Рабочая программа и КТП по истории Пензенского края ФГОС 8 кл.
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Маркина Светлана Анатольевна

Рабочая программа по истории Пензенского (родного) края ФГОС 8 класс, Содержит и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «История Пензенского края» 8  класс.

1.Планируемые результаты обучения по курсу «История Пензенского края».

Организация педагогического процесса при изучении истории края должна обеспечить учащимся возможность узнать хронологию края, ступени развития общества, получить представление о заселении края, хозяйственной деятельности людей, их образе жизни, культуре, научить характеризовать события политической и социальной истории, понять взаимодействие народов, заселявших Пензенский край, их связи с внешним миром. Для этого необходимо сформировать у учащихся умения и навыки, обеспечивающие восприятие, понимание, осознание и закрепление в памяти учебного материала. К таковым относятся следующие умения:

  •  соотносить события и процессы истории родного края с определенным периодом, работать с хронологическими и синхронистическими таблицами, соотнося однотипные процессы и события истории края и отечественной истории;
  •  извлекать из исторической краеведческой карты сведения о процессах и событиях истории Пензенского края;
  •  устанавливать влияние географического фактора на характер исторического развития;
  •  анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику историческим явлениям, выдающимся личностям (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций, дополнительных сведений, полученных из литературы, экскурсий и пр.);
  •  характеризовать социально-хозяйственный уклад края на разных этапах развития, отмечать своеобразие социально-экономического развития края;
  •  излагать основные события политической истории, определять их причины и следствия;
  •  прослеживать изменения в этническом составе и социальной структуре Пензенского края;
  •  описывать крупнейшие социальные движения, происходящие в крае; объяснять причины, результаты, значение социальных движений, характеризовать их основных участников и лидеров, определять цели; понимать социальную основу восстаний;
  •  характеризовать религиозные верования разных народов;
  •  выделять основные достижения культуры народов края, характеризовать и оценивать памятники культуры, рассказывать об исторических условиях развития культуры, отмечать общие тенденции и своеобразие духовного и культурного развития Пензенского края и его народов, видеть процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных народов;
  •  на конкретных примерах характеризовать черты быта, обычаи, культуру народов края;
  •  работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним;
  •  составлять план-конспект параграфа учебника, фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать доклады учащихся;
  •  участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение;
  •  применять исторические знания при анализе различных проблем развития Пензенского края.

2.Содержание учебного предмета «История Пензенского края» 8класс.

Первобытное общество. Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волга-Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство.

Начало феодальной эпохи. Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата. Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика. Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края. Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования. Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления. Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика. Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья.

Развитие феодализма. Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой. Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края. Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши. Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством. Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество.

Вхождение Пензенского края в состав Русского государства. Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. "Дикое поле". Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края. Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края.

Пензенский край в XVII веке. Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века. Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности.

Расцвет феодализма в XVIII веке. Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания. Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа.

Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века. Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения. Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах. Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин. Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин.

3.Календарно- тематическое планирование курса «История Пензенского края»  8 класс. 34 часа

№ п/п

Тема

Кол-во уроков

Основное содержание по темам

Планируемая деятельность учащихся

Домашнее задание

1

Древнейшие люди

1

Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волга-Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения.

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Введение прочесть.

П.1.

2

Первые скотоводы и земледельцы

1

Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

П.2

3

Первые государства

1

Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата.

Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания об основных группах населения Поволжья, их занятиях;

Работать с исторической картой:

- показывать на карте территории расселения народов;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период;

Решать проблемные задания;

Сравнивать занятия и быт народов,

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия и скотоводства и природно-климатических условиях территории);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.3.

4

Мордва в древности

1

Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: сословный строй, этнос и др.;

Работать с исторической картой:

- показывать территории расселения народов Поволжья;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.4.

5

Буртасы

1

Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления. Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: сословный строй, этнос и др.;

Работать с исторической картой:

- показывать территории расселения народов Поволжья;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.5

6

Мещера

1

Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.

П.6

7

Буртасское княжество

1

Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края. Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: государство и др.;

Работать с исторической картой:

- показывать территории расселения народов Поволжья;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.7

8

Монголо- татарское нашествие

1

Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о причинах нашествия монголо- татар.

Работать с исторической картой:

- показывать на карте территории захваченные монголами;

Раскрывать смысл понятий: орда, ярлык, половцы и др.

