"Я без этого жить не сумею" ( по рассказу П.Г.Сальникова "Скрипучая половица")
план-конспект урока по краеведению (9 класс) по теме

Сюжет рассказа вроде бы незамысловатый, но какие глубокие мысли волнуют после его прочтения! Ведь речь идёт о таких важных понятиях, как «отчий дом», “прощение”, “справедливость по отношению к близким». Эти вопросы  и станут основой нашего урока.

«Скрипучая половица» - звук памяти, звук детства. Удивительно в этом рассказе то, что автор берет конкретный, частный, факт из жизни, с различных сторон подходит к его истолкованию:

-  память о родном доме;

-  святое имя – мать;

-  материнская душа.

А все вместе и составляет то, без чего на земле жить невозможно: «я без этого жить не сумею»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_bez_etogo_zhit_ne_sumeyu.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Я БЕЗ ЭТОГО ЖИТЬ НЕ СУМЕЮ»

( ПО РАССКАЗУ  П.Г.САЛЬНИКОВА «Скрипучая половица»)

урок литературного краеведения в 9 классе

Технология  Технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода.

Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: диалог –размышление на уроке литературы: исследователь- учитель, исследователь-ученик..
Предмет исследования учителя: эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся: текст художественного произведения  с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку – работа с   информацией.

Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке –  осмысление прочитанного: в чем смысл названия рассказа (доказательство своей точки зрения)  

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка  усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию.

  1. Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей.
  2. Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
  3. Коммуникативная: способствовать процессу духовного-нравственного  развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

В ходе урока работают группы с заданиями исследовательского характера):

1 группа: задание - рассказать о писателе П.Г.Сальникове.(работа с информацией)

2 группа готовит комментарии по рассказу ( работа со словарем, объяснение диалектных слов, пояснение ситуаций)

3 группа выстраивает линию герой = рассказчику, выписывает ключевые слова, которые помогают понять образ главного героя

4 группа рассматривает содержание с точки зрения того, как автор пытается передать восприятие родного дома главным героем

( отношение к матери, к ее воспоминаниям, восприятие родного дома как основы нравственного начала жизни)

5 группа выписывает ключевые слова, помогающие понять поступки и мысли главного героя

ХОД УРОКА:

Далекое мальчишеское моё – уж не сон ли оно?

( Е.И.Носов из рассказа «НЛО моего детства»)

  1. Первая стадия – “вызов”, во время которой пробуждается интерес к теме, определяются цели работы на уроке:

Слово учителя:         Ах дети, дети! Вот и выросли вы незаметно. С какими мыслями   вы идете в большую жизнь, что имеете за душой? Наверное, над этими вопросами размышляет П.Г. Сальников в рассказе «Скрипучая половица».

После прочтения какие вопросы вы поставили перед собой?

(Что такое семья? Почему человек возвращается памятью и сердцем в те места, где родился, вырос? Что является нравственной основой его жизни?)

  1. Вторая стадия- “ осмысление” - содержательная, в ходе которой и происходит         непосредственная работа ученика с текстом

Да, с вами можно согласиться. Но почему возникли  именно эти вопросы?

Сюжет рассказа вроде бы незамысловатый, но какие глубокие мысли волнуют после его прочтения! Ведь речь идёт о таких важных понятиях, как «отчий дом», “прощение”, “справедливость по отношению к близким». Эти вопросы  и станут основой нашего урока.

 

Обратимся к началу рассказа: «Сколько себя помню, на нашем добротно   сколоченном крылечке скрипела крайняя ко входу, поперечно приколоченная половичка…»

- Что сулит такое начало?

- Это, может быть, воспоминание о детстве, о себе… А может быть, это авторский замысел, чтобы перейти к серьезному разговору?

- Да, неспешно и доверительно поведет рассказчик эту историю. Итак, внешний сюжет нам открыт: сколько себя помню – возвращение в родной дом (в отпуск).

- Почему герой так подробно описывает свой дом? (или автор?)

