Элективный курс «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда»
элективный курс по краеведению (10, 11 класс)

Белых Елена Александровна
Элективный курс «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда» направлен на углубленное изучение учащимися истории своей местности. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда. Знание особенностей своего края поможет учащимся в условиях выбора профессии и определения дальнейшего жизненного пути полнее осознать необходимость личностного выбора. Курс может сыграть большую роль в социализации развивающейся личности, готовящейся к предстоящей трудовой деятельности: понимание проблем своего края и знание возможных вариантов их решения позволит учащимся обдуманно выбирать профессию, ориентируясь на экономическую ситуацию в районе и поселке, в том числе и на состояние рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждено»                             «Согласовано»                              «Утверждаю»                                     на заседании МО                        Зам.директор по УВР                   Директор ИСОШ                                  от ________20___ г                       _______/______________/              ______/______________/  

                                                       «___»___________20__ г.            «___»__________20___ г.

                                                                                           

Программа

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

«ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РУДНИК «ИРОКИНДА»

Программа рассчитана для учащихся  10-11 классов

 

                                           Автор: Белых Елена Александровна

                                                               учитель истории МБОУ «Иракиндинская

                                                               средняя общеобразовательная школа»

п. Иракинда

Аннотация

            Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей  работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведческой деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.

Сегодня под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

     Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • В Законе Российской Федерации  «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
  • в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». [2]

В последнее время вырос интерес к истории края. В подростковом возрасте в процессе самосознания и самоопределения личности потребность приобщения человека к местной культуре особенно велика. Этот интерес повышает мотивацию у обучающихся 10 - 11 классов к активному изучению краеведения.      

Элективный курс «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда»  направлен  на углубленное изучение  учащимися  истории своей местности. Курс способствует поддержанию интереса  к предмету, воспитанию  любви к родному краю, уважению к людям труда.

Знание особенностей своего края  поможет учащимся в условиях выбора профессии и определения дальнейшего жизненного пути полнее осознать необходимость личностного выбора. Курс может сыграть большую роль в социализации развивающейся личности, готовящейся к предстоящей трудовой деятельности: понимание проблем своего края и знание возможных вариантов их решения позволит учащимся обдуманно выбирать профессию, ориентируясь на экономическую ситуацию в районе и поселке, в том числе и на состояние рынка труда.

          Это поможет ему правильно сделать профессиональный выбор, следуя пословице «Где родился, там и пригодился».

Именно на таких знаниях может сформироваться исторически грамотный гражданин великой страны.

Пояснительная записка

            Необходимость создания программы «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда» вызвана тем, что современные УМК содержат достаточно материала по приобщению учащихся к истории страны, области, но в них не учитывается региональный компонент, содержащий материал о конкретном регионе. Помочь восполнить этот пробел может программа элективного курса «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда». Она содержит материал о Муйском районе, поселке Иракинда в области истории.

Программа элективного курса «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда» ориентирована на  более глубокое и подробное изучение регионального исторического материала (истории района, поселка, предприятия, судьбы наиболее известных земляков и т.д.). Постепенно  открывая для себя  неведомые доселе страницы истории Муйского района и промышленного предприятия рудник «Ирокинда», культивируя  в себе интерес к историческому поиску, юный гражданин  сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий  и  развития  страны. 

Наряду с усвоением информации о регионе проживания, обучающимся прививается любовь к родному краю, своему району, поселку, что способствует воспитанию патриотизма, бережного отношения к людям, к природе, к окружающему их миру, воспитанию ценностной ориентации в условиях современного диалога культур.

Программа, тематическое планирование элективного курса «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда» обеспечивает региональный компонент содержания исторического образования старшей школы.

В отличие от школьного курса истории и курса «История Бурятии», этот курс предполагает более подробное изучение истории развития нашего края.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к истории родного края, но и  к совсем скромной истории родного поселка, посредством формирования навыков поисковой работы.

Программа рассчитана  для учащихся 10 - 11 класса общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению истории и краеведения.

Элективный курс «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда»  призван:

-    дать представление об основных этапах истории Муйского района;

- формировать представление об особенностях развития промышленного предприятия рудник «Ирокинда»;

- познакомить с памятниками материальной и духовной культуры района, с судьбами интересных людей;

- расширить интерес к региональному историческому материалу, формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история страны.

Цель курса  – патриотическое и гражданское воспитание, формирование активной гражданской позиции, прививая учащихся чувство уважения, гордости, любви к своей малой Родине.

Задачи курса:

-    формировать гражданское и патриотическое мировоззрение, культуру общения, воспитывать чувство гордости, сопричастности и ответственности за историю своего края;

-     способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни поселка и района; формировать осознанную необходимость бережного отношения  наследия поселка и района; уважения к предкам и согражданам;

- обеспечить усвоение знаний по истории семьи, села, исторических личностей, связанных с историей края, изучение основ поисковой, музейной  работы как допрофессиональной  ориентации;

-         формировать навыки поиска информации - работы с историческими источниками, схемами, диаграммами, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью,  и получение знаний об исторических особенностях развития родного края, закрепление основ культуры  восприятия информации в музее;

-         развить потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся;

-         создать комфортную обстановку и атмосферу сотрудничества, посредством диалога с учащимися по поводу необходимой глубины изучения материала.

  Курс состоит из «Введения» и двух  разделов: 1. Из истории поселка Иракинда. 2. История зарождения и становления рудника «Ирокинда».

        Охватывает период с момента возникновения поселка  и до настоящего времени, высвечивая наиболее яркие страницы прошлого и настоящего. Курс рассчитан на 17 часов и предлагается всем учащимся 10 - 11 класса, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с  трудовыми традициями жителей края и помогает изучить потребности края в трудовых ресурсах, а значит, ориентирует их на профессиональный выбор.

       Курс легко поддается дифференциации, поэтому вызывает интерес, как у «сильных», так и у «слабых» учащихся.

Форма проведения занятий:

 Общегрупповые,  групповые, индивидуальные.

Формы и методы обучения:

Чтобы процесс воспитания и обучения происходил эффективнее, наряду с традиционными формами проведения занятий, рекомендуется использовать нестандартные формы проведения занятий: беседа с элементами творческо-поисковых заданий, заочное путешествие, экскурсия, обмен мнениями, викторина, интегрированный урок, конференция, встреча с интересными людьми, ролевая игра, исследование, презентация, круглый стол…

Основные методы работы с детьми: поисковый, проблемный, практикум, лекция.

Текущий и итоговый контроль предлагается осуществлять с помощью тестов, викторин, коммуникативных ситуаций, ролевых игр. В течение учебного года учащиеся готовят сообщения, устные выступления, буклеты, проект, темы которого были предложены на вводном занятии. Данный элективный курс относится к информационно-практическому типу.  Материал дан с учетом принципа избыточности.

В процессе  работы учитываются следующие моменты:

  •        Заинтересованность учащихся. Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;
  •        Желание. Работают все, кто как может. Если что-то не получается, возможна замена заданий;
  •         Возрастные особенности. Материал по сложности доступен для понимания. Поисково-творческий подход.

Требования  к уровню подготовки  учащихся:

 По завершению курса учащиеся должны:

Знать

  • Иметь представление о понятии «краеведение», его описание и собирательство;
  • Знать наиболее яркие моменты из истории поселка, района;
  • Знать особенности культуры;
  • Знать историю развития промышленного предприятия рудник  «Ирокинда»;
  • Знать о происхождении поселка;
  • Знать выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;

уметь:

  • Давать характеристику исторической личности  в контексте истории;
  • Писать и выступать перед аудиторией с сообщениями, докладом, презентацией;
  • Писать и защищать рефераты; создавать презентации, проектные работы;
  • Работать с различными историческими источниками;
  • Составлять вопросы  для бесед и анкет для жителей поселка и работников рудника;
  • Вести записи бесед с жителями поселка,  своими родственниками, работниками рудника;
  • Анализировать, систематизировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, слушать, понимать, рассуждать. Отстаивать свою позицию, основанную  на собственных знаниях  и представлениях. Соотносить  свою позицию с позицией других, корректировать свою точку зрения  с учётом новой информации;
  • Иметь способности к: самоопределению, самоорганизации, самореализации, рефлексии.

К ожидаемым результатам следует отнести:

-          факт осознанного продолжения  изучения  истории края и истории вообще;

-          участие и  победа  команды учащихся данного элективного курса в  исторических интеллектуальных играх;

-          высокий уровень познавательной активности;

-          толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

 «Зарождение и становление промышленного предприятия рудника «Ирокинда»


п/п

Тема

Форма проведения

Количество часов

I. Введение.  1 ч.

1

Введение

Курс «Зарождение и становление промышленного предприятия рудник «Ирокинда»  Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.

