Классный час "Имя Кубани"
план-конспект занятия по краеведению (10 класс) на тему

Мамедов Сергей Александрович

Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

Задачи классного часа:

• формирование системы социальных ориентиров, которая позволит школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор;

• воспитание ответственного отношения к сохранению исторической памяти семьи, малой Родины.

Форма классного часа: занятие проходит в режиме проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_imya_kubani.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Единого Всекубанского классного часа

«Имя Кубани»

1 сентября 2016 года.

(10 класс)

Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

Задачи классного часа:

• формирование системы социальных ориентиров, которая позволит школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор;

• воспитание ответственного отношения к сохранению исторической памяти семьи, малой Родины.

Форма классного часа: занятие проходит в режиме проектной технологии.

Компетентности классного часа:

  1. выработать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно получить;
  2. сформировать умение проводить аналитическое исследование, передавать и презентовать его результаты;
  3. выработать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.

Оборудование:

__ пакеты документов для каждой группы;

__ три ватмана, оформленных в виде кадров кинопленки, фломастеры, ножницы, клей, скотч;

__ карты Краснодарского края, Тимашевского района, станицы Роговской.

Практическая значимость  классного часа: составленный  продукт – школьные проекты в виде кинопленки, будет использоваться на уроках и во внеурочной деятельности по кубановедению, в  школьном музее.

Класс необходимо разделить  на 3 группы по 6 человек. Для каждой группы  разработан пакет документов, с помощью которого группа составляет в течение классного часа  проект по заданной теме.

Первая группа работает над проектом «Значимые имена кубанского региона», вторая составляет демонстрационный ряд «Имена Тимашевской земли».

Школьники проводят самостоятельный отбор необходимой информации для своего проекта, вырезают и наклеивают на ватманы иллюстрации, оформляют заголовки своих проектов (в соответствии с названиями блоков классного часа), готовят публичную защиту. Учащиеся осмысливают полученные данные, обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом.

Время выступления представителей от каждой групп при защите проектов – 2-3 минуты.

Основные требования к представленным проектам:

__четкость и доступность изложения материала;

__соответствие темы работы ее содержанию;

__актуальность работы;

__наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

__оформление проекта;

__культура выступления на защите проекта.

На классном часе присутствует почетный гость – Мирошник Владимир Иванович, Почетный работник агропромышленного комплекса России.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент. Разбивка класса на рабочие «съемочные» группы.
  2. Проведение викторины «Российское кино на ниве Кубани».
  3. Учитель организует работу групп с различными источниками, погружая учащихся в проблематику классного часа: десятиклассники в рамках проведения Единого Всекубанского классного часа  должны раскрыть тему значимости имен людей, патриотов Кубани, малой Родины и подготовить презентационный материал по данной проблеме классного часа.
  4. Работа групп по решению поставленных проблем (создание проектов) (30 минут).
  5. Презентация и защита проектов (по 2 минуты).
  6. Проведение Эстафеты памяти имени моей семьи.
  7. Подведение итогов классного часа учителем, учащимися и гостем в эвристической беседе.

Эпиграф:

Нет, не из шелка,

Не из ситца,

А из сурова полотна,

Что на хозяйстве пригодится,

На Кубани сшиты имена.

Васильева Лариса.

Вступительная речь учителя:

Сегодня, 1 сентября 2016 года, в День Знаний, в нашем классе проходит необычный классный час – Единый Всекубанский урок «Имя Кубани».

А еще, ребята, 2016 год – год Российского кино. Я предлагаю Вам вспомнить российские фильмы, которые были сняты на территории нашего края.

(Идет демонстрация слайдов с фотографиями фрагментов фильмов, памятников, посвященных кинематографу).

Викторина «Российское кино на ниве Кубани»:

  1. Какой фильм был снят в 1949 году в Курганинском районе?

Ответ: «Кубанские казаки».

  1. Данный фильм стал одним из лучших комедийных фильмов режиссера Гайдая. Он снимался в Сочи, Адлере и на Красной Поляне.

Ответ: «Бриллиантовая рука».

  1. В Усть – Лабинском районе была снята история любви молодого комбайнера и поварихи. Здесь же сыграл свою одну из первых ролей Владимир Высоцкий.

Ответ: «Стряпуха».

  1. На побережье Черного моря был снят фрагмент данного фильма. История с животными прошла в реальной жизни.

Ответ: «Полосатый рейс».

  1. В одной из серий данного фильма сыграл наш земляк, из станицы Роговской Сергей Мешков.

