Методическое пособие, разработка занятия по теме: « Эхо Чернобыля еще звучит»
план-конспект занятия по краеведению (8 класс)

Шамаева  Вера Евгеньевна

Занятие по теме "Эхо Чернобыля еще звучит". История и извлечение урока из аварии на ЧАЭС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шамаева Вера Евгеньевна, МУДО «ДД(Ю)Т» г. Богородицка

Методическое пособие, разработка занятия по теме:

 « Эхо Чернобыля еще звучит»

          Цель – раскрыть гражданский подвиг земляков  в мирное время, значимость экологической трагедии на примере аварии    Чернобыльской АЭС.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- сформировать: знания об истории родного края;   практические умения и навыки музейной и экскурсионной деятельности;

- раскрыть понятие «мужество» на основе ярких  жизненных примеров;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать познавательный интерес учащихся путем проведения экскурсий и бесед;

 речь и  творческие способности учащихся,  самостоятельную активность учащихся. 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитать чувство ответственности и дисциплины у обучающихся;

-посеять и взрастить в детской душе семена любви и гордости к своим землякам;

-помочь детям освоить новые практики общения со взрослыми.

Оборудование:  телевизор, компьютер, карта радиационного загрязнения Тульской области.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные методы в сочетании с частично-поисковыми, видео методы;

словесные: устное изложение материала  и беседа;

 наглядные: показ видеоматериалов и фотоснимков, наблюдение;

практические: оформление выставки, проведение экскурсии, ответы на вопросы.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма проведения занятия: встреча-экскурсия.

Продолжительность: 3 академических часа

Место проведения занятия: музей «Отечество» ДД(Ю)Т, помещение городского отделения «Союз Чернобыль», Чернобыльский сквер.

Занятие рассчитано на обучающихся 12-15 лет.

План занятия

              1. Вступительное слово педагога -  5 мин.

2. Экскурсия по выставке «Эхо Чернобыля еще звучит» - 15 мин.

3. Беседа с гостями, ликвидаторами последствий ЧАЭС – 20 мин.

4. Чтение стихотворений и выдержек из книг о ЧАЭС  -    10 мин.

5. Посещение городского отделения «Союз Чернобыль» - 20 мин.

6. Просмотр видеофильмов                   –15 мин.

7. Обсуждение увиденных материалов – 10 мин.

8. Подведение итогов занятия и экскурсия и

    в сквер чернобыльцев                        -  40 мин.

1-й блок. Вступление. Знакомство с гостями. Объявление темы -5мин.

Педагог:  Уважаемые гости и дети. Наше занятие проводится накануне 28-й годовщины со дня страшной трагедии человечества - аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Последствия аварии сказались и  на нашем районе.  Мы живем в зоне с социально-экономическим статусом. Что это такое? Об этом мы попозже  сегодня поговорим. Ликвидация последствий аварии – настоящий пример мужества и героизма людей, в том числе и  наших земляков, в мирное время. Постараемся в этом убедиться.  

        У нас в гостях земляки - герои Чернобыля:  Владимир Николаевич Пыжов, награжденный орденом Мужества  и многими другими наградами. Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Он   бессменный председатель Богородицкой городской организации «Союз Чернобыль». автор многих стихов о чернобыльском братстве.

  Мы рады и встрече с Виктором Васильевичем  Сироткиным, кавалером ордена Мужества, занесенным в энциклопедию «Лучшие люди России». Вместе с ними и Чистяков Виктор Васильевич, офицер запаса, ныне педагог автошколы ДОСААФ. Он не был в Чернобыле, но он наш житель, и, как и мы, хочет больше знать о той трагедии. С этой целью он придет к нам вместе со своими учащимися.

  А построим наше занятие так:

- Сейчас я приглашу всех познакомиться с выставкой  «Эхо Чернобыля еще звучит», которую оформили обучающиеся.  Затем мы побеседуем с гостями,  далее мы пройдем в городское отделение «Союз Чернобыль», по их приглашению.

Там мы познакомимся с жизнью героев-чернобыльцев и посмотрим видеофильмы об аварии на Чернобыльской АЭС и о пребывании наших земляков  во вновь построенном городе Славутиче. Вы сможете задать вопросы и получить ответы, в завершении – пройдем в сквер Чернобыльцев и возложим цветы к подножию памятника.

Если у учащихся и гостей нет добавлений к программе занятия, то начнем путешествовать по намеченному маршруту.

2-й блок – проведение педагогом экскурсии по выставке «Эхо Чернобыля еще звучит» в фойе ДД(Ю)Т) и проведение обучающейся мини – экскурсии  у витрины в музее – 15 мин.

Педагог. Прошу подойти к выставке.  Обращаю ваше внимание на необходимость быть внимательными и осторожными; соблюдать правила техники безопасности в музее: не подходить вплотную к стеклянным витринам, не дотрагиваться до электрических проводов и розеток. Помните инструкцию по технике безопасности.(Я провожу экскурсию по выставке в фойе ДД(Ю)Т): «Работы по сооружению станции были начаты в январе 1970 года.

     Чернобыльская АЭС ( ЧАЭС) расположена в восточной части большого географического региона, именуемого белорусско - украинским Полесьем, на берегу реки Припяти, которая впадает в Днепр. В 18 километрах от райцентра – г. Чернобыля. Местность там отличается относительно плоским рельефом.

       Строительство нового энергетического гиганта велось очередями. 26 сентября 1977 года был включен в электрическую  сеть 1-й турбогенератор. 31 декабря 1983 года  дал первую электроэнергию 4-й энергоблок. (Вот так он выглядел).

     21 августа 1984 года Чернобыльская АЭС выработала 100 миллиардов кВт-часов электроэнергии.

  Таким образом, на 1 января 1986 года мощность 4-х блоков станции составляла 4млн кВт и соответствовала проектным параметрам.

  Следует отметить, что 3-й и 4-й энергоблоки относятся ко второму поколению атомных станций этого типа. Они размещались не отдельно друг от друга, а в одном здании, разделенные между собой только внутренними стенами и служебными помещениями.  

 Суть происшедшего: 4-й блок должны были , как запланировано, после двух лет работы остановить для ремонта. Но перед его остановкой дирекция атомной станции наметила провести испытания одного из турбогенераторов. А качество программы испытаний оказалось, увы, низким. В этой программе не были предусмотрены необходимые меры безопасности.

    За несколько часов, а точнее, 25 апреля в 14 часов, была отключена система аварийного охлаждения реактора и те, кто должен был заниматься экспериментами, уже хотели было приступить к испытаниям. Но по требованию диспетчера Киевэнерго  вывод четвертого блока из работы был задержан. Блок, к сожалению, продолжал работать до последней секунды, то есть до 1часа 23 минут ночи, с отключенной системой аварийного охлаждения). Несоблюдение правил техники безопасности привело к катастрофе.  

  В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на первой и второй очереди станции находилось 176 человек.

Кроме того, на сооружении 3-й очереди (5 и 6 энергоблоки) работало 268 строителей и монтажников.

  Авария произошла на 4 – м энергоблоке 26 апреля 1986 года примерно в 1час 23 минуты по московскому времени. В результате произошло разрушение активной зоны радиоактивной установки и части здания 4-го блока, а также выброс части накопившихся в активной зоне радиоактивных продуктов в атмосферу.   

Сначала  никто не хотел верить в эту страшную трагедию. И администрация АЭС скрывала подлинные факты. В результате было упущено время, не были приняты срочные меры предосторожности.  (Леса стояли обугленными, жители покидали жилища. В пустых домах остались только вещи. (Видите, на фотографиях детский сад, безлюдный город, брошенные детские игрушки).

Поэтому в 1986 году, уже 26 апреля была образована специальная Правительственная комиссия, которой поручалось изучить причины аварии и осуществить все необходимые аварийные и  восстановительные мероприятия.

   Довольно быстро прибыли к месту аварии воины Советской Армии и специалисты Минэнерго СССР.

 По тревоге были подняты личные составы милиции г. Припяти и пожарные.

   Стали съезжаться отряды со всей страны (Обратите внимание на колонну автобусов с ликвидаторами аварии на ЧАЭС).

   Сейчас в нашей стране и  за  рубежом известно о пятнистой теории распространения радиоактивного облака. Но тогда люди не знали о том, что оно выпало и на нашу землю. Мы ходили на первомайскую демонстрацию, отдыхали на природе, наслаждались теплыми деньками, а на самом-то деле портили свое здоровье. Ну, а уж как доставалось нашим землякам на Чернобыльской АЭС,- словами не высказать.

  Авария на Чернобыльской атомной электростанции по своим масштабам и совокупности последствий явилась крупнейшей катастрофой ХХ-го столетия и общенациональным бедствием для России, Украины и Республики Беларусь.

  Радиационному загрязнению подверглись 19 субъектов Российской Федерации. Среди них  такие области, как Брянская, Калужская, Смоленская. Чернобыльское облако оставило свой зловещий след на территориях 18 из 23-х муниципальных образований Тульской области. В том числе и наш район.  (Прошу рассмотреть карту радиоактивного загрязнения Тульской области).

        На ликвидацию последствий аварии поднялась вся наша страна.         Это шахтеры, бригада строителей  ПСО,  солдаты срочной службы и большая часть – военнообязанные запаса.

  Среди ликвидаторов – 86 богородчан .  

 О них вам расскажет юный экскурсовод.

Мини-экскурсию проводит обучающийся: Прошу подойти к витрине  «Эхо Чернобыля» в  музее «Отечество» и  познакомиться с материалами витрины «Эхо Чернобыля еще звучит.»  Обратите внимание на портрет  Вячеслава  Михайловича Зотова.  Вячеслав Михайлович участвовал в ликвидации  последствий Чернобыльской аварии в составе легендарной 26-й бригады Московского Военного Округа.  Это о нем и его товарищах  шахтер Владимир Николаевич Пыжов написал стихотворение: «26 бригада – «смертники».  Послушайте отрывок из него:                   

                        « Не повезло, ребята, вам,

Когда свой долг вы выполняли.

Не зря бригаду вашу там                                                                                                                                                                                                 Бригадой смертников назвали.

Как вы работали тогда?

Вы «партизанили, служили.

И вот теперь, спустя года,

Воспоминания ожили».      

 Вячеслав Михайлович награжден  орденом Мужества, он занесен в энциклопедию «Лучшие люди России».

Как выглядят удостоверения к наградам, прошу рассмотреть на второй полке витрины. Эти документы подарил нашему музею Владимир Николаевич Пыжов. Еще раз спасибо Вам, Владимир Николаевич.

                          Интересна биография Сергея   Алексеевича Казакова. Он имеет такие же награды, как и его друзья по «несчастью». Сергей Алексеевич ранее работал водителем  1-го класса красавца-икаруса в Богородицком ПАТП. Стихи начал писать спустя 10 лет после аварии.

   Он - уроженец Воловского района, но затем жил и учился в г. Богородицке. Через год после аварии на Чернобыльской АЭС вместе с Владимиром Рябовым по повестке военкомата был направлен на ликвидацию последствий этой страшной аварии.    

Как и Вячеслав Михайлович Зотов, входил в 26-ю бригаду Московского Военного округа и вел работы по дезактивации 3 и 4 энергоблоков. Они совершили 34 выхода на станцию, подвергая себя смертельной опасности,  и – выжили.

Педагог:  Спасибо.  У кого есть вопросы по выставкам? (Отвечаем) Подитог: Дети, вы пополнили свои знания по представленным материалам об аварии на Чернобыльской АЭС и  о наших земляках, ликвидаторах катастрофы, коротко познакомились с их творчеством. Продолжим нашу тему. Прошу садиться. Стихотворение  «Крыша 3-его блока»С.А. Казакова прочитает   обучающийся:

       Команда «Вперед!»

                                «Берегите себя»,

       Сынки, ради Бога, не лезьте вы в пекло…»-

       Напутствие нам.

                                   Командиры любя,

       Кольчуги крепили

                                   Свинцовые крепко.

       Рука на плечо:

                                   «Твое время – пошел!»

       Шагнул, оклемался,

                                    Ступая по аду.

       Не так уж и страшен

                                    Тот атом и зол,

       Нейтроны пронзая,

                                     Лились пота градом.

       Как спринтер – бегом.

                                      Облаченный в свинец,

       Считал я не метры,

                                      А смерти секунды.

       Графита куски,

                                      Оставляя  рубец,

       Слетали в могильников

                                       черные груды.                                          

       На крыше мы были

                                       Минуты лишь три.

       Нейтроны безжалостно

                                                 

                                        жгли и косили,

Но так повелось

                          На священной Руси:

Героев рождала страна

                            В Черной были…

3-й блок – беседа с гостями, ликвидаторами последствий аварии на ЧАЭС– 20 мин.

Педагог:         Уважаемые гости, дети готовились к этой встрече: читали книги, статьи газеты «Богородицкие вести», работали в муниципальном архиве, в фондах филиала музея, изучали материалы интернета, собирали  фотоматериал, оформляли выставку,  беседовали  с родителями, бабушками и дедушками,  записывали их воспоминания о поведении  в мае 1986 года.

И все же лучше Вас прошлые события никто не может осветить. О том, как  было при  ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, попросим Вас рассказать. Вам слово, Владимир Николаевич Пыжов. 

 Педагог: Есть ли вопросы к Пыжову В.Н.?  (Как часто вы меняли одежду?  Сколько дней там были? Как питались? Где жили? Как  выводили радионуклиды? Ответы.)

 Педагог:         Владимир Николаевич, мы читали стихи из Ваших сборников « Черная быль», «Чернобыльское братство». Ваше  посвящение «Горнякам сводного отряда Минуглепрома  СССР», в составе которого Вы были в Чернобыле, позвольте обучающейся рассказать его:

Не зря Высоцкий как-то написал,

Что в шахте не до праздничных процессий ,

И пусть у каждого свой идеал,

Горняк гордится нужною профессией.

        Мы собрались в отряде с разных мест,

        Со всех концов страны – России.

        И вовсе не для славы до небес,

        А просто ради  мира во всем мире.

     Здесь никого не надо подгонять

     О долге свято помнят все шахтеры.

     Не знавшим шахту трудно нас понять,

     Другие неуместны разговоры.

      Но делом отвечают горняки

     На катастрофу блока в Чернобыле.

     Здесь все, как братья, просто земляки,

     Ведь так всегда шахтеры говорили.

     Укротим мы этот лютый блок,

     Поймем, как с радиацией бороться,

     Но каждый метр и  каждый «лепесток»

   Педагог:

- А теперь вопросы к учащимся: Кто откликнулся на трагедию в Чернобыле?          «Можно ли стать героем в мирное время? Считаете ли вы ликвидаторов героями? Можно ли сказать, что в жизни всегда есть место подвигу?  Что может нарушить мир? Чем страшна техногенная катастрофа? Что несет людям бактериологическая диверсия? Чем опасен атом?  Как уберечь родную землю от загрязнения?  А как бы поступили вы? Как дети могут украсить город, спасти от мусора?»

Педагог: Слово ликвидатору Виктору Васильевичу Сироткину.

4 – й блок. Чтение отрывка из книги обучающейся .  Завершение пребывания в ДД(Ю)Т. -10 мин.

  Педагог: Спасибо. Теперь о Чернобыле знают во всем мире. Чернобыль – это трагедия.   Чернобыль – это суровая проверка человечества на солидарность, на умение сочувствовать чужой беде, тем более, что ядерная авария не считается с границами. И украинцам помогали всем миром.  Об этой трагедии написаны сотни книг, в которых подтверждается мужество, отзывчивость, доброта людей. Я знаю, что обучающиеся прочитали книгу Владимира Яворинского  «Чернобыльский репортаж» и готовы зачитать выдержки из нее.

         Обучающаяся зачитывает:        «…городская связистка Надя Мисикевич   работала на станции так напряженно и до тех пор, пока не потеряла сознание и ее не отвезли в больницу… У мастера  телеателье Блидча Миколы Савченко жена с двумя детьми лежала в больнице. Когда он услышал о трагедии, первым прибежал в сельсовет и забрал в свой дом девять припятчан. Накормил и успокоил. И так поступали почти все… Шли в Припять телеграммы – документы доброты и человеческого сочувствия».

Педагог:  Давайте постараемся ответить на вопрос: нужны ли вообще атомные электростанции. (Дети размышляют и дают ответы.  

Педагог: (Обобщение). Правильно. Ученые доказывают их необходимость. Если судить о степени безопасности атомной энергетики, то следует указать, что обычные электростанции примерно в 100 раз сильнее, чем атомные, загрязняют окружающую среду вредными выбросами, в том числе и радиоактивными  (изотопы из семейства урана и тория, калий-40). В угле, например, содержится радиоактивный изотоп углерода, который при сжигании выбрасывается с дымом.

Развитие общества невозможно без развития ядерной энергетики. И сегодня мы это видим в мире. Это и атомные подводные лодки, и плавучая атомная электростанция и «НА-НА» технологии и многое другое.  Важно только и рядовому рабочему и руководителю четко знать и исполнять свои обязанности. Не допускать просчетов, как это недавно случилось на Японской АЭС. А для этого надо хорошо учиться и воспитывать уже сейчас самодисциплину. Заботиться об экологической безопасности природы.  

Начиная с конца 80-х годов, государство принимало комплексные социально – медицинские меры по укреплению здоровья пострадавших людей. Жители «чернобыльской» зоны раньше уходят на пенсию, получают бесплатные лекарства, их детям предоставляют  путевки в экологически чистые  лагеря и санатории.     Для нас с вами, проживающим на территории с  социально-экономическим статусом (территория с плотностью загрязнения от 1 до 5  Ки/1кв. км), на момент аварии  установлены ежемесячные выплаты за работу и проживание. У ликвидаторов, как вы теперь знаете, иные льготы. Они заслужили их ценой собственного здоровья, а нередко и жизнью.

   За свой гражданский подвиг 55 чернобыльцев района награждены орденом Мужества и 11 человек – медалью «За спасение погибавших».

  48 инвалидов-ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы и  семьи умерших инвалидов получают ежемесячные выплаты в Богородицком учреждении социальной защиты населения.

Как живут сейчас чернобыльцы, мы увидим в их штабе. Предлагаю пройти в помещение городского отделения «Союз Чернобыль». Там нас встретит Носов Владимир Владимирович, заместитель председателя городского отделения «Союз Чернобыль», награжденный орденом Мужества  и многими другими наградами. Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

 Прошу вас соблюдать правила дорожного движения при переходе улицы, быть внимательными и дисциплинированными.

5-й блок  - Переход с переобуванием и одеждой занимает 15 мин. – перемену.

6-й блок – знакомство с городским отделением «Союз Чернобыль»-20мин.

  Пыжов В. Н. (В помещении городского отделения «Союз Чернобыль»): «Дети, вы рассмотрели стенды с материалами о нашей жизни.

Мы заказали и привезли в 2012г. из Киево-Печерской Лавры икону «Чернобыльский спас», ставшую оберегом для всех горожан. У меня в руках ее копия. Подлинник, вы видели во время экскурсии в Свято-Казанский храм города.

С вашим объединением мы дружим уже 5 лет (Приложение-коллаж) и очень хотим, чтобы вы выросли достойными людьми, заботились о развитии нашего города, берегли мир, улучшали жизнь, были честными и обязательными. В знак признательности к вам, мы  награждаем сегодня вашего педагога Почетной грамотой. Вашему вниманию предлагаются фильмы  о чернобыльской аварии и  нашем пребывании во вновь выстроенном городе Славутиче. Мы были там, когда отмечалось 25-летие со дня той страшной аварии на ЧАЭС.

7-й блок –демонстрация видеофильмов – 15 мин.

 Пыжов В.Н. Передаю слово моему заместителю Носову Владимиру Владимировичу.

Носов В.В.,: «К увиденному в фильмах добавить нечего. Мы живем одной семьей. Вместе и на праздниках, и у постели больных друзей, и на субботниках, и на проводах товарищей в последний жизненный путь. Чернобыль нас закалил и сдружил. Мы – оптимисты. Любим жизнь, свой город. Вы убедились, что многим присуще творчество, а всем – вдохновение.     Мы видим, что вы неравнодушные люди, вам, как и нам,  хочется мира и процветания родного края и всей страны. А непредвиденные ситуации пусть останутся в прошлом и в памяти, чтобы не повторять ошибок. Силами членов "Союза Чернобыль» в нашем городе установлен памятник богородчанам – ликвидаторам и  жертвам  аварии на Чернобыльской АЭС  в 2003 году.  И прошу вас – помните Чернобыльский урок и никогда его не повторяйте ни в большом, ни в малом деле.

- Есть ли у вас вопросы ?»  

8-й блок – обсуждение фильмов. -10мин.

 Педагог:  Большое спасибо за мужской разговор и пожелания.   Дети, давайте обсудим фильмы. Прошу высказаться. (Обучающийся сказал, что все представлено зримо. Кадры страшные. Жаль людей. Новый город понравился. Испытываю чувство гордости за ликвидаторов, за земляков, за всех, кто построил новый город. Хочу жить в мире).  

Педагог:  Я тоже была во   вновь построенном  с участием республик Советского Союза красивом городе Славутиче – символе доброй воли и дружбы людей. Мои родственники приехали туда после аварии и работали на ЧАЭС до ее полного закрытия.  И безмерно жаль, что современные политологи извратили историю и добились распри между украинцами и россиянами.  И теперь мы видим, какими огромными усилиями добивается наш Президент В.В. Путин  восстановления мира.

Уважаемые земляки,  нас с Вами связывает многолетняя дружба. Вы щедро делитесь с детьми своими успехами и жизненными трудностями. По поручению администрации ДД(Ю)Т, передаю Вам благодарственное письмо. Если ни у кого нет вопросов,  тогда ответьте, пожалуйста, дети, на вопросы:

Кто откликнулся на трагедию в Чернобыле?

 А как бы поступили вы?

 Какие впечатления остались у вас от занятия, что нового узнали, что хотите сделать для города?

Итог. Сегодня вы все активно работали, быстро включались в обсуждение, так держать.  Наше занятие и выставки называются: «Эхо Чернобыля еще звучит». Эти слова как набат.  И это означает, что мы все должны быть бдительными, ответственными, дружными. Должны беречь землю, беречь природу, беречь мир. А как это сделать – этому мы учимся и в ДД(Ю)Т и в школе.

На этом занятие в помещении закончено. А сейчас давайте пройдем на экскурсию  в сквер и возложим цветы к памятнику. Прошу вас соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными и дисциплинированными.

9- блок - (Переход в сквер занимает 15 мин. – перемену).

10 блок- в сквере: возложение цветов и  минута молчания. – 40 мин.

 Педагог:  Прошу возложить цветы. Минута молчания.

Педагог:  Дети, есть ли у вас предложения, идеи?

 Обучающаяся: «Мы хотим прийти на субботник в сквер вместе со взрослыми».

Педагог:   Поддерживаю ваше предложение и предлагаю прийти на уборку территории вместе с родителями. Можно пригласить и бабушек, и дедушек.

 Прошу всех быть готовыми к проведению экскурсии к памятнику чернобыльцам на основе полученных знаний. (Для подготовки предлагаю вопросы и раздаю их обучающимся, предлагаю обратиться к интернету:

- кто инициатор создания памятника? Где изготовлен памятник? Кто его устанавливал и где? Как  выглядит памятник?  В честь кого переименован сквер? Кто ухаживает за памятником?  Каково  ваше  отношение к памятным местам?)  Занятие объявляю законченным.

Использованная литература

  1. Ю.Щербак. Чернобыль. Москва. Советский писатель. 1991
  2. В. Яворинский. Чернобыльский репортаж.  Мысль. 1991
  3. Государственный природоохранный центр, региональный информационно-аналитический центр по проблемам радиационно загрязенных территорий Тульской области. Сборник, 1991г
  4. М. В. Гальпирин.  Экологические основы природопользования. Москва.  2003
  5. Федеральный закон «О социальной защите граждан,  пострадавших в результате Чернобыльской аварии». 1991
  6. Материалы газет «Молодой коммунар», «Богородицкие вести», журнала «Наука и жизнь»
  7. Богородицкое литературное объединение – клуб «БЛОК» сборник «Черная быль»
  8.  Фонды музея «Отечество» МОБУ ДОД ДД(Ю)Т
  9. Карта радиационного заражения Тульской области
  10. Владимир  Яворинский  «Чернобыльский репортаж»

Интернет ресурсы:

  1. Чернобыль: события и уроки!
  2. Возвращение в 1986 (79 фото).
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
  4. Фото подборка: Кладбище техники. Чернобыль.
  5. Чернобыль. 20 лет спустя.

Приложение

Творческое объединение «Память» ДД(Ю)Т и его дружба с Богородицким отделением «Союз Чернобыль»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическое пособие для педагогов по теме:Работа с керамическим тестом (рекомендации по проведению занятий).

1.Пояснительная записка. