Исследовательский проект "Андриан Григорьевич Николаев"
проект по краеведению

Мартынова Лариса Анатольевна

Много раз мне довелось услышать от своих родителей, от бабушки и учителей об исследовании космоса, о первом полёте Ю.А. Гагарина и конечно о третьем космонавте, о  земляке А.Г. Николаеве.  И я провела исследовательскую работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andrian_grigorevich_nikolaev.doc669.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Майнский многопрофильный лицей  

Школьный этап конкурса

исследовательских краеведческих работ обучающихся

образовательной организации МОУ Майнский многопрофильный лицей   

Номинация «История земли чувашской»                                   

                                           Тема работы: «Николаев А. Г. – космонавт №3»

 

                                   Подготовил:

                                                                            Незаметдинова Адэлия Ренатовна

                                                                            ученица 5 класса

                                                                            МКОУ «Анненковская СШ»

                                                                            Руководитель:

                                                                            Мартынова Л. А.  

                                                                            учитель истории

                                                                            МКОУ «Анненковская СШ»

Анненково-Лесное 2018

                                                              Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Основная часть работы:…………………………………………………… 4

1. Биография А.Г. Николаева

2. Интересные факты его жизненного пути

3. А.Г. Николаев в Урмарском районе

Заключение…………………………………………………………………. 15

Список литературы…………………………………………………………. 16

Приложение………………………………………………………………… 17

                                                           

                                                                ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек, живя на Земле, оставляет свой след в истории человечества. Но многие следы, оставленные на пыльных дорогах истории, очень быстро стираются, уходя в небытие. Но есть люди, чье творчество и деятельность оставляет заметную колею в истории земной цивилизации. Тысячи лет люди ходили по Земле, но небо всегда манило их к себе, сверкая своими таинственными звездами: люди мечтали стать крылатыми и оказаться в космической бесконечности.  В наше время, в век чудес и великого прогресса науки, интерес к космосу в обществе заметно снизился, перестал быть всеобщим. Зато не угасает интерес к тем людям, которые были в космосе первыми. Их подвиг по-прежнему вызывает восхищение и поклонение, а их судьбы по-прежнему нас волнуют. Иных уж нет, их имена не просто вписаны золотыми буквами  в историю, их помнит народ. Одним из них является сын чувашского народа летчик - космонавт Андриян Григорьевич Николаев. Наш интерес к  земляку – космонавту появился в детстве, из  рассказов наших родителей, в школе, из  рассказов наших  учителей, читая книгу А.Г.Николаева «Притяжение земли».

    С каждым днем расширяется сфера использования достижений космонавтики: сверхчистые материалы и лекарства, полупроводники с орбиты, самые передовые космические технологии - это уже сегодняшний день. Всё это определяет актуальность профессий в сфере космонавтики для молодого поколения нашей страны!

Как следствие, возникает проблема знакомства школьников с достижениями в области освоения космоса и профессией «космонавт», а также вклад нашего земляка в это общее дело. Это и обусловило выбор темы.

Цель исследования: изучить жизненный путь летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, почетного гражданина Чувашской Республики А.Г.Николаева, его встречи с жителями Урмарского района Чувашской Республики, поездки на территорию данного района.

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить популярную и энциклопедическую литературу по космонавтике, о жизни А.Г. Николаева;

-  научится собирать и систематизировать полученные  материалы;

- использовать полученные знания для участия во внеклассных мероприятиях (классных часах, для участия в конкурсах, научно-практических конференциях)

Для решения поставленных задач использовались:

I -  теоретические методы исследования: анализ и синтез данных литературы и интернет-источников по проблеме исследования; обобщение и интерпретация полученных результатов.

II – социологические методы исследования: анкетирование, интервью.

                                                      ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Много раз мне довелось услышать от своих родителей, от бабушки и учителей об исследовании космоса, о первом полёте Ю.А. Гагарина и конечно о третьем космонавте, о  земляке А.Г. Николаеве. Из их уст я узнавал, что профессия космонавта важная, нужная и увлекательная. Мой отец постоянно восторгался профессией космонавта и часто мне говорил «Будь, как космонавт». Вся эта информация надоумила меня,  

во-первых, серьёзно изучить  профессию космонавта;

во-вторых, открыть для себя имя выдающейся личности – имя А.Г. Николаева.

В начале своей работы я решил узнать, что знают учащиеся нашей школы о профессии космонавта, об исследовании космоса и о первых космонавтах.

В опросе приняли участие учащиеся 5-9 классов.

   5 класс – 9 человек

 6 класс – 3 человека

7 класс – 12 человек

8 класс – 5  человек

9 класс – 9 человек

Всего в опросе приняли участие – 38 человек

Опрос проводился в школе. На доске была написана тема «История освоения космоса» 

  Работа выполнялась без указания фамилии, по понятной причине, это снимало с учащихся напряжение – быть оцененным, стремление показать себя с лучшей стороны, и нам было интересно получить более объективные сведения.  

 Учащимся было предложено указать в своей работе возраст,  пол  и

 ответить на следующие вопросы:

  1. Оцените в баллах от 0 до 5 насколько тема «История освоения космоса» для вас интересна
  2. Запишите имена, фамилии, связанные с этой темой. Скажите, чем они знамениты
  3. Запишите главные события и возможно даты, известные вам по этой теме
  4. В свободной форма выразите свое отношение к этой теме и ее актуальности для вас
  5. Проранжировать предложенные профессии по значимости

Опрос не ограничивался по времени проведения, учащихся не поторапливали, они имели время и возможность осмыслить свою деятельность.

По времени опрос продолжался от 7-10 мин.

Анкетирование показало, что интерес современных детей к космосу не велик.  

  1. Интерес к предложенной теме сильный  у учащихся 5-6 классов, 11-12 лет и  9 класса
  2. Среди учащихся 7-8 классов, 13-14 лет интерес к теме достаточно ослабевает.

Полученные данные можно объяснить для себя следующим образом. Действительно,  познавательный интерес учащихся 5-6 классов еще достаточно высок. С этим хорошо знакомы учителя, работающие в 5-6 классах. Интерес к учебе заметно ослабевает в 7-8 классах.

Полученные выводы отчасти были ожидаемы, тем не менее, огорчили, в некоторой степени меня. Невольно возник вопрос – в чем причины такого положения вещей? Может, следует признать, что история освоения космоса только декларируется у нас как актуальная, а на поверку оказывается не интересной для подрастающего поколения?

Особенно меня огорчил ответ на вопрос «Знаешь ли, третьего  космонавта?»

Многие мои одноклассники потом признавались,  что никогда не слышали о таком космонавте.

Когда я изучала материал о Николаеве А. Г. мысленно парила в космической дали, наблюдала через иллюминатор космического корабля нашу матушку Землю. Андриян Григорьевич, во время полета на космическом корабле, тоже, наверное, хотел увидеть свою родную деревню с космической высоты. Смог этого он сделать или нет, я не могу сказать, но одно знаю, при жизни, где бы он, ни был, всегда вспоминал свою деревню, луга, реку, где прошли его детские годы. Как он пишет: «Мне часто снятся  звезды над моей родной деревней,  поля и луга, где я бегал босоногий». Но я уверен, что малую Родину он никогда не забывал – где родился, там и нашел вечный покой. Говорят душа человека не исчезает, что она вечная, а кто это доказал – может это действительно так. Это мы чувствуем, когда нас кто-то отталкивает от неверного поступка, от неправильного пути, который мы выбираем по ошибке своей молодости. Может, это души наших предков охраняют нас от неверного жизненного пути. Андриян с малых лет любил родную природу, уважал человека - труженика, жизнь его не ласкала, с малых лет он узнал цену куска хлеба. Чтобы стать Человеком с большой буквы, добиться того, о чем мечтал, Андриян знал, все зависит от  старания, учебы,  твоего  труда. Смотря на фотографии, где показано, чего он достиг в своей жизни, видя его награды, многие мои одноклассники удивленно утверждали, что он великий, в то же время простой человек.

