Песенно-музыкальная культура адыгов
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

Урок 16.  Тема. Песенно-музыкальная культура адыгов.

Цель.

Познакомить учащихся  с музыкальной культурой адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями музыкальных, песенных и танцевальных традиций  адыгов.

2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная: воспитывать  чувство прекрасного, уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости  сохранения и приумножения историко-культурных традиций.

Основные понятия: фольклор, жанр, песня, танец, шичепшин, камыль, пхачич,  пшине, джигитовка, джегуако, исламий, зафак, зыгетлат, удж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_16_pesenno-muzykalnaya_kultura_adygov.doc91 КБ
Файл urok_16_7_klass.pptx2.18 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна 

Урок 16.  Тема. Песенно-музыкальная культура адыгов.

Цель.

Познакомить учащихся  с музыкальной культурой адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями музыкальных, песенных и танцевальных традиций  адыгов.

2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная: воспитывать  чувство прекрасного, уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости  сохранения и приумножения историко-культурных традиций.

Основные понятия: фольклор, жанр, песня, танец, шичепшин, камыль, пхачич,  пшине, джигитовка, джегуако, исламий, зафак, зыгетлат, удж.

Персоналии: Ш.Б.Ногмов, Султан Хан-Гирей, М.И. Глинка

Фонохрестоматия:  гимн Адыгеи, М. Глинка «Марш Черномора», народные песни и танцы аудио и видеофрагменты.

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.

Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.

2.Дополнительный  материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: интегрированный (музыка и история)

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

1. Особенности песенно-музыкальной культуры.

2. Национальные инструменты.

3.Танцевальное искусство адыгов.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задние.

I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

1. Актуализация опорных знаний у учащихся. Проверка домашнего задания.

устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74

Задание №1

Составьте кластер по теме: «Обычаи и традиции адыгов»

2. Инициация учащихся.

1 шаг.

Слушание музыки. (Гимн Адыгеи)

Вопросы к учащимся:

        1. Какой характер у этой музыки? (торжественный, величавый)

        2. Какому народу она принадлежит?  Почему? (Народам Кавказа, горцам. Интонации, характер         музыки)

        3. Что можно представить, слушая эту музыку? (Красивую природу, горы, леса, луга, быстрые реки,         пастбища)

Учитель музыки: Сегодня мы поговорим о музыке гор. Горцы — народ музыкальный, песни и танцы для них так же привычны, как бурка и папаха. Они традиционно взыскательны к мелодии и слову, потому что знают в них толк. Пожалуй, ни в каком другом крае нет такого песенно-музыкального, танцевального своеобразия, такого уникального музыкального сплава как у народов Кавказа. Сохранилось богатое наследие различных форм музыкального фольклора: песен, обрядов, танцев, инструментальной музыки. Их образцы собираются по крупицам ценителями народного искусства и обретают вторую жизнь благодаря отдельным исполнителям и творческим коллективам.

        За свою многовековую историю адыгские народы создали богатую духовную культуру, где наиболее полно представлен фольклор. Что же такое фольклор? Фольклор – устное народное творчество (от староангл. folklore – народная мудрость). Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Существуют различные музыкальные жанры. Жанр – (от фр. Genre)это вид, род  музыкального произведения. Самым распространённым жанром музыкального фольклора по праву, является народная песня. «Песня – это  бесценное богатство народа. По её историческим и походным образцам можно представить историю страны,  региона, народа» (поэт Н. Харченко). Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. У народной песни  автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ.

Как правило, песни имеют хоровое сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является форма оред (йоред) - мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Тематика этих песен разнообразна: сказания нартского эпоса (нарты – народные герои у адыгейцев), героические военные, походные, шуточные, лирические, охотничьи и др. Особую группу составляют исторические песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев - игыбыз. Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. Кроме песен, сплошь идущих с инструментальным сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вокальных (хоровых) и инструментальных эпизодов.

Учитель истории: Народные песни слагались веками, они помогали в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые люди  не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа.

