Методические рекомендации "Паспортизация музеев образовательных организаций" Республика Башкортостан
методическая разработка по краеведению по теме

Паспортизация музеев образовательных организаций с целью развития и совершенствования сети музеев образовательных организаций республики, определение их правового статуса, упорядочение учета и обеспечение сохранности экспонатов  в  музеях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято решением

Педагогического совета

Протокол № 1 от 10.09.2018 г.

Утверждено

Приказом директора      

ГБУ ДО РДООЦТКиЭ

от 14.09.2018 г. Приказ № 16

ПАСПОРТИЗАЦИЯ МУЗЕЕВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(Методические рекомендации руководителям музеев

образовательных организаций)

Выполнила: старший методист

Каримова Людмила Петровна

Республика Башкортостан

ГО г.Уфа – 2018 г.

Школьные музеи Республики Башкортостан

    Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений независимо от форм собственности.

   Работу музеев образовательных организаций Республики Башкортостан курирует Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский оздоровительно – образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий.

          В Республики Башкортостан паспортизировано 779 музеев образовательных организаций (по состоянию на 2018 г.):

Профиль музея

Количество

% соотношение

Исторические

366

46,3

Комплексные

212

26,8

Краеведческие

157

19,8

Военно-исторические

24

3

Естественнонаучные

10

1,3

Литературные

8

1

Этнографические

11

1,4

Художественные

2

0,3

Технические

1

0,1

            Приведенные данные касаются паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа – выставки, уголки                   и экспозиции.

     Музеи образовательных организаций эффективно раскрывают свой воспитательно– образовательный и творческий потенциал не только в рамках школы, но и в селе, городе, районе, становятся системообразующими центрами воспитательной работы на территориях. Та деятельность, которая осуществляется на базе музеев, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, следовательно – быть достойным гражданином своей Родины.

Основным нормативным актом, устанавливающим основные правила организации и деятельности музея образовательной организации является Положение о музее образовательной организации.

Впервые положение о школьном музее было утверждено в 1974 году.    В 1985 году вышло новое положение о школьном музее. В настоящее время действует Примерное положение о музее образовательного учреждения – приложение к письму Минобразования РФ от 12.03. 2003г, №28-51-181№16 (приложение 1).

Паспортизация музеев образовательных организаций – официальная регистрация музеев образовательных организаций (школьных музеев), проводится с 1974 года, после выхода первого Положения о школьном музее. Осуществляется комиссией по паспортизации, создаваемой учреждениями образования. В комиссию обязательно включается сотрудник государственного музея.

Положение о паспортизации музеев образовательных организаций

Республики Башкортостан

Общие положения

Одним из основополагающих аспектов деятельности музеев образовательных организаций является их официальная регистрация –  паспортизация.

Цель паспортизации - развитие и совершенствование сети музеев образовательных организаций республики, определение их правового статуса, упорядочение учета и обеспечение сохранности экспонатов                 в  музеях.

Задачи:

  • регулирование деятельности музеев образовательных организаций;
  • приобщение музеев образовательных организаций к единым требованиям в вопросах организации и деятельности;
  • систематизация сведений о музеях образовательных организаций;
  • создание информационной базы паспортизованных музеев образовательных организаций;
  • повышение значимости музеев образовательных организаций, их статуса и роли в системе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • развитие системы работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения средствами музееведения;
  • привлечение внимания государственных учреждений, общественных объединений и организаций к проблеме сохранения исторической памяти,  деятельности музеев образовательных организаций.

Паспортизация музеев образовательных организаций Республики Башкортостан проводится в рамках ежегодной Всероссийской паспортизации музеев образовательных организаций.

Организаторы

Организаторы паспортизации музея образовательной                организаций - педагогические и управленческие работники всех уровней, ответственные за организацию паспортизации на соответствующем этапе.

Непосредственное руководство и организацию паспортизации школьных музеев осуществляет Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий (далее – Республиканский центр туризма).

Участники

В паспортизации участвуют музеи образовательных организаций республики независимо от профиля и ведомственной принадлежности (учреждения общего, дополнительного, дошкольного, среднего профессионального и высшего образования).

                         Регламент паспортизации

  1. Муниципальный этап проходит с февраля  по сентябрь. Организацию и проведение данного этапа осуществляет комиссия, утвержденная приказом руководителя  муниципального (городского) органа управления образованием. В состав комиссии должны  входить специалисты органов управления образованием,  педагогические  и  руководящие   работники   образовательных организаций, ветераны войны и труда, члены попечительских советов и пр.

Муниципальные комиссии проводят проверку деятельности всех музейных формирований,  созданных в муниципальных организациях образовательного типа,  по следующим направлениям:

  • наличие обязательной документации (приказ директора образовательной организаций о создании музея; устав (положение); программа деятельности музея; паспорт; справка об истории создания музея; книги поступлений основного и научно-вспомогательного фонда; акты приема-сдачи предметов на хранение; акты сверок наличия фондов с учетной документацией; годовой план работы (текущий); отчёты по итогам работы музея за год (количество поступивших экспонатов, количество посетителей, экскурсий, выставок, массовых мероприятий, музейных уроков, экспедиций, публикаций, анализ работы актива, совета музея и т.д.); журнал посещений; материалы краеведческой и поисково-исследовательской работы; сценарии проведённых массовых мероприятий, музейных уроков и т.п.; книга отзывов.
  • наличие собранных и зарегистрированных в инвентарной книге музея музейных предметов;
  • наличие музейной экспозиции;
  • наличие приспособленного помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейной  коллекции;
  • наличие музейного актива из числа обучающихся.

По итогам проверки муниципальная комиссия формирует пакет документации (размещен на сайте Республиканского центра туризма www.detiturizm  в разделе «Краеведение. Музеи образовательных организаций»)  для республиканской комиссии:

  1. Акт обследования музея в формате pdf (приложение 2).;
  2. Учетная карточка установленного образца в формате Excel (приложение 3);
  3. Паспорт школьного музея (приложение 4);
  4. Фотоматериалы, наглядно представляющие разделы экспозиции, наиболее ценные экспонаты, различные формы работы в музее, 4 фотографии  в электронном виде (формат JPEG, размера 640х480);

5.Заявку от органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования или директора образовательной организации в формате pdf (приложение 5);

6. Сводную таблицу в формате Exel (приложение 6), муниципального района, городского округа, подпись исполнителя (Ф.И.О., телефон);

7. Список музейных предметов основного фонда (порядковый номер, наименование предмета, количество);

  1. Информация  по  направлениям основной деятельности, в т.ч. формы исследовательской работы, тематические планы образовательной деятельности с использованием музейных предметов, тематика экскурсий и лекций, традиционные мероприятия и т.д.

       Основные требования, которым должен отвечать каждый музей, созданный в образовательной организации, претендующий на звание «Школьный музей», следующие:

  1.  Наличие фонда подлинных материалов, собранных детьми и взрослыми в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем музея.
  2.  Наличие тематически стройной экспозиции, основанной на хронологически событийном принципе показа исторических событий в зависимости от участия в них данного района, города, области и достаточно глубоко и полно раскрывающей профиль музея.
  3.  Наличие необходимого помещения, а так же оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных материалов.
  4.  Наличие постоянного актива, ведущего систематическую работу по комплектованию фондов, учету, хранению, показу и пропаганде экспонатов музея.
  5.  Максимальное и планомерное использование экспонатов музея в учебно-воспитательной, внеклассной и внешкольной работе с детьми, родителями, общественностью, актива детских организаций, в повышении квалификации  педагогических кадров.
  1. Республиканский этап проходит с октября по ноябрь. Вышеуказанная документация направляется в Республиканский центр туризма по адресу: 450076, г.  Уфа, ул. Гоголя, 34 в электронном виде на        e-mail: bashrdct@yandex.ru.

На республиканском уровне – специалисты краеведческого отдела организуют работу республиканской комиссии по паспортизации музеев образовательных организаций.

Республиканская комиссия определяет порядок и сроки паспортизации, формы отчетной документации и правила их заполнения, основные требования и показатели работы музеев образовательных организаций. Осуществляет инструктивно-методическое руководство ходом паспортизации, рассматривает присланные материалы о работе музеев, проводит выборочные посещения музеев и принимает решение о присвоении звания «Школьный музей», а также направляет отчетные документы на  рассмотрение комиссии федерального уровня.

3.        Федеральный этап. В декабре протокол решения республиканской комиссии и отчетные документы представляются                 в ФГБОУ ДО Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения г.Москва (далее – Федеральный центр туризма).

 В Федеральном центре туризма проходит регистрация документов, каждому музею выдается свидетельство с постоянным регистрационным номером. Данный регистрационный номер проставляется на всех музейных документах – свидетельстве, паспорте, учетных карточках.

Бланк свидетельства музея образовательной организаций (школьного музея) заверяется подписью и печатью руководителя Федерального центра туризма и вручается вновь паспортизированным музеям.

   

                                                                        Приложение 1

Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г.

№ 28-51-181/16

Примерное положение  

о музее образовательного учреждения (школьном музее)

  1. Общие положения
  1. Школьный музей (далее - музей) – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации».
  2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
  3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.  

  1. Основные понятия
  1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
  2. Музейный предмет – памятник мемориальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
  3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
  4. Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
  5. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
  6. Экспозиция – выставление на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

  1. Организация и деятельность школьного музея
  1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
  2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
  3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
  4. Обязательные условия для создания школьного музея:
  • музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
  • собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
  • помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных    предметов;
  • музейная экспозиция;
  • устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
  1. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

  1. Функции музея
  1. Основными функциями музея являются:
  • документирование природы, истории и культуры родного края;
  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
  • организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенная законом;
  • развитие детского самоуправления.

  1. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея
  1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
  • учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
  • учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
  1. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
  2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
  3. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
  4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
  5. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

  1. Руководство деятельностью школьного музея
  1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
  2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
  3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.
  4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

  1. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

                                                                                Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор_______________

_______________________

_______________________

«___» ____________20__г.

         М.П.

АКТ

                      обследования музея_____________________

адрес_____________                                        «___» ____________20__г.

  1. Состав комиссии
  2. Название музея, учреждения образования
  3. Документация музея
  4. Экспозиция
  5. Фонды музея
  6. Руководитель
  7. Заключение комиссии

Председатель комиссии___________________________

Члены комиссии_________________________________

________________________________________________

________________________________________________

                                                                                Приложение 3

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА  ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Свидетельство №

Наименование

 

Профиль музея

 

Образовательное учреждение

 

Субъект Российской Федерации

 

Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д., к.)

 

Телефон с кодом города

 

Электронная почта

 

Сайт музея

 

Музейный педагог (Ф.И.О.)

 

Дата открытия музея

 

Характеристика помещения

 

Разделы экспозиций

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

Краткая характеристика основного фонда музея

 

Приложение 4

Количество (в цифрах  за последние  4 года )

1.Посетителей…..

Учащихся своей школы…..

Учащихся других школ …..

Населения ……

2.Проведено экскурсий ….

3.Прочитано лекций

4. Организовано:

Тематических вечеров ….

Конкурсов …..

Встреч …..

Директор школы _______________________________________

«____»_____________________201__г.

Мнение районной комиссии о присвоении звания «Школьный музей»

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 М.П. образовательной

    организации                  Председатель комиссии ____________________

                                                Члены комиссии __________________________

                                                _________________________________________

                                                _________________________________________

«_____»_________________201__г.                                              

Отметки о  присвоении звания «Школьный музей»______________________

_________________________________________________________________

                                                                                                           (№ и дата выдачи свидетельства)

М.П.                 Председатель республиканской комиссии

                          по паспортизации школьного музея _____________________

                                  «_______»_____________________________201___г.

  1. Количество экспонатов (в цифрах за последние 4 года)

Количество экспонатов

2010

2011

2012

2013

1

Всего экспонатов

2

Из них подлинных

3

Состоящих на учете в государственных музеях

4

Передано в государственные музеи

5.Разделы экспозиции.

