Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Программа по внеурочной деятельности,цель,задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vnd_po_kraevedeniyu.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Пояснительная записка

        В целях углубленного изучения школьниками истории своей семьи, родословных, истории своего родного края, мы предлагаем программу внеурочной деятельности  «Краеведение». Программа курса разработана на основе авторской программы Биче-оол Р.Б. «Краеведение».

Данная программа составлена для учащихся 5-7х классов. Всего часов-34, в неделю-1 час.

Цели и задачи данного курса: изучение семейно-родственных отношений тувинцев в комплексе с родословными для сохранения преемственности поколений; воспитание в духе знания народных традиций и обычаев; воспитание любви к родине – патриотизма через понятия «малая родина»; «родовые земли предков» и т. д.; объяснение значения родственников и родственных связей для человека и необходимости знания родословной семьи и рода каждым нормальным человеком; обучение умению правильно составлять и оформлять родословные семьи и рода.

Содержание программы:

1. Введение. 1ч

2. Понятие о родословной. Генеалогия как наука изучающая происхождение семей и родов. Способы составления родословных. Значение родословных. Понимание родословной тувинцами .2 ч

3. Понятие о роде. Особенности тувинского рода. 2ч

4. Понятие о родстве. Виды и степени родства у тувинцев (прямые кровные родственники – мать, отец, сестра, брат, двоюродные сестры и братья, дядя, дедушки, бабушки и т. д.) боковые близкие родственники – дальние родственники. Родня по матери. Родня по отцу. 2ч

5.Термины родства у тувинцев и ее особенности. 2ч

6.Традиции и обычаи уважительного отношения к родственникам. Почитание старших. Отношение к женщине. Забота о сиротах. 2ч

7.Традиции и обычаи для сохранения преемственности поколений (усыновление ребенка, обычай родственников гостить друг у друга, обычай «назын дилээр» и т. д.). 2ч

8. Звщита проектов «Моя родословная». 1ч

9. Понятие о родоплеменных группах. Родоплеменные группы тувинского народа – Хертек, Салчак, Иргит, Кужугет… История их происхождения и расселения.6ч

19. Родовые земли – гора, озеро, река, аржааны, и т. д.). Традиции и обычаи родоплеменных групп по сохранению биоразнообразия родовых земель. Поклонение фамильному дереву родоплеменной группы. 2ч

20. Родоплеменные группы в Бай-Тайгинском кожууне РТ. Их происхождение и расселение 2ч.

21.Защита проектов по темам: «Знаменитые люди моей родоплеменной группы. Их дела и поступки – пример для подражания». «Происхождение моей родоплеменной группы». «Легенды и предания о происхождении родоначальника моего рода, племени». «Какие сведения есть, в литературе о моих родственниках, предках?» 4ч.  

Зачет -2ч

По завершении данного курса, ребята должны представить свои проекты (родословные, которые составлялись в течение всего курса обучения, другие проектные работы) в качестве зачетной итоговой работы. Родословные должны быть максимально информированными, расширяющиеся вправо и влево, и оформлены правильно и творчески.

Таким образом, научить школьников графически изображать родословную своей семьи представляется важным и необходимым. Потому что родословные позволяют хранить память о предках, что само по себе достойно внимания, и тем самым мы позволяем детям осознать ответственность перед прошлым поколением и сохранить преемственную связь с ним.

                       Календарно-тематический план

               Название тем

Кол. часов

Сроки

1

Введение

Понятие о родословной. Генеалогия как наука изучающая происхождение семей и родов. Способы составления родословных. Значение родословных

1

2

2

Понимание родословной тувинцами

3

Понятие о роде. Особенности

тувинского рода.

4

5

6

Понятие о родстве. Виды и степени родства у тувинцев (прямые кровные родственники – мать, отец, сестра, брат, двоюродные сестры и братья, дядя, дедушки, бабушки и т. д.) боковые близкие родственники – дальние родственники. Родня по матери. Родня по отцу.

Термины родства у тувинцев и ее особенности.

Традиции и обычаи уважительного отношения к родственникам. Почитание старших. Отношение к женщине. Забота о сиротах.

 Традиции и обычаи для сохранения преемственности поколений (усыновление ребенка, обычай родственников гостить друг у друга, обычай «назын дилээр» и т. д.).

Защита проектов

2

2

1ч.

