Общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности стартовый уровень «Туристы-краеведы»
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Рогачевская Галина Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности стартовый уровень «Туристы-краеведы»

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turisty-kraevedy_startovyy.docx86.98 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ

«Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Турист»

(МБУДО ДЮЦ «Турист»)

 Принято на заседании педагогического совета                          Утверждаю        

«_____»___________________20        г                           и.о. директора МБУДО ДЮЦ «Турист»                                              

Протокол № ______________                                          Е.И. Шалимова__________________

                                                                         «_____»_________________201  г.          

Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

стартовый уровень

«Туристы-краеведы»

                    Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                                        Автор-составитель:

                              Педагог дополнительного образования   Рогачевская Г.В

                                       

Мытищи

2018 г.

 1. Пояснительная записка.

 Дополнительная общеразвивающая программа «Туристы-краеведы» является программой стартового уровня туристско-краеведческой направленности и составлена на основе программ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ: образовательные программы для системы дополнительного образования детей. Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.- М.: Советский спорт, 2005. - 324 с. «Юные туристы- краеведы», Д.В. Смирнова; Ю.С. Константинова; А.Г. Маслова- Москва, ЦДЮТиК, 2004. и многолетнего опыта работы Детского центра «Турист» по реализации данной программы.

Программа была дополнена и переработана в соответствии с основными документами об образовании (Закон РФ "Об образовании"273 -ФЗ от 29 .12.2012; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам №1008 от 29.08.2013«Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», №293«Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации»; «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и  организации  режима работы образовательных организаций дополнительного образования» СанПин 2.4.4.3172-14 и Методическими рекомендациями по проектированию и дополнительных общеразвивающих программ  в Московской области от 24.03.2016 №3597/21

Краеведение- одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение тесно сочетается с туризмом, с походами и путешествиями по родному краю.

Туристско- краеведческая деятельность подразумевает такие формы работы, которые ориентируют воспитательный процесс на развитие самостоятельности и творческой инициативы Участие в походах расширяет кругозор учащихся, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей прошлого и настоящего. Кроме того, жизнь в походах, прививает школьникам навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку.

 Предлагаемая к этой программе примерная тематика занятий кружка юных туристов имеет в виду, прежде всего, ознакомление обучаемых со своим краем, овладение определённым кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.

   

Цель программы: формирование практических туристских навыков, необходимых для совершения походов выходного дня и несложных краеведческих путешествий  в  процессе туристско-краеведческой деятельности.

 

 Задачи программы:

Обучающие:

  • расширить область туристско- краеведческих знаний учащихся;
  • формировать интерес к  исследовательской и краеведческой деятельности;
  • применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях объединения, для  организации здорового образа жизни.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, свою Родину;    
  • воспитывать нравственные и морально- волевые качества: уважение к старшему поколению, бережное отношение к природным богатствам и культурному наследию своей Родины;
  • формировать качества, необходимые для работы в коллективе;

Развивающие:

  • развивать самостоятельность;
  • развивать познавательные интересы детей;
  • содействовать всестороннему развитию личности;

Мотивационные:

  • создавать условия для атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
  • организовывать условия для самореализации личности.

   Актуальность данной программы.

Ознакомление с начальными навыками туристско-краеведческой деятельности  создает базу для  формирования навыков, необходимых для сдачи впоследствии норм ГТО, частью которых является совершение туристического похода с проверкой туристских навыков. (Приказ Министерства спорта РФ № 575 от 16 ноября 2015 «Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»)

 Педагогическая целесообразность.

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодёжи. 

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Отличительная особенность программы.

 Данная Программа доступна для реализации педагогами, работающими в общеобразовательных школах, которые могут выбрать доступные для каждого конкретного детского коллектива формы и методы работы, исходя из накопленного педагогом опыта.

 Межпредметные связи

Программа призвана расширить теоретическую базу знаний образовательных областей: «Биология», «Экология», «Естествознание», «История», «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», и осуществляет возможность для их практического применения.

Учащиеся получают необходимые знания по медицине, геологии, культуре, искусству, психологии группы и межличностных отношений (обратной связи), туристской подготовке.

Основные принципы обучения, предусмотренные Программой.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится работа на местности.

Системность – проведение занятий в определённой последовательности и системе.

Доступность -соответствие учебного материала психолого-возрастным особенностями учащихся, их возможностям.

Научность- соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

Проблемность-  использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

Завершённость обучения-  завершение каждого раздела итоговыми мероприятиями, призванными закрепить полученные знания и навыки.

Формы

Лекции, беседы, практическая самостоятельная работа; практическая групповая работа; походы выходного дня; экскурсии; соревнования.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик.

Методы.

Представленная в программе методика обучения является традиционной и вбирает в себя лучший опыт, накопленный педагогами дополнительного образования за годы работы нашего учреждения. Выбор методов и приёмов воспитания и обучения зависит от конкретного контингента обучающихся.  

Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, предусмотренных программой при обучении детей используются такие методы как:

•        словесно-иллюстративный,

•        наглядный,

•        практический,

•        репродуктивный,

•        частично поисковый;

•        исследовательский.

 Состав объединения и режим занятий.

Программа занятий кружка рассчитана на 1 год обучения, и разработана для обучающихся в возрасте 12-15 лет.