        Изучением песенного творчества адыгов  занимались Ш.Б.Ногмов (1794-1944), Султан Хан-Гирей (1808-1842). Говоря об истории изучения музыкального фольклора адыгов, нельзя не упомянуть а записях, сделанных выдающимися русскими композиторами А.Алябьевым, М.Балакиревым и С.Танеевым, побывавшим на Кавказе и сыгравшим важную роль в изучении музыкального творчества адыгских народов. Посетив Северный Кавказ, ещё в 1823 году М.И.Глинка под впечатлением музыки адыгов пишет «Черкесский марш». Эти впечатления находят широкое отражение в опере «Руслан и Людмила».

        Профессиональное музыкальное творчество адыгейцев развивается главным образом в области песенного жанра. Среди адыгейских композиторов - М. Бесиджев, Г. Самогова, У. Тхабисимов, К. Туко и др.; певицы - засл. арт. РСФСР Г. Самогова, З.Чичева, Р. Шеожева, певец К. Хейшо.

Слушание музыки.  (Марш Черномора)

Задание №2

Напишите синквейн по прослушанному музыкальному отрывку.

 1. Марш Черномора

2. (какой?)__________________________________________________________________________________

3. (о чем рассказывает, что выражает?)__________________________________________________________

4. (краткое предложение)______________________________________________________________________

5. (впечатление, эмоция)_______________________________________________________________________

2 шаг.

Сообщения учащихся.

1. Национальные музыкальные инструменты.

        Музыкальные инструменты, на которых исполняется музыка адыгов, традиционны для многих народов Кавказа. Музыка исполнялась на разнообразных инструментах — духовых, смычковых, щипковых и ударных. В арсенале горских исполнителей были свирели, зурна, бубен, струнные инструменты пандур, чагана, кеманга, тар, басамей (у черкесов и абазинцев) и множество других. Смычковый инструмент типа скрипки – шичепшин (от слов: шиче – конский хвост и пшин – музыкальный инструмент), камыль (буквально означает камыш) – флейтовый духовой инструмент, пхачич – трещетка – ударный инструмент, представляет собой 3, 5 или 7 пластинок из высушенной твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, граба, чинары), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью.  Во второй половине XIX века в музыкальный быт горцев начинают проникать русские фабричные музыкальные инструменты (гармошка и др.). Национальная адыгейская гармоника – пшине, пользовалась особой популярностью. Именно в ее исполнении и звучат сегодня многие традиционные танцевальные мелодии адыгов.

2. Танцевальное искусство адыгов.

        "Танец - это эхо музыки". Отсюда следует, что танец является производным, и танец без музыки не может существовать. Танцевальное искусство адыгов преобладает над песенным. Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски. В седую древность пляски с участием больших масс людей являлись магическими актами, которые должны были обеспечить удачу в борьбе с силами природы, принести успех в труде, на охоте, в бою с врагами и т.д. Со временем магические формулы с их обрядовыми ритуалами постепенно переплетаются с обрядами семейных, общинных, племенных и общенародных празднеств, приурочиваемых к различным событиям и памятным датам, к сельскохозяйственному календарю и так далее. В народных танцах четко выражены стойкость и выдержка, чувство достоинства и горделивости, красота и изящество, удаль и сдержанный внутренний темперамент. Хореографическое искусство связано с борьбой народа за независимость. Отсюда – состязания, поединки, элементы военной гимнастики, джигитовка. Джигитовка славилась далеко за пределами гор. Были целые династии джигитов-виртуозов, покорявших зрителей. Уникальные трюки и невероятное мастерство на всем скаку поднять «глазом» монету с земли, а затем танцевать лезгинку, стоя на коне. Очевидцы рассказывали, что природная слитность джигитов и их коней рождала мысль о том, что мифические кентавры могли иметь вполне реальных прототипов. Нартские сказания описывают эти умения мужчин: «На одном из нартских собраний первый танец предложили Бадыноко, который прыгнул на стол и протанцевал на краю круглого столика, не пошатнув его и не опрокинув деревянные чашки с подливой. Вслед за ним станцевал Сосруко, но уже не по краю стола, а по краю чаши, стоявшей на столе. После танца Сосруко, на лезвиях мечей Бадыноко показывает невозможное: он вбивает свой меч рукоятью в землю и на острие лезвия пляшет на носках».

