Когда человек творит, он подобен Богу»(Уляшев О.И.). 

Это высказывание возвращает нас  к глубинному пониманию   русского слова  «образование», которое происходит от слова «образ», образ Божий, образец.   Следование образцу,  воспитание человека по образу святости – это ли не достойная цель, способная объединить и школу, и церковь, и культуру и науку?

     Мы очень надеемся, что наши  воспитанники, будут идти в жизнь    по пути   сохранения  традиций  и  высоких духовных идеалов нашего Отечества, ведь, к  чему дорога, если она не ведет к Храму?

              слайд 1        «Но  нас ведет любовь и доброта

Дорогой к храму…»

 (участие гимназистов в возрождении православных храмов земли Коми)

                  слайд 2

И пусть дорога эта не легка,

Пусть ждут ухабы нас и ямы,

Но  нас ведет любовь и доброта

Дорогой к храму, дорогой  к храму…

Разговор о наших летних  лагерях    так и хочется начать  простыми, но очень трогательными словами  песни,   сочинённой  самими ребятами. Сочинили прямо там, в лесу, у костра, гуляя по заливным лугам реки, а музыку  к ним написал  Александр Чувьюров. Представляете, у нашего лагеря есть своя песня!

слайд 3

Дмитрий Лихачёв отмечал, «что для того, чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для нравственной оседлости людей, мало только платонической любви к своей родине, любовь должна быть действенной». 

Эти слова стали для нас, воспитанников  и педагогов «Гимназии искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова, настоящим девизом и доброй традицией. В течение многих лет нам посчастливилось участвовать в восстановлении православных святынь: слайд 4  с 2011-2013 годы это  была Троицкая церковь в   с.Ертом Удорского района,  два последних года наши палатки раскрывали  свои крылья  при строящейся часовне св. Георгия Победоносца в д.Габово Усть – Куломского района.

        

Жизнь лагеря   традиционно организуется  на пяти разных творческих площадках. Ребята   участвуют    в работе нескольких программ:

слайд 5

1.Возрождение (участие в восстановлении или строительстве храма);

   слайд 6

2.Истоки (творческая литературная площадка, журналистика)

   слайд 7

3.Рукодельница (обучение   основным приемам ткачества поясов  как участниц лагеря, так  и   желающих  ребят и педагогов из местных жителей).

    слайд  8

  1. Искатели (полевая лаборатория по сбору фольклорного и этнографического материала среди старожилов).

слайд 9

  1.  Экологический туризм (водный поход по реке Вашка, если мы говорим о с.Ертом, и по реке Вочь, на берегу которой и стоит д.Габово

слайд 10 Участники   программы  «Возрождение» трудились не покладая рук: будь - то разборка  кинобудки или пристройки  со стороны алтаря Троицкой церкви, или очистка фундамента храма от строительного мусора, слайд 11   покраска ограды или  слайд 12 подготовка грунта и посадка кедров вокруг церкви. После первого же  летнего сезона 2011 года Троицкий  храм преобразился. «Он  словно освободился   от оков» -  заметила  Наташа Челпанова.

И действительно, он стал выше,  словно поднялся с колен…

слайд 13. Представляется справедливым, что сегодня об истории церкви мы можем говорить не только в прошедшем времени, она творится и сегодня.  22 июня  2012 года после долгого  перерыва в Троицком храме отслужил литургию епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.

слайд 14 Лето 2014 мы встречали уже на реке Вочь, что в самых верховьях Вычегды. Деревня Габово. Настоящая глубинка. Почти граница с коми – пермяками. слайд 15. Два года участвовали в строительстве памятника - часовни   Св. Георгию Победоносцу, покровителю защитников Отечества. В этой малой деревне не было мемориала в честь воинов, павших на фронтах Великой отечественной,  ушло на фронт – 24 солдата, а вернулось – только 7.    Уточняли списки, писали детям и внукам фронтовиков, уже давно разлетевшимся   по  разным городам и весям… Искали деньги.                  слайд 16.  А с 20 по 30 июня – работали на расчистке территории, убирали землю, строили опалубку, заливали фундамент, разгребали помойки…

слайд 17. Одним из самых трогательных моментов лагеря – встреча маковки для часовни . Она сияла на солнце.И на душе тоже было радостно.  

В деревенском доме  бабушки   учили  наших девчонок  топить русскую печку, печь  традиционные чёрные коми шаньги…

    слайд 18.Мы работали на храме и отдыхали, ходили купаться, боролись с дождем и даже ураганом, слайд 19. разговаривали с бабушками на их родном коми языке , ткали пояса, водили хороводы… слайд 20. Мы строили храм в

 д. Габово и в своей сердце.

    слайд 21.6 мая 2015 года свершилось настоящее чудо. Накануне  70-летия Великой Победы, о.Александр Антонов освятил часовню. Столько народу в Габово не видели уже очень давно…

           Хочется задать вопросы .

В чем же глубинный смысл наших проектов?

Отвечают ли они  целям и задачам  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Удается ли нам помочь,  сориентировать     молодого  человека, только вступающего   в  жизнь в условиях современного    (так  активно наступающего на нас,  пресловутого  потребительского) общества. Помогаем ли мы ему « взращивать в своём сердце дободетели» ?

слайд 22. Наши проекты – это одна из попыток сохранить и донести до ребят   истинные ценности, такие как честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»4. Все они известны нам как базовые национальные ценности( не произношу.) Это ли не святооческие традиции, завещанные нам предками?

СЛАЙД

Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству)

Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

 Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

Традиционные российские религии (системные культурологические представления);

Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, Земля);

Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

   слайд 23. Мы считаем, что именно летом,  во время каникул  мы имеем уникальную возможность  организации специальной этнокультурной образовательной и воспитательной  среды, окунаясь в которую  ребёнок  становиться частью  её, путешествует в реальном  историко - культурном пространстве, общается с настоящими носителями  традиционной культуры, слайд 24 .может  участвовать в настоящем деле  восстановления порушенных храмов, осознаёт ответственность перед поколениями предков,   чувствует себя  звеном в этой  цепочке.

слайд 25. Лагеря  становятся  удивительным благодатным местом,  где собираются  единомышленники, люди близкие по духу, и не важна  разница в возрасте, в статусе, в образовании, ведь все мы, и  дети, и учителя, и священнослужители,  и представители творческой интеллигенции: поэты,  ученые, журналисты,  все, кому не безразлична судьба   нашей Родины, вместе   работаем  на восстановлении или строительстве храма.

Рождается  своеобразная межпоколенная общность, где дети и их наставники объединены идеей служения Отечеству, или, как сказал один из участников лагеря объединены

делом «воссоздания красоты».

       Ещё один важный   вопрос, о котором нельзя умолчать – вопрос ответственности  за прошлое своей страны, не только за её Победы, но и за её поражения ,трудности, трагедии… Рушили храмы - наши  деды и   прадеды наших учеников. слайд 26. И то, что нам досталось их восстанавливать,  воспринимается нами и как покаяние за грехи предков, и как радость обновления, преображения, которую испытывает каждых прихожанин  на Светлую Пасху.

Приведём выдержку из сочинения воспитанницы гимназии,  которая трижды участвовала в работе  лагеря, Челпановой Натальи:

«Участие в «живом» деле возрождения церкви помогает мне  стать добрее,  ответственнее относиться к истории  нашей родины,  давать оценку событиям прошедшего времени и   найти свое место в современном обществе. Мне кажется,  это один из важных шагов подготовки к жизни»

слайд 27. Каждый вечер, собравшись у костра, мы делились впечатлениями о прожитом дне. Что изменилось в нашем сердце, в нашей душе. И дети, и взрослые, становились иными, чище, лучше… слайд 28. Вот слова Насти Зиновьевой: «Для меня, юной жительницы села Ёртом, проект «Дорога к храму» наполнен надеждой. Надеждой на то, что в моём родном селе возродится церковь. Я не раз бывала в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга, но никакой, пусть даже самый величественный и торжественный храм, не заменит тепла маленькой деревенской церквушки в селе, где ты родился, где ты всегда нужен, где тебя ждут со всеми твоими радостями и проблемами».

А вот ещё.

«Крашу ограду, а на душе – будто картину пишу!» (Строганов Влад);  

«Человек обязательно должен творить. Когда человек творит, он подобен Богу»(Уляшев О.И.). 

Это высказывание возвращает нас  к глубинному пониманию   русского слова  «образование», которое происходит от слова «образ», образ Божий, образец.   Следование образцу,  воспитание человека по образу святости – это ли не достойная цель, способная объединить и школу, и церковь, и культуру и науку?

     Мы очень надеемся, что наши  воспитанники, будут идти в жизнь    по пути   сохранения  традиций  и  высоких духовных идеалов нашего Отечества, ведь, к  чему дорога, если она не ведет к Храму?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д ень белых журавлей (акция как форма духовно –нравственного воспитания) ФОТОГРАФИЯ У частие гимназистов в традиционной республиканской акции «День белых журавлей» 22 октября 2014 год

Слайд 2

Базовые национальные ценности: Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Традиционные российские религии (системные культурологические представления); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, Земля); Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Слайд 3

Базовые ценности Наши педагогические пр иоритеты Патриотизм Любовь к России, к своему народу, к своей Малой родине: осознанное принятие традиций духовной жизни родного села, города, района, республики ( этнокультурное воспитание); Подвиг народа в Великой Отечественной войне: формирование чувства гордости за Великую Победу; изучение фронтовых судеб своих прадедов, осознание вклада своей семьи в общее дело Победы; увековечение памяти о павших бойцах, участие в Вахтах Памяти и т.д. Семья почитание родителей, продолжение традиций семьи; ценность супружеской верности; воспитание добродетелей, забота о старших и младших и т.д. Традиционные российские религии С вятоотеческие традиции русской Православной церкви: честность, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность; «упражнение в доброделании », чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте; самоуглубление и самопознание с целью постепенного изменения себя в лучшую сторону.

Слайд 4

«Изюминки» системы духовно –нравственного воспитания группы Воспитательские часы: Занятия с элементами сказкотерапии : «Красота благородства », « Величие души», « Когда гордость украшает», «Законы доброты», «Бескорыстная дружба». Работа с притчами: «В чем смысл жизни человека», «Проблема человеческого счастья », «Гвоздь» и другие. Беседа «Прославление образа матери через ознакомление с образом на иконах и картинах» (ко Дню матери)

Слайд 5

«Изюминки» системы духовно –нравственного воспитания группы Акции: «Скажи добрые слова», «Маме с любовью» (поздравительные открытки), «Моя семья – мое богатство » «Живая открытка »( Рождественское поздравление архиепископа Питирима) «Широкая масленица » Ф отоконкурс «Прекрасное в нас и вокруг нас ». день Героев России – 9 декабря, митинг у мемориальной доски В.В.Чабанову , военному хирургу 28 Невельской Краснознаменной дивизии, распространение « фронтовых конвертов» с биографией солдата и др.) Встречи с интересными людьми, в том числе со священниками: Встреча с Валерием Локачевым из Оренбурга, священником – бардом . Встреча с отцом Максимом ( Сырачёв ), тема «Чистота слова». Просмотр фильмов на духовно – нравственные темы с дальнейшим обсуждением: Фестиваль православного кино «Лучезарный ангел » и другие.

Слайд 6

Учебные годы, выпуск Проекты 2008-2011 г.г . 2011-2015 г.г . 2015-2017 г.г . Отряд «Наследие» 4 чел 11чел 14 чел. Вахта Памяти 4 чел. 7 чел 3 выпускника Дмитровские чтения 7 чел. 7 чел. 8 чел. Дорога к Храму - 12 чел День Белых журавлей 4 чел. 12 чел 14 чел Результативность участия в проектах духовно – нравственной направленности (на количественном уровне) Вывод: стабильно высокий уровень мотивации участия воспитанников групп в мероприяти ях, проектах, акциях духовно-нравственной направленности.

Слайд 7

Динамика личностного роста воспитанников Общая динамика личностного роста воспитанников ( Методика Григорьева Д., Степанова П., Степановой И. «Личностный рост» )

Слайд 8

22 октября –День белых журавлей Этот памятный день известен не только по всей России, но и далеко за её пределами. Он посвящен памяти солдат, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны, и захороненных в братских могилах.

Слайд 9

Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Р.Гамзатов Они до сей поры с времён тех давних, Летят и подают нам голоса…

Слайд 10

Ребята! На крыле журавлика напишите слова благодарности солдату, павшему в бою. Вручите своего журавлика родственникам воина.

Слайд 11

Моделирование (5 мин) Коллеги, предлагаю разделиться на 2 группы! Задание для микрогруппы : В течение 2-3 минут подумайте и предложите ваши варианты использования символа в процессе духовно – нравственного воспитания детей . Примеры изготовления и вручения символа духовно-нравственной культуры: Символ в технологии оригами; Символ-поделка; Символ «послание» и др. Ответьте на вопросы: -К какому празднику или событию приурочено изготовление/вручение символа? Какой посыл несет в себе данный символ?

Слайд 12

Рефлексия Обратной связью моего мастер-класса станет выбор журавлика определенного цвета: Красный – М-К нашел эмоциональный положительный отклик; Желтый - остались вопросы и сомнения; Серый – безразличие. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма».

Урок – изучения нового материала по духовному краеведению Подмосковья...

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...

Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».

В основу подготовки экскурсии  положены педагогические  принципы: взаимосвязь обучения и воспитания,  последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...