8

9

Понятие о родоплеменных группах. Родоплеменные группы тувинского народа – Хертек, Салчак, Иргит, Кужугет… История их происхождения и расселения.

Родовые земли – гора, озеро, река, аржааны, и т. д.). Традиции и обычаи родоплеменных групп по сохранению биоразнообразия родовых земель. Поклонение фамильному дереву родоплеменной группы.

Родоплеменные группы в Бай-Тайгинском кожууне РТ. Их происхождение и расселение

2

10

Защита проектов по темам: Знаменитые люди моей родоплеменной группы. Их дела и поступки – пример для подражания. Происхождение моей родоплеменной группы. Легенды и предания о происхождении родоначальника моего рода, племени. Какие сведения есть, в литературе о моих родственниках, предках

11

Зачет

ИТОГО:

34ч

Список литературы:

  1. Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве /Автореферат. – Л., 1974.
  2. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки – М., 1961.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика.– И., 2000.
  4. История Тувы – М., 1964.– Т. 1.
  5. Кенин-Лопсан М. Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары – К., 1994.
  6. Кенин-Лопсан М. Б. Тыва чанчыл. – К., 1999.
  7. Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. – И., 1951.
  8. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. – К, 2001.
  9. Кужугет А. К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. – К., 2002.
  10. Монгуш М. В. История буддизма в Туве.– Новосибирск, 2001.
  11. Ондар У. К. Как составлять родословные. Учебно-методическое пособие. – К., 2001.
  12. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969.
  13. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярощевского. – М., 1990.
  14. Салчак К. Б., Салчак Л. П. Тыва улусчу педагогиканыц хожулдези. – К., 1970.
  15. Сердобов Н. А. история формирования тувинской нации – К., 1970.
  16. Тувинско-русский словарь. – М., 1968.
  17. Чулдум Ч. М.  Улусчу педагогикага ажыглаар чамдык состернин, ужурларныц чижек тайылбыры. – К., 1999.
  18. Вайнштейн С. И. Личные имена, термины родства и прозвища тувинцев // Ономастика – М., 1969.
  19. Дажы-Норбу Ч. Потомки хозяина тайги //Тува XX век. Народная летопись –К., 2001.
  20. Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов. //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. –Ленинград, 1988.
  21. Самдан З. Б. Тыва улустун аас чогаалында езу-чанчылдарны аныяктар кижизидилгезинге ажыглаары //Тыва улустун чанчылдары болгаш езулалдары. К., 1991.
  22. Куулар Д. С. О тувинских легендах преданиях //УЗТНИИЯЛИ. –вып. VII, 1959
  23. Маннай-оол М. Х. Обычаи тувинского народа //УЗТИПЛ –вып. XIX, 2002.
  24. Байыр-оол М. Торел билбеске тоорээр //Башкы, 2001. –№ 3.
  25. Монгуш Ч. XX век Генофонд народонаселения Тыва через призму родословных //Башкы, 2002. –№ 1.
  26. Ондар У. К., Лопсан А. Д., Бузур-оол А. А. Родословные – как учебный и научный материал в исследовании генофонда народонаселения Тыва //Башкы, 2001. № 2.
  27. Ондар У. К. Сохранение генофонда народонаселения Республики Тыва. //Башкы, 2003. № 2.
  28. Саая И. Исследование талантов по родословным //Башкы, 1999. № 1.
  29. Доваадор А., Доргул-торел, ха-дунма аразында хундулежип адажыры //Ленинчи Орук, 1992. –сент. 12.
  30. Донгак А. Торел салгалын канчаар санаарыл //Шын, 1995. –сент. 8.
  31. О. Сара. Тыва аажы-чанга кижизидээли //Шын, 1994, –май 17.
  32. Соскал А. Иванов кто Тюлюшу. //Содействие, 1993, № 1.
  33. Ховалыг М. Торел харылзаалар //Кадын, 1996, –№ 2.
  34. Хомушку Ч. Ог-буле болгаш доргул-торел терминнеринин дугайында демдеглелдер // Тыва Республика, 1990. –июль 14.
  35. Шаалы А. 9 угбашкынын тоогузу (Аймак торел дугайында //Шын, 1997. –июль 22.
  36. Чульдум Ч. Назын дилээри //Тыва Республика, 1996. –март 12.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...