  1. _____________________________экспонатов в нем______________
  2. _____________________________экспонатов в нем______________
  3. _____________________________экспонатов в нем______________
  4. _____________________________экспонатов в нем______________
  5. _____________________________экспонатов в нем______________
  6. _____________________________экспонатов в нем______________
  7. _____________________________экспонатов в нем______________
  8. _____________________________экспонатов в нем______________
  9. _____________________________экспонатов в нем______________
  10. _____________________________экспонатов в нем______________

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий

ПАСПОРТ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)

СВИДЕТЕЛЬСТВО № ______

______________________________________________________________

(ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ)

______________________________________________________________

  1. Наименование музея______________________________________________
  2. Профиль музея___________________________________________________

Дата открытия  «_____»________________________г.

Дата паспортизации  «_____»______________________г.

Руководитель (фамилия, имя, отчество)_____________________________

_______________________________________________________________

Должность       ________________________________________

  1. Помещение (отдельная комната, класс, зал, отгороженная рекреация), его площадь ________________________________________________________.

Примечание:  к паспорту   прилагаются 4 фотографии в электронном виде (формат JPEG, размера 640х480) экспозиции музея и наиболее ценных и интересных экспонатов музея;  учетные карточка в формате Excel, акт обследования формате pdf.

6. Наиболее ценные экспонаты: ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Состав совета музея (количество членов, из каких классов):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Связь с государственными музеями:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Экскурсионно-массовая работа:

а) тематика экскурсий: _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) темы лекций, проводимых с использованием материалов, имеющихся в музее____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5

Заявка на паспортизацию музея оформляется на бланке образовательной организации или отдела образования Республики Башкортостан.

№ п.п.

Название музея

Образовательная организация

№ свидетельства (если есть)

1.

Приложение 6

Итоговая таблица по всем заявленным на паспортизацию музеям образовательных организаций города, муниципального района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п.п.

 № свидетельства

Район, город, населенный пункт

Образовательная организация

Наименование музея

Профиль музея

Основные разделы музея

Дата открытия музея

Адрес, тел., e-mail

Руководитель (Ф.И.О.,должность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12.01.2007 г. №06-11. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее).

2. Казурова, О. А. Активисты школьного музея: прогр. дополнительного образования детей / О.А. Казурова, Ю.С. Константинов, Л.П. Слесарева. – М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 56 с.

3. «О деятельности музеев образовательных учреждений» (письмо Министерства образования России № 28-51-18/16 от 12.03.2003 г.).

4. Персин, А. И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие / А. И. Персин. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 112 с.

5. Решетников, Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: учебнометодическое  104 с.пособие / Н. И. Решетников – М: ФЦДЮТиК, 2005.  

6. Туманов, В. Е. Школьный музей – хранитель народной памяти: методическое  М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 228 с.пособие / В. Е. Туманов.  

7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика М.: Высшая школа, 2009. — 184 с.

8. Официальная группа «Школьные музеи и краеведение Республики Башкортостан». – Режим доступа: https://vk.com/club109632561.

9. Сайт ГБУ ДО Республиканского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий. – Режим доступа: http://detiturizm.ru/sp-otdel-kraevedeniya-i-muzeevedeniya/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Материалы для смотра-конкурса музеев образовательных учреждений

"Историко-краеведческий музей села Пятина" МБОУ "Пятинская средняя общеобразовательная школа"...

Музейный предмет - как основной элемент работы музея образовательной организации.

В статье рассматривается три стадии развития музейного предмета.Показан опыт работы с музейными предметами на занятиях в музее истории детского движения Детско-юношеского центра г. Северодвинска....

Федеральный конкурс музеев образовательных организаций

Мир нашего лицея особенный,  неповторимый, со своими традициями, укладом  и перспективами, всем тем, что мы называем  духом лицея....

Региональный конкурс музеев образовательных организаций «МУЗЕЙ ГОДА»

в номинации «Они создавали нашу школу» (поступили 19 работ): одним из победителей признан музей МБОУ Ельнинской СШ № 2 им. К.И. Ракутина (Диплом I степени; авторы работы – учите...