Общее количество часов, отведённых в год на реализацию программы:

Стартовый уровень - 144 часа в год (4 часа в неделю)

Для зачисления в объединение специальных знаний и навыков не требуется: зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Работа по программе строится с учётом ближних и дальних перспектив. Рекомендуемый состав объединения  – 12 человек.

В процессе обучения предусматриваются теоретические зачёты, соревнования и походы, участие   в муниципальных конкурсах и  соревнованиях.

             В ходе составления календарного графика учитывается смена сезонности. Темы радела «Туристские навыки» реализуются  в осенний и весенний периоды.

             Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Во исполнение регионального компонента по обучению «Правилам дорожного движения», выделенные часы комплексно реализуются в теме «Безопасность в походе». На каждом занятии по этой теме обязательно изучаются основные разделы «Правил дорожного движения», которые касаются обязанностей пешеходов. Формой аттестации является письменный или устный опрос по теме.

Ожидаемые результаты работы по программе

- знание основ туристско- краеведческой деятельности и экологической культуры;

- практическое  применение  навыков организации туристского быта, техники и тактики туризма, ориентирования, краеведения во время проведения походов, участия в конкурсах и соревнованиях;

-ознакомление с работой краеведческого движения исследовательской деятельности учащихся «Отечество».

В результате работы по программе «Туристы- краеведы» учащиеся должны знать:

•         нормативные документы по туризму, гигиенические требования к подбору снаряжения для проведения походов;

•        приёмы самоконтроля состояния здоровья, состав походной  аптечки;

•        основы личной гигиены в походе;

должны овладеть:

•         навыками краеведческой и исследовательской работы;

•        навыками пешеходного туризма;

•        навыками публичных выступлений.

способны решать следующие жизненно- практические задачи:

•        развивать в себе духовные и физические качества;

•        научиться работать с различными источниками информации;

•        уметь ориентироваться на местности;

•        уметь составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

Программа имеет свои способы проверки результатов:

Результативность освоения программы выявляется в ходе проведения текущей, и итоговой аттестации обучающихся. Текущий контроль проводится по результатам освоения тем и разделов программы. Итоговая аттестация проводится по завершению реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Основные формы контроля / аттестации учащихся: устный и письменный опрос; выполнение практических заданий. Возможен учёт достижений отдельных обучающихся на соревнованиях и конкурсах при проведении текущей аттестации по разделам и темам, соответствующим содержанию мероприятий.  Текущая и итоговая аттестация проводится при помощи контрольно-измерительных материалов (Приложение 1), разрабатываемых педагогом дополнительного образования и согласовываемых и утверждаемых администрацией согласно Положению МБУДО ДЮЦ Турист о проведении текущей, итоговой и промежуточной аттестации от 1.09.2015 г.

 Итоговая аттестация предполагает обязательный внутренний мониторинг сохранности контингента обучающихся.

        

2.  Примерный тематический план.

        

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

1

Туристские навыки

1.1

Подготовка похода.

1

1

2

Устный опрос

1.2

Подведение итогов похода

1

1

2

Устный опрос

1.3

Туристское снаряжение.

2

6

8

Письменный опрос, выполнение практических заданий, ПВД

1.4

Питание в походе.

2

6

8

ПВД, письменный опрос

1.5

Организация биваков.

4

6

10

ПВД, соревнования, выполнение практических заданий письменный опрос

1.6

Топография и ориентирование.

4

9

13

ПВД, соревнования, выполнение практических заданий письменный опрос

1.7

Техника туризма

2

6

8

ПВД, соревнования, выполнение практических заданий устный опрос

1.8

Безопасность в походе

2

6

8

Устный опрос

1.9

Личная гигиена

2

-

2

Устный опрос

1.10

Итоговые мероприятия

-

24

24

 ПВД, соревнования

2

Краеведение

2.1

Подмосковье

4

9

13

Устный опрос, письменный опрос

2.2

Культурное наследие

4

9

13

Устный опрос, письменный опрос

2.3

Природное наследие

4

9

13

Устный опрос, письменный опрос

2.4

Краеведческие  и исследовательские навыки.

2

6

8

конкурсы

2.5

Движение «Отечество»

2

1

3

конкурсы

2.6

Итоговые мероприятия

-

9

9

Конкурсы

Итого

36

108

144

3. Календарный план-график.

Занятия по Программе в учреждении проводятся в соответствии с Учебным планом-графиком с 15 сентября по 31 мая с учётом обязательных каникул с 1- 10 января.

4. Содержание программы.

1.Туристские навыки.

1.1.Подготовка похода.

Теоретические занятия.

Правила организации и проведения туристских походов.  Сведения о районе похода, разработка маршрута.  Походные должности и распределение их в группе. Смета расходов. Краеведческое задание в походе. Правила распределения общественного снаряжения и продуктов между участниками похода.

Практические занятия

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, графика движения и сметы расходов. Подготовка снаряжения, расфасовка продуктов. Распределение снаряжения и продуктов.

1.2 Подведение итогов похода.

Теоретические занятия.

 Основные разделы отчёта о походе.  Техническое описание маршрута.  Требования к оформлению отчёта. Формы отчёта о проделанной краеведческой работе на маршруте.

Практические занятия

Составление отчёта о походе, паспорта маршрута.