        Танцами и песнями были насыщены свадебные обряды, обряды взаимопомощи, куначества, воинские обряды, начало и конец сельскохозяйственного года, победы и неудачи в сражениях и т.д.

        Наиболее распространенные танцы "Удж", "Зафак", "Зыгетлат", "Исламей", дошли до наших дней. Одним из древнейших хороводных танцев адыгского народа является "Удж-хъурай" – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся – на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия. Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине, предельное внимание и учтивость. Для исполнения выбирается самая красивая, грациозная девушка. Выбирает ее совет старейшин. Распорядителем танцев являлся «джегуако» (народные певцы и импровизаторы героических, шуточных и лирических песен).

        Во всем мире известны адыгейские танцевальные ансамбли «Кабардинка», «Нальмэс», «Хатти», «Исламей».

Просмотр видеофрагментов адыгейских танцев.

Информация для учителя.

Исламий. У адыгского народа «Исламий» известен как жизнерадостный лирический танец подвижного характера. Это танец первой любви, танец счастья, ухаживания. Его композиция насыщена разнообразием линий, диагоналей и круговых мотивов, сочетающихся с различными перестроениями, неожиданными поворотами и разводами. У адыгского народа музыка к «Исламий» особенная, единственная, которая состоит из нескольких частей и является традиционной, обязательной. Танец этот широко популярен в народе, потому что является средством общения молодежи. В виду строгих традиций и обычаев, юноши и девушки могли встречаться и как-то проявить свои симпатии только на народных празднествах, свадьбах, в которых участвовали целые аулы, селения. Познакомившись однажды на каком-либо торжестве с девушкой, юноша искал встречи с нею и на других праздниках. С приглянувшейся ему девушкой он стремился танцевать все танцы. Так завязывался узел их будущих взаимоотношений. «Исламий» — танец второго свидания. Здесь юноша и девушка обретают взаимопонимание, они рады новой встрече. Юноша стремительно, радостно несется по кругу, исполняя то строгие, то замысловатые движения и повороты. Пластика девушки сдержана, стан ее грациозен. Но, бисерные переборы ног, горделивые, полные достоинства движения, ловкие повороты наполнены внутренней взволнованностью и искренней девичьей радостью. Его называют также танцем будущих жениха и невесты.

 «Зафак» -  был танцем первого свидания. Это парный лирический танец, исполняемый в умеренном темпе, плавно и грациозно. Слово  «зафак»  означает «идти навстречу друг другу». Именно такое движение является основным в танце. Движения в танце играют огромную роль, так как основной смысл заключается в них. В «зафаке» девушка должна вести себя скромно, ее движения должны быть плавными, и она должна танцевать с опущенными глазами. Девушка не должна была прямо смотреть парню в лицо, что придавало бы ей вызывающий вид, а это не свойственно для девушки того времени. Она могла только подсматривать. Парень, в свою очередь, должен танцевать с поднятой головой, показывать свою стройность, мужественность, но ни в коем случае он не должен был вести себя вызывающе, делать движения, оскорбляющие девушку, допустим; подмигивать ей, - иначе для него последствия оказались бы чреватыми. Дело могло дойти вплоть до выкалывания глаза. Этот танец является танцем первой встречи, юноша и девушка должны понимать друг друга через движения. Это надо было сделать очень красиво и так, чтобы стоящие вокруг не догадались, о чем они говорят на языке движений. Обычно «зафак» открывал вечер танцев на любом торжестве адыгов.

«Зыгетлат». Старинный адыгейский народный танец. Для молодежи он был поводом самовыражения, показа ловкости, удали, стати и грации. В этом танце молодежь, определившаяся в своих отношениях в предшествующих празднествах, вновь встречалась. В отличие от «Зафака» и «Исламия», где юноша ухаживал за девушкой, «Зыгэльат» — очередное третье свидание, а потому в темпераментном танце юноша и девушка демонстрируют свое мастерство.

        Их взаимопонимания, определившиеся отношения сообщают свободу, раскованность и непринужденность их движениям. Радость новой встречи, уверенность во взаимном внимании рождает творческий порыв молодежи, проявляющийся в яркой индивидуальности мастерства, в импровизации виртуозных движений и замысловатых рисунков танца. Пластика, движения девушек в этом танце мягки и уверены, полны грациозности, гордости и достоинства. Независимо от темпа музыки, от стремительного, порой бурного, танца юноши, девушка держится в танце спокойно и величаво, а юноша бурно проявляет свою радость. Стремительно он несется по кругу, останавливаясь в разных концах его, исполняет, импровизирует замысловатые движения, в которых проявляется его фантазия и мастерство танцовщика.

        Гордый своим успехом во время танца, он с удовлетворением поворачивается то к музыкантам, то к друзьям. Увлекшись виртуозностью движений, почти забывает о девушке. Часто, увлекшись танцем, юноша и девушка начинают своеобразный хореографический диалог, который, по существу, переходит в пляску-соревнование. Юноша встает перед девушкой на пальцы, исполняет ловкие повороты, выпады, прыжки, пируэты. Девушка точно реагирует на смену движений юноши. То плавно и величаво, как лебедь, «плывет» она вокруг юноши, то, резко повернувшись, мелкими переступаниями из стороны в сторону как бы манит его, то гордо, как орлица, широкими взмахами рук-крыльев неторопливо «кружит» на месте.

«Удж» — это древний адыгейский праздничный танец, обычно исполняющийся молодежью в парах. Пластика, движения этого танца естественны и просты по технологии, что дает возможность исполнителям строить замысловатые рисунки. «Удж» повсеместно распространен и имеет многочисленные варианты. Обычно на этот танец юноша приглашает ту девушку, с которой он танцевал «Зафак», «Исламий», «Зыгетлат», где завязывался узел их взаимоотношений. На народных праздниках и свадьбах этому танцу всегда предшествует предисловие:

 «Парни косо смотрят на меня,

Девушки же, мечтая, смотрят вниз.

Я знаю их печаль:

О, музыканты, сыграйте волшебную музыку «Уджи».

        В этом танце молодежь берется за руки и это дает ей возможность общения, украдкой перекинуться словечком, условиться о новой встрече.

В «Удж» раскрывается новый этап взаимоотношений танцующих, они уже хорошо знакомы, а потому их движения, взгляды, расположение в танце по отношению друг к другу выражают согласие в мыслях и чувствах. При внешней строгости и подтянутости исполнительской манеры, взаимоотношения молодежи в «Удж» остаются более непринужденными. Однако возможность общения танцующих не нарушает сложившихся в народе этических норм, а, наоборот, подчеркивает уважительное почтительное отношение молодого поколения к традиционным формам коллективного танцевального творчества народа, как к средству общения с современниками.

«Лезгинка» — ныне распространен почти у всех народов Кавказа. . В некоторых источниках определяется и как народный танец лезгин. Родиной «лезгинки», по мнению исследователей, является Лезгистан (историческая область на Восточном Кавказе), где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области. «Лезгинка» стал своего рода эмблемой или визитной карточкой любого кавказца, выражением души гордых, свободолюбивых, темпераментных и мужественных горцев. Исполняется в быстром, стремительном темпе, требует большой ловкости и силы. Лезгинка встречается в музыкальной литературе (напр., в опере “Руслан и Людмила” М. И. Глинки, в опере “Демон” А. Г. Рубинштейна).

«Нальмэс»

«Нальмэс» в переводе с адыгского языка означает «драгоценный камень». Этот прославленный танцевальный коллектив  был создан в  1936 году  из выпускников  Краснодарского театрального техникума: певцов, танцоров и музыкантов из числа  коренного населения Адыгеи. Первым  организатором и директором  ансамбля стал знаток народной культуры и искусства, танцор, спортсмен – наездник  Беджашаев  Абдул. Сформировался ансамбль под руководством  композитора, поэта и фольклориста Ш. Кубова и балетмейстера Секержинского.