Ответ: «Морские дьяволы».

  1. Фигуры киногероев Шурика и Лидочки украшают улицу Красную города Краснодара. Как называется фильм?

Ответ: «Приключения Шурика».

  1. Памятник отлит из бронзы в Москве, а гранитный постамент, на котором он установлен, сделали в Краснодаре. Здесь всегда много цветов. Уже стало доброй традицией, что к памятнику после ЗАГСА приходят молодожены за благословением, так как памятник Кларе стал символом женской красоты, мудрости, жизнелюбия, силы и твердости характера. Кому посвящен данный памятник и почему?

Ответ: памятник актрисе Кларе Лучко, главной героине фильма «Кубанские казаки».

  1. А это Остап Бендер. Он стоит около кафе на улице Рашпилевской города Краснодара. Ради денег можно и потереть нос Остапу.

Ответ: фильм «Двенадцать стульев» по произведению Ильфа и Петрова  «Золотой теленок».

  1. А вот этот веселый одноногий пират Флинт тоже расположился в Городском парке в центе Краснодара.

Ответ: «Остров сокровищ».

Учитель: Ребята, мы с Вами находимся в киностудии. Совместно с Кубаньфильмом и Роговским ТВ мы создадим фильм «Имя Кубани».

В киностудии присутствует почетный гость – Мирошник Владимир Иванович, Почетный работник агропромышленного комплекса России, заместитель генерального директора холдинговой компании агрофирмы «Россия». В жизни агронома Мирошника В.И. были 31 жатва, большая часть которых стали для нашего земляка победными, потому что только у него урожайность зерновых достигает 73,6 ц/га!

А еще Владимир Иванович станет в нашей киностудии главным кинокритиком и экспертом.

Слово – гостю, который в своей речи  призывает старшеклассников к патриотизму, активной гражданской позиции (вручение цветов).

Ученик:

Имена, имена, имена…

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может быть, в той

Под земною звездой и небесной

Охраняет любого святой,

Не для каждого, впрочем, известный.

И осыплется с веток листва,

Не убавить уже, не прибавить.

Имена ведь – не просто слова,

А почти воплощенная память.

Ради вечной надежды своей

Вспоминайте судьбою хранимых,

Имена самых верных друзей,

Даже боль приносивших любимых.

Имена, имена, имена…

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

                                       С.Я. Маршак.

Первая съемочная группа.

Снимает фрагмент фильма  «Значимые имена кубанского региона».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Трудовая слава Кубани, люди разных профессий: космонавт Виктор Васильевич Горбатко, ученый - селекционер Павел Пантелеймонович Лукьяненко, губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев.
  2. Героическая слава Кубани: Аршалуйс Ханжиян.
  3. Спортивная слава Кубани: победители и призеры олимпиады в Рио-де-Жанейро 2016 года:  Елена Веснина (теннисистка, золото), Беслан Мудранов (дзюдоист, золото), Стефания Елфутина (яхтсменка, бронза), Евгений Тищенко (боксер, золото).

Пакет документов:

  1. Материалы печатных СМИ о деятельности губернатора Краснодарского края.
  2. Информация из Википедии о славных именах нашего края.
  3. Фотоматериалы олимпийских игр в Рио-де-Жанейро 2016 года.
  4. Цветные иллюстрации событий, обозначенных в плане работы учащихся по проекту (на выбор учеников, учителя).

Группа также на карте Краснодарского края отмечает малую родину каждого героя фильма.  Знаком в виде пчелки (как символ труда) отмечают город Краснодар (В.И. Кондратьев), Красноармейский район (П.П. Лукьяненко), Гулькевический район (В.В. Горбатко). Знаком в виде красной звезды (символ мужества) отмечают Горячеключевской район (А.К. Ханжиян). Знаком в виде олимпийских колец (символ спорта) отмечают г. Армавир (Б. Мудранов), г. Ейск (С. Елфутина), г. Сочи (Е. Веснина), станица Каневская (Е. Тищенко). Таким образом, визуально фиксируются имена на карте Кубани.

В момент защиты проекта группа использует биографический материал о героях фильма, подборку стихотворений.

Ученик:

Далеко за селом, за полями,
Там, где лес шелестит, да вода,
Аршалуйс
люди все вспоминали.
Не забыть им её никогда!

«Аршалуйс!» - тихо ветер прошепчет.
«Аршалуйс!» - повторит тишина,
Но она не встаёт, тихо дремлет,
Не поднимут ни зной, ни вода.