- Может быть потому, что невольно зовет и манит родное, о доме говорит так подробно: знает каждый гвоздик («Ажурный флюгерёк на коньке крылечной крыши…)

- (работа 3 группы): Значит, уже с первых строк автор заявляет себя главным героем- рассказчиком.

- Каким вы увидели его?

- Какие суждения, чувства раскрываются в герое, когда он приезжает в родной дом? (входит хозяином, готов все поменять, сказать громко, хотя в доме поселилась тишина)

  1. Анализ эпизода: Значит что-то волнует, что-то заставляет приезжать в родной дом, и этот  рассказ – бесхитростная исповедь..

-  Что дорого матери, чего не понимает сын? (старая фотография на видном месте)

- Что меняется в настроении героя, когда он разглядывает эту фотографию? (на выцветшей фотографии уже не видно лиц, но мать все равно хранит ее и выставляет на комоде – сын упрекнул ее в этом)

- Всегда ли нам понятно, что дорого сердцу наших родителей? (нет, мы категоричны, хотим везде и всегда нового, и иногда забываем о чувствах близких нам людей).

–  Работа 5 группы: Как меняется настроение героя во время пребывания дома? ( из высокомерного «хозяина» превращается в провинившегося мальчишку, который хочет загладить свою вину – берет молоток и прибивает на крыльце  «скрипучую половичку») А нужно ли это?

  1. Возвращаемся к проблеме, поставленной в самом начале урока:  Что такое семья? Почему человек возвращается памятью и сердцем в те места, где родился, вырос? Что является нравственной основой его жизни?)

Время отпуска подходит к концу, и герою приходится уезжать. Когда-то еще приедет? В тихом доме остается одна мать. Провожая сына, она говорит: «А пусть бы скрипела, дак услышу, когда ты войдешь». И сын «чувствует искушение  взять отцовские клещи и выдернуть вколоченные злополучные гвозди – пусть бы всегда  скрипела старая половица»

 - Замысел автора определяется его позицией: только тогда жизнь продолжается, если живет в человеке память о родном доме.

-   В этом, наверное, и  заключается смысл названия рассказа: «скрипучая половица» - начало всех начал, нравственная основа жизни, урок, который никогда не кончается.

  1. Рефлексия. К каким же выводам пришли вы?

«Скрипучая половица» - звук памяти, звук детства. Удивительно в этом рассказе то, что автор берет конкретный, частный, факт из жизни, с различных сторон подходит к его истолкованию:

-  память о родном доме;

-  святое имя – мать;

-  материнская душа.

А все вместе и составляет то, без чего на земле жить невозможно: «я без этого жить не сумею» 

Рефлексия ученическая и учительская.

  • Сегодня на уроке я…
  • Что получилось и что не получилось?
  • Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
  • Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
  • Какие новые вопросы возникли в конце урока?

 

  1. Итог урока: (возвращение к эпиграфу) Чтобы познать мир – надо уйти из родного дома. Но, пройдя страну из края в край, ты все равно возвращаешься в родной дом, где тебя ждут, где ты нужен… «Далекое мальчишеское мое – уж не сон ли оно?»
  2. Домашнее задание:

1.Размышляя над прочитанным, вы пришли к определенным выводам: можно ли их изложить в виде заповеди, наказа?

2. Напишите сочинение-эссе «Я без этого жить не сумею» (размышления по поводу урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....

Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя»....

«Этому нет цены…» (Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)

Интегрированный бинарный урок литературы и биологии. Вид урока - открытие новых знаний....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)...

Положение о Федеральном Интернет-проекте "Нам жить на этой Земле"

Цель: развитие у школьников экологического мировоззрения, привлечение их к активной природоохранной деятельности, формирования их экологической и гражданской позиции с использованием Интернет-технолог...

«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)

Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...

Презентация проекта "Нам жить в этом мире" Социализация детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

Представлен педагогический проект по социализации детей с умственной отсталостью...