Главные вкладки

    Разработка урока по русскому языку с использованием регионального компонента
    план-конспект урока по краеведению (5 класс)

    Бондаренко Алевтина Васильевна

    Разработка урока по русскому языку " Стили речи" 5 класс с использованием регионального компонента ХМАО-ЮГРА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_klass_stili_rechi.docx22.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    5 класс

    Разработал: учитель Бондаренко А.В.

    Тема « Стили речи»

    Цели урока:

    1. Образовательные:

    • знакомство с понятием «стили речи»;
    • обобщение знаний о  стилях речи на основе общих признаков.

    2. Развивающие:

    • формирование умений находить характерные признаки  стилей речи;
    • закрепление умений определения стилей речи.
    • - формирование коммуникативной компетенции у школьников:  умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

    3. Воспитательные:

    • содействие развитию умения школьников общаться между собой,
    •  помощь  учащимся осознать ценность групповой деятельности;

    Оборудование:  схема - «Кластер», презентация, памятки.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём урок, давайте прослушаемнебольшое стихотворение и попробуем определить его основную мысль (чтение стихотворения)(слайд1):

    Нужно ясно понимать,
    Что задача не простая.
    Мысль словами выражать -
    Суть стилистики такая.
    Диссертация, беседа,
    Речь, статья или роман?
    Заявление на соседа,
    Что устроил балаган.
    В языке во всём система.
    Не к чему же нам гадать,
    Чтоб не мучила делема, -
    Нужно стили речи знать!

    Ученики(предполагаемый ответ): Основная мысль данного стихотворения заключается в том, что в наше время каждому грамотному человеку необходимо знать, какой стиль речи надо использовать для написания  любого текста.

    Учитель: Хорошо. А как вы считаете, почему необходимо современному человеку знать характерные признаки всех  стилей речи?

    Ученики (предполагаемый ответ): Для того, чтобы написать какое – либо  деловое письмо или, например, научно - практическую работу, нужно знать, как  правильно  это оформить.

    Учитель: Верно, каждый стиль речи имеет формальные особенности, своюсферу употребления, характерные признаки, которые необходимо знать и учитывать при работе с  текстом.

    Учитель: Итак, тема урока « Стили речи». Проговариваются цели урока (слайд 2)

    Учитель:А что вы понимаете под словом « СТИЛЬ»?

    Ученик: (опережающее задание) рассказывает о происхождении слова СТИЛЬ (слайд 3)

    Учитель: Давайте поработаем с толковым словарем и обсудим лексические значения данного слова.

    Ученик: (обсуждение словарных статей)

    Учитель:Сегодня мы подробно остановимся на 3-м лексическом значении.( слайд 4).

    Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о речи. (Выполнение задания)( слайд 5).

    Учитель: Поговорим о стилях речи (слайд 6).

    Ученики рассказывают о том, что уже знают по данной теме.

    Учитель:Сегодня на уроке работу со стилями речи мы построим на материале литературного краеведения. Как вы думаете, что изучает краеведение? ( Обсуждение).

    Учитель: А литературное краеведение? ( Обсуждение).( слайд 7)

    Учитель: Перед вами наиболее известные писатели нашего края, с отрывками из их произведений мы будем работать(Еремей Айпин, Виктор Шибанов, Вагитова Мария Кузьминична, Конькова Анна Митрофановна, Коняев Николай Иванович, ШесталовЮван ( Иван) Николаевич.)( слайд 8)

    Ученики: Краткая справка о творчестве писателей Югры.

    Учитель: Вернёмся к теме нашего урока. Вспомните характерные черты стилей речи (научный, художественный, разговорный).

    Задание: Работа с предложенными текстами. Особенности научного стиля( слайда 9).

    Учитель: Каковы характерные черты научного стиля?

    Ответ:Термины, определенные понятия, даты, отсутствует авторская позиция.

    Учитель: Перед Вами три текста разных стилей.

    Задание: Определить стиль речи каждого из них. Обоснуйте свою точку зрения. (слайд 10)

    Учитель:  ПЕРЕД ВАМИ ПСЕВДОТЕКСТ, т. е. текст, в котором имеют место разные стили речи. Составьте три текста. Определенного стиля речи ( групповая работа) (слайд 11)

    Проверка: (слайд 12)

    Учитель предлагает задание: найдите отличительные черты каждого стиля:

    1.научный стиль (слайд 13)

    Ответ:

    - Сфера деятельности человека – наука.

    - Цель – описание научных открытий; обучение.

    -  Характерные черты – подчеркнутая доказательность, точность.

    - Языковые средства – однозначные слова, научные термины; отсутствие эмоционально окрашенных слов.

    2.художественный стиль (слайд 14)

    Ответ:

    - Сфера деятельности человека – искусство, литература

    - Цель  – художественное осмысление мира

    - Характерные для стиля черты – образность

    - Языковые средства – синонимы,  эпитеты, метафоры, гиперболы и др.

    3.разговорный стиль ( слайд 15)

    Ответ:

     -Сфера деятельности человека – быт.

    - .Цель  – установление  контактов между людьми.

    -  Характерные для стиля черты – непринужденность, спонтанность.

    -  Языковые стили – бытовая лексика,  разговорная лексика,  просторечные фразеологизмы и др.

    Творческое задание:составьте три небольших текста для речевых ситуаций  по

    предложенной иллюстрации ( слайд 16).

    Подведение итога (слайд 17)

    Учитель:Итак, сегодняна уроке мы с вами повторили материал об особенностях всех стилей речи русского языка и научились определять их на основе разных текстов. Теперь Высможете все навыки и умения, которые приобрели сегодня на уроке применять в современной жизни.

    Домашнее задание: Составить небольшой кроссворд по теме« Стили речи».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

    Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

    Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

    Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

    План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР. Тема: «Имя существительное. Урок №22»

    Повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонений, закрепить умение написания падежных окончаний имён существительных с использованием ЭОР....

    Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

    Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

    Разработка урока по английскому языку с использованием технологии сотрудничества

    Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто тр...

    Методическая разработка.Конспекты уроков по русскому языку с использованием современных технологий.

    Данные конспекты уроков помогут учителям словесникам в реализации современных технологий.Технологии критического мышления и технологии дифференцированного обучения....

    Разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Фрагмент урока составлен на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Также включает авторские технологии, разработанные мною, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся....