Внеклассное мероприятие "Мы живём в Югре"
методическая разработка по краеведению

Тема внеклассного мероприятия: «Мы живём в Югре»
Цель мероприятия: активизация познавательной активности школьников в области изучения истории и культуры Ханты-Мансийского автономного округа.
Разработка мероприятия приняла участие во Всероссийском конкурсе  профессионального мастерства  «Мой педагогический успех»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие547 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»

Название конкурса

Всероссийский конкурс

профессионального мастерства  «Мой педагогический успех»

Главная задача

Конкурс направлен на развитие профессиональной и творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников.

Организатор конкурса

Педагогический клуб «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/vneklassa/30/uspeh

Сроки

04.03.2018г. - 08.04.2018г. (включительно) -  прием конкурсных работ.

Название конкурса

Всероссийский конкурс

профессионального мастерства  «Мой педагогический успех»

Главная задача

Конкурс направлен на развитие профессиональной и творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников.

Организатор конкурса

Педагогический клуб «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/vneklassa/30/uspeh

Сроки

04.03.2018г. - 08.04.2018г. (включительно) -  прием конкурсных работ.

Участник конкурса

Обухов Евгений Борисович

Занимаемая должность

Учитель истории и обществознания

Школа

МКОУ «Каменная СОШ» с. Пальяново ХМАО

Номинация и название конкурсной работы

Внеклассное мероприятие «Мы живём в Югре»

Тема внеклассного мероприятия: «Мы живём в Югре»

Цель мероприятия: активизация познавательной активности школьников в области изучения истории и культуры Ханты-Мансийского автономного округа.

Задачи мероприятия:

  1. На ознакомительном этапе дать учащимся необходимые сведения по тематическому содержанию презентации. Для этого необходимо привлечь сотрудника школьной (сельской) библиотеки, самих учащихся способных бегло читать текст.
  2. На основном этапе продемонстрировать презентацию с вопросами викторины.
  3. На заключительном этапе – подведение и объявление результатов.

Организация мероприятия

  1. Приготовить презентацию викторины «Мы живём в Югре»
  2. Организовать место проведения мероприятия
  3. Распечатать текстовые тематические материалы
  4. Изготовить жетоны и назначить того, кто будет эти жетоны вручать.
  5. Распечатать грамоты и наградить победителей.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Организатор мероприятия включает презентацию и обращается к детям: Приветствую всех участников нашего мероприятия. Сегодня мы собрались в этом зале, по случаю юбилейной даты в жизни нашего края – Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в этом 2018 году исполняется 900 лет! Давайте еще раз поздравим друг друга, всех жителей округа, все тех кто здесь родился и рос с этой замечательной датой! (аплодисменты).

Далее, демонстрируется видеоролик о ХМАО (на усмотрение организатора)

Во время демонстрации третьего слайда презентации организатор объявляет о правилах участия в викторине. Учащимся раздают тематические тексты.

  1. Ознакомительный этап.

Мифология и животный мир Югры

1

Медведь

У русского народа медведь, считается «хозяином тайги». Медведь у хантов и манси считается священным животным. Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь.

Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую.

Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека. Охота на медведя – это всегда большое событие. На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя.

Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний.

Медведя народы ханты и манси считали подобием человека, а также братом, или посланником бога Нуми-Торума.

2

История

Появление первых людей на территории округа

Время появления на Севере Западной Сибири первых людей - одна из нерешенных проблем древнейшей истории. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что освоение человеком Западно-Сибирской равнины началось в конце плейстоцена, Это было время самого позднего в северном полушарии оледенения, охватившего промежуток времени от 25-20 до 10 тыс, лет назад. Данный период отчасти совпадает с эпохой верхнего палеолита или позднего  древнекаменного века, когда существовал человек современного вида и шло формирование основных человеческих рас.

3

Коренные народы округа

Раньше столицу ХМАО называли Остяко-Вогульск, в честь коренных жителей округа – остяков (ханты) и вогулов (манси).

4

Новгородцы подчиняют Сибирь

Первое достоверное известие о знакомстве новгородцев с югорскими племенами, жившими в Северном Приуралье, относится к концу XI в., о том свидетельствует рассказ Гюряты Роговича о путешествии его отрока «в землю Югорскую». Среди жителей

Ладоги и Новгорода ходили в это время слухи о сказочных богатствах диких «полунощных стран», где из таежных туч выпадают стаи молодых

белок и стада оленят и потом расходятся по земле.

5

Город Эмдер

Столицей большого князя был городок, расположенный в глубине его

владений, что позволяло обезопасить его от неожиданных набегов

врагов. Это была крепость, где жили князь со своей семьей, а также его слуги и рабы. Здесь находились сокровищница княжества, арсенал (запас оружия и доспехов для вооружения ополчения), княжеское святилище.

Одним из таких городов стал Эмдер.

6

Берёзово

8 апреля подписан указ о ссылке семьи Меньшикова в острог (созданный в 1724 году для преступников) Березов, который находился на берегу реки Сосьвы.

7

Ермак Тимофеевич в Сибири

Один из важнейших этапов становления русской государственности – покорение Сибири. Освоение этих земель заняло почти 400 лет и за это время произошло множество событий. Первым русским покорителем Сибири стал Ермак.

8

Традиционная одежда ханты и манси

В одежде ханты и манси некоторые виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Вместе с тем здесь более, чем в других предметах материальной культуры, заметны были

межгрупповые различия. Так, у северных групп в верхней мужской одежде

преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и

восточных — распашная. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и парку — мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой.

Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не

отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка,

двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду шили по большей ча­сти из оленьих шкур, а южнее — из сборного меха в сочетании с тканями.

9

Орнаменты

Орнамент «Заячьи уши»

Орнамент «Висячие уши молодой лисы»

Орнамент «Лапа лисы»

Орнамент «Оленьи рога»

Орнамент «Вороны над болотом»

Орнамент «Глухарь»

Орнамент «Медведь»

10

Конькова Анна Митрофановна

Родилась 28 июля 1916 г. в дер. Евра Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа.

Досрочно окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище. В 1937 г. начала трудовую деятельность в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района.

В 1946 г. переехала в Ханты-Мансийск. Работала в детских садах, школах города. Более 30 лет отдала она детям.

Знакомство со сказкой, множеством волшебных историй, жемчужинами народной мудрости состоялось еще в детстве. Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания сохранила память моей бабушки. Матерью Матерей звали в стойбище бабушку Околь, а это очень высокое звание мансийской женщины». В расцвете лет этим званием была увенчана и мать Анны Митрофановны. И сама она еще в девичестве была названа так за раннюю мудрость, памятливость, умение промышлять рыбу, зверя.

В 1981 г. сказки опубликованы в сборнике «Огонь-камень», изданном в Свердловске. В 1982 г. вышел первый в мансийской литературе роман «И лун медлительных поток», написанный А. М. Коньковой в соавторстве с тюменским прозаиком Г. Сазоновым. Книга переиздавалась еще два раза (Свердловск,1990; Москва,1994).

Член Союза писателей СССР с 1989 г.

В 1985 г. отдельным изданием вышла книга «Сказки бабушки Аннэ».

11

Почему окунь полосатым стал?

Хорошо Зайчонок бегал наперегонки. Очень ему хотелось и выдрёнка этому научить.

«Пойду-ка,— думает,— научу бегать Коротконожку»,— он так в шутку звал своего друга.

Прибежал к речке, где жил Выдрёнок, видит — лежит тот в воде у самого берега и медленно пошевеливает своим маленьким хвостиком, похожим на дождевого червяка.

—Ты что, Коротконожка, нежишься? Давай бегать наперегонки!

—Я устал. Лучше присядь ко мне да расскажи, с кем бегал и кого обогнал.

Зайчонок начал было хвастать, а Выдрёнок как закричит:

—Ой-е! Кто-то меня за хвост поймал! Аю-аю! Больно мне! Ой-е, тащит

меня в реку кто-то!..

Видит Зайчонок, и впрямь Выдрёнок дальше и далыпе от берега двигается. Поймал он друга за передние лапки, тянет его к себе и кричит:

— Соболята! Лисята! Бегите, помогите мне!

Прибежали соболята, лисята, ухватились за Зайчонка, помогают ему тянуть. Тянут-тянут, а Выдрёнок — ни с места. Тогда Зайчонок крикнул Утке:

— Утка, нырни, пожалуйста, в воду, узнай, кто поймал моего друга!

Утка крякнула своим утятам:

— Кря, прячьтесь скорее в камыши!

А сама нырнула в глубину.

Утята были послушными, с одного слова понимали свою мать: шлёп-шлёп по воде да и скрылись в камышах.

Утка вынырнула из воды и закрякала:

— Кря-кря! Это он, он, обжора! Он тогда моего утёнка за лапу поймал.

— Да что ты — всё «кря» да «кря», говори толком — кто поймал моего Коротконожку?

— Да кто же ещё, как не толстошкурый Окунь!

Тянут зверята Выдрёнка, кружит над ними Утка, бьёт крыльями и крякает:

— Вот так, так, тяните, тяните, не давайте Выдрёнка злому, горбатому Окуню.

Вот уже у Выдрёнка спина показалась из воды,а за ними голова Окуня. Крутит Окунь злыми жёлтыми глазами, тянет Выдрёнка к себе.

— Кря-кря! — кричит утка. — Вы посмотрите, ещё и не отпускает его хвостик. Вот разбойник! Вот ненасытный! Ну, сейчас мы его проучим! Дети мои, утята, берите по хворостинке и бегите, хлещите его. А я буду клевать в голову.

Хлещут утята Окуня, где ударят — там на его шкуре полоса остаётся. Утка его клюёт — сердится Окунь, краснеют его передние плавники от злости. Наконец выпустил он изо рта хвостик Выдрёнка и скрылся под водой. Чуть отплыл, высунул голову из воды и засмеялся:

— Ха-ха,а мне и не больно, совсем не больно. У меня шуба толстая. А ваш Выдрёнок пусть никогда больше не играет своим хвостиком, не дразнится. А то — поймаю и утащу к себе.

Он метнулся высоко над водой, изогнулся, как радуга на небе, и ушёл в своё царство.

С тех давних пор Окунь стал полосатым, с красными передними плавниками.

12

Отчего у зайца длинные уши

(Мансийская сказка)

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает. — Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,— говорит лось.— Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать? Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?» — Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену. Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает: — Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов. — Хорошо,— говорит лось.— А вот эти, большие, кому? Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит: — Эти мне дай, мне, зайцу! — Что ты, братец? — удивился лось.— Куда тебе такие рога? — Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут! — Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога. Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху. А лось с женой хохочут. — Нет, брат,— говорит лось.— Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь. Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

13

Вороний день: почему ханты поклоняются вороне

Черная птица, которая в славянской культуре считается вестником смерти, у ханты знаменует новую жизнь и весну.

«К нам ворона весну приносит»

На Руси ворону не очень любили – считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас Новый год ханты и манси не отмечают. Для них начало года – это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы – вороны.

Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины – продолжатели рода, поэтому я считаю, что это – очень важный для нас праздник».

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

14

Рыболовецкая культура хантов и манси

Если захочется одним единственным словом обозначить специфику традиционного хозяйства и культуры хантов и манси, самое подходящее будет назвать их "речными". Вся их жизнь протекает в ритме дыхания Оби и ее притоков, подчиняясь подъемам и спадам воды, замерзанию и освобождению рек и озер ото льда, ходу рыбы и прилету птиц.

Способы ловли рыбы были разные. Самый древний из них — сооружение загородей-запоров, перегораживающих русла рек. В проемах запоров устанавливали ловушки-гимги из лиственничной дранки.

Сети плели из конопляных веревок, в старину из крапивы, окрашивая их настоем черемухи, отчего они принимали коричневый цвет и были мало заметны в воде. Кроме сетей применяли уды с железными и костяными крючками и остроги. В период икрометания рыбу (главным образом щуку) били из лука.

Для ловли рыбы использовались такие ловушки как морды. Состоит из основания, остова и внутреннего вставного горла. Размеры и форма ловушек зависят от того, на какую рыбу, когда и где они ставятся. Улов вынимали через специальное отверстие у вершины, закрываемое решетчатой дверцей.

15

Средство передвижения на воде

Жизнь хантов так тесно связана с водой, что их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготавливали из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, т.к он легче и не намокает в воде.

Общая форма обласа — длинная и узкая. корма немного

ниже чем нос, в вершине носовой части отверстие для веревки. На Югане при

охоте на уток и сборов камыша обласки соединяли двумя жердями, прикрепленными к распоркам у носа и кормы.

Продвигались на лодках при помощи весел. Мужчина управлял лодкой у кормы, женщины и дети гребли.

16

Ханты-Мансийск

Столица Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) расположена на семи живописных холмах на берегу реки Иртыш, в 20 километрах от слияния с рекой Обью. Численность население города превышает 97 тысяч человек.

Современная история Ханты-Мансийска начинается с 1930 года, когда был основан рабочий посёлок. Он возник в трёх километрах от старинного сибирского села Самарово, известного с 1582 года. Первоначально новый поселок имел название Остяко-Вогульск указывающее на основные народы Севера, которые проживали на его территории: остяков и вогулов, и был центром образованного Остяко-Вогульского национального округа. Вскоре остяков стало принято называть хантами, а вогулов – манси, в связи с чем в 1940 году округ переименовали в Ханты-Мансийский. Сменил название и поселок. В 1950 году Ханты-Мансийск слился со старинным селом Самарово и получил статус города.

Родина древних народов ханты и манси — город Ханты-Мансийск, имеет удивительную историю и очаровывает культурным своеобразием всякого туриста, ступившего на его священные земли.

17

Сургут

Сургут – город не знакомый с крепостным правом. Все люди, которые когда либо жили в нем, были крепкие, сильные и решительные. Но так уж сложилась история этого города, что он для многих был местом ссылки декабристов. История города Сургут началась в далеком 1594 году, когда власть была в руках у Федора Иоанновича, который был сыном Ивана Грозного. Именно по указу Федора, на правом берегу Оби был заложен первый камень в строительстве города. На конец XVI город больше был похож на крепость, серую, неприступную.

Начало XVII века, не было слишком ярким для истории Сургута, так как он стал местом, куда ссылали политических оппонентов. Именно так на территорию Сургута попали те, кто был замешан в восстании С. Разина.

Во время правления Екатерины II, а если быть точным то 17 марта 1785 года, Сургут получил свой первый официальный герб. Где черно-бурая лиса была изображена на золотом фоне.

18

Мегион

Город Мегион находится в устье протоки Меги. Венгерский лингвист Бернат Мункачи записал в конце XIX века хантыйское название Мегионских юрт в виде Мехе-Унг-Пухыл (Мехи-Онг-Пухыл), что в переводе означает «поселение в устье излучины».

Вопрос о времени возникновения Мегиона достаточно сложен. Юрты Магионские, Ликрысовы, Ермаковы упоминаются уже с 1781 г. В статье В. Новокшонова указывается год возникновения юрты Майон – 1810..

19

Нижневартовск

Город Нижневартовск появился в 1909 году. Точнее, именно в это время, с созданием на правой стороне реки Оби причала, к которому приставали купеческие пароходы с целью приобретения запаса дров, началась его история. Вскоре возле пристани было построено 5 домов, в которых проживало 11 человек. В начале 1924 года образовался Нижневартовский сельский совет, а в 1964 селение превратилось в поселок городского типа. Однако самым большим толчком к развитию Нижневартовска стало открытие в мае 1965 года нефтяного фонтана глубиной более 2 000 метров, который был назван «Самотлор». В 1966 году на территории поселка создали первое строительное предприятие – трест «Мегионгазстрой». А в 1972 Нижневартовск был наделен статусом города. Несколько лет спустя после этого началось строительство железной дороги до Сургута, которая соединила многие крупные города России и Нижневартовск..

20

Нефтеюганск

История Нефтеюганска ведет свое начало с 1961 года. Именно тогда на берег Юганской Оби сошел отряд геологоразведчиков и плотников, собиравшихся тщательно изучить и разработать эти земли. Некоторые говорят, что поселок получил  название Партсъездовский в честь XX съезда КПСС, однако известно, что так называлась только центральная площадь. Через год с небольшим после высадки первопроходцев, 5 октября 1962 года из недр земли ударил первый нефтяной фонтан, а к концу 1962 года, 18 декабря из скважины Р-63 забил фонтан с невиданным дебитом, превышающим 800 тонн в сутки. Ничего подобного в Тюменской области до этих пор не было. После этих событий поселок стал интенсивно расти и вскоре получил название Нефтеюганский, объединяя в себе слова «Нефть» и «Юганская Обь».

16

Нягань

Нягань — четвертый по величине город в Ханты-Мансийском автономном округе и самый крупный на левом берегу Оби. В жизни города тесно переплелись две истории. Одна - уходящая корнями в эпоху позднего средневековья, в те далекие времена, когда здесь процветало древнее княжество обских угров-богатырей Эмдер. Вторая - современная, ведущая свое начало с середины 80-х, когда вокруг поселка Нях нашли и стали добывать «большую нефть». В 1985 году стремительно растущий населенный пункт был переименован в Нягань и получил статус города. Так пережил второе рождение имеющий многовековую историю, но один из самых молодых городов Югры.

  1. Основной этап.

Просмотр презентации «Мы живём в Югре»

1 слайд

Викторина для школьников «Мы живём в Югре»

2 слайд

Югре 900 лет

3 слайд

Привет – уща, уща!

4 слайд

Мифология и животный мир Югры

5 слайд

О каком животном идёт речь?

«Ао подошел к обрыву и уверенными взмахами копья начертил на гладком откосе очертания зверя. Это был горбатый ….. на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков. Фигура ….. была сделала немногими скупыми линиями, но так искусно, что с первого взгляда можно было узнать, кого изображает рисунок».

6 слайд

Мамонт

7 слайд

Что за птица?

Одна легенда рассказывает о том, что эта птица раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Она жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали птицу, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но её оперение поменялось и стало черным.

8 слайд

Ворон

9 слайд

Моя загадка – эй!

Легкий наездник

вершины дерева

- Это что? Отгадайте!

10 слайд

Белка

11 слайд

С четырьмя руками-ногами

мужичок в белом гусе

в лесу скачет-прыгает

12 слайд

Заяц

13 слайд

Хоть верь, хоть не верь –

пробегал по лесу зверь,

нес на лбу он неспроста

два развесистых куста

14 слайд

Олень

15 слайд

Что за зверь?

Знаменитая шапка Мономаха подаренная византийским императором князю Владимиру Мономаху была украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания. Нижняя часть шапки была оторочена мехом ценного зверька из Сибири.

16 слайд

Соболь

17 слайд

Что за рыба?

Эта рыба была наделена особой силой,. По ее носу давалась клятва, а женщины не ели ее сырого мяса. По преданию, когда-то эта рыба ползала по земле, как змея. Костей в её голове не было, были только челюсти. Этими челюстями она всё на земле поедала.  Когда бог Торум рассердился и ударил ее по щеке, в голове этой рыбы появилась крестообразная кость-крестик.

18 слайд

Щука

19 слайд

Угадай, что за зверь?

Ханты и Манси считали, что когда-то этот зверь жил на небе, но затем разгневал бога Торума и был отправлен на Землю. Народы Сибири относятся к нему с уважением, считают его своим предком. В некоторых легендах он был обычным человеком, но ушел в лес, одичал у него выросли когти и шерсть.

20 слайд

Медведь

21 слайд

История

22 слайд

Как давно на территории нашего округа появился древний человек?

23 слайд

Каменный век

Бронзовый век

Железный век

24 слайд

Как раньше называли

коренных жителей

нашего округа?

25 слайд

Остяки и вогулы

26 слайд

С древних времен жители тайги вели торговлю. По какому торговому пути

меха из Сибири попадали в другие земли?

27 слайд

Волжский путь

Путь «Из варяг в греки»

Великий шёлковый путь»

28 слайд

Войны какого русского  княжества в XIII веке подчинили и обложили

данью югричей, а в XV веке совершили ряд походов  в Нижнее Приобье?

29 слайд

Новгородцы

30 слайд

Как называется затерянная в приобской тайге Ханты-Мансийского округа

столица древнего хантыйского княжества?

31 слайд

Эмдер

32 слайд

Загадка по картине

В этой картине художник Василий Суриков изобразил легендарного графа Меньшикова. Выйдя из бедной семьи многого добился своей смекалкой и умением, стал царедворцем.

Принимал участие в Северной войне со шведами. Петр 1 наградил Меньшикова высшим русским орденом Андрея Первозванного.

После смерти Петра 1, Меньшиков попал в опалу, был разжалован и отправлен в Сибирь.

33 слайд

Куда Петр 2 отправил Меньшикова вместе с семьёй?

34 слайд

В Берёзово

35 слайд

Какое событие отражает эта картина?

36 слайд

Покорение Сибири Ермаком

37 слайд

В какие годы на территории ХМАО началась промышленная добыча нефти?

38 слайд

В 60-е годы 20 века.

39 слайд

Как называется Крупнейшее месторождение нефти на территории

Западной Сибири?

40 слайд

Баженовская свита

Площадь – 1 млн. кв. км.

В свите содержится 2 триллиона баррелей нефти.

41 слайд

Культура

42 слайд

Угадай, что это?

43 слайд

Бубен

44 слайд

Порка (шуба мехом наружу)

45 слайд

Унты

46 слайд

Нарты

47 слайд

Как называется орнамент?

48 слайд

Заячьи уши

49 слайд

Висячие уши молодой лисы

50 слайд

Вороны над болотом

51 слайд

Глухарь

52 слайд

Медведь

53 слайд

Оленьи рога

54 слайд

Сборник сказок Анны Митрофановны Коньковой называется

55 слайд

Сказки бабушки Аннэ

56 слайд

Что за сказка?

Хлещут утята Окуня, где ударят — там на его шкуре полоса остаётся. Утка его клюёт — сердится Окунь, краснеют его передние плавники от злости. Наконец выпустил он изо рта хвостик Выдрёнка и скрылся под водой. Чуть отплыл, высунул голову из воды и засмеялся:

— Ха-ха,а мне и не больно, совсем не больно. У меня шуба толстая. А ваш Выдрёнок пусть никогда больше не играет своим хвостиком, не дразнится. А то — поймаю и утащу к себе.

Он метнулся высоко над водой, изогнулся, как радуга на небе, и ушёл в своё царство.

57 слайд

Как окунь полосатым стал.

58 слайд

Что за сказка?

59 слайд

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает. — Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,— говорит лось.— Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать? Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?» — Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену. Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает: — Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов. — Хорошо,— говорит лось.— А вот эти, большие, кому? Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит: — Эти мне дай, мне, зайцу!

60 слайд

Отчего у зайца длинные уши?

61 слайд

Что за праздник?

У коренных народов Севера есть птица несущая на хвосте весну и жизнь.

В этот день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп.

62 слайд

-

63 слайд

Вороний день

Вурна хатл

64 слайд

Промыслы

65 слайд

Хитрая штука

По мелким протокам, в верховьях рек ханты и манси ставили различного рода плетёные ловушки, заграждения из кольев — запоры и сети.

Это приспособление для ловли рыбы Состоит из основания, остова и внутреннего вставного горла. Размеры и форма ловушек зависят от того, на какую рыбу, когда и где они ставятся. Улов вынимали через специальное отверстие у вершины, закрываемое решетчатой дверцей.

66 слайд

Морда

67 слайд

Лёгкая лодка

Обычно лодку изготавливали из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, т.к он легче и не намокает в воде.

Форма лодки сохранялась благодаря распоркам между бортами. Общая форма - длинная и узкая. корма немного ниже чем нос, в вершине носовой части отверстие для веревки.

Продвигались на лодках при помощи весел. Мужчина управлял лодкой у кормы, женщины и дети гребли.

68 слайд

Облас

69 слайд

Города округа

70 слайд

Город на семи холмах

Этот город расположен на семи живописных холмах на берегу реки Иртыш, в 20 километрах от слияния с рекой Обью.

В 1930 г. Недалеко от Самарово возник рабочий посёлок Остяко-Вогульск названный в честь коренных жителей округа.

В 1950 г. Посёлок слился со старинным селом Самарово и получил статус города.

71 слайд

Ханты-Мансийск

72 слайд

Город с богатой историей

История этого города началась в далеком 1594 году, когда сын Ивана Грозного Фёдор повелел заложить крепость на правом берегу Оби.

В разное время сюда ссылали тех, кто поднимал восстания против власти. Здесь побывали сторонники Степана Разина и декабристы.

На гербе этого города изображена черно-бурая лиса на золотом фоне.

73 слайд

Сургут

74 слайд

Юрты Майона

В списке населенных мест сибирского края упоминаются юрты Майон с 5 дворами и земской трактовой станцией.  Ханты охотно развозили почту на лошадях с колокольчиками.

Здесь делала остановку на привал дружина Ермака.

В годы войны трудовые артели отправляли на фронт копченых уток и рыбу.

В 1961 г. пробурили первую нефтяную скважину.

75 слайд

Мегион

76 слайд

Купеческая пристань

Город появился в 1909 г. Точнее, именно в это время, с созданием на правой стороне реки Оби причала, к которому приставали купеческие пароходы с целью приобретения запаса дров.

Самым большим толчком к развитию города стало открытие в мае 1965 года нефтяного фонтана глубиной более 2 000 метров, который был назван «Самотлор».

В 1972 г. был наделен статусом города. Несколько лет спустя после этого началось строительство железной дороги до Сургута, которая соединила многие крупные города России.

77 слайд

Нижневартовск

78 слайд

Город первопроходцев

В 1961 г. на берег Юганской Оби сошел отряд геологоразведчиков и плотников, собиравшихся тщательно изучить и разработать эти земли.

5 октября 1962 года из недр земли ударил первый нефтяной фонтан, а к концу 1962 года, 18 декабря из скважины Р-63 забил фонтан с невиданным дебитом, превышающим 800 тонн в сутки. Ничего подобного в Тюменской области до этих пор не было.

79 слайд

Нефтеюганск

80 слайд

Город больших надежд

Этот четвертый по величине город в Ханты-Мансийском автономном округе и самый крупный на левом берегу Оби.

С середины 80-х вокруг небольшого поселка нашли и стали добывать «Большую нефть».

В 1985 году стремительно растущий населенный пункт был переименован и получил статус города.

Сегодня город интенсивно растет, построена окружная больница, огромный торговый центр, одна из самых крупных тепловых электростанций в мире.

81 слайд

Нягань

82 слайд

Аспасиба

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов и объявление результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: Мой край - Югра.

Внеклассное мероприятие - игра "Поле чудес" по теме: Мой край - Югра, реализуется в рамках образовательной программы "История и культура родного края" для обучающихся 11 класса специальной (коррекцион...

Внеклассное мероприятие УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Мы живём на Кубани»

У нас в библиотеке есть хрестоматия «Литература Кубани» О. Г. Панаэтова и «Литература Кубани» Ю. Г. Любимцева, я с ребятами очень много обращалась к ним. В седьмом классе есть ребята из казачьих семей...

внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...

Презентация к внеклассному мероприятию "Краснокнижные птицы Югры"

Данную презентацию можно использовать для проведения классных часов или занятий экологической направленности как в начальной школе, так и в среднем звене. Особенно такие занятия актуальны для работы в...

Внеклассное мероприятие "Удивительные животные Югры"

Раработка внеклассного мероприятия по биологии животных ХМАО-Югры в фоорме Брен-ринга...

Модель внеклассного мероприятия на тему "Мы все живём с надеждой на встречу с добротой!"

расширение  представлений воспитанников о значимости добра, развитие эмоционально-ценностной сферы подростков....