В 1941 году,  когда началась Великая Отечественная война, с первых её дней мужской состав ансамбля ушёл на фронт и многие талантливые артисты не вернулись с войны.

В послевоенные годы произошло возрождение ансамбля, пришли новые артисты. В 1954 году успехи ансамбля были высоко оценены правительством: впервые ведущие солисты были удостоены почётного звания «Заслуженный артист  РСФСР».

В 1963 году ансамбль вошел в открывшийся в Майкопе филиал Краснодарской краевой филармонии и проработал там до 70-х годов как отдельный коллектив, в 1971 году  был реорганизован в Государственный ансамбль народного танца.

«Нальмэс»  стал лауреатом многих международных фестивалей и конкурсов в Турции, Иордании, Бельгии, Германии. В 1996 году за пропаганду хореографического искусства адыгейского народа и высокое исполнительское мастерство Государственному ансамблю народного танца Адыгеи «Нальмэс» было присвоено высокое звание «академический». В настоящее время это один из самых  ярких профессиональных хореографических коллективов не только Северного Кавказа, но и Российской Федерации, руководителем которого является заслуженный артист РФ, народный артист республики Адыгея Мухамед Кулов.

Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей»

        Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей» создан в 1991 году. Основателем и художественным руководителем ансамбля является композитор, Народный артист Российской Федерации, Народный артист Республики Адыгея, Народный артист Карачаево-Черкесской Республики, Заслуженный деятель искусств Кубани, Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики, лауреат Государственной премии Республики Адыгея Аслан Нехай. Государственный ансамбль народной песни и танца Адыгеи «Исламей» стал украшением духовной культуры Республики Адыгея, и по праву считается уникальным творческим коллективом, не имеющим аналогов, в музыкальной культуре многонациональной России. Ансамбль «Исламей» не только возрождает и сохраняет адыгскую музыкальную культуру, но и поднимает ее на высокий профессиональный уровень, благодаря чему она выходит на международную арену. Свидетельство тому – многочисленные выступления ансамбля на лучших сценических площадках России, Турции, Иордании, Израиля, участие в многочисленных российских и международных фольклорных фестивалях. Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей» - Лауреат премии Правительства Российской Федерации, Лауреат Международных конкурсов и фестивалей - уникален тем, что это единственный профессиональный коллектив не только в адыгском мире, но и на Северном Кавказе, в репертуаре которого звучат народные песни адыгов.

II. Осмысление (реализация).

Ответить на вопросы № 2,3 § 14 стр. 74

        Каковы особенности адыгейской музыки?

        В чем особенность танцевального искусства адыгов?

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

1. Рефлексия содержания учебного материала.

Задание №3

Заполните пропуски в таблице.

Адыгейские музыкальные инструменты

Вид инструмента

Аналогичное современное название

камыль

флейта

пшине

пхачич

шичепшин

пандур

струнный

Задание №4

Заполни таблицу

Линии сравнения

АДЫГИ

КУБАНСКИЕ КАЗАКИ

1. Характер музыкальных произведений

2.Характер танцев

3. Жанры

4. Костюмы

5. Наличие предметов в танце

Задание №5

Нарисуйте адыгейский женский или мужской костюм, используемый в танцах.

2. Саморефлексия учащихся по выбору учителя.

Подведение итогов учителями истории и музыки.

IV. Домашнее задние.

1.  § 14. Стр. 75 подготовить устно ответы на вопросы.

2. Составить кроссворды, чайнворды по теме:  «Песенно-музыкальная культура адыгов».

3. работа клуба «Поисковичок». Найти  адыгские притчи, загадки, стихи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 16 «Песенно-музыкальная культура адыгов »

Слайд 2

Задание №1 Составьте кластер по теме: «Обычаи и традиции адыгов »

Слайд 3

Работа с понятиями Фольклор – устное народное творчество (староанглийское folklore – народная мудрость). Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Жанр – вид музыкального произведения.

