Обычаи адыгов
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

Урок 13.  Тема. Обычаи  адыгов.

Цель.

Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями адыгской морали.

2.Развивающая: развитие понимания многообразия и единства культур и цивилизаций.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, его сохранению и приумножению.

Основные понятия: куначество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_13_obychai_adygov.docx32.05 КБ
Файл urok_13_7_klass.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна 

Урок 13.  Тема. Обычаи  адыгов.

Цель.

Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями адыгской морали.

2.Развивающая: развитие понимания многообразия и единства культур и цивилизаций.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, его сохранению и приумножению.

Основные понятия: куначество

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.

Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.

2. Справочный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный урок - практикум

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

1. Система адыгской морали. Религия.

2. Семья и семейная обрядность.

3.Гостеприимство и куначество.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задние.

I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.

Задание № 1

Какие пословицы и поговорки о дружбе, гостеприимстве вы знаете. Как вы понимаете их смысл?

Примерные ответы:

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

Вместе и беда легче переносится.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Знакомых много, а друзей мало.

Гостям дважды радуются: встречая и провожая.

Добрый гость всегда впору.

Доброму гостю хозяин рад.

Умел в гости звать, умей и угощать.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не прогоняй того, кто к тебе пришел, не останавливай того, кто уходит.

Ответить на вопросы №1-4 стр. 62

Инициация учащихся.

1 шаг.

Учитель: У каждого народа, людей разных национальных культур исторически складывалась своя система ценностей.  Мы можем назвать ее кодексом морали, своего рода системой ценностей. Многие традиции, обычаи, моральные и духовные ценности тесно переплетаются, составляя огромный пласт культурного наследия. Но наиболее важными и общими для всех народов остаются главные общечеловеческие ценности (подумайте какие?):

Примерный ответ учащихся: Человек, Семья, Земля, Родина, Труд, Дружба, Знания, Культура, Мир.

Учитель: Так на протяжении столетий и в адыгейском обществе сложилась своя система морали. Об этом и пойдет речь на нашем занятии.

Объявляется тема урока, и даются необходимые пояснения.

2 шаг.

Задание № 2

Реши тест «ДА-НЕТ»

1. В древности черкесы поклонялись многим божествам.

        ДА                     НЕТ         

2. В XIV–XV вв. черкесы не были христианами.

        ДА                     НЕТ         

3. В настоящее время большая часть черкесов — мусульмане.

        ДА                     НЕТ         

Ответы: да, нет, да

Задание № 3

Работа с терминами.

Переставь буквы в словах так, чтобы получились определения понятий.

1. Язычество – _____________________________________________________________________________

         Боги, вера, много, во.

2. Христианство – __________________________________________________________________________

        Иисус, религия, мир, Христос, в, основание, вера.

3. Ислам – _________________________________________________________________________________

        Аллах, покорность, от, вера, религия, смирение, слово, в, мир.

        Ответы:

1. Вера во множество богов.

2. Мировая религия, основанная на вере в Иисуса Христа.

3. от слова «покорность, смирение», мировая религия, вера в Аллаха.

II. Осмысление (реализация).

Учитель: Итак, мы с вами вспомнили, что когда-то в древности адыги были язычниками. В XIV- XV веках христианами. Христианство пришло к ним из Византии и Грузии в X–XII вв. В XIV в. на Северный Кавказ стал проникать ислам. Окончательно исламизированы черкесы к XVIII в..  Несмотря на религию, для большинства людей существуют единые принципы морали. Важным из них является семья.

        Семья в жизни любого народа остается главным очагом любви, счастья и защищенности. Поэтому, начиная с 4-5 лет, детей готовили к пониманию своей культуры, ее вкладу в  мировую цивилизацию. Только после такой подготовки человек в уже более зрелом возрасте мог понять культуру другого народа и вступить с ней в диалог. Во всех культурах народов мы можем встретить  общие характерные признаки семьянина, которые формировались главным образов в семье:

     - почтение к мужчине;

     - уважение к старости;

     - любовь к женщине, к матери;

     - забота о младших;

     - гостеприимство.

        Мы с вами поговорим об этих традициях,  существовавших как у адыгов, так и у остальных народов нашего региона.

        В ходе прослушивания сообщений детей и учителя, ребята заполняют таблицу, в которой предлагается сравнить обычаи и традиции народов.

Задание № 3

Заполни таблицу.

Отметьте знаком  « + »  или   « - » наличие или отсутствие  обычаев у народов.

Линии сравнения

АДЫГИ

РУССКИЕ

Патриархальная семья

Деление дома на  женскую и мужскую половины

Равноправие женщин и мужчин

Уважение к старшим

Почитание матери и отца

Гостеприимство

Куначество

Примерные сообщения учащихся.

Семья и семейная обрядность.

        Ученик: Адыгский брак издавна был строго экзогамным, т.е. запрещение брака между близкими и даже отдаленными родственниками. Брачный возраст не был строго ограничен, но, тем не менее, наиболее распространенным брачным возрастом был для мужчин от 20 до 25 лет, а для женщин - от 17 до 20. За невесту обычно платили калым - выкуп, по-адыгейски уасэ - цена. Размер калыма не был точно установлен и колебался от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, но иногда уплачивался натурой (быками, лошадьми, овцами). У адыгов отец имел власть над детьми, муж над женой, брат над сестрой. Но, однако, это не означало, что глава семьи был деспотом и, ни с кем не считался. Он должен был отличаться объективностью, справедливостью, обеспечивать равноправие всех членов семьи, заботиться о каждом из них. При решении тех или иных важных вопросов он советовался с братом, женатыми сыновьями и супругой.         Солидарность всех членов семьи была важным условием и основой деятельности большой семьи. Отец пользовался большим авторитетом и уважением в семье, его жизненный опыт и мудрость обеспечивали ему такое положение. Мать имела в доме почти такое же влияние, как и отец, и ее свято почитали. Положение адыгских женщин было лучше, чем у женщин некоторых народов Востока. Как самое тяжкое преступление расценивалось адыгами нарушение супружеской верности. И влекло такое преступление суровое наказание. Браки заключались между людьми, равными по происхождению. «Чистота крови» строго соблюдалась черкесскими феодалами. 

        Одной из основных целей брака были дети. Бездетность считалась несчастьем. Недаром именно рождение ребенка завершало свадебный цикл, скрепляя окончательно брак. Но смысл семьи адыги видели не только в рождении, но и воспитании детей. Образцом считался молодой человек, всесторонне развитый, способный достойно переносить любые невзгоды, наделенный умом, физической силой и нравственными добродетелями. Процесс воспитания подрастающего поколения протекал под непосредственным влиянием всего уклада жизни, окружающей среды, трудовой деятельности, обычаев и традиций. Детям вменялось в обязанность почитать родителей, даже будучи взрослыми. Ссориться с родителями считалось тяжким грехом.

         На воспитание мальчиков у адыгов, оказывала влияние военно-пограничная организация жизни. С детства они приучались к военному делу. Почти беспрерывные столкновения с внешними врагами сделали из адыгов отличных воинов.

         Адыгейской девочке до 12 лет позволялось многое, но были и строгие ограничения: девочка не имела права покидать женскую половину и участвовать во взрослых праздниках. С наступлением 12-летия на нее надевали корсет, чтобы у девушки оставалась тонкая талия и плоская грудь. Его не снимали даже во время купания и сна. Только в брачную ночь муж разрывал корсет саблей или кинжалом. С 12-летнего возраста девочке выделяли комнату, в которую не имели права заходить мужчины и даже отец, без присутствия другой девушки или женщины. В комнате девочка не только отдыхала, но и училась рукоделию, начинала готовить своё приданое: шила красивые платки, ткала ковры, вязала… 

        У  адыгов, как и у других народов существовали традиции в воспитании, и очень глубокие:

1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности.

