Рабочая программа по Касимововедению
календарно-тематическое планирование по краеведению

Кирьянова Ирина Сергеевна

для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kasimovovedeniyu_7_klass.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа курса «Касимововедение» подробно знакомит учащихся с историей города. Она расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России, позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Данный курс помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Изучение данного предмета  предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Курс «Касимововедение»  рассчитан на 35 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 7 классе, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Цели изучения учебного курса:

► формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

► углубление знаний учащихся о прошлом родного края.

Задачи изучения учебного курса:

• воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему;

• формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств;

• дать знания по истории родного края в контексте общероссийского федерального курса истории, отразить своеобразие местной истории на фоне отечественной;

• научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания;

• воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших предков, гордость за успехи и достижения земляков;

• изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения;

• способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечества

Учебник:

КнигаКасимов: город и человек: народный учебник:Экспериментальное учебное пособие (региональный компонент содержания образования) для учащихсястарших классов.- М,, МИРОС, 1999.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения данного курса:

І. Знание хронологии, работа с хронологией:

► указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории родного края.

ІІ. Знание исторических фактов, работа с фактами:

► характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

ІІІ. Работа с историческими источниками:

► читать историческую карту с опорой на легенду;

► проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

ІV. Описание (реконструкция):

► рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

► характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

► на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание исторических объектов, памятников.

V. Анализ, объяснение:

► раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

► излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

► соотносить единичные исторические факты и общие явления;

► называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений.

VІ. Работа с версиями, оценками:

► приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

► определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

VІІ. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

► способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Учебно-тематический план.

Тема

Всего часов

1

Введение.

1

2

Глава 1. Моя касимовская семья

3

3

Глава 2. Население города Касимова

2

4

Глава 3. Природа и экология родного края

4

5.

Глава 4. Страницы истории

8

6.

Глава 5. Власть. Общество. Личность

5

7.

Касимов в условиях рыночных отношений

3

8

Человек-человек

4

9

Касимов и его внешние связи

3

10

Судьба. Признание. Поприще

1

Итоговое повторенние

1

ИТОГО

35

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Тип урока

Вид деятельности учащихся

Домашнее задание

1.

Введение.

1

Вводная лекция с элементами беседы

Информационно-коммуникативная деятельность

2

Глава 1. Моя касимовская семья

Узы родства

1

В мире нет безродных детей. Родство по закону .Брачные, семейные узы. Семейный кодекс РФ.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

§1, вопросы с.11

3.

Моя родословная

1

Изучение своей родословной. Знаменитые фамилии, династии  города.

Комбинированный урок с элементами творческого задания

Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ.

§2,составить схему своей родословной.вопросы с. 20-21

4.

Касимовские семьи

1

Среднестатистическая семья. Семейный бюджет. Социологические исследования.

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы.

§3, вопросы с. 26

5.

Население города касимова

Национально-культурный и конфессиональный состав населения города

1

.

Население Касимовского края в древности. Мещерские племена. Появление славян в Мещерской земле. Касимовские татары. Национальный состав современного Касимова. Конфессии. Мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Православная и мусульманская обрядность.  

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

§4, вопросы с.40, сообщения.

6.

Демографическая характеристика населения Касимова

1

Демография. Состав населения города Касимова по полу и возрасту по данным переписи.

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальные формы работы

§5, вопросы с. 45

7.

Природа и экология края

Физическая география и природно-климатические условия.

1

Рельеф местности. Геологическое прошлое. Полезные ископаемые. Климатические условия Касимова. Условия развития сельского хозяйства.

Урок-беседа

Информационно-коммуникативная деятельность

§6,вопросы с. 53

8.

Ока – главная река Касимовского края.

Её притоки. Озёра.

1

Ока, ее притоки, озера..

Урок-беседа

Информационно-коммуникативная деятельность

§7, параграф с.56-57

9.

Флора и фауна Касимовской земли.

1

Хвойные леса. Луга и травы. Животный мир. Бережное отношение к природе.

Урок-беседа

Информационно-коммуникативная деятельность

§8, вопросы. с.68

10.

Страницы истории.

Экологические проблемы Касимова и Мещерского края.

1

Касимов-часть экологической системы Мещеры. Источники загрязнения окружающей среды.. Заповедники, заказники, памятники природы. Окский биосферный государственный заповедник

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальные формы работы

§9, вопросы с. 74

11.

Лента времени Касимова.

1

Лента времени. Основные события в истории города.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

§10, вопросы. С. 79

12

Городец Мещерский

1

.Официальная дата возникновения Касимова. Нашествие батыя на Русь.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

§11 вопросы с. 84

13.

Касимовское ханство.

1

Становление Касимовского ханства. Политические отношения Москвы и Касимовского ханства. Упадок касимовского ханства и его упраздненире

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

§12 вопросы с. 94

14.

Касимов – уездный город.

 

1

Касимовский уезд в допетровские времена-глазами современников. Петровские реформы в истории Касимовского уезда. Губернская реформа Екатерины II.  Первый герб Касимова .Первая городская планировка. Городская реформа 1879 г.Органы местного самоуправления

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

§13, вопросы с. 102-103,таблица

презентация

15.

Касимов торговый, купеческий, промышленный.

1

Касимов-крупный центр ремесла, торговли, промышленности. Касимовские ярмарки, рынки, базары.промыслы и ремесла. Рост капитала в Касимове. Знаменитые касимовские предприниматели

Комбинированный урок с элементами творческого задания

Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ  

§14, вопросы с. 110-111, сообщения

16.

Касимов в годы революционных перемен и строительства социализма.

1

Советская власть вкасимове.НЭП. Первые пятилетки плановой экономики. Касимов в годы Великой Отечественной войны. Касимов в годы мирного строительства. Последние пятилетки плановой экономики.

Комбинированный урок с элементами творческого задания

Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ  

§15, вопросы с. 121, сообщения о Героях Советского Союза,о родственниках

17

Моей семьи война коснулась

1

Участники Великой Отечественной войны

Комбинированный урок с элементами творческого задания

Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ  

18

Касимов в эпоху демократических перемен

1

Гласность и демократизация.. Конституция РФ и формирование новых органов власти.Первые шаги в рыночную экономику

Школьная лекция

Индивидуальные формы работы

§16, вопросы с. 126

19.

Власть. Общество. Личность.

Государственная власть и местное самоуправление.

1

Три ветви власти. Местное самоуправление. Устав города.

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

§17, вопросы с. 138-139

20

Бюджет города.

1

Доходная часть бюджета. Налоговые и неналоговые поступления. Расходная часть бюджета. Бюджетный дефицит.

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

§18, вопросы с. 145

21.

Представительная, исполнительная и судебная власть в городе.

1

Представительная, исполнительная и судебная власть в городе.

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

§19, схема, вопросы с. 156

22.

Общественная жизнь в Касимове.

Церковь.

1

Общественные объединения. Церкви г. касимова

Киноурок

Групповые формы работы

§20, вопросы с. 165, сообщения

23.

Твои права и обязанности.

1

Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Устав школы.

Школьная лекция

Индивидуальные формы работы

§21, вопросы с. 173

24.

Касимов в условиях рыночных отношений.

Рыночная экономика.

1

Экономические отношения и интересы. Труд и капитал. Предпринимательство.

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

§22, вопросы с. 186

25.

Экономика Касимова: прошлое и настоящее.

1

Экономика Касимова в1913 году. Экономика касимова внастоящее время.

Школьная лекция

Индивидуальные формы работы

§23, вопросы с. 198-199

26.

Работа в Касимове и для Касимова.

1

Органы труда и занятости. Фабрики и заводы,банки

Комбинированный урок с элементами творческого задания

Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ  

§24,вопросы с. 226-227

27.

Человек – Человек.

Культура и досуг.

1

Архитектурный облик города. Касимовский ампир. Регулярный план старого Касимова. Касимов после пожара 1828 г.  Архитектура Касимова второй половины 19- начала 20 века. Татарская слобода. Архитектура касимовских храмов. Современная архитектура Касимова. Культурная жизнь Касимова. Традиции и современность. Оленины. Касимовские литераторы. Театральная жизнь. Дома культуры. Клубная работа. Касимовцы-мастера изоьразительногоискусства. Касимовский краеведческий музей. Библиотеки города. Спортивная жизнь.

Комбинированный урок с элементами творческого задания

Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ  

§25, вопросы. С. 256-257

28.

Здравоохранение в Касимове.

1

Больницы и поликлиники города

Урок-беседа

Информационно-коммуникативная деятельность

§26, вопросы с. 263-264

29.

Обеспечение правопорядка.

1

Охрана общественного порядка. Служба ГИБДД

Урок-беседа

Информационно-коммуникативная деятельность

§27, вопросы с. 270

30.

Образование в Касимове.

1

Система дошкольногообразования. Школы город, Средние специальные учебные заведения.

Комбинированный

Групповые формы работы

§28, вопросы с. 290

31.

Касимов и его внешние связи.

Касимов – центр Касимовского района.

1

Касимов-центр Касимовского района. Заводские поселки,Села и деревни. Связи Касимова и района

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

§29, вопросы с. 299

32.

Касимов в составе Рязанской области.

1

Связи Касимова и Рязани.

Школьная лекция

Индивидуальные формы работы

§30. вопросы с. 305

33.

Касимов и Россия. Международные связи Касимова.

1

Касимов и Москва. Касимов и другие города России. Зарубежные связи Касимова

Школьная лекция

Индивидуальные формы работы

§31, вопросы,с. 309

34.

Судьба. Призвание. Поприще.

Делать жизнь – с кого?

Умение найти и не потерять работу

1

Судьба. Призвание

Выбор будущей профессии. Служба занятости

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальные формы работы

§32§33

35.

Повторно-обобщающий урок

1

Тест