Чистка, ремонт и сдача снаряжения на склад.  Оформление туристского уголка группы, фотоальбома, стенгазеты.         

1.3. Туристское снаряжение.

Теоретические занятия:

Понятие о личном и групповом снаряжении для пеших походов. Перечень личного снаряжения для одно - трёхдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, ковриков их преимущества и недостатки. Одежда и обувь для летних и зимних походов.  Требования к одежде и обуви.   Правила упаковки снаряжения и укладки рюкзака. Перечень группового снаряжения, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Состав и назначение ремонтной аптечки. Походная групповая аптечка, состав. Особенности группового снаряжения для зимнего похода.

 Практические занятия

Подбор группового и личного снаряжения. Укладка рюкзаков. 

Выдача и распределение группового снаряжения. Необходимый профилактический ремонт снаряжения. Сдача снаряжения. ПВД. Установка палаток.

1.4.Питание в походе.

Теоретические занятия:

Набор продуктов.  Весовые нормы продуктов. Перечень продуктов. Раскладка (меню) 

 Правила хранения и упаковки продуктов. Техника безопасности при приготовлении пищи на костре.

Практические занятия

Составление набора продуктов и раскладки на одно, двухдневный, трёхдневный поход. Распределение и упаковка продуктов. ПВД. Приготовление пищи на костре.

1.5. Организация биваков.

Теоретические занятия:

Привалы и ночлеги в походе.  Виды привалов. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).  Правила выбора места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.  Правила установки бивака: выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы, хранения посуды; продуктов, колюще-режущих инструментов, дров. Основные природоохранные правила в походе.   Перечень бивачных работ: установка палаток; размещение вещей в них.  Правила предохранения палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Типы костров. Правила разведения костра, техника безопасности при работе с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Меры безопасности при разведении костра; обращении с огнём. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).  Правила снятия бивака и уборки места бивака перед уходом группы.

Практические занятия

ПВД. Обучение пользованием топорам, пилой, лопатой. Установка и снятие бивака, разведение костров, приготовление пищи. Уборка места привала.

1.6. Топография и ориентирование.

Теоретические занятия:

Карта географическая и топографическая. Масштаб линейный и численный. Рельеф. Условные знаки топографических карт. Устройство компаса и работа с ним.  Понятие «Азимут».  Понятие «Движение по азимуту».  Способы ориентирования с помощью компаса и карты и по различным особенностям местных предметов.

Практические занятия

Изготовление таблицы или отдельных карточек топографических знаков. 

Дидактическая игра “Путешествие по карте”; топографические диктанты; решение топографических задач. Изготовление схемы маршрута ПВД.  Нахождение на карте точки своего стояния. Работа с компасом. Определение азимутов на местности. Движение по азимуту. Движение по карте или схеме маршрута; определение сторон горизонта по особенностям местных предметов.

1.7. Техника туризма.

Теоретические занятия:

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий.  Правила движения по дорогам, тропам, по ровной и пересечённой местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.  Способы преодоления препятствий на маршруте. Техника безопасности при преодолении естественных препятствий.

Практические занятия:

ПВД. Преодоление естественных препятствий.        

1.8. Безопасность в походе

Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила дорожного движения: основные понятия и термины; обязанности пешеходов; обязанности пассажиров; сигналы светофора и регулировщика; пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств; правила организации учебной  езды и  перевозки людей; дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов; дорожная разметка и знаки дорожного движения.

Правила поведения при переездах группы на транспорте. Правила поведения в незнакомом населённом пункте.  Взаимоотношения с местным населением. Действия участника похода, отставшего от группы: на вокзале, в незнакомом населённом пункте, в лесу.

Практические занятия

Составление рекомендаций по безопасности группы в одно- двух дневном походе. Моделирование  аварийных ситуаций  и отработка алгоритма действий в критических ситуациях. Решение ситуационных задач.

1.9. Личная гигиена.

Теоретические занятия

Общие гигиенические требования. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Поддержание чистоты тела, ног. Санитарные требования к одежде, обуви, снаряжению, посуде, приготовлению пищи. Первое правило участника похода: «О любом ухудшении здоровья немедленно сообщи руководителю!».

Практические занятия

Составление рекомендаций по соблюдению правил гигиены в походе. Решение ситуационных задач.

 

1.10. Итоговые мероприятия.

 Участие в туристских слётах, совершение походов выходного дня, участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, в соревнованиях по туристским навыкам.

2. Краеведение.

2.1. Подмосковье.

Теоретические занятия:

Географическое положение, природные особенности (почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Рельеф. Климат. Реки и озёра. Население края. Транспортные магистрали.

Сведения о прошлом края. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. Заповедники и заказники.

Практические занятия

Заслушивание докладов, проведение викторин, конкурсов. Экскурсии в городской историко- художественный музей, краеведческие музеи ближнего Подмосковья. Прогулки и экскурсии по памятным местам Подмосковья.

2.2. Культурное наследие.

Теоретические занятия:

Культура родного края: литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, театр, Культурные и памятные места в нашем городе и районе. Культурные и памятные места Подмосковья. Городские краеведческие музеи ближних городов Подмосковья. Народные промыслы Подмосковья. Памятники истории, культуры и архитектуры г. Москвы. Музеи- усадьбы Подмосковья.