Что мы знаем по истории Муйского района и республики Бурятия?

Беседа.

Викторина.

1

Раздел II. Из истории поселка Иракинда. 8 ч.

2

Основные этапы из истории поселка.

Лекция с элементами творческих заданий.

в/р «Прошлое и настоящее поселка Иракинда»

1

3

Топонимика Муйского района. Версии о названии поселка Иракинда.

Лекция.

Путешествие по карте «Низко голову склони»

1

4.

Достопримечательности района.

Заочная экскурсия

1

5

Население. Традиции и обычаи края.

Лекция с применением мультимедийной презентации

1

6

Люди поселка.

Встречи с интересными людьми

1

7

Творческие люди нашего края (певцы, поэты).

Лекция с применением презентации «Поселок мой – моя семья!»

1

8

Муйский район сегодня.

 Викторина по истории района с применением презентации.

1

9

 Являюсь ли я патриотом своего края?

Диспут

1

Раздел III. История зарождения и становления рудника «Ирокинда».  8 ч.

10

«Добыча золота – занятие древнее» Особенность размещения полезных ископаемых в Бурятии.

Лекция с применением презентации.

1

11

Освоение земель Витимского плоскогорья. Ремесло рудознатцев. Геолог – солнцу и ветру друг.

Сбор информации

1

12

Мастера своего дела

«Легко ли быть молодым?» Адаптация молодых специалистов на руднике «Ирокинда»

Встреча с работниками рудника. Самостоятельная работа на тему «Они были выпускниками нашей школы»

Анкетирование

Интервьюирование

1

13

История компании ОАО «Бурятзолото»

 Рудник «Ирокинда»  первый филиал ОАО «Бурятзолото»

Самостоятельная работа. Поиск Интернет-источников Ролевая игра «Эффективное управление в условиях рыночной экономики.

1

14.

«Рудник «Ирокинда»: стабильный успех!». Эффективное хозяйствование

«В согласии с природой» Экология и производство

Просмотр видеоролика - «Рудник «Ирокинда»: стабильный успех

Круглый стол

Экскурсия в экологическое отделение пробирной лаборатории рудника «Ирокинда»

1

15.

Цифры, события, факты. Показатели производственной деятельности рудника «Ирокинда»

Лекция с применением презентации

1

16

«Как работаем – так и отдыхаем»

Экскурсия в культурно-спортивный центр рудника «Ирокинда».

1

17

Итоговое занятие.

Защита проектов, круглый стол, составление буклета о селе, школе, крае для проведения экскурсии.

1

 

Всего:

 

17

Содержание курса

 I. Введение  1 ч.

1. Введение в региональное краеведение. Вступительная беседа. Учитель объясняет особенности курса.  Что изучает краеведение. История края – часть истории России. Исторические источники.

2. Что мы знаем по истории нашего края? Викторина по истории нашего края.

Раздел II. Из истории поселка Иракинда  8 ч.

1. Основные этапы из истории поселка. Лекция с элементами творческих заданий.

2. Топонимика Муйского района. Версии о названии поселка Иракинда. Топонимика как наука. Происхождение названий поселка, улиц, окрестных местечек. Связь названий с занятиями жителей поселка. Путешествие по карте «Низко голову склони»

3. Достопримечательности района. Заочная экскурсия.

4. Население. Традиции и обычаи края.  Лекция с применением мультимедийной презентации

5.  Люди поселка. В селе проживают ветераны ВОВ и труда, интересные люди, увлеченные коллекционированием, выращиванием цветов, шитьем, вышиванием, искусством. Встречи с интересными людьми (Медведева М.Н., Голуб В.Н., Соколов М.П., Петрова Л.И, Леонтьев О.В и др)

6.  Творческие люди нашего края (певцы, поэты). (Немцев Б.В., Осинцева Я.А., Тарханова Л.С., Зверькова Н.С. и др.)

7. Муйский район сегодня. Викторина по истории района с применением презентации.

8. Являюсь ли я патриотом своего края?

- Интересы современной молодежи, чем они отличаются от 80-90-х годов.

- Что для вас значит патриотизм?

- Главные ценности современной молодежи.

- Я и судьба моего края. Диспут.

Раздел III. История зарождения и становления рудника «Ирокинда»

1. «Добыча золота – занятие древнее» Особенность размещения полезных ископаемых в Бурятии. Лекция с применением презентации.

2. Освоение земель Витимского плоскогорья. Сбор информации

3. Ремесло рудознатцев. Геолог – солнцу и ветру друг. Беседа с применением презентации.

4. Мастера своего дела. Встреча с работниками рудника. Самостоятельная работа на тему «Они были выпускниками нашей школы»

5. История компании ОАО «Бурятзолото»

6.  Рудник «Ирокинда»  первый филиал ОАО «Бурятзолото»

7. «Рудник «Ирокинда»: стабильный успех!». Просмотр видеосюжетов.

8. Эффективное хозяйствование. Самостоятельная работа – поиск информации о методах эффективного хозяйствования рудника «Ирокинда» .

9. «Легко ли быть молодым?» Адаптация молодых специалистов на руднике «Ирокинда». Анкетирование. Интервьюирование

10. Цифры, события, факты. Показатели производственной деятельности рудника «Ирокинда».  Лекция с применением презентации

11. «В согласии с природой» Экология и производство. Экскурсия в экологическое отделение пробирной лаборатории рудника «Ирокинда»

12. «Как работаем – так и отдыхаем».  Экскурсия в культурно-спортивный центр рудника «Ирокинда».

13. Итоговое занятие. Защита проектов, круглый стол, составление буклета о селе, школе, крае для проведения экскурсии.

Список  используемой  литературы.

  1. Бурятзолото 15 лет (1991 – 2006 гг). Изд.агенство Сергея Лоскутникова, г. УУ, 2006 г
  2. Верхотурова Г.А., Жерлов В.Ф. Золотой край Бурятии. – УУ, 2001
  3. Верхотурова Г.А. Золотой край Бурятии., ОАО Республиканская типография, 2008 г.
  4. География Бурятии
  5. Козловский Е.А.. БАМ глазами геолога. – М., Недра, 1986
  6. Козулин В.Н. Баунт (прошлое и настоящее). – Багдарин, 1991
  7. Куренная Е.Ф. Судьба моя, Баунт. – Багдарин – Чита, 1997
  8. Газета «Муйская Новь» 11 октября 1996 г [текст]
  9. Газета «Муйская Новь» 13 сентября 1996 г [текст]
  10. Газета «Муйская Новь»  5 апреля 1996 г [текст]
  11. Газета «Витимские Зори», 17 февраля 1987 г
  12. Газета «Муйская Новь», 15 августа 2000 г
  13. Журнал «Панорама Бурятии» №5(5), ноябрь 2004
  14. Воспоминания А.Бочкарева
  15. Воспоминания В.С. Шмыковой
  16. Воспоминания Н.С.Лапенка
  17. Воспоминания В.М.Насибулиной
  18. Воспоминания А.Н.Сурина
  19. Воспоминания В.С.Савенкова
  20. Воспоминания М.Н.Медведевой
  21. Воспоминания А.К.Осинцева
  22. Воспоминания Н.А.Герасимова

Карты:

- Республики Бурятия

- Муйского района

Видеофильмы:

- «Прошлое и настоящее поселка Иракинда»

- «Рудник «Ирокинда»: стабильный успех

- «Бурятия. Перевал Иракинда»

- «Шахтеры штольни №34. Главный ствол»

- «Баир Менжиков. Настоящий герой 2006. «Взрывчатка в Урале»

- «Природа Иракинда – Таксимо»

Презентации:

- «Поселок мой – моя семья!»

- «Осинцев А.К. От маршрутного рабочего – до заместителя директора»

- «5 вех в истории культуры Муйского района».

- «Атлас Иракинды».

- «По следам кварцевых жил».

Брошюры:

-  «Муйский район – сердцу милый край».

- «Он спас людей».

- «Самородок земли Муйской». (Немцев Б.В).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 

На первом занятии планируется  определить уровень знаний  учащимися  основных вех истории  Муйского района с тем, чтобы  грамотно построить дальнейшее изучение материала: акцентировать внимание на недостаточно изученных событиях. При этом важно создание доброжелательной обстановки в процессе игры.

Изучение каждой темы подразумевает рассмотрение истории края в следующих аспектах: хронология, событийность, персоналии.

Первоначально планируется  посвящать рассмотрению каждой темы 1 один академический час, что, безусловно, катастрофически мало, однако, по решению учащихся  о более глубоком изучении какой-либо конкретной темы, срок изучения  может

 быть увеличен. В соответствии с этим возможна коррекция учебного плана, возможно   формированием у учащихся  стремления продолжать занятия по данному курсу в следующих классах.

Приложения:

1. Основные понятия:

Историческое краеведение, исторические источники, традиции, поселение, производство.

2. Темы для исследований и проектов:

  • Фольклор нашего края.
  • Прозвища по деревням.
  • Трудовые династии.
  • История ЗИФ.
  • История геологоразведки.
  • Мастера-умельцы нашего края.

-    Энергия – ценный ресурс.

-    Ветераны труда

-    Предприниматели нашего поселения.

3. Викторина по родному краю «Что мы знаем по истории Муйского района и республики Бурятия?»

4. Диспут. Являюсь ли я патриотом своего края?

- Интересы современной молодежи, чем они отличаются от 80-90-х годов.

- Что для вас значит патриотизм?

- Главные ценности современной молодежи.

- Я и судьба моего края.

5. Топонимия (для учителя).

   Каждая деревня, река, каждое озеро и поле носят свои оригинальные названия. Некоторые названия существуют уже не одну тысячу лет либо вовсе без изменения, либо с небольшим изменением. Образное название топонимии – «язык Земли». Оно родилось в Вологде из-под пера известного учёного и общественного деятеля Николая Ивановича Надеждина, отбывавшего ссылку за публикацию в 1836 году одного из «Философических писем» П.Я.Чаадаева в своём журнале «Телескоп». В Вологде им была написана большая статья «Опыт исторической географии русского мира», в которой можно прочесть: «Топонимика – это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре».

   Многое нашло отражение в топонимах – природные особенности географических объектов, хозяйственный уклад, религиозные взгляды и другие стороны жизни народов. Иными словами, топонимы – это производное ландшафта и этноса (по-гречески ethnos значит» народ»), результат своеобразного взаимодействия общества и природы.

   Топонимия – совокупность географических названий.

   По Л.Н.Гумилёву, все этносы рождаются на определённой территории, затем проходят три стадии: молодость, во время которой заселяют и осваивают всё новые и новые территории (ландшафты), далее – стадию приобретения и накопления материальных и духовных благ и в заключение – стадию утрат, приводящую в конце концов, к исчезновению этноса чаще всего в результате ассимиляции или поглощения его другим этносом, находящимся на более ранней стадии развития. (Гумилёв Л.Н. Этнос и ландшафт… С. 198-199).

   Топонимика в нашей стране начала активно развиваться только в начале 60-х годов XX столетия, что выразилось в резком увеличении количества научных и популярных публикаций, появлении ряда научных учреждений, специально занимающихся проблемами топонимики.

6. Вводная анкета к курсу «Зарождение и становление промышленного предприятия  рудник «Ирокинда»

  1. Какой смысл вы вкладываете в понятие краеведение?
  2. Знания каких предметов вам необходимы для изучения краеведения?
  3. Что бы вы хотели узнать и изучить на наших занятиях?
  4. Какая деятельность, по-вашему, должна преобладать в работе на занятиях?
  5. Как вы предпочитаете работать в группе или самостоятельно?

Подчеркните, то чтобы вы хотели выполнить:

А) Проводить исследование.

Б) Проводить анктерование, интервьюирование.

В) Работать на семинарах.

Г) Участвовать в проведении диспутов,  деловых игр.

Д) Самим проводить и готовить диспуты, организовывать встречи с работниками рудника и жителями поселка.

Е) Попробовать себя в роли журналиста.

7. Заключительная анкета 

  1. Что вам больше всего запомнилось из занятий?
  2. Было ли сложно изучать краеведение?
  3. Чему вы научились на наших занятиях?
  4. Знания каких предметов вам пригодились при изучении краеведения?
  5. Хотели ли бы вы заниматься исследованиями в этом направлении?

8. Анкетирование рабочих рудника «Ирокинда»

Причина вашего увольнения с промышленного предприятия рудник «Ирокинда» (нужное подчеркнуть)

  1. Низкая заработная плата
  2. Вахтовый метод работы
  3. Недовольство взаимоотношениями с АУП
  4. Недовольство социально-бытовыми условиями