 Далее я продолжила свою работу с изучения доступной литературы. Поиски начались в школьной библиотеке, здесь я нашла книги, записанные самим космонавтом. В сельской и районной библиотеках было много интересного. Интернет-ресурсы тоже помогли найти сведения из биографии космонавта.  В ходе работы с источниками я познакомилась с жизнью летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, почетного гражданина Чувашской Республики А.Г. Николаева.

ПЕРВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ

   Курсант Николаев потянул на себя штурвал самолета в первом же полете, чем удивил наставника. С 1952 года Андриян «становился на крыло» в Черниговском училище, затем его перевели во Фрунзенское, которое он с успехом окончил в 1954 году.
В своей книге «Семнадцать космических зорь» Герман Титов писал: «Одна из черт, совершенно необходимых космонавту, – хладнокровие и спокойствие в любых возможных ситуациях сложного космического полета. Все ребята старались воспитать в себе это качество, но олицетворением этой черты космонавта, мне кажется, является натура моего дублера… Он был уже опытным летчиком, когда во время тренировочного полета совершил вынужденную посадку на реактивном истребителе. Как говорят летчики, «шел на пузо» вне аэродрома. Остался жив и невредим.  И машину спас. Редкий случай…» «Как тебе удалось? – спрашивали мы, узнав об этом случае из его летной биографии. – Что же тебе помогло?»

«Прежде всего спокойствие, - ответил он просто». Когда в октябре 1962 года, вскоре после космического полета Андрияна Николаева, одну из главных улиц Смоленска назвали именем космонавта-чуваша, многие смоляне недоумевали: «На каком основании?..» В официальных источниках того времени указывалось: Андриян Николаев после окончания в 1954 году Фрунзенского военного авиационного училища летчиков служил в подмосковных авиационных частях. О Смоленске ни слова, хотя именно этот город стал стартовой площадкой в космос для будущего космонавта номер три.

   Николаев летал на знаменитых истребителях МиГ-17. «Науку побеждать» в воздушных боях лейтенант осваивал очень быстро. Из десятков вариантов он всегда выбирал самый оптимальный. А однажды, когда на большой высоте у самолета отказал двигатель, Николаев решил не катапультироваться, как сделало бы большинство летчиков, а спасти боевую машину. Он выбрал идеальную траекторию для спуска и посадил истребитель на ровном поле недалеко от автотрассы М 1.

Это ЧП сыграло позитивную роль, когда выдвигали кандидатов в космонавты из числа молодых летчиков. В декабре 1959 года Николаев успешно прошел медкомиссию в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале и попал в первый отряд     советских космонавтов.

                                      ПЕРВЫЙ ВОЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
В своем первом полете Николаев стал первым космонавтом, кто работал на орбите без скафандра. Он отвязался от кресла, вылез из скафандра и парил в невесомости. Очень рисковал – если бы не получилось вернуться на место, то при приземлении мог бы и не выжить.
Позже стало известно, что в том полете был проведен и первый военный эксперимент с участием космонавтов на орбите – по программе создания перехватчика спутников. Оказывается, «Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, играл роль перехватчика, а пилотируемый Андрияном Николаевым «Восток-3» – цели. Много лет спустя Андриян Григорьевич рассказал журналисту одной из центральных газет о засекреченной прежде военно-разведывательной составляющей своих полетов, особенно второго, состоявшегося в июне 1970 года на корабле «Союз9» вместе с Виталием Севастьяновым. Поведал, где и какие аэродромы вероятного противника рассмотрел из космоса и с присущей ему точностью и педантичностью нанес на карту: «С «Востока» много было видно, а с «Союза» даже и говорить нечего – все как на ладони. Да что теперь скрывать, и американцы, и мы разведку из космоса вели».
1
                                                          ПЕРВЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ

1–19 июня 1970 года Андриян Григорьевич совершил свой второй космический полет в качестве командира корабля «Союз-9» совместно с Виталием Севастьяновым. На тот момент это был самый длительный космический полёт.