Практические занятия

Обработка краеведческого материала. Работа с информационными источниками.

Изготовление по итогам похода, путешествия, экскурсии фотографий, фотоальбомов, рисунков, макетов памятников, стендов, видеофильмов, создание экспозиций для школьных музеев и выставок.

Подготовка к участию в краеведческих конкурсах. Проведение экскурсий в музеи, на выставки, к памятникам и в памятные места.

2.3 Природное наследие.

Теоретические занятия:

Природа родного края: растительный и животный мир, реки и озёра, памятники природы. Экологическая культура.  Перечень растений, животных, обитающих в нашем крае, занесённых в “Красную книгу”; растения, запрещённые к сбору. Наиболее известные замечательные уголки природы, заповедники, заказники нашего края.  Национальный парк «Лосиный остров».

Формы участия юных туристов в охране и посадке зелёных насаждений, очистке лесов, охране рек и водоёмов от загрязнения и других природоохранных мероприятиях. Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающих охрану природы

Практические занятия

Проведение экологического праздника, конкурса, викторины. Подготовка к участию в экологическом конкурсе. Экскурсии в национальные парки, эколого-биологические музеи и т.д.

2.4 Краеведческие и исследовательские навыки.

Теоретические занятия:

  Структура плана экскурсии. Как правильно вести наблюдения и записи на экскурсиях.  Правила описания краеведческих объектов. Основы экскурсионной деятельности.  Виды информационных источников и работа с ними.  Способы обработки собранного краеведческого материала.

Практические занятия.

Прогулки и экскурсии. Сбор материалов по истории, культуре родного края; наблюдения и исследования в лесу, на реке; наблюдения над сезонными явлениями природы. Наблюдения и записи на экскурсиях. Описание краеведческих объектов. Работа с информационными источниками. Обработка собранного краеведческого материала. Подготовка к участию в краеведческих конкурсах.

2.5 Движение учащихся РФ “Отечество”.

Теоретические занятия:

Всероссийское краеведческое движение «Отечество». Требования к оформлению рефератов, докладов, исследовательских работ. Требования к оформлению презентаций.

Практические занятия

Участие в краеведческих конкурсах в рамках движения «Отечество»

2.6 Итоговые мероприятия.

Проведение праздника, посвящённого памятным датам (День Победы, День защитника Отечества и т.д.).  Участие в районных, областных краеведческих, экологических и др. конкурсах.

5.  Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы требуется следующий комплекс оборудования и материалов.

Вид занятий

Техническое оснащение, дидактический и методический материал

Туристская подготовка

Теоретические занятия

Столы и стулья; литература по профилю деятельности; экран, видеопроектор; методические разработки.

Групповое, личное снаряжение, Картографический материал, компасы. Рем. набор, аптечка.

Практические занятия

 Групповое, личное, специальное снаряжение, Картографический материал, компасы, карточки с условными знаками топографических карт; призмы для ориентирования на местности; набор карт для спортивного ориентирования; компостеры.

 Рем. набор, аптечка; перевязочный материал, транспортные шины; манекен для проведения СЛР.

Краеведение

Теоретические занятия

Столы и стулья; литература по профилю деятельности; экран, видеопроектор; методические разработки.

Практические занятия

Мультимедийное оборудование; дидактический раздаточный материал

6. Методическое обеспечение.

Наименование разделов и тем

Формы организации деятельности обучающихся

Методы

Методическое обеспечение

Вводное занятие.

 Дидактический рассказ

словесно- иллюстративный

 наглядный

Подготовка похода, экскурсии, экспедиции. Подведение итогов.

Дидактический рассказ

Беседа

Практическая работа под руководством педагога.

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

«Методические рекомендации

по организации и проведению туристских походов с обучающимися»

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» 2015 г.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов)

http://davaiknam.ru/t

Методическая разработка МБУД О ДЮЦ «Турист» с презентацией, автор: рук. стр. подрзд. Дягилева Л.А.: «Походные должности»; «Организация и проведение туристских походов». Попчиковский В.Ю. http://hibaratxt.narod.ru/organiz/

Туристское снаряжение.

Дидактический рассказ

Беседа

       Поход

Практическая работа под руководством педагога.

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

Методическая разработка МБУД О ДЮЦ «Турист» с презентациями, автор: рук. стр. подрзд. Дягилева Л.А.: «Снаряжение»

Питание в походе.

Дидактический рассказ

Беседа

        Поход

Практическая работа под руководством педагога

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

«Питание в туристском походе».  Алексеев А.А http://www.barrier.org.ru/text/method/alexeev

Методическая разработка МБУД О ДЮЦ «Турист» с презентациями, автор: рук. стр. подрзд. Дягилева Л.А.: «Питание в туристском походе»

Организация биваков.

Дидактический рассказ

Беседа

        Поход

Практическая работа под руководством педагога

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

исследователь-ский.

Методическая разработка МБУД О ДЮЦ «Турист» с презентациями, автор: рук. стр. подрзд. Дягилева Л.А.: «Биваки Костры»

Топография и ориентирование.

Дидактический рассказ

Беседа

Самостоятельная  практическая работа.

Практическая работа под руководством педагога

Соревнования.

Игра

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

исследователь-ский

Методические рекомендации

«Ориентирование и топография» автор: методист по туризму СДЮТИЭ

Савицкая Н.А. (tu102.ru)

«Туризм и спортивное ориентирование»; Ганопольский В..И. skitalets.ru/books/metod/turiorient

«Спортивная топография» Гизатулин М.К. (skitalets.ru/books/sporttopo_gizat)

Дидактическая игра

«Знатоки идут по фотоследу» (набор карт с условным изображением местности; варианты описания маршрутов)

Техника туризма.

Дидактический рассказ

Беседа

Практическая работа под руководством педагога

Соревнования.

Поход

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

исследователь-ский

Богащенко, И.В. Бормотов

«Навесная переправа»

(материалы в помощь слушателям)
Москва - 1989

«Соревнования туристов. Пешеходный туризм»  Кодыш Э.Н. skitalets.ru/books/tur_sorevnovan

Туристские соревнования.

Дидактический рассказ

Беседа

Соревнования.

словесно- иллюстративный

репродуктивный

 частично-поисковый

исследователь-ский

«Соревнования туристов. Пешеходный туризм»  Кодыш Э.Н. skitalets.ru/books/tur_sorevnovan

Спортивное ориентирование.

«Виды соревнований» http://sportschools.ru/

Московское ориентирование. Официальный сайт. Соревнования. http://moscompass.ru/

Туристское многоборье в России. Официальный сайт. Соревнования. http://www.tmmoscow.ru/

Регламент по виду спорта «спортивный туризм»

регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция - пешеходная». Временные правила соревнований. Руководство. ТСС России. Москва 2009 г.

Итоговые мероприятия.

Самостоятельная  практическая работа.

Практическая работа под руководством педагога

Конкурс

Соревнования

репродуктивный

 частично-поисковый

исследователь-ский

Соревнования туристов. Пешеходный туризм»  Кодыш Э.Н. skitalets.ru/books/tur_sorevnovan

Спортивное ориентирование.

«Виды соревнований» http://sportschools.ru/

Московское ориентирование. Официальный сайт. Соревнования. http://moscompass.ru/

Туристское многоборье в России. Официальный сайт. Соревнования. http://www.tmmoscow.ru/

Регламент по виду спорта «спортивный туризм»

регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция - пешеходная». Временные правила соревнований. Руководство. ТСС России. Москва 2009 г.

Подмосковье.

Дидактический рассказ

Беседа

Экскурсия

Прогулка

словесно- иллюстративный

 наглядный

 частично-поисковый

исследователь-ский

Медийное приложение к электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»;

Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

Электронный журнал-путеводитель по России «Страна» http://strana.ru/

«Привет Страна». Путешествия по России. http://www.privetstrana.ru/

Культурное наследие.

Дидактический рассказ

Беседа

Экскурсия

Прогулка

словесно- иллюстративный

 

наглядный

частично-поисковый

исследователь-ский

Медийное приложение к электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»;

Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

Андреева Е.В., Лялина Г.С., Озеров А.Г. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 12; Сост. и научн. ред. В.Е. Туманов. – М.: 2002.

Приложение к Программе «Моя Родина- Россия» «60 объектов Подмосковья»; «60 объектов Москвы», разработка МБУДО ДЮЦ «Турист», автор Дягилева Л.А. 

Природное наследие.

Дидактический рассказ

Беседа

Экскурсия

Прогулка

словесно- иллюстративный

 

наглядный

частично-поисковый

исследователь-ский

В регионах» Федеральный информационный портал. http://vregionah.ru/

«ЭкоРодинки». Московская область. Рельеф. Климат. Электронный журналhttp://www.ecorodinki.ru/

Медийное приложение к электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»;

«Окружающий мирПрирода России  Центральный округ» . Природа Московской области: растения, животные и времена года

http://сезоны-года.рф Электронный журнал о природе.

 Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005

Краеведческие  и исследовательские навыки

Дидактический рассказ

Беседа

Экскурсия

Прогулка

Поход

Практическая работа под руководством педагога

Самостоятельная практическая работа

Конкурс

Соревнования

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

исследователь-ский

Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М., 2006.

Андреева Е.В., Лялина Г.С., Озеров А.Г. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 12; Сост. и научн. ред. В.Е. Туманов. – М.: 2002.

Итоговые мероприятия.

Практическая работа под руководством педагога

Самостоятельная практическая работа

Конкурс

Соревнования

репродуктивный

 частично-поисковый

исследователь-ский

Разработки тематических соревнований и конкурсов МБУДО ДЮЦ «Турист»:

Экологическая тропа «Жил был лес»;

Экологическая игра – аукцион «Знаешь ли ты экологию?»; конкурсы согласно текущему учебному плану; Всероссийский краеведческий конкурс исследовательских работ учащихся «Отечество»

Гигиена  в походе.

Беседа

Практическая работа под руководством педагога

словесно- иллюстративный

 наглядный

репродуктивный

 частично-поисковый

Методические рекомендации по организации работы с учащимися и их родителями по теме "Здоровый образ жизни" (vospitatel.edu54.ru)

«Здоровый образ жизни. Полезные советы» (http://lifeglobe.net)

«Медицинский справочник» Книга: «Гигиена детей и подростков» http://med-tutorial.ru/

7. Методические рекомендации.

Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

1. Формы и методы, применяемые при реализации Программы «Туристы-краеведы»:

Теоретические занятия проводятся в форме:

дидактических рассказов – изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

 бесед – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

При этом применяются следующие методы: словесно- иллюстративный (занятие – беседа, рассказ)

Наглядный (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов).
Используются   следующие средства обучения: простые печатные (учебные пособия, книги для чтения, атласы, раздаточный материал и т.д.); наглядные натуральные (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств, макеты, предметы снаряжения); наглядные визуальные (карты, схемы, наглядные пособия, презентации, видеофильмы); электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

 Вспомогательные технические визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства (экранные, звуковые и экранно-звуковые средства).

Практические занятия проводятся в форме: 

Экскурсий (изучение и описание краеведческих объектов);

Прогулок (наблюдение за растениями, животными, явлениями и сезонными изменениями в природе и их фиксирование);
Походов выходного дня (установка бивака; преодоление препятствий; работа с компасом и картой, движение по азимуту);

Практических работ под руководством педагога (подготовка к конкурсам и соревнованиям; сбор и обработка краеведческого материала);

Самостоятельных практических работ (выполнение практических заданий по туристским навыкам; топографии и ориентированию; сбор краеведческого материала, работа с информационными источниками);

Конкурсов (участие в краеведческих конкурсах);

Соревнований (участие в соревнованиях по туристским навыкам, ориентированию).

При этом применяются следующие методы:

Репродуктивный (установка палатки, разведение костра, укладки рюкзака, работа с компасом и картой);
частично -поисковый(сбор краеведческих материалов, фотографирование экскурсионных объектов);
исследовательский (наблюдение, подготовка разовых докладов, сообщений, рефератов,
 творческие задания).

Используются следующие средства обучения: простые печатные (учебные пособия, книги для чтения, атласы, раздаточный материал и т.д.); естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде; наглядные натуральные (реальные предметы и объекты; предметы снаряжения). 

Для оценивания результатов реализации программы в ходе её освоения предусмотрены промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в конце изучения разделов и тем программы. Итоговая аттестация проводится в конце года по окончании реализации программы.

Содержание и формы промежуточной и итоговой аттестации определяются педагогом.

Аттестация может проводится в форме устного или письменного опроса, а также выполнения практических заданий. Критерии оценивания результатов прописаны в контрольно-измерительных материалах.

При составлении задания для устного или письменного опроса для текущей аттестации из контрольно-измерительных материалов выбираются вопросы по темам разделов, а при составлении задания для итоговой аттестации можно выбирать несколько вопросов из каждой темы разделов.  Практические задания выполняются в походах выходного дня или на соревнованиях.

 Также предусмотрено обязательное участие объединений в мониторинге наполняемости объединений ДЮЦ «Турист», который проводится 2 раза в год.

8. Список учебно-методической литературы и информационных источников.

Литература и информационные источники для ПДО.

  1. http://madut.narod.ru Литература о туризме и краеведении
  2. http://tourlib.net. Всё о туризме. Туристическая библиотека
  3. http://www.museum.ru   Музеи России
  4. http://www.openmoscow.ru. Достопримечательности Москвы.
  5. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. – М: ЦДЮТ РФ, 1996.
  6. Вострышев М.И. Москва. Большая илл. энцикл.: Москвоведение от А до Я. –М:         Эксмо, 2006
  7. Глушкова, В. Усадьбы Подмосковья/ В. Глушкова. - М.: Вече, 2006.
  8. Головачёв М.В.  Костры: учеб. Пособие. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998.
  9. Горбачёва Н.  Монастыри России. Твердыни преподобного Сергия- М: АСТ,2010
  10. Города Подмосковья: в 3-х кн. Кн.1. Ближайшее Подмосковье – М.: Моск. рабочий, 1989.
  11. Города Подмосковья: в 3-х кн. Кн.2. Северное и восточное Подмосковье – М.: Моск. рабочий, 1989.
  12. Города Подмосковья: в 3-х кн. Кн.3 Западное и южное Подмосковье. – М.: Моск. рабочий, 1989.
  13. Достопримечательные места Мытищинского района. – М.: Моск. Рабочий, 1986.
  14. Ермакова, С.О. Троице-Сергиева лавра- М.: Вече, 2004.
  15. Ильин А.А.  Школа выживания в природных условиях. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
  16. Константинов Ю.С.  Туристские слёты и соревнования учащихся: Учеб.-метод. Пособие. – М., 2000.
  17. Константинов Ю.С.  Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. –М.: ЦДЮТиК, 2001.
  18. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002. 
  19. Костерев Н.А. Памятные места Подмосковья. Словарь – справочник- М.: Издательство "Спутник+", 2011
  20. Костерев Н.А. Подмосковье - 200. Краткий туристско-краеведческий словарь.            Географические объекты и выдающиеся люди Московской области, Москва, 2001
  21. Костерев Н.А., Самохина Т.А. Справочник инструктора детско-юношеского туризма Часть II Подмосковье: краеведческие объекты, маршруты походов, Москва, 2001
  22. Лубченков Ю. Золотое кольцо русских городов. Живописная Россия- М: Белый город, 2012
  23. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А.  Полевые туристские лагеря. –М.: ВЛАДОС, 2000.
  24. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка. – М., 2007
  25. Михаил Горбаневский. Москва. Кольца столетий. Из истории названий местностей и районов, улиц и переулков столицы - М: Агентство "КРПА Олимп", АСТ, Астрель-2007
  26. Михня С.Б. 500 мест Золотого кольца, которые нужно увидеть. Путеводитель- М: Мартин, 2013
  27. Национальный парк «Лосиный остров». Верховья реки Яузы. /Сост. В. Герасимов. – М.: Express, 1998.
  28.   Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. – М., 2007
  29. Остапец А.А.  Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – Изд. 2-е, исправ.  И доп. – М.: ЦДЮТиК, 2001.      
  30. Память и памятники (автор- составитель Г.В. Смирнов) – Мытищи: УТЦ «Талант» 2005
  31.    Первые Всероссийские краеведческие чтения. – М, 2009
  32. Популярный топонимический словарь для краеведов и туристов. Имена земли московской-М: Книга по требованию,2012
  33. Поспелов Е.М.  Туристу о географических названиях. – М.: Профиздат, 1988.
  34. Потапов В.В. Авт.-сост.,500 мест Москвы, которые нужно увидеть- М: Мартин, 2009
  35. Родник Жизни. Мытищи на рубеже двухтысячного года. А. Жуков, В. Ильин, А. Кожедуб, А. Тимофеев, А. Трофимов. - М.: Современный писатель, 2000
  36. Русская лаковая миниатюра. Федоскино. Палех. Мстера. Холуй. /Сост. Л Пирогова, О. Серебряков, Е. Дорошенко, - М.: Издательство Аврора, 1989.
  37. Рыжавский Г.Я.  Биваки. М.: ЦДЮТ, 1995.
  38. Самые замечательные места и памятники Москвы. По материалам передачи «Городское путешествие с Павлом Любимцевым» - М: АСТ, 2009
  39. Самые знаменитые достопримечательности Москвы, М: Белый город, 2011
  40. Связующая нить: Сб. документов, исследований и сочинений. /Сост. М.А. Клычков. – Мытищи: УПЦ «Талант», 2002.
  41. Секреты мастерства. Икона /Сост. А.С. Кравченко, А.П. Уткин. - М.: Век России, 1992.
  42. Семёнов П. Москва. Живописная Россия-М: Белый город,2007
  43. Славен край людьми своими. Почётные граждане Мытищинского района (автор- составитель Клычникова М.А.- Мытищи: УТЦ «Талант», 2004
  44. Смирнов Г.В.  Мытищи. Былое: Очерки истории жизни, быта Мытищ и окрестностей на рубеже Х1Х – ХХ веков, в картинах художников и фотоматериалах. – Мытищи: УПЦ «Талант», 2003.
  45. Соловьёва Л.Н. Русская матрёшка. – М., 1993.
  46. Стрижев А.Н.  Туристу о природе: Фенологические наблюдения в походе. – М.: Профиздат, 1986.
  47. Тайнинское небо и тропы: художественно- документальные очерки (сост. В.М. Голубев, В.М. Согин, А.В. Тимофеев) – М: Советский писатель, 2004
  48. Туристская игротека: Учеб.-метод. Пособие. /Ред. Ю.С. Константинов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Литература и информационные источники для детей.

2.        http://madut.narod.ru Литература о туризме и краеведении

3.        http://tourlib.net. Всё о туризме. Туристическая библиотека

4.        http://www.museum.ru   Музеи России

5.        http://www.openmoscow.ru. Достопримечательности Москвы.

6.        Алексеев А.А. Питание в туристском походе. – М: ЦДЮТ РФ, 1996.

7.        Головачёв М.В.  Костры: учеб. Пособие. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998.

  1. Достопримечательные места Мытищинского района. – М.: Моск. Рабочий, 1986.
  2. Национальный парк «Лосиный остров». Верховья реки Яузы. /Сост. В. Герасимов. – М.: Express, 1998.
  3. Память и памятники (автор- составитель Г.В. Смирнов) – Мытищи: УТЦ «Талант» 2005
  4. Популярный топонимический словарь для краеведов и туристов. Имена земли московской-М: Книга по требованию,2012
  5. Поспелов Е.М.  Туристу о географических названиях. – М.: Профиздат, 1988.

Приложение 1.

Контрольно-измерительные материалы.

Вопросы для устного или письменного опроса.

Критерии оценки уровня знаний обучающихся.

Контрольно-измерительные материалы представлены в виде вопросов.

 Опрос можно проводить в устной или письменной форме.

Ответы оцениваются по следующим критериям:

 Нет ответа— неудовлетворительно (0)

 Ответ неполный, содержит ошибки и неточности- удовлетворительно (1)

Полный и правильный ответ на поставленный вопрос с незначительными ошибками - хорошо (2)

 Полный содержательный ответ на поставленный вопрос, отсутствие ошибок, неточностей-  отлично (3)

Подготовка похода.

1. Назовите основные походные должности.

2.Что такое «план похода»?        

3. Чем отличается поход от прогулки?

4.Что такое многодневный поход?

Подведение итогов похода.

1.Что такое «отчёт о походе»?

2. Из каких разделов состоит отчёт о походе?

3. Что такое «дневник похода»?

4. Что такое картографический материал?

Туристское снаряжение.

1.  Назовите виды туристского снаряжения.

2. Что относится к личному снаряжению?

3. Что относится к групповому снаряжению?

4. Что такое специальное снаряжение?

Питание в походе.

1.  Что такое «Раскладка»?

2. Как правильно упаковать продукты?

3. Назовите весовую норму круп на 1 человека на 1 закладку.

4. Расскажите правила техники безопасности при приготовлении пищи на костре.

Организация биваков.

1. Как правильно выбрать место для бивака?

2. Какие бывают биваки?

3. Назовите виды костров.

4. Как правильно оборудовать бивак?

Топография и ориентирование.

1. Что такое масштаб карты?

2. Что такое рельеф?

3. Что такое топографические знаки?

4. Что такое компас и для чего он нужен?

Техника туризма.

1.Назовите виды препятствий в пешем походе.

2. Что такое «альпеншток» и для чего он нужен?

3. Назовите способы переправ через реку.

4. Назовите способы преодоления крутых склонов.

Безопасность в походе.

1. Перечислите правила поведения в общественном транспорте.

2. Что нужно делать, если ты отстал от группы в лесу?

3. Перечислите правила поведения на железнодорожном вокзале.

4.Как правильно переходить дорогу?

Личная гигиена.

1. Перечислите санитарные требования к одежде в походе.

2. Что необходимо взять с собой в поход для поддержания чистоты тела.

3. Какие санитарные требования предъявляются в походе к посуде?

4.Что такое «питьевой режим»?

Подмосковье.

1. Назовите географическое положение Московской области.

2. С какими областями граничит Московская область?

3. В какой климатической зоне расположено Подмосковье?

4. С какими районами граничит Мытищинский район?

Культурное наследие.

1. Какие старинные народные художественные промыслы существуют в Мытищинском районе?

2. Имена, каких героев ВОВ носят названия улиц г. Мытищи?

3.  Какие музеи есть в г. Мытищи?

4.Какие музеи - усадьбы расположены на территории Мытищинского района?

Природное наследие.

1.  Какие животные обитают в лесах Подмосковья?

2. Какие хвойные деревья произрастают на территории Московской области?

3. Какие лекарственные растения растут в Подмосковье?

4. Какие заповедники, национальные парки, заказники находятся на территории  Московской области?  

 

Краеведческие и исследовательские навыки.

1.Что такое «краеведение»?

2.Что такое «экскурсия»?

3. Что такое «план экскурсии»?

4.Что такое «краеведческие объекты»?

Движение «Отечество».

1. Что такое «исследовательская работа»?

2. Назовите методы исследования.

3. Из каких разделов состоит исследовательская работа

4. Что такое «музей»?

Для итоговой аттестации при проведении практических занятий.

Итоговые занятия можно проводить в виде практических занятий. Критерии оценки приведены в виде контрольных нормативов.

«Особенности пешеходного туризма»

«Снаряжение»; «Бивак».

Задания для выполнения в группе.

1. Контрольные нормативы для установки каркасной палатки:

зачёт- 15 мин.

 удовлетворительно- 10 мин.

хорошо- 6 мин

отлично- 4 мин.

2.  Контрольные нормативы для установки кострового тента:

зачёт- 15 мин.

 удовлетворительно-  10 мин.

хорошо-  5 мин.

отлично- 3 мин.

3.  Контрольные нормативы для распилки бревна ( d  10 см )

зачёт- 20 мин.

 удовлетворительно- 15 мин.

хорошо- 10 мин.

отлично- 5 мин.

4.  Контрольные нормативы для разведения костра и кипячения воды ( 1 л в стандартном кане):

зачёт-  45 мин.

 удовлетворительно-  35 мин.

хорошо-   20 мин.

отлично- 15 мин.

5.  Контрольные нормативы для установки бивака (на группу 10 чел.):

зачёт- 1ч 20 мин.

 удовлетворительно-  1 час

хорошо- 45 мин.

отлично- 30 мин.

«Питание в туристском походе».

Задание выдаётся индивидуально каждому обучающемуся.

Задание: составить раскладку питания на 2; 3 и более дней на группу в 10 человек. На составление  раскладки отводится 20 мин.

Оценивается: правильный расчёт веса продуктов; разнообразие меню; быстрота выполнения.

«Топография и ориентирование»

Задание индивидуально каждому обучающемуся.

Задание 1: топографический диктант ( 8-10 топознаков). Время выполнения- 5 мин. Оценивается правильность выполнения.

зачёт- 4 знака не правильны

 удовлетворительно- 2- 3 знака не правильны

хорошо- один знак неправильный

отлично- правильно нарисованы все топознаки

Задание 2: определить азимут на предмет.  Время выполнения –20 сек.

Оценивается погрешность

зачёт- 5 ̊

 удовлетворительно-4 ̊

хорошо- 3̊

отлично-  без погрешностей

Задание 3: преодоление  дистанции ( в заданном направлении; по выбору). Время выполнения зависит от протяжённости дистанции, кол-ва КП и условий рельефа местности. Оценивается точность выполнения и быстрота прохождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности " Спортивный туризм" (3 года)

Программа " Спортивный туризм" создана на основе программы " Юные туристы- многоборцы" автор Махов И.И. под ред. Ю.С. Константинова (Программы для системы дополнительного образования детей- М.,ФЦДЮТиК...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»

Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»

Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...