Все затихли здесь в грустном молчании.
Не молчит, лишь одна тишина,
А кричит она в души отчаянно:
«Не забудьте вы их имена!

Не забудьте всех тех, кто в сражении 
не жалел своей жизни за вас.
Не забудьте и ту, чьё терпение
Собрало всех вас вместе сейчас!»

Вместе мы постоим и помолимся.
Вместе вспомним, кого уже нет.
На всю жизнь это место запомнится.
Аршалуйс – Это звёздочки свет.

Вдалеке за селом, за полями,
Где лишь ветер шумит, да вода,
«Аршалуйс!» - нам деревья кричали.
Её имя зовёт нас сюда…

                                      Татьяна Плешакова.

Ученик:

Мы желаем Вам, чтобы в нашем мире

Больше не было войн и битв,

Чтоб борьба была и сражение

Знаком лишь Олимпийских игр!

Вам желаем, побить все рекорды

И с Олимпа золото взять,

Процветали, чтоб все спорта виды,

А спортсмены достойны наград!

                              Николай Заболоцкий.

Вторая съемочная группа.

Снимает фрагмент фильма «Имена Тимашевской земли».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Трудовая слава Тимашевского района: Герои труда Кубани ученый Романенко Геннадий Алексеевич, директор кондитерской фабрики «Кубань» Кочетов Виктор Кириллович, директор детского дома Цебулевская Антонина Георгиевна.
  2. Героическая слава Тимашевского района: Е.Ф. Степанова.
  3. Спортивная слава района: Наталья Владимировна Гулий, Заслуженный мастер спорта России.

Пакет документов:

  1. Материалы из Википедии о знаменитых земляках.
  2. Фотографии героев фильма «Имена Тимашевской земли».
  3. Фотографии медали Герой труда Кубани, ордена Отечественной войны 1 степени, Знака «Заслуженный мастер спорта России».
  4. Биографические материалы из книги В. Лебедева «Тимашевск: между прошлым и будущим», 2013.
  5. Цветные иллюстрации событий, обозначенных в плане работы учащихся по проекту (на выбор учеников,  учителя).

Группа также на карте Тимашевского района отмечает малую родину каждого героя фильма.  Знаком в виде пчелки (как символ труда) отмечают город Тимашевск (В.К. Кочетов), станица Медведовская  (А.Г. Цебулевская), город Тимашевск  (Г.А. Романенко). Знаком в виде красной звезды (символ мужества) отмечают станицу Днепровскую (Е.Ф. Степанова). Знаком в виде олимпийских колец (символ спорта) отмечают город Тимашевск (Н.В. Гулий). Таким образом, визуально фиксируются имена на карте Тимашевской земли.

В момент защиты проекта группа использует биографический материал о героях фильма, подборку стихотворений.

Ученик:

Ждет с войны сыночков Епистиньюшка,

Взгляд печальный устремила вдаль.

От Павлуши, Саши, Вани, Филюшки,

Нет известий, а в душе печаль.

В восемнадцатом убили Сашеньку,

Раны той остался в сердце след,

В честь него был назван Сашей младшенький

Боже…

Где же он, Мизинчик?

Дай ответ…

И за что такое наказание,

Как же разгадать войны секрет?

Коля в сорок пятом прибыл раненый,

А Илюши, Феди, Васи нет.

Получила весточку от Ванюшки,

И удивлена была письмом:

Он свою любовь к любимой матушке

По-сыновьи высказал стихом.

Злая весть легла слезой на скатерти –

О родном, о Васеньке пришла.

Как же не подумал ты о матери?

Ведь она живым тебя ждала.

Вот и оборвались струны скрипочки,

Что когда-то в дом друзей звала,

И не будет песен у калиточки,

Все война, как есть, отобрала.

Вслед неслось известие о Сашеньке,

Страшная, непрошенная весть,

Что погиб героем ее младшенький,

Защищая Родину и честь.

И кричала в горе Епистиньюшка:

- Ты же маленький еще совсем,

- Что ж ты не сберег себя, кровинушка?

И от криков жутко было всем.

Долго билась в горе и стенаниях,

Не хотела верить ничему.

Коленька погиб от ран в страданиях,

Смерть скосила время и ему.

Не согнуться, не сломиться, выстоять,

Горюшко такое испытать,

Гибель девяти сыночков выстрадать,

Продолжая жить, трудиться, ждать.