2. Учение добру, благожелательности.

3. Выработка способности правильно оценивать жизненную ситуацию.

4. Учение послушанию. Из послушного всегда выйдет разумный и честный человек, хороший работник, добрый семьянин,  а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик, насильник.

5. Учение жить своим умом, сочувствовать людям.

        Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь. Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости. Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Разводов в адыгских семьях практически не было.

Гостеприимство и куначество.

Учитель: Одним из важных обычаев разных народов является гостеприимство. Различаясь в деталях, обычай гостеприимства был одинаков у всех народов Кавказа. Его главнейшей чертой было правило, согласно которому хозяин должен был предоставить приют, угощение и защиту любому человеку, в том числе и незнакомому, переступившему порог его дома.

        Ученик: Адыги славились своим гостеприимством. В результате многовековой практики сложились четко разработанные правила приема гостей, их прав, обязанностей хозяев, нарушение которых осуждалось по обычаю горских народов. Все слои населения строго соблюдали обычаи гостеприимства, считавшиеся первейшей добродетелью каждого адыга. Незнание каких-либо сторон обычая гостеприимства считалось большим недостатком и позором. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега и приюта. Это право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и представить все необходимое.

        Гостю оказывали самые различные знаки высокого уважения и внимания безо всякого вознаграждения. По обычаю, гость получал не только жилье, питание, но и экономическую и моральную помощь и даже защиту, если он в этом нуждался. Все путешественники, ученые, просветители отмечали, что лучшее качество адыгов - это гостеприимство. Т. Лапинский писал: «Путник может проехать всю страну насквозь без копейки денег, и нигде его не задержат, и в каждом дворе, куда он зайдет, он найдет кров, постель, еду для себя, стойло и корм для своей лошади».

        Хозяин не спрашивал гостя кто он, откуда и зачем едет. Если гость сам называл себя и не делал секрета из своего приезда, то вскоре в кунацкую приходили члены семьи хозяина и его соседи. Все старались услужить ему. Питание гостя должно было быть разнообразным, обильным, вкусным. Резали жеребенка, барана, приготовлялись различные мучные, мясные кушанья. Число блюд в княжеских домах иногда превышало 100. Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное»,— писал Ш. Ногмов.

        Хозяин отвечал перед всем народом за безопасность чужеземца, и, кто не сумел сберечь гостя от беды или даже простой неприятности, того судили, наказывали, и это считалось самым страшным позором. Всеобщее презрение заслуживали те, которые оскорбили, ограбили или убили гостя. Такие люди считались преступниками, изгонялись из деревни.

        От того, как принимает гостя хозяин, зависела его репутация. На основе гостеприимства у адыгов сложился институт куначества. Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения, близкие к кровнородственным. Если гостем мог быть человек незнакомый, то кунаком считался близкий друг, приятель, делами которого хозяин не только интересовался, но и принимал в них участие. Узы нерушимой дружбы связывали кунаков на всю жизнь. Они обязаны были защищать и помогать друг другу при любых обстоятельствах.

Проверка записи и анализ таблицы. Учащиеся делают вывод.

Примерный ответ:

        Каждый народ самобытен и силен своими корнями. Культуры многообразны, но есть единая для всех людей система ценностей и мораль, которая нас объединяет и дает право называться человеческой цивилизацией.Человек по-настоящему силен только тогда, когда знает кто он такой, из какого он рода, в каком крае живет, гражданином какой страны валяется!

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

        1. Рефлексия содержания учебного материала.

Задание № 4

Работа с терминами и понятиями.

Кроссворд наоборот. Составьте определения понятий.

