Великий миротворец
творческая работа учащихся по краеведению

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Сочинение и Чингис-хане

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_mirotvorets.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Великий миротворец.

Чингис – хан…Это имя окружено легендами и славой, проклятием и ореолом величия. Почему же так магически воздействует его имя на нас, его потомков? Почему ученые и исследователи вновь и вновь обращаются к его личности, к его эпохе? Кем же он был на самом деле?

              Вначале о нем говорили как о жестоком правителе, захватчике чужих земель. «Кровавый тиран», «варвар», «разрушитель» на самом деле был великим миротворцем, защитником свободы совести. Чингис-хан завещал своим потомкам чтить и уважать традиции покоренных народов. Во время его правления прекратились междоусобные войны.

Он прожил семьдесят два года и умер в походе. С десяти лет до самой смерти он находился в седле. Он создал все из ничего. Владения сына бедного Есугея-багатура разрослись от крохотного надела земли до просторов обширного континента. Опираясь на свою волю, на жаркую энергию своего сердца он создал империю. «Эта империя не имеет себе равной по величине в мировой истории: границы ее, начертанные кривой саблей монгольской конницы, превосходят границы, начертанные копьями македонских фаланг Александра, мечами римских легионов и пушками Великой армии Наполеона». – так пишет о нем калмыцкий ученый Эренджен Хара – Даван.

              К образу Чингис – хана обращаются также и писатели. Всем известен роман В. Яна «Чингизхан», в котором нашла отражение эпоха его захватнических войн. Но он показал уже зрелого человека, со сложившимися убеждениями. Исай Калашников, наш земляк, видел, что эта тема не исчерпана до конца. Он значительно расширил хронологические рамки своего повествования: проследил судьбу Чингис-хана, показал, как, в каких обстоятельствах складывался его характер.

              В романе две части – «Гонимые» и «Гонители». И уже в самих названиях – отражение личности Тэмуджина, суть той роли, что сыграл он в истории.

С первых страниц мы видим тяжелое положение скотоводов. Племена кидаются друг на друга. В любую минуту харачу может стать рабом чужого племени.

              В эти годы проходит детство и юность Тэмуджина – сына прославленного багатура Есугея. Очень интересно повествует автор о матери будущего хана, Оэлун, невесте Тэмуджина- Бортэ, его помощниках и друзьях: Джамухе, Джэлмэ, Тайчу-Кури, кузнеце Джаурчидае и других. Вначале род Есугея богат и знатен. Смерть отца перевернула жизнь семьи. Он становится рабом, носит колодку на шее и мечтает о том, что настанет время, когда он отомстит за свои унижения, за боль, за обиды и обретет покой. Но сам жестокий век воспитывает Тэмуджина: «Или покоряй других, или покоряйся сам».

Психология Тэмуджина меняется не сразу. Еще преследуемый, гонимый, он совершает первое преступление. Это убийство двух воинов Таргутай – Кирилтуха. За этим следует убийство родичей. Именно этой сценой завершается первая часть романа «Гонимые».

Прошло время, когда Чингис –хан думал о том, что люди могут жить не мешая друг другу. Когда то он обещал своему народу покой и сытую жизнь… Выполнил ли он свои обещания? И. Калашников разоблачает его. Есть в романе запоминающийся эпизод. Стареющий Чингис – хан призывает к себе друзей юности, едет с ними в родные степи вдохнуть животворного воздуха. Но очень далеки стали друг от друга прежние друзья. Джэлмэ в ответ на слова Чингис-хана о том, что он принес народу мир и сытую жизнь, молча ведет к темнеющей вдали юрте. Их встречают кривоногий старик и пожилая женщина. Старик, узнав хана, повалился ему в ноги. Между ними происходит следующий диалог:

- Чьи стада пасете?

- Брата великого Тэмугэ-отчигина.

- Довольны своей жизнью?

- Мы благоденствуем, великий нойон.

- Где ваши дети?

- Детей нет, великий нойон.

- Разве могут благоденствовать люди, не породившие детей?

- У нас были дети. Пять сыновей. Самый старший пал в битве с найманами. Один сложил голову в тангутских степях. Двое в земле Алтан-хана. Самого последнего убили сартулы….

Вот тот покой, по мнению Калашникова, который принес Чингисхан своему народу.

В романе Исая Калашникова Чингис-хан показан кровавым тираном, завоевателем. Мановением его руки истребляются целые племена. Бредовая идея покорения мира овладевает им: «Не я ищу войну, она ищет меня. И так будет, пока мир не покорится одному властителю».

Полное духовное опустошение, одиночество – таков удел «покорителя народов» на исходе его пути.

Писатель отдает должное полководческому таланту Чингис-хана, его умению подбирать военачальников. Но дело, которому Чингисхан посвятил свою жизнь, обречено. И сам конец его бесславен. Таков образ Чингис – хана в романе И. Калашникова.

В романе он умирает от ушиба. В других летописях, исторических источниках смерть не связывается с несчастным случаем на охоте. Он умер спустя год после падения с лошади.

Но современная точка зрения отвергает прежнюю оценку личности великого хана. Сейчас все большей популярностью пользуется паназиатская версия оценки личности Чингис-хана. Французский историк 13 века Жуанвиль высказался о Чингис – хане так: «Он установил мир». А. Г. Дугин в своей статье «Чингис – хан и монголосфера»  пишет: «Русские до Чингис-хана – периферия Византии и Европы. Русские после Чингис-хана – оплот Вселенской империи, новая Византия, последний Рим… Чингис-хану мы обязаны всем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд по теме "Наполеон Бонапарт: великий злодей или великий герой?»

Тип урока: обобщения и систематизацииФорма урока: урок-судМетоды: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);практический; стимулирования и мотивации (Ю.К....

Презентация "Великие отцы - отцы великих"

Презентация создана заместителем диреткора по ВР Тереховой П.Г. и заместителем дректора по НМР Гаубецем М.Ю. для Фестиваля Отцов, который проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательн...

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Додатковий позаурочний матеріал з математики з теми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».

Додатковий  позаурочний  матеріал з математики зтеми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».Мета:1.Навчальна:·         додати нову інформа...

https://ok.ru/video/304118565378 Военно-патриотический клуб "Миротворец"

Военно-патриотическая деятельность клуба организованиа преподавателем- организатором  МБОУ "СОШ №6" Александром Расковаловым  на основе православной культуры и этики при настоятеле...

Дополнительный материал к уроку математики по теме: «Великие достижения. Великие люди. Великие награды»

1.Обучающая:включение новой информации в структуру прежних знаний;формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности;2. Воспитательная:привитие интереса к предмету;формирование увер...