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Решать проблемные задания;

Сравнивать положение Пензенского края и Руси после захвата;

Устанавливать причинно-следственные связи

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.8

9

Золотая Орда

1

Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о последствиях установления золотоордынского ига.

Работать с исторической картой:

- показывать на карте территории Золотой Орды;

Раскрывать смысл понятий: орда, улус, диван и др.

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Решать проблемные задания;

Сравнивать положение Пензенского края и Руси после захвата;

Устанавливать причинно-следственные связи

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.9

10

Мохши

1

Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о последствиях установления золотоордынского ига.

Работать с исторической картой:

- показывать на карте территории Золотой Орды и улуса Мохши;

Раскрывать смысл понятий: орда, улус, тенге, дирхемы и др.

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Решать проблемные задания;

Устанавливать причинно-следственные связи

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.10

11

Казанское княжество

1

Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания возникновении Казанского ханства,

Работать с исторической картой:

- показывать на карте территории Казанского ханства и других ханств;

Раскрывать смысл понятий: хан, карачи и др.

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Решать проблемные задания;

Сравнивать положение Пензенского края в составе Казанского ханства и взаимоотношения с Россией;

Устанавливать причинно-следственные связи

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.11

12

Культура в X-XVI вв.

1

Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Находить в учебнике характерные черты национальной культуры в X - XVI веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира;

Соотносить события российской и Пензенской истории: значение общероссийских событий на историю Пензенского края;

Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи в Пензенском крае;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.12

13

Русская колонизация и поход Ивана Грозного на Казань.

1

Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак; 

Работать с исторической картой:

- показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии;

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.13

14

Мещерские сторожи и станицы.

1

"Дикое поле". Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский.

Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засечные черты, сторожи и станицы, головы; 

Работать с исторической картой:

-показывать территории появления первых засек в России и Пензенском крае;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о создании сторожевой службы.

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.14

15

1

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засека, остроги; 

Работать с исторической картой:

- показывать территории появления первых засек в России и Пензенском крае;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о строительстве засечных черт в Пензенском крае и проблемах в изучении историками этого процесса.

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.15

Засечные черты XVIв

16

Засечные черты XVIIв.

1

П.16

17

Основание Пензы.

1

Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о причинах основания Пензы.

Работать с исторической картой:

- показывать на карте местоположение Пензы;

Раскрывать смысл понятий: воевода, острог и др.

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Решать проблемные задания;

Устанавливать причинно-следственные связи

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

П.17

18

«Иттить под Москву бояр побивать».

1

Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими..

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, делать выводы;

Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);

Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах,

Выделять основные этапы восстания С. Разина и его соратников в Поволжье, характеризовать их;

Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.18

19

Освоение края в 70-80-е годы XVII в.

1

Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засечная черта, острог.

Показывать на исторической карте границы Пензенского края и засечные черты 17 века.

Устанавливать причинно-следственные связи между  освоением восточных территорий и русских в Поволжье в 17 веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях освоения Пензенского края в 17 веке;

Соотносить события Пензенской и российской истории.

П.19

20

Топонимика.

1

Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: топонимика, ойконим, гидроним.

Устанавливать причинно-следственные связи между заселением Поволжья народами и возникновением названий объектов;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы;

- делать записи по истории возникновения названий в Пензенском крае.

П.20

21

Экономическое развитие края в XVII в.

1

Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель;

Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.;

Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке;

Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке;

Соотносить события Пензенской и российской истории: сравнивать экономическое развитие России и Пензенского края в 17 веке;

П.21

22

Культура Пензенского края в XVII в.

1

Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты шатрового стиля;

Высказывать мнение о причинах развития культуры Пензенского края;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Продолжить составление таблицы «Культура Пензенского края в XVII вв.»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.22

23

Административно- территориальное деление Пензенского края.                    

1

Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: губерния, волость; 

Работать с исторической картой:

- показывать административные центры Пензенского края 17 века

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.23

24

Гербы городов Пензенского края

1

Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: геральдика, гербование; 

Работать с исторической картой:

- показывать административные центры Пензенского края 18 века

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о современных гербах Пензенской области.

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.24

25

Экономическое положение.                        

