Великая греческая колонимзация
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Голубова Ирина Анатольевна

Урок по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_grech._kolonizatsiya_moy_urok.docx96.15 КБ

Предварительный просмотр:

К - 5                                                                                   У №                                                                     Дата: __________  

Тема:      Великая греческая колонизация.                                              

Цель: Познакомить обучающихся с древнегреческой колонизацией берегов Черного моря, создать условия для развития навыков работы в группах, творческих способностей и продолжить формирование умений работать с картой, текстом.

Оборудование: Б.А. Трёхбратов,  Е.А.  Хачатурова,  Т.А.  Науменко.  Кубановедение,  5  класс – учебник,  Краснодар  2015;  Атлас  «История  Кубани»,  карточки, пазлы, лист самооценки,  мультимедийное  оборудование.

УУД: Называть причины древнегреческой колонизации. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Работать с текстом учебника, объяснять понятия – колония, эмпория – временный и постоянный торговый пункт.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД  УРОКА:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

  1. Орг.   момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие.

1 мин.

  1. Актуализация знаний.

Что вы можете сказать, посмотрев на эти  изображения? Какую страну символизируют рисунки?  (Слайд). Что вам известно об этой стране?

 - Это Греция. ( Рассказывают).

4 мин.

  1.  Целеполагание

Что будем изучать на уроке?

Тема урока «Великая греческая колонизация».

Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня вы сами будете изучать новый материал, вы сами будете проверять как он усвоен и вы сами будете выставлять себе оценки. Согласны? Тогда начнем.

Слушают учителя.  Называют и записывают тему урока.

2 мин.

  1.   Изучение нового

        Мы отправляемся в путешествие. В 8 в. до н.э. мир эллинов стал тесен и они стали покидать родину, и устремились в дальние края. Но что заставляло греков покидать родину и отправляться в долгое опасное путешествие. Чтобы ответить на этот вопрос мы отправляемся в афинский порт Пирей . Мы видим корабль, который отправляется в опасное  путешествие и его пассажиров.  (Слайд -  корабль греков).

 - Внимательно  слушаем рассказ  и вы должны будете  записать причину, по которой греки покидают родину.

 -  Откройте учебник, сравните и поставьте оценку. (Слайд)

Выступление подготовленных обучающихся.

Записывают в тетрадь - Надежды на хорошую жизнь, нехватка земли  и хлеба, бегство (изгнание), любопытство, торговые дела, захват лучших земель греческой знатью, угроза голода.

Самопроверка.

3 мин.

1 мин.

       Прибывшие в Причерноморье   греки  основали  здесь  свои  поселения – колонии.   Соберите    пазлы.  У  вас  должны  получиться  сосуды,  которыми  пользовались  греки   и  вы  узнаете,  как  назывались  города,   основанные  переселенцами.

   Задание: Запишите   полученные  на  сосудах  названий  городов (столбиком  посередине  страницы).

Каждая  колония  была  основана  выходцами  из  конкретного  греческого  города.  На  месте  некоторых  колоний   и  сегодня   находятся  поселения.  При  работе  с  учебником стр.   вы  должны  выписать, современное  название   населённого  пункта.

Работа в парах.  

Запись   полученных  на  сосудах  названий  городов (столбиком  посередине  страницы).

Милет -    Пантикапей             Керчь

   Гермонасса       Тамань              Синдик, Горгиппия                   Анапа  

Теос -    Фанагория                 пос.  Сенной.

Тирамба – Темрюк

Корокондама, Киммерик – на Тамани.

3мин.

3 мин.

Физ. минутка

От зеленого причала оттолкнулся пароход (Встать)
Он шагнул назад,   вперед,  
(Шаг назад)
А потом шагнул вперед  
(Шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(Движения руками)
Набирая полный ход.  
(Ходьба на месте)

Проводит подготовленный обучающихся.

Остальные повторяют движения.

1 мин.

«Торговля греков»

Задание: Греки основали свои поселения в местах проживания коренных племён и начинали торговать с ними.

(На доске вывешиваются изображения двух корзин (греки, скифы), на парте разложены карточки с перечнем товаров (вино, оливковое масло, ткани, мед, воск, мясо, рабы, скот, шкуры ). Ученики должны используя текстовую информацию расположить карточки в нужной корзине).

Работа в группах.

Вывозили: хлеб, ценные породы рыб, скот, меха, рабы, соль, лес.

Привозили: драгоценные металлы, мрамор для построек, керамические изделия, предметы искусства, вино, оливковое масло, дорогие ткани

 (Взаимопроверка по слайду).

3 мин.

«Работа с картой»

Задание: По   легенде  карты  определить:

А)  территорию  Боспорского  царства;

Б) назвать  народы,  с  которыми  будут  взаимодействовать  греки;

Г) стрелками отметить товары,  которыми  будут  обмениваться  греки  с  местным  населением (экспорт,  импорт).

Самостоятельная работа с картой.

4 мин.

  1. Итог

Задание: Отметьте утверждения, которые объясняют причины древнегреческой колонизации побережий Чёрного и Азовского морей, буквой "П".

П - Рост численности населения в Греции.
   - Расцвет морской торговли.
П - Нехватка хлеба, угроза голода в Греции.
  - Бурное развитие ремесел, сельского хозяйства в колониях.
П - борьба между демосом и аристократами в греческих полисах.
  - Конфликты колонистов с местным населением.
  - Расширение знаний о мире.

Отмечают утверждения «П». 

3 мин.

  1. Рефлексия

     А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Называют:

  1. Урок географии.
  2. Познавательный  и занимательный.
  3. Путешествовали, искали, узнавали.
  4. Быстро прошел урок.
  5. Здорово!

2 мин.

  1. Д/З

Прочитать §12, ответить на вопросы.

Для желающих получить оценку «5»  творческие задания:

  1. Придумать  рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов.
  2.  Составь рассказ от имени путешественника. Расскажи о своих впечатлениях. Вопросы-подсказки:

– опиши город;

– что за здание расположено в центре города, на вершине холма;

– предположи, кто наблюдает за прибытием греческого кораблей с берега моря;

– подумай, в чем больше были заинтересованы скифы, воевать с греками или торговать с ними?

Записывают Д/З в дневник.

2 мин.

Триера – военный корабль. А это торговый корабль.

http://parus-a.chat.ru/parus10.jpg


Лист самооценки ученика 5 класса              Ф.И. __________________________

Причины переселения греков

Освоение колоний

Торговля греков

Работа с картой

Баллов:

Оценка:

Всего баллов: ______________

Самооценка: ______________                Оценка учителя: ___________

Лист самооценки ученика 5 класса              Ф.И. __________________________

Причины переселения греков

Освоение колоний

Торговля греков

Работа с картой

Баллов:

Оценка:

Всего баллов: ______________

Самооценка: ______________                Оценка учителя: ___________

Лист самооценки ученика 5 класса              Ф.И. __________________________

Причины переселения греков

Освоение колоний

Торговля греков

Работа с картой

Баллов:

Оценка:

Всего баллов: ______________

Самооценка: ______________                Оценка учителя: ___________

Сценка:

– Я бедный крестьянин. Мой участок земли расположен высоко в горах и почти не дает урожая. Земля в плодородных долинах захватили власти. Сколько я не работаю, а из нужды выбраться не могу.

– У меня забрали участок за долги. Я сон потерял. И я решил все бросить все, говорят, их там за морем есть хорошие земли, и ее сколько хочешь.

– Я торговец из Коринфа. Говорят, в тех странах охотно меняют рабов и пшеницу на греческие товары. Конечно, путь опасен, но я надеюсь на милость богов.

– Я ткач. В своем городе я поднял восстание против знати. Но победила знать, и я вынужден бежать.

– Я из знатного рода. Я был правителем города, но я вынужден был бежать бросив все, т.к. простой люд в городе поднял восстание.

Юноша -   А мне очень многое рассказывали о жизни в далеких землях, и стало интересно правдивы ли все эти рассказы.

Задание: Отметьте утверждения, которые объясняют причины древнегреческой колонизации побережий Чёрного и Азовского морей, буквой "П".

    - Рост численности населения в Греции.
   - Расцвет морской торговли.
   - Нехватка хлеба, угроза голода в Греции.
  - Бурное развитие ремесел, сельского хозяйства в колониях.
  - Борьба между демосом и аристократами в греческих полисах.
  - Конфликты колонистов с местным населением.
  - Расширение знаний о мире.

Задание: Отметьте утверждения, которые объясняют причины древнегреческой колонизации побережий Чёрного и Азовского морей, буквой "П".

    - Рост численности населения в Греции.
   - Расцвет морской торговли.
   - Нехватка хлеба, угроза голода в Греции.
  - Бурное развитие ремесел, сельского хозяйства в колониях.
  - Борьба между демосом и аристократами в греческих полисах.
  - Конфликты колонистов с местным населением.
  - Расширение знаний о мире.

Задание: Отметьте утверждения, которые объясняют причины древнегреческой колонизации побережий Чёрного и Азовского морей, буквой "П".

    - Рост численности населения в Греции.
   - Расцвет морской торговли.
   - Нехватка хлеба, угроза голода в Греции.
  - Бурное развитие ремесел, сельского хозяйства в колониях.
  - Борьба между демосом и аристократами в греческих полисах.
  - Конфликты колонистов с местным населением.
  - Расширение знаний о мире.

Задание: Отметьте утверждения, которые объясняют причины древнегреческой колонизации побережий Чёрного и Азовского морей, буквой "П".

    - Рост численности населения в Греции.
   - Расцвет морской торговли.
   - Нехватка хлеба, угроза голода в Греции.
  - Бурное развитие ремесел, сельского хозяйства в колониях.
  - Борьба между демосом и аристократами в греческих полисах.
  - Конфликты колонистов с местным населением.
  - Расширение знаний о мире




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Греческие полисы и Великая колонизация

Конспект урока по истории Древнего мира по теме " Греческие полисы и Великая колонизация".План урока:1) «Греческое чудо».2) Древнегреческие полисы. 3) Великая колонизация.В процессе изучения ново...

Великая Греческая колонизация Северного Причерноморья урок в 5 классе

Данный материал разработан для 5 класса по истории. В разработке используются различные элементы технологий развивающего обучения....

Великая греческая колонизация

ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать в качестве фронтальной работы с классом при изучении и  актуализации знаний на уроке по теме: «Великая греческая колонизация». ...

Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»

Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодей­ствия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия ­  в целостную картину мира.2.  Учит...

Рабочий лист к уроку по теме "Великая греческая колонизация"

Задания для самостоятельного изучения материала по теме "Основание греческих колоний" в 5 классе по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера....

Великая греческая колонизация.

Технологическая карта по истории  «Великая греческая колонизация» предназначена для учащихся 5-х классов. Урок разработан на основе проблемно-диалогической технологии. При изучении ма...