Ведь беда была такая близкая,

Словно твердь разверзлась перед ней,

Но светилось имя материнское

В подвигах бесстрашных сыновей.

Вот и все…

А сколько этой жизни?

Да и та была так коротка.

По усопшим детям править тризны,

Не желала…

Не носила черного платка.

Посижу я рядом, Епистиньюшка,

В ту же даль с тобою посмотрю –

Может быть, вернется какой сынушка,

Я ему калитку отворю.

В Тимашевском парке Епистиньюшке

Монумент… Запечатленный взгляд.

Девять елей, словно ее детушки,

С ней о чем-то говорят.

                                 Жанна Цикало.

Учитель: Предлагаю Вам, ребята, провести эстафету памяти имен своей семьи. На карте города Тимашевска отметьте улицу, где живет (жил) ветеран Великой Отечественной войны – член вашей семьи, символом красной звезды. Если в семье есть свой ветеран труда, отметьте улицу символом пчелки. Если же в вашей семье есть спортсмены, достигшие результатов на школьном, муниципальном, региональном уровнях, то отметьте улицу символом олимпийских колец. Учитель также участвует в эстафете: может отметить на карте своих родных, а может отметить, например, имена ветеранов ВОВ, учителей Кулий Григория Ивановича, Кузьменко Валентину Ефремовну, проживающих по улице Ленина.

(Итогом эстафеты памяти имен своей семьи станет украшенная знаками карта города Тимашевска, что усилит эмоциональный настрой классного часа).

Учитель: Как главный режиссер нашего фильма даю команду съемочной группе 10 «А» класса: «Стоп, кадр снят!». Первый фильм под названием «Имя Кубани» в новом 2016-2017 учебном году благополучно снят, а будут созданы еще новые фильмы, которые станут украшением в жизни нашего класса.

Ученик:

Что жизнь коротка – не беда,

В ней можно успеть очень много,

Лишь мирно бы солнце светило всегда,

Сияло над каждым порогом.

Всем ясно, что стала мала

Сегодня Земля для сражений.

И только, как прежде, она

Просторна для добрых свершений.

Мир дому твоему! Мир дому твоему!!!

Слова простые эти всем знакомы.

Учитель:

Мир дому твоему! Мир дому твоему!!!

Мир твоему, Земля, большому дому!!!

Литература:

  1. Архив школьного музея.
  2. Семейные архивы жителей города
  1. Общественно – политическая газета Тимашевского района Краснодарского края «Знамя труда», №№ 146, 152, 178; 2014 года.
  2. Шейферман В.М. «Кто есть кто сегодня на Кубани», 2002, Краснодар.
  3. Салошенко В. Фотоальбом «Зовут меня Кубань», Краснодар.
  4. Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Краснодарского края Единого Всекубанского классного часа «Имена Кубани» 1 сентября 2016 года (ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края).
  5. В. Лебедев «Тимашевск: между прошлым и будущим», Краснодар, 2013.
  6. Ж. Цикало «Малиновые россыпи…», Таганрог, 2009.
  7.  К. Обойщиков «Звезду вручает Президент».
  8.  Т. Плешакова «Посетив часовню…».
  9.  С.Я. Маршак «Имена».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Кубань в годы Великой Отечественной войны"

Заочное путешествие по местам боевой славы Краснодарского края. Цель: 1.ознакомить с историческими сведениями о войне на Кубани; 2.формирование уважительного  отношения к истории родного края; ...

Презентация к классному часу "Кубань в годы Великой Отечественной войны"

Заочное путешествие по карте Краснодарского края по местам боевой славы Цель: ознакомить с историческими сведениями о войне на Кубани; формирование уважительного  отношения к истории родного кр...

Единый Всекубанский классный час: «Кубань- красавица на века делами славится!»

Единый Всекубанский классный час «Кубань красавица на века делами славится!»Цели и задачи: закрепить  знания учащихся об истории Краснодарского края, его уникальных особенностях; воспитывать...

классный час "Кубань красавица на века славится"

классный час посвящен известным на Кубани людям: Пономаренко Г. ф , Захарченко В.Г, Москаленко А. Н.Цель мероприятие - воспитание любви к Родине, уважение к людям ,которые многого достигли в своей дея...

Классный час "Кубань-красавица на века делами славится"

"Кубань-красавица на века делами славится"...

Классный час "Кубань-красавица на века делами славится"

Методическая разработка класного часа, призванного показать учащися уникальность Кубани, ей природы и людей....