1

Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: крепостной,помещик, мануфактура, предприниматель;

Устанавливать причинно-следственные связи между развитием экономики России в 17 веке и 18 веке;

Сравнивать дворянское землевладение и государственное;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях развития экономики Пензенского края в 18 веке;

Соотносить события Пензенской и российской истории: сравнивать экономическое развитие России и Пензенского края в 18 веке;

П.25

26

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

1

Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Пугачева, сопоставлять их с  районами восстания Степенна Разина

Называть причины народного выступления в России в 18 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);

Составлять рассказ о нахождении Пугачева в Пензе,

Выделять основные этапы восстания Е.Пугачева и его соратников, характеризовать их;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.26

27

Культура XVIII в.

1

Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты шатрового стиля;

Высказывать мнение о причинах развития культуры Пензенского края;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Продолжить составление таблицы «Культура Пензенского края в XVIII вв.»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

П.27

28

Администрация.

1

Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: губерния, губернатор; 

Работать с исторической картой:

- показывать Пензу на карте России.

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.28

29

Экономическое развитие.

1

Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: завод, поместье.

Устанавливать причинно-следственные связи между развитием экономики России в 18 веке и 19 веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях развития экономики Пензенского края в 19 веке; проблемах этого периода,

Соотносить события Пензенской и российской истории: сравнивать экономическое развитие России и Пензенского края в 19 веке;

П.29

30

Отечественная война 1812 года.

1

Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: ополченцы; 

Работать с исторической картой:

- показывать на карте путь Пензенского ополчения.

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о влиянии войны 1812 года на историю России и Пензенского края.

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

П.30

31

Общественное движение.

1

Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты общественного движения в 19 веке;

Высказывать мнение о причинах появления общественных движений в 19 веке в Пензенском крае;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) об особенностях периода в общественной жизни.

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

П.31

32

Культура.

1

Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты русской культуры 19 века.

Высказывать мнение о причинах развития культуры Пензенского края;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Продолжить составление таблицы «Культура Пензенского края в XIX вв.»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

П.32

33

 Обобщающий урок.

1

Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;

Характеризовать особенности истории Пензенского края: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;

Высказывать суждения о сходствах и различиях истории Пензенского края и России, Европы, мира;

Решать проблемные задания;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

34

Контрольно- проверочная работа.

1

Планировать свою работу на уроке;

Выполнять проверочные задания по истории Пензенского края данного периода;

Осуществлять коррекцию знаний;

Осуществлять самооценку.

2.2.Содержание учебного курса « История Пензенского края» 9 класс.         

Введение (1ч.) Периодизация и характерные черты изучаемой эпохи. Значимость изучения истории родного края для человека. Способы познания краеведческого материала.

Р а з д е л 1.  Пензенский край во второй половине XIX века (7 ч).                                                                                                                         Крестьянская реформа (1 ч). Пензенский край накануне великих реформ. Отражение противоречий экономического и политического положения страны в жизни края. Пензенский губернский дворянский комитет. Его проект крестьянской реформы. "Выкупной проект" либерального меньшинства губернского комитета. Требования крестьян. Отмена крепостного права. Реализация реформы 1861 года. Размеры наделов. Четвертные наделы. Отрезки. Чересполосица и дальноземелье. Формы ликвидации крестьянского малоземелья: распашка целины, аренда и покупка земли. Выкупные платежи. Недоимки по выкупным платежам. Положение недоимщиков. Понижение выкупных платежей. Взаимоотношения между дворянами и крестьянами. Отношение пензенских крестьян к реформе. Восстания крестьян, их требования. Другие формы крестьянского протеста против реформы 1861 года: отказ от подписания уставных грамот, требование четвертного надела, отказ от внесения выкупных платежей, отказ от наделов, требование возвращения отрезков, отказ от выполнения барщины, отказ от уплаты недоимков. Итоги и значение реализации крестьянской реформы в Пензенском крае. Положение крестьян и дворян после реформы. Новые формы хозяйствования. Изменения в традиционном образе жизни. Дворянское и крестьянское хозяйства. Техника обработки земли. Крестьянские промыслы. Ценностные ориентации жителей деревни Пензенского края. Судьба "дворянских гнезд".

Либеральные реформы второй половины XIX века (1 ч). Земская реформа 1861 года и выборы в земские учреждения Пензенской губернии. Губернские и уездные земские собрания и земские управы: время образования, состав, деятельность. Финансовое положение земских органов. Земство в структуре управления губернией. Его роль в диалоге города и деревни. Вклад лучших представителей пензенской интеллигенции в работу земских учреждений и их деятельность в области народного просвещения, здравоохранения. Осуществление судебной, городской, военной, финансовой и других реформ в крае.