По горизонтали:

1. ГОСТЕПРИИМСТВО_______________________________________________________________________

2. АДЫГИ____________________________________________________________________________________

3. КУНАЧЕСТВО______________________________________________________________________________

4. ИСЛАМ____________________________________________________________________________________

По вертикали:

1. ОБЫЧАИ___________________________________________________________________________________

1. г

1.о

с

т

е

п

р

и

и

м

с

т

в

о

б

2. а

д

ы

г

и

3.к

у

н

а

ч

е

с

т

в

о

а

4.и

с

л

а

м

Саморефлексия учащихся (на выбор учителя)

Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задние.

        1. § 12, стр. 63-65 устно ответить на вопросы № 2-4 стр. 62

        2. Подготовить рассказ «Встреча почетного гостя».

        3. . Опережающее задание. Сообщение учащихся по темам:

                1) Аталычество у адыгов.

                2) Обычай кровной мести.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 13 «Обычаи адыгов »

Слайд 2

Задание №1 Какие пословицы и поговорки о дружбе, гостеприимстве вы знаете. Как вы понимаете смысл приведенных пословиц? Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый. Вместе и беда легче переносится. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Сам погибай, а товарища выручай. Старый друг лучше новых двух. Знакомых много, а друзей мало. Гостям дважды радуются: встречая и провожая. Добрый гость всегда впору. Доброму гостю хозяин рад. Умел в гости звать, умей и угощать. В гостях хорошо, а дома лучше. Не прогоняй того, кто к тебе пришел, не останавливай того, кто уходит.

Слайд 3

Задание №2 Реши тест «ДА-НЕТ» 1. В древности черкесы поклонялись многим божествам. ДА НЕТ 2. В XIV–XV вв. черкесы не были христианами. ДА НЕТ 3. В настоящее время большая часть черкесов — мусульмане. ДА НЕТ

Слайд 4

Задание №3 Работа с терминами. Переставь буквы в словах так, чтобы получились определения понятий. 1. Язычество – ___________________________________ Боги, вера, много, во. 2. Христианство – __________________________________ Иисус, религия, мир, Христос, в, основание, вера. 3. Ислам – __________________________________ Аллах, покорность, от, вера, религия, смирение, слово, в, мир.

Слайд 5

Задание №4 Заполни таблицу. Отметьте знаком « + » или « - » наличие или отсутствие обычаев у народов. Линии сравнения АДЫГИ РУССКИЕ Патриархальная семья Деление дома на женскую и мужскую половины Равноправие женщин и мужчин Уважение к старшим Почитание матери и отца Гостеприимство Куначество

Слайд 6

Задание №5 Решите кроссворд наоборот По горизонтали: 1. ГОСТЕПРИИМСТВО__________________________________ 2. АДЫГИ___________________________________________ 3. КУНАЧЕСТВО______________________________________ 4. ИСЛАМ___________________________________________ По вертикали: 1. ОБЫЧАИ__________________________________________ 1 . г 1 .о с т е п р и и м с т в о б 2. а д ы г и 3. к у н а ч е с т в о а 4 .и с л а м

Слайд 7

Домашнее задание 1. § 12, стр. 63-65 устно ответить на вопросы № 2-4 стр. 62 2. Подготовить рассказ «Встреча почетного гостя». *3. Опережающее задание. Сообщение учащихся по темам: 1) Аталычество у адыгов . 3) Военное искусство адыгов . 2) Обычай кровной мести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Классный час "Символика России и Адыгеи."

Цели и задачи: расширить представление школьников о Конституции РФ, символике России, содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ.Оборудование: карта...

Презентация "Майкоп-столица Адыгеи"

Презентация "Майкоп - столица Адыгеи"...

Презентация "Адыги на фронте"

В презентации « Адыги на войне» представлены мемориалы в память героев Великой Отечественной войны, Афганской войны  и Чеченской войны. Республика Адыгея – маленькая частичка нашей необъятной стр...

Кроссворды 10 класс "Ногайцы и адыги на Кубани в 16-17 вв"

Кроссворды на уроках кубановедения...