Слайд 4

Задание №2 Работа с понятиями. Запишите определения терминов. Фольклор _________________________________________ Жанр _________________________________________ Песня _________________________________________ Танец _________________________________________ Джигитовка _________________________________________ Джегуако _________________________________________

Слайд 5

Задание №3 Напишите синквейн по прослушанному музыкальному отрывку. 1. Марш Черномора 2. (какой?) ___________________________________________ 3. (о чем рассказывает, что выражает?) ___________________________________________ 4. (краткое предложение) ___________________________________________ 5. (впечатление, эмоция) ___________________________________________

Слайд 6

Национальные музыкальные инструменты. Шичепшин ( шикапшина ) — адыгейский народный струнный смычковый музыкальный инструмент. Звучание у шикапшины приглушённое. Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: шиче – конский хвост и пшин – музыкальный инструмент. Шичепшин известен на Северном Кавказе у адыгов (черкесов) ешё с давних времён. До конца 18 века деку шичепшина делали из бараньей кожи. Верхнего порожка не было, вместо него струны перетягивались ремешком, передвигая который меняли мензуру.

Слайд 7

Национальные музыкальные инструменты. Шичепшин

Слайд 8

Национальные музыкальные инструменты. Камыль — адыгейский духовой деревянный музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего — из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Длина камыля составляет около 70 см.

Слайд 9

Национальные музыкальные инструменты. Камыль

Слайд 10

Национальные музыкальные инструменты. Пхачич — адыгейский и кабардинский народный ударный музыкальный инструмент, родственник трещотки. Представляет собой 3, 5 или 7 пластинок из высушенной твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, граба, чинары), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. Пхачич держат за рукоять, натянув петлю, на которую нанизаны пластинки, на кисть руки. При встряхивании раздаётся звонкий щёлкающий звук. Предназначается для подчёркивания ритма при исполнении народных песен и танцев в ансамбле с камылём , шичепшином ).

Слайд 11

Национальные музыкальные инструменты. Пхачич

Слайд 12

Национальные музыкальные инструменты. Национальная адыгейская гармоника – пшине, пользовалась особой популярностью. Именно в ее исполнении и звучат сегодня многие традиционные танцевальные мелодии адыгов .

Слайд 13

Задание №4 Заполните пропуски в таблице. Адыгейские музыкальные инструменты Вид инструмента Аналогичное современное название камыль флейта пшине пхачич шичепшин пандур струнный

Слайд 14

Адыгейские танцы Танцами и песнями были насыщены свадебные обряды, обряды взаимопомощи, куначества, воинские обряды, начало и конец сельскохозяйственного года, победы и неудачи в сражениях и т.д. Наиболее распространенные танцы " Удж ", " Зафак ", " Зыгетлат ", " Исламей ", дошли до наших дней.

Слайд 15

Адыгейский народный танец «ИСЛАМЕЙ»

Слайд 16

Государственный ансамбль народного танца Адыгеи «НАЛЬМЭС »

Слайд 17

Адыгейский народный танец «ЗАФАК»

Слайд 18

Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «ИСЛАМЕЙ»

Слайд 19

Лезгинка - народный танец, распространённый у горских народов Кавказа. В некоторых источниках определяется и как народный танец лезгин. Родиной «лезгинки», по мнению исследователей, является Лезгистан (историческая область на Восточном Кавказе), где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области . ЛЕЗГИНКА

Слайд 20

«ЛЕЗГИНКА»

Слайд 21

Домашнее задание § 14. Стр. 75 подготовить устно ответы на вопросы. 2. Составить кроссворды, чайнворды по теме: «Песенно-музыкальная культура адыгов ». 3. Работа клуба « Поисковичок ». Найти адыгские и ногайские притчи, загадки, сказки, стихи. *4. Подготовить визитные номера «МЫ – НОГАИЦЫ!» и «АДЫГЕЯ - частица России!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Классный час "Символика России и Адыгеи."

Цели и задачи: расширить представление школьников о Конституции РФ, символике России, содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ.Оборудование: карта...

Материальная культура западных адыгов

Урок 12.  Тема. Материальная культура западных  адыгов.Цель.Познакомить учащихся с материальной культурой западных адыгов.Задачи.1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями ремесла, жи...

Тест 7 класс "Духовная культура адыгов"

Проверка домашнего задания...

культура адыгов

презентация 7 класс...