Урок - проект "Весна-пробуждение природы", 1 класс.
проект по экологии

Методическое объединение единомышленников Алданской гимназии

Урок проект, который позволяет учащимся проследить изменения в природе с наступлением весны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_-_probuzhdenie_prirody.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Ефремова Галина Геннадьевна

Класс, предмет: 1 класс, "Ознакомление с окружающим миром".

Тема урока: "Весна - пробуждение природы"

Цель урока:

Обобщить и расширить знания учащихся  о весенних изменениях в жизни природы.

Задачи урока:    

Воспитательный аспект:  воспитание сотрудничества, коммуникативности,  умение работать в паре; воспитание любви к родному краю, экологической культуры,  развитие интереса к предмету; воспитание чувства красоты, расширение кругозора.

Развивающий аспект:    развитие внимания, мышления; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить логически  выстраивать свою речь.

 Познавательный аспект:

  1. показать изменения в жизни растений, животных  и птиц весной;
  2. познакомить с растительным и животным миром Якутии;
  3. систематизировать и показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Тип урока: урок - проект

Применяемые технологии, приемы и методы: деятельностный, проблемный, коллективный диалог.

Оборудование: проектор - картины весны (ледоход, проталины, половодье), тема, проблема проекта, названия весенних месяцев;

доска -   фотографии птиц, животных, растений, результаты работы групп, линейка для рефлексии; задания для работы в группах.

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

(время)

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

 Введение в проект

  1. Оргмомент.

Учебно-воспитательная

задача этапа:

обеспечить комфортную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию

1 мин

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать,  работать группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.  

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

                                       внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Быстро мобилизоваться, сосредоточиться.

Включиться в деловой ритм

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

2. Актуализация знаний.

Задача этапа:

подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

3 мин

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе?

- А что относится к неживой природе?

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?

- Послушайте стихотворение и попробуйте  определить тему сегодняшнего урока.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

Она раскрывает почки в зеленые листочки

Деревья одевает, посевы поливает.

Движения полна, зовут ее…

- О каком времени года пойдет речь?

-Урок так и назовем Весна   - пробуждение природы.

-Что значит пробуждение?

-Почему  мы говорим сегодня о весне?

- Назовите весенние месяцы.

Отвечают на вопросы. (подтверждение ответов на слайдах)

Отгадывают стихотворение - загадку

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы

  1. Постановка проблемного вопроса, задания для групп.

Задача этапа:

сформулировать проблему, определить направления работы.

3мин

-Посмотрите на слайд. У нас с вами сейчас такая весна? Как происходят изменения в природе?

-Какие   же изменения происходят в   неживой и живой природе весной? Как они взаимосвязаны?

1 группа будет изучать изменения в неживой природе. Они выбирают признаки, которые относятся к весне.

2 группа  выберет растения, которые появляются весной первыми.

3 группа расскажет о перелетных птицах.

4  Группа расскажет о том, как изменяется жизнь животных с приходом весны.

 - Постепенно

Дети получают задания.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

прогнозирование.

Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем,

Работа в группах

Задача этапа:

решение  задач каждой группой учащихся.

7 мин

Индивидуальная помощь.

Физкульминутка

Работают в группах.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, оценивание.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации, формирование умения объяснять свой выбор формировать умение работать в в малых группах,

Презентация работы групп

Задача этапа:

систематизация и расширение знаний учащихся по теме.

25 мин

-И так, что же у нас получилось?

-Вы согласны? 

- Давайте попробуем выделить самый главный признак, от него должны зависеть остальные. (День увеличивается и становится теплее)

-Что происходит со снегом?

-Что происходит,  когда начинает таять на реках лёд?

- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

- Посмотрите на результаты опыта с луковицами. Что мы с вами сделали неделю назад?

- Что же произошло?

- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений?

-На ветках деревьев, когда становится теплее сначала появляются почки, а затем - листочки. 

-Какие раннецветущие растения вы выбрали? Почему их так называют?

(доп. информация о цветах)

- Однажды, весной, я встретила девочку с огромным букетом первых цветов. Она хотела сделать сюрприз на день рождения маме. Он будет приятным? Почему?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? Бывают знаки дорожные, а у нас экологические (природосберегающие).  Какой знак  для охраны леса выберем?

 

 - Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись?

 - Я приглашаю 3 группу. Они расскажут нам о том, какие птицы прилетают весной.

Какие птицы зимовали с нами?

Название каких птиц вы слышали впервые? Почему?

-Природа нашей  планеты прекрасна и  многообразна, но многие растения, животные, птицы исчезают с лица земли. Почему? Люди создали  Красную книгу, в которую внесли исчезающие вида. Почему  обложка книги имеет красный цвет?

-Какой знак для охраны птиц выберем? 

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

- А как весну встречают звери? Каких животных можно увидеть в нашем лесу?

- Знак охраны?

1 группа (признаки весны)

тает снег

тает на реках лед

дни  длиннее

ярче  светит  солнце и становится теплее

Ответы детей. 

2 группа (растения)

-Одну поставили в воду в тёплом классе, а другую положили в холодильник.

-Появились зеленые перышки.

-Тепло.

(подснежник, мать-и -мачеха, одуванчик, венерин башмачок)

Ответы детей.

 -Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться.

-Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары, растений.

3 группа

Утки, гуси, стрижи, свиристели.

Ответы детей.

4 группа: животные - просыпаются, линяют, появляются детеныши.

Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование позитивного отношения к окружающему миру

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция

Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение), .

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, формирование вербальных способов коммуникации,

Итог  урока и  рефлексия

Задача этапа:

вывод и обобщение знаний учащихся по теме.

самооценка работы на уроке

6 мин

-Итак, какие изменения происходят в  природе? В каком порядке? Благодаря чему наступает весна?

-Связана живая  и неживая природа между собой?

-У нас на доске палочка Волшебницы - Весны. - Возьмите  свои солнышки и оцените свою работу на уроке:

Солнышко наверху палочки - я все понял на уроке и  могу  научить других.

Солнышко по середине - я  усвоил новое знание, но  мне еще нужна помощь.

 Солнышко внизу -  тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле -  от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Ярче светит солнце и становится теплее

Тает снег и лед

Появляются растения

Появляются  насекомые

Прилетают птицы

Меняется жизнь животных.

Ответы детей.

Оценивание своей работы.

Регулятивные: оценивание.

Познавательные: рефлексия

Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

 Вопросы для самоанализа урока

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как был определен тип урока и почему?

Данный урок-составляющая часть уроков посвященных сезонным изменениям в природе. По программе отводится на этот урок 3 часа (урок, экскурсия,  самостоятельная работа). Мы уже говорили о изменениях в природе осенью, зимой, этот урок логическое продолжение темы. Дети знают о живой и неживой природе, трёх  агрегатных состояниях воды. В дальнейшем, мы будем говорить  о животных, о растениях, круговороте веществ, о связи живой и неживой природы подробнее. Тип урока был выбран по тому, что проектная деятельность оптимально позволяет  в рамках одного аудиторного часа обобщить  и  расширить имеющиеся знания учащихся об изменениях  в природе весной, в том числе и родного края. При этом дети не просто воспринимают материал урока,  а   сами, работая в группах,  выполняют учебные задачи.

  1. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?

Учащиеся,  в основном, со средним уровнем подготовки, в каждой группе должен быть хорошо читающий ученик,  первоклассники быстро устают - проводится 1-2 физкультминутки.

  1. Какова триединая дидактическая цель урока?

Обобщить и расширить знания учащихся  о весенних изменениях в жизни природы.

Задачи урока:    

Воспитательный аспект:  воспитание сотрудничества, коммуникативности,  умение работать в паре; воспитание любви к родному краю, экологической культуры,  развитие интереса к предмету; воспитание чувства красоты, расширение кругозора.

Развивающий аспект:    развитие внимания, мышления; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить логически  выстраивать свою речь.

 Познавательный аспект:

  1. показать изменения в жизни растений, животных  и птиц весной;
  2. познакомить с растительным и животным миром Якутии;
  3. систематизировать и показать взаимосвязь живой и неживой природы.

  1. Почему была избрана именно такая структура урока? В соответствии с методом  проектной деятельности.
  2. Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Содержание   материала урока основано на сезонных изменениях в природе родного края,   знания детей должны  полагаться на жизненный опыт, включена экологическая составляющая. На уроке использовался деятельностный метод -  каждая группа выполняла определенную задачу, проблемный - знания не даются в готовом виде, предлагается  рассуждать, думать, использовать доп. информацию, коллективный диалог. Групповая форма работы позволяет в рамках одного урока обобщить и структурировать  достаточно большой объем материала, приучает к сотрудничеству.

  1. Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке?  ( Группы - небольшие, что позволяет, каждому ребенку быть задействованным на уроке, сформированы по мере трудности заданий).
  2.  Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему? ( организация, контроль, оценивание, самооценка)
  3. Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?
  4. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока. Самооценка урока.
  5. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока? Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

Мать-и-мачеха

Небольшое травянистое растение высотой 10—15 см. Как только  растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых от- I косах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за  листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев  гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, нижняя сторона — нежная и теплая, как родная мать.

Латинское название астения — туссилаго — означает выводящий  кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют  для лечения легочных болезней.

- А какую пользу приносят птицы? стрижи и ласточки  за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

           

        

  1. Подведение итогов.

Какие происходят изменения  в неживой природе? В жизни растений,   птиц, животных  с приходом весны?  Почему же  наступает пробуждение природы?  ( становится теплее,  день удлиняется)

Самооценка. (Слайд 19)

8903ccb9295et


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

Урок музыки в 6 классе Тема урока: «Природа в музыке»

Тема урока: «Природа в музыке» Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных прои...