Духовные истоки. 4 класс. Для учителя.
методическая разработка по краеведению на тему


Предварительный просмотр:

Казачий свадебный обряд.

Ведущий:  Одним из самых ярких и праздничных обрядов был свадебный обряд. Свадьбы  праздновали, как правило, осенью, после уборки урожая, когда  казаки освобождались после полевых работ. Невесту  и жениха, как правило, выбирали родители. Обряду сватовства предшествовали смотрины невесты. Жених отправлялся в дом  к родителям невесты с одним или двумя старшими родственниками.

Отец жениха:  -Здорово дневали!

Мать жениха : - Мир Вашему дому!

 1 сваха: - Мы люди чужестранные, приехали из дальней стороны,

                  проехали 3 царства. Ехали, куда путь лежит, куда зверь бежит, куда

                  птица летит.

: 2 сваха:- А едучи мимо вашего двора нечаянно увидели  след не

                                        то  куницы, не то красной девицы.

Отец жениха: - А вот есть у нас ещё сокол « Всему делу   голова»!

Отец невесты: - Покажите нам этого ясного сокола!

( Выходит жених, кланяется на 4 стороны ).

 Мать невесты: - Чей же ты будешь, ясный сокол?  Из какой станицы ?

 Жених:- Вольный казак, из  донской станицы.

Отец невесты: -Ты пройдись по горнице, покажи нам выправку казачью!

Отец жениха:- Ну, люди добрые, показали мы своего молодца- охотничка, покажите  и вы нам свою горлицу сизокрылую.

(Выходит невеста, кланяется на 4 стороны).

Ведущий:  После смотрин шло сватовство. Со стороны жениха присылались

                    сваты.  Сваты начинали дело просто:

: 2 сваха: - Алексей Мелехов, Пантелея

                                          сын, хочет вступить с вами в родство.

                                          Люб ли тебе, девица, наш ясен - сокол ?

 Отец жениха:

-Невестушка наша Настюшка,

 Рукодельница,  да красавица,

 Круглолицая, да румяная,

Мать жениха :  Лебедь белая, сиза горлица.

                              Встречай, милая, ясна - сокола.

    Ведущий:  - Если  гостям отвечали благодарностью за доброе имя невесты,

                 но при этом отговаривались, что не могут выдать её  по неимению  

                   всего нужного для свадьбы, то это означало  отказ.

                      В случае же согласия, отец невесты просил время подумать, посоветоваться с роднёй, и назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом.

    В  назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты, вынимали из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью, и клали на стол, говоря хозяевам:

2 сваха - Отец и мать Алексея  кланяются и просят принять  

                                           хлеб- соль.

 Ведущий:  - Хозяева в ответ целовали гостинец, говоря:

Родители невесты:-

Мать:- Дай бог!( с земным поклоном)

Отец: В добрый час!  

Ведущий:  Отец подавал сватам руку, обернув её полой кафтана. Подать или  взять руку, не завернув её в подол платья, считалось дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что голая рука является символом бедности.

 В этот  же вечер производилось рукобитьё. Жених с отцом , матерью  и родственниками приходил в дом своей суженой, где собирались её ближайшие родственники. Родители в знак союза давали друг другу руки. По приказанию матери, невеста выходила в центр зала, кланялись на все 4 стороны и становилась около жениха.

( Мать жениха :     - Люба ли тебе невеста?

Жених: Люба! 

 

: 2 сваха:- Согласен ли ты , Алексей, стать мужем Насти ?

Жених: - Из воли родительской не выхожу!

: 2 сваха:-  А ты , Настя, согласна стать женой Алексея?

 Невеста:- Из воли родительской не выхожу!

 

Ведущий:  Мать жениха соединяла их руки со словами:

 Мать жениха :  - Вот  тебе – жених, а тебе, мой сын, невеста.

Ведущий:  Далее происходило само рукобитье. Первой руку на стол клала мать

                   невесты, на её руку- отец невесты, на его руку- мать жениха, потом-

                     отец жениха, говоря:

Отец жениха: - Быть девке за парнем! Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить штраф.

Ведущий:  За бесчестье устанавливалась определённая сумма для жениха и для невесты по соглашению родителей.

Вечер завершался угощением. На Дону рукобитье означало то же , что и в Российских губерниях- помолвка.

Далее следовал обряд сговора, который был торжественнее рукобитья.  Гости собирались в доме невесты, жениха и невесту ставили посреди  зала, они обменивались подарками. Девушка обычно дарила вещи собственного изготовления. Молодёжь начинала играть в игры и танцевать.

Песня « Пчелочка златая»

 

 Пчёлочка златая, что же ты жужжишь? ( 2 р.)

Жаль, жаль, жалко мне , что же ты жужжишь? (2 р)

Как у нашей Насти русая коса ( 2 р)

Жаль, жаль, жалко мне, русая коса (2р)

Лента голубая ниже пояса (2р)Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса (2р)

Стихи на вступление:

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора.

Широкий Дон, простор гонимый

Низовым ветром до утра!

Вокруг простор степи бескрайний,

Весь зеленеющий в цветах,

И аромат необычайный

В глубоких тает небесах.

Я ль променяю степь родную,

Гордыню рыцарей- дедов

На мир иной, на жизнь другую,

На роскошь модных городов?

Все мои предки- казаки,

Они врагов изрядно били!

Пахали, сеяли , косили,

 А между  первым делом были и спеть, и выпить мастаки!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Красота кубанского костюма (эскиз).

Цель урока: Знакомство с особенностями кубанского костюма, с традициями кубанского народа; формирование графических умений, связанных с приёмами декоративной работы.

Воспитательная задача: Растить патриотов родной земли, формировать художественный вкус учащихся, углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Оборудование: Компьютер, проектор

Материалы: Бумага, краски, кисти, баночка для воды.

Музыкальный ряд: видеозапись песен Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Зрительный ряд: презентация «кубанский костюм» Таблица с построением фигуры казака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Беседа об особенностях кубанского костюма.

Казак ехал за Кубань,
Приубрался – выйди, глянь!
Сам он бравый,
Конь буланый, -
Хоть куда казак!

Его жинка молода
Отворяла ворота
Рядом ставши,
Повод взявши, -
Крепко обняла.

Набил люльку тютюном,
На коня взлетел вьюном:
Пыль степная
Понеслась-
Поскакал казак.

В стихотворении Ивана Вараввы нарисована бытовая сценка из жизни кубанского народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит, что он «приубрался» перед очередной вылазкой за Кубань. Давайте попробуем представить себе, как он был одет. Обратимся к таблице.

Материал для беседы

История кубанского казачьего войска

Кубанское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Запорожская Сечь пала в 1775 г. Одни казаки ушли за Дунай, в турецкие владения, другие остались, но и их судьба сложилась по- разному. Земли, принадлежавшие запорожцам, были заняты Россией, казаки же обратились в народ гонимый. Часть казаков приняли присягу на верность России, началось формирование Запорожского войска, через год оно получило наименование Черноморского войска. В 1792 году императрица Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли по правой стороне Кубани, чтобы обеспечить защиту границ России.

http://festival.1september.ru/articles/531475/img1.jpg

Рисунок 1. Костюм казака и казачки.

http://festival.1september.ru/articles/531475/img2.jpg

Рисунок 2. Казачья семья. (Фото из архива)

История казачьего костюма

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 г. утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков – шаровары и куртка из грубого сукна.

Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 г. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 г. кубанского казачьего войска. Комплекс мужской казачьей одежды состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, а зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

Описание мужского казачьего костюма

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.

Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.

В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки.

Описание женского казачьего костюма

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.

IV. По таблице вспоминаем построение человека.

  1. Цвет костюма.
  2. Особенности костюма.

V. Самостоятельная работа учащихся.

VI. Завершение урока, анализ работ.



Предварительный просмотр:

Урок кубановедения «Уклад кубанской семьи»

  1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята, сегодня урок кубановедения проведу я. Меня зовут _______________________.Присаживайтесь. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдет речь.

             Любили казаки свой край

             И превратили его в рай.

             Пахали, строили, служили.

             Обычаи и веру сохранили. (О казаках и о том, чем они занимались)

- Молодцы, все вы правы.

  1. Повторение пройденного материала.

А теперь давайте вспомним пройденный материал. Как называется жильё казака? (Хата)

- На какие две половины делилась хата? (На комнаты)

- Как назывались эти комнаты? («Малая хата» или «кухня» и «великая хата»)

- Что находилось в «малой хате»? (Печь, длинные деревянные лавки, небольшой стол)

- Для чего служила «великая хата»? (Для принятия гостей)

- Опишите как выглядела «великая хата»? (Там стояла добротная мебель для посуды и одежды, кованные и деревянные сундуки, на стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами-«рушниками» семейные фотографии и изображения святых)

- Как должны были повести себя гости войдя в хозяйский дом? (Крестились перед иконой)

- Как встречали хозяева гостей? (С хлебом и солью)

- Какими блюдами угощали гостей? (Блинами, пирожками с кабаком, фасолью, пирогами с капустой, яблоками)

3. Физминутка.

- Вы отлично усвоили прошлый урок. Давайте немножко отдохнём. И скажем ещё раз друг другу добрый день.

4. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете отгадав ключевые слова зашифрованные в ребусе. (Уклад семьи)

- Да, мы сегодня будем говорить не просто об укладе семьи, а об укладе кубанской семьи.

- Что же такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово? (Мнения учащихся)

- Раньше семьей были все те, кто садился за один общий стол. А сейчас семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети).

- А как вы понимаете фразу «уклад семьи»? (Уклад - установившийся порядок, сложившийся в семье)

- На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей. Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общий посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения. Казачьи семьи были православными. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь.

- А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье. (Ответы учащихся)

- Замечательно.

- Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском языке.

Принысы из крыныцы воды.

Закрый хвирточку.

Побань рукы и сидай вэчерять.

Лягай спочивать.

- Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения? (Нет)

Давайте попробуем перевести каждую фразу на сегодняшний язык. (Перевод)

- Отлично справились.

5. Физминутка для глаз.

- Дальше нам с вами предстоит выполнить интересную работу, при которой нужно быть очень внимательными. Нашим глазкам нужно дать отдохнуть и выполнить упражнения для глаз. Внимательно посмотрите на доску, не поворачивая головы, только глазками следите за движущимися предметами.

6. Закрепление.

- Ребята, обратите внимание, что вы сидите ни как всегда. Вы распределены на 3 группы. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей за одним столом, представить себя членами одной дружной, крупкой, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой? (Ответы детей) – Как нужно общаться в семье?

Правила работы в группе:
1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

- Каждой семье предстоит выполнить часть одной большой проектной работы, но чтобы дело спорилось и ладилось в семье нужно не забывать о том, что вы сказали только что. Эти правила вам помогут справить с заданиями.

- Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.

- Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей матери и подобрать к картинкам описание.

- Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей отца и подобрать к картинкам описание.

- Всем понятно задание? Можете приступать.

(Учащиеся выполняют задание)

-А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ)

- У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект? (Уклад кубанской семьи)

- О чем мы еще не упомянули в нашем проекте? (Об уважении к бабушкам и дедушкам)

Утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось утро в кубанской семье? (С посещения церкви)

А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день.

- Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы.

- У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.

- На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.

- Ребята я очень благодарна за отличную работу, каждый привнес частичку своего труда создания нашего проекта.

- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу, на сколько вы справились на уроке. Возьмите листочки и обведите ту оценку, которую вы себе поставили бы. А теперь сдайте мне свои листочки, чтобы и я также оценила вашу работу на уроке.

- Собрав листочки, мне бы хотелось сразу объявить оценку за работу каждому из вас. Вы молодцы. Мне очень хотелось бы поставить вам за работу оценку 5. Надеюсь наши оценку совпадут. Листочки с обведённой мною оценкой я отдам вашему учителю.

- Ребята, урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возвращение к духовным истокам

Презентация поможет более глубокому пониманию духовности при изучении лирики Заболоцкого Н, Н.Рубцова...

Конспект урока 5 класс Духовные истоки.

Конспект урока к разделу "Духовные истоки Кубани" 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...