После приземления из-за того, что космонавты мало занимались физическими

________________________

1А.Г. Николаев Притяжение Земли - Чебоксары:, 1999., стр. 34

упражнениями во время полета, возникли проблемы с адаптацией организма к земным условиям. Космонавты себя плохо чувствовали, не могли ходить. Это состояние в медицинской литературе даже получило название «эффект Николаева». Полет продолжался почти 18 суток. А всего за два старта в космос он налетал около 22 суток.
Основываясь на своем опыте, Андриян Николаев говорил, что длительные полеты нужны, чтобы провести достаточно сложные исследования и получить хорошие, статистически подтвержденные результаты.

 Это первый аргумент в пользу длительных космических полетов человека. А второй связан с тем, что человечество не останется вечно на Земле. Мы должны уметь летать в космосе долгое время, а для этого надо приобретать опыт.

                                           ПЕРВЫЙ ГРУППОВОЙ ПОЛЕТ

11 августа 1962 года Андриян Николаев стартовал на корабле «Восток-3» и впервые на планете принял участие в групповом космическом полете вместе с украинцем Павлом Поповичем, поднявшимся на орбиту спустя сутки на корабле «Восток-4».
Минимальное расстояние между кораблями в том полете составило 6,5 километра. Когда Попович вышел на расстояние прямой видимости, он в восторге не по уставу прокричал: «Андриян, я тебя вижу!» Николаев ему сдержанно ответил: «Я не Андриян, я «Сокол» (позывной Николаева). Попович продолжал: «Брось, кто нас тут услышит?» Поповичу сходили с рук такие вольности и в космосе, и в жизни. Хороший, компанейский был человек. Совершив 64 оборота вокруг Земли, «Восток-3» приземлился 15 августа недалеко от Караганды, «Восток-4» финишировал через 7 минут в том же районе. Полет продолжался 3 суток 22 часа 22 минуты. Медикам удалось получить ценную информацию о влиянии невесомости на организм человека. Поговаривали, что после полета Германа Титова стоял вопрос о том, чтобы отложить пилотируемые полеты. Но Сергей Королев очень верил в чувашского парня. Самая большая нагрузка легла на Андрияна Николаева. Это был его первый космический подвиг. Но Николаев недолго почивал на лаврах. Ему предложили принять участие в советской лунной программе, и он готов был облететь Луну в качестве командира одного из экипажей, а затем совершить посадку на поверхность спутника Земли. За это время космонавт прекрасно освоил корабль «Союз», предназначенный не только для околоземных, но и для лунных полетов. Жаль, что лунный проект свернули.

ПЕРВЫЙ ОБЕД В КОСМОСЕ
Обедать, завтракать и ужинать в космосе Андрияну Николаеву тоже пришлось первому. Вот как он ответил корреспонденту на этот вопрос. «У меня консервы были, котлетки, бифштексы, кофе мы даже могли подогревать – был специальныйподогреватель. Разбавил пакетик в воде – и готово полноценное блюдо». Космические деликатесы шестидесятых – это каша гречневая, творог с орехами, колбаса любительская. Как-то Андриян Григорьевич разоткровенничался: «А сам я готовлю только в субботу-воскресенье на даче. Любимое блюдо – картофельный суп. Туда кладу все специи, капусту, лук, перец черный, лавровый лист, морковку. Все, кто пробует мой суп, хвалят и спрашивают: «Почему он такой вкусный?» А я отвечаю: «Не надо мяса жалеть!» Я даже кабанятину, лосятину в суп кладу – я же охотник!».
                                         ПЕРВЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН


Андриян Николаев внес значительную лепту в развитие родного чувашского края. Невозможно перечислить все социальные объекты, строительство которых начиналось с его легкой руки.
Это и возведение тракторного завода, и строительство дорог, десятков школ, жилых домов, больниц. Словом, по заслугам его имя первым занесено в 1962 году в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Звание «Почетный гражданин Чувашской Республики» ему присуждено 20 июня 1997 года. Его именем названы более 30 улиц в городах и районах Чувашии.
До последних дней он активно участвовал в государственной и общественной жизни страны. Был депутатом Верховного Совета РСФСР (6-12 созывов), народным депутатом и членом Верховного Совета Российской Федерации (1991-1993 гг.). В 1991-1993 гг. – полпред нашей республики в Москве. С 1993 года работал ведущим специалистом аппарата Мандатной комиссии Государственной Думы РФ.
                                     ПЕРВЫЕ СПОРТИВНЫЕ РЕКОРДЫ
Заслуженный мастер спорта СССР. Отмечен дипломом рекордсмена СССР за два абсолютных мировых рекорда, установленных 18 июня 1970 года на космическом корабле «Союз-9» (постановление Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, октябрь 1970 г.)

О своем отношении к спорту, некоторых моментах спортивных занятий он интересно рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Советский спорт» 7 сентября 1962 года, во время пребывания в Чувашии.

Вот что сказал в беседе Андриян Николаев: «Меня часто спрашивают, какой вид спорта больше по душе? Люблю гимнастику, легкую атлетику, акробатику, баскетбол, лыжи, хоккей, коньки, велосипед, стрельбу, а еще – охоту и рыбалку. Дело в том, что я просто люблю спорт, а не какой-нибудь его один вид. Когда мы с другом моим Павлом Поповичем путешествовали в космосе, мы, честное слово, волновались куда меньше, чем многие люди на Земле волновались за нас. Мы были уверены в своих кораблях, а наши ученые, наш большой друг, главный конструктор, были уверены в нас. Вот и установили мы рекорд».1

1С.И.Николаев. Андриян Григорьевич Николаев. Память. Воспоминания. - Чебоксары: «Новое время», 2006., стр. 2

Спортсмены Чувашии по праву гордятся подвигом дважды Героя Советского Союза Андрияна Николаева. Его именем назван стадион в Новочебоксарске, по многим видам спорта разыгрываются призы его имени, памяти Андрияна Григорьевича посвящается традиционная ежегодная легкоатлетическая эстафета газеты «Советская Чувашия». Последний приезд героя космоса на родину состоялся в 2004 году, когда он был приглашен стать главным судьей Всероссийских сельских игр. Его сердце перестало биться 3 июля…И как завет воспринимаются его пророческие слова: «Многие мальчишки мечтают о рекордах и чемпионских медалях, потому они так тянутся к спорту. А вот люди, которым уже поздновато устанавливать рекорды, хотят быть здоровыми и сильными. Значит, спорт – это и рекорды, и победы, и здоровье».
                                        ПЕРВАЯ «КОСМИЧЕСКАЯ» СВАДЬБА
3 ноября 1963 года Андриян Николаев и Валентина Терешкова стали мужем и женой. Они  состояли в законном браке восемь лет. До сих пор не утихают жаркие споры: по любви возникла первая космическая семья или под давлением «сверху»? Якобы их сосватал сам Хрущев. В то время Андриян Николаев был единственным холостяком космонавтом. И лучшего жениха для незамужней Валентины Терешковой найти было трудно.

Через год у первой «орбитальной пары» родилась дочь Елена. Она с отличием окончила среднюю школу, а потом и мединститут. Сегодня у деда было бы два внука. Известно, что версию брака по расчету отрицал и сам Николаев. Он не раз говорил, что Хрущев ничего не решал. По его словам, глава государства лишь испортил свадьбу, приказав провести ее в Доме приемов правительства, где могли разместиться только 200 человек. А Николаев рассчитывал на 300 гостей. Кстати, после развода Андриян Григорьевич до конца жизни оставался холостяком, а Валентина Владимировна вышла замуж за руководителя Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии.

                                         ЕЩЕ ОДИН ПОДВИГ – ЗЕМНОЙ
Подробности этой истории долгое время оставались неизвестны. И только со временем выяснилось, что во время покушения на Леонида Брежнева 22 января 1969 года досталось не Генсеку, а Андриану Николаеву.

Когда после очередного полета вся Москва встречала героев-космонавтов, Николаев ехал в одной машине с Георгием Береговым и Валентиной Терешковой. Совершенно неожиданно один из военнослужащих, переодетый в форму милиционера, стал в них стрелять. По ошибке он принял Берегового за Брежнева, который ехал в другой машине. Одна из пуль смертельно ранила водителя, вторая – зацепила спину Николаева. Но он проявил редкое самообладание и хладнокровие: перехватил руль автомобиля и припарковал машину.

   Глядя на фотографии, где запечатлены первый приезд  Андрияна Николаева в родные Шоршелы в сентябре 1962 года, после исторического полета в космос,  у меня возникла мысль, а был Николаев на  Урмарской земле. На основе воспоминаний очевидцев и архивных материалов, я узнала, что А.Г. Николаев был в Урмарском районе в марте 1990 года.  Андриан Григорьевич  был  кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР и приехал в район для встречи с избирателями. Он был депутатом Верховного Совета от Чувашской республики 6 созывов с1963-1993 гг. и внёс большой вклад в решении вопросов социально-экономического развития республики.

    По дороге, при въезде в Урмары стояли люди, школьники, многие на руках держали цветы, всем хотелось видеть дорогих гостей, летчика – космонавта. По просьбе А.Г.Николаева машины остановились, все вышли из кабин. Среди них был удивительно спокойный, неторопливый, скромный А.Г.Николаев, он поздоровался с встречающимися, многие ему подарили цветы. Так он ступил  на Урмарскую землю. По чувашской традиции их встречали с хлебом и солью. Ничто человеческое Андрияну Григорьевичу   не было чуждо, как рассказывают очевидцы, он отломил кусочек ржаного хлеба, взял немного соли из солонки и с большим аппетитом съел его, выполнив чувашский обычай встречи уважаемых гостей.    Встречи с избирателями проходили в посёлке Урмары, колхозе «Путь Ильича» - в Арабосях и совхозе «Ленинский» - в Ковалях. А.Г. Николаев посетил Урмарскую среднюю школу №1, где была организована встреча с учащимися и учителями  школы.                                                            

                                                            Заключение

         Работая над данным исследованием, я  узнала, какой был вклад А.Г. Николаева в дело освоения космоса.

Проведенная работа оказалась очень полезной, важной для меня:

1. Я  многое узнала об известном земляке, дважды Герое Советского Союза лётчике-космонавте СССР А.Г. Николаеве.

2. На примере А.Г. Николаева  убедилась, чтобы стать Человеком с большой буквы необходимы    старания, учеба, труд.

3. Приобрела опыт работы с архивными документами и опыт использования разных     видов источников при исследовании.

4. Появился интерес к профессии космонавта.

5. Возросло уважение к человеку труда и желание быть достойным гражданином своей Родины.

                                 

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. А.Г.Николаев. Встретимся на орбите. М., 1966.

2. А.Г.Николаев. В космосе (на чувашском языке). - Чебоксары:,1966

3. А.Г.Николаев. Притяжение земли, - Чебоксары:, 1999.

4. А.Г.Николаев. Весе-херрисер услахра. – Шупашкар:, 1975.

5. Небесные братья. М.: «Советская Россия», 1963

6.С.И.Николаев. Андриян Григорьевич Николаев. Память. Воспоминания. - Чебоксары: «Новое время», 2006.

7. С.И.Николаев. Наследие космонавта -3. -Чебоксары: «Новое время», 2006.

8. qia.archives21/ru/text/ nikolaev2/doc

                                                                                                                     Приложение 1

Дважды Герой Советского Союза

Андриян        Григорьевич             Николаев

05.09.1929-03.07.2004

                                                                                                                  Приложение 2

А. Г. Николаев  перед полетом.

                                                                                                                               Приложение  3

«...Я счастлив, что сумел дважды выполнить ответственное задание народа и партии. После полета “Востока-3” даже самые неискушенные в географии узнали о том, что есть на берегу великой Волги Чувашская автономная республика, живущая и здравствующая в большой и дружной семье других республик Советского Союза. Я безмерно рад этому. Но, конечно, понимаю, что это не только моя личная заслуга. В этом есть и вклад моего народа, частицей которого являюсь».

                                                                  (А. Николаев. «Моя Чувашия», 1979).

                                                                                                Приложение 4

Дом Андриана Григорьевича Николаева в Шоршелах

В 1963 году женился на первой в мире женщине-космонавте Валентине Владимировне ТЕРЕШКОВОЙ.

                                                                                                            Приложение 5

25-30 августа 1964 г. - Летчики-космонавты СССР В. Николаева-Терешкова и А. Николаев побывали в Чувашии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс

Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".

Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...