Расцвет Пензенского предпринимательства (1 ч). Особенности развития Пензенской губернии в пореформенный период. Противоречивое влияние реформ на промышленное развитие. Кризис промышленности, основанной на труде крепостных крестьян. Замена дворянских мануфактур фабриками купцов. Возникновение новых отраслей промышленности. Купцы и купеческие династии. Промышленники. Банкиры. Сельское предпринимательство. Строительство железных дорог в губернии. Увеличение числа рабочих, их положение. Изменение облика Пензы и малых городов. Быт, нравы, социальная психология населения края.                                                                                                                                                                                      Общественное развитие Пензенского края (1 ч). Охранители, либералы, народники и марксисты: поиски путей преобразования России. Отражение этих процессов в истории края. Лучшие представители пензенской интеллигенции пореформенной России и их духовные искания.

Культура Пензенского края второй половины XIX века (1 ч). Демократизация культуры. Роль губернской интеллигенции в развитии образования. Земская школа, публичная библиотека – новые элементы провинциальной жизни. Значение провинциальной культуры для развития российской науки. Выдающиеся ученые-земляки П.Н. Яблочков, Н.Н. Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф. Филатов, А.А. Татаринов, Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский. Художественная культура Пензенской губернии. Литературная жизнь. Творчество В.А. Слепцова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова. Оживление театральной жизни. Создание народного театра в Пензе. Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы в Пензе. Первый киносеанс. Первый общедоступный художественный музей имени Н.Д. Селиверстова. Художественное училище. Характерные черты культурной жизни губернии второй половины XIX века.

Взаимодействие народов Пензенского края. Религия (1 ч). Национальный состав населения Пензенского края. Быт и формы социальной жизни. Обычаи и культурные ценности русских, татар, мордвы, чувашей и представителей других народностей. Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную и общественную жизнь.

Р а з д е л 2.  Пензенский край в начале XX века (9 ч).                                                                                                                       Пензенский край накануне революции. Наследие XIX века и новые явления в развитии края. Промышленность края. Особенности индустриального роста в губернии. Признаки появления монополий (Русское общество спичечной торговли – РОСТ). Увеличение числа предприятий и рабочих. Положение в деревне. Земельный вопрос в губернии. Помещичье и крестьянское хозяйство. Отработочная система. Трехпольное и монопольное хозяйство. Хозяйственно-предпринимательская деятельность помещиков. Рост бессословного землевладения. Купля-продажа и аренда земли. Крестьянская община. Дифференциация крестьянства. Отходничество. Крестьянское земледелие. Ярмарки.

Революционный кризис в России 1905-1907 годов и Пензенский край (1 ч). Влияние революционных событий в стране на Пензенский край. Забастовочное движение пензенских рабочих. Крестьянские выступления. Отношение к революции пензенской интеллигенции. Выступления учащихся. "Рузаевская республика". Пензенцы-участники революционных выступлений на броненосце "Потемкине", декабрьского вооруженного восстания в Москве и др. Последствия революции, ее влияние на общественное сознание.

Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии (1 ч). Проведение реформы в Пензенском крае. Два пути укрепления надельной земли в личной собственности. Новые формы хозяйствования. Отруба и хутора. Преобладание в губернии принудительного выхода крестьян из общины.Деятельность Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка по реализации реформы. Продавцы и покупатели земли. Переселение крестьян.Социально-экономические итоги реформы. Причины незавершенности столыпинской аграрной реформы. Отношение к реформе крестьян-общинников и крестьян-собственников.

Становление многопартийности и парламентаризма (1 ч).Крупнейшие политические партии и их деятельность в Пензенском крае. Депутаты Пензенской губернии в I, II, III, IV Государственных Думах. Политизация населения.

Пензенский край накануне великих потрясений (1 ч). Рост социальной напряженности. Жизнь представителей различных слоев общества нашего края в условиях первой мировой войны. Пензенцы на фронтах войны.

1917 год... (2 ч). Политическая обстановка в Пензенской губернии после свержения самодержавия. Упразднение старых органов власти. Двоевластие. Создание органов власти Временного правительства. Губернский и уездный комиссары. Образование губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и уездных советов. Расстановка политических сил в губернии: эсеры, меньшевики, большевики и их борьба за массы. I, II губернские крестьянские съезды. Рабочее движение. Антивоенные выступления солдат гарнизона. Установление советской власти в Пензе и губернии. Союз большевиков и левых эсеров. Преобразования в хозяйственной сфере.

Культура начала XX века (1 ч). Многообразие культурной жизни провинции. Образование. Земская библиотека. Культурно-просветительская деятельность губернской интеллигенции. Лермонтовское общество. Общество любителей естествознания И.И. Спрыгина. Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер русского немого кино И.И. Мозжухин. Театральная жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе. Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б. Гуль. Изобразительное искусство. Диалог столицы и провинции. Подвижническая деятельность К.А. Савицкого, Н.Ф. Петрова, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Художественные выставки. Проблема традиции и новаторства в живописи. Художники-авангардисты: А.В. Лентулов и В.Е. Татлин. Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в Пензе. Хоровая культура. Деятельность А.А. Архангельского, А.В. Касторского. Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры "серебряного века".

Пензенский край в период гражданской войны (1 ч). Начало гражданской войны в крае. Мятеж чехословацкого корпуса. Бой за Пензу. Пензенский край – база для формирования и обеспечения частей Красной Армии Восточного фронта. М.Н. Тухачевский. 1-я армия Восточного фронта. Мобилизация в Красную Армию. 20-я Пензенская пехотная дивизия. Пензенская губерния в прифронтовой полосе. Создание Пензенского укрепленного района. Помощь фронту. Антоновское движение на территории Пензенского края. Пензенцы-участники гражданской войны. Понятие "героизм" применительно к участникам гражданской войны. Гражданская война по оценкам участников и современников.

Раздел 3. "Мы наш, мы новый мир построим" (14 ч)                                                                                                                          Политика "военного коммунизма" и ее результаты (1 ч). Милитаризация экономики губернии. Установление контроля над промышленными предприятиями. Работа предприятий на оборону. Трудовые повинности. Продовольственная диктатура и борьба за ее осуществление в Пензенском крае. Продотряды и комбеды. Крестьянские восстания. Продразверстка и ее результаты. Пензенский хлеб – Красной Армии и центральным промышленным губерниям. Кризис политики "военного коммунизма".

Пензенский край в годы нэпа (1 ч). Переход к новой экономической политике и реализация основных ее направлений в экономической и социально-политической жизни края. Нэп в оценке современников. Итоги нэпа.

Индустриальное развитие Пензенского края в 1926-1941 годах (1 ч). Необходимость продолжения дореволюционной модернизации экономики. Причины замедленных темпов восстановления промышленности в крае в 20-е годы. Индустриальная отсталость края. Условия и ход индустриального развития края, его особенности. Социально-психологическая обстановка. Лучшие производственники. Духовная энергия масс – один из ресурсов созидания. Итоги индустриализации.

Коллективизация (1ч). Пензенская деревня накануне "великого перелома". Начало коллективизации, ускорение ее темпов. Создание первой МТС. Создание Пензенского и Кузнецкого окружных боевых штабов для проведения раскулачивания: их функции, деятельность и ее последствия. Трагические судьбы раскулаченных семей. Первые колхозы и колхозники. Итоги коллективизации.

Общественно-политическая жизнь Пензенского края в 1930-е годы(1 ч). Становление директивной экономики. Изменения в психологии и сознании людей. Складывание административно-командной системы. Репрессии. Идеологизация общественных организаций. Энтузиазм и страх глазами современников-пензенцев.

Культура 20-30-х годов (1 ч). Преобразования Советской власти в области культуры. Элементы духовного раскрепощения в начале 1920-х годов. Народное творчество: ремесла, художественные промыслы. Зарождение физической культуры. Театр. Кино. Музыкальная культура. Изобразительное искусство. Литература. Раскол в среде интеллигенции. Отношение к религии. Образ жизни людей: материальные условия, нравственная и политическая культура, общественное сознание. Основные черты культуры 20-30-х годов: новые веяния, достижения, успехи и утраты.Власть и церковь.

Пензенский край в годы Великой Отечественной войны (3 ч). Мобилизация на территории области. Участие пензенцев в оборонительных боях летом и осенью 1941 года. Формирование соединений и частей Красной Армии в 1941 -1942 годах (10-я армия, 338-я и 354-я стрелковые дивизии и др.). Подготовка военных специалистов в пензенских училищах и учебных полках. Перевод экономики области на военные рельсы. Размещение эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и населения на территории области. Пензенская промышленность – фронту. Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь фронту. Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и других боевых операциях 1942-1944 годов. Пензенцы-участники завершающих сражений Великой Отечественной войны. Цена победы. Участники о Великой Отечественной войне.

Послевоенные годы (1945-1953) (1 ч). Перевод экономики на "мирные рельсы". Трудности первых послевоенных лет в подъеме индустрии. Реконструкция и новое строительство предприятий. Новые отрасли промышленности. Выход продукции пензенских заводов за рубеж. Достижения и проблемы развития транспорта, строительства, связи. П.И. Паршин, М.П. Дворников, В.И. Джанполадов – крупные организаторы подъема промышленности Пензенской области. Передовики производства. Диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства. Образ жизни трудящихся. Нарастание критических настроений. Смерть И. В. Сталина и пензенцы.

От "оттепели" к "застою" (2 ч). Начало демократизации общественной жизни. Новые подходы к народно-хозяйственным проблемам. Непоследовательность и противоречивость реформ 1960-х годов. Н. С. Хрущев в памяти наших земляков. Основные направления развития промышленности. Новые промышленные объекты и отрасли индустрии. Рост количества НИИ и конструкторских бюро. Производство товаров народного потребления. Меры по улучшению условий труда и быта рабочих. Строительный бум в городах, повышение культуры градостроительства. Организаторы производства. Урбанизационные процессы в области, их негативные последствия. Усиление ВПК в экономике области. Проблемы продовольственного обеспечения городов во второй половине 70-х годов. Рост творческой активности народа. Общественные организации и молодежные объединения. Начало телевещания. "Брежневщина" и ее последствия в духовной жизни общества. Начало кризисных явлений в общественно-политической и духовной сферах. Необходимость кардинальных перемен. Появление духовной оппозиции.

Пензенский край в 1980-е годы (1 ч). Назревшая необходимость перемен. Курс на ускорение социально-экономического развития и его провал. Перемены в развитии экономики области. Спад производства. Сокращение жилищного строительства. Рост цен. Приватизация государственных предприятий. Изменение отраслевой структуры экономики области. Реорганизация колхозов и совхозов. Создание фермерских хозяйств. Курс на рыночные преобразования. Ошибки, просчеты, успехи в осуществлении экономической политики. Новые реалии в политической сфере в связи с реформой политической системы общества. Партии и общественные движения. Эволюция взглядов на идею "перестройки" и концепцию "социализма с человеческим лицом". Сдвиги в массовом сознании. Отношение наших земляков к переменам.

Культура 50-80-х годов (1 ч). Успехи в развитии народного творчества. Деревянное зодчество. Братья Сорокины. Народная мастерица и поэтесса Е. К. Медянцева. Развитие художественной самодеятельности. Пензенские спортсмены. Успехи Пензенского драматического театра. Художники Пензенской области. Организация отделения Союза писателей в Пензе и его деятельность. Пензенская проза и поэзия. Противоречивость культурной жизни края. Осознание частью народа необходимости "жить не во лжи".

Раздел 4. Суверенная Россия. Новая страница в жизни края (2 ч)                                                                                                 Пензенский край в 90-е годы (1 ч). Отношение жителей Пензы и области к событиям 19-20 августа 1991 года. Начало радикальной экономической реформы и ее последствия для промышленного производства области. Новые направления в аграрной политике. Изменения в структуре местного управления. Политические партии и их лидеры. Споры о перспективах и направлениях дальнейшего реформирования страны.

Духовная жизнь общества (1 ч). Противоречивость культурного процесса: свобода творчества, отсутствие цензуры и партийного контроля, переосмысление исторического прошлого – с одной стороны, падение общекультурного уровня – с другой. Социальная поляризация общества, ее влияние на нравственную атмосферу в обществе. Споры о духовной жизни провинции: возрождение или регресс? Нерешенные проблемы культурной жизни Пензенского края.

Повторение (2 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и истории Пензенского края в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Материал представляет собой интегрированный урок математики и истории Пензенского края, составленный на краеведческом материале Пензенской области...

Рабочая программа и КТП по истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС) разработана на основе авторской программы к учебнику История Древнего мира, автор Михайловский...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"

Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.В программе содержатся следующие разделы:1.Введение - 1 час2. С чего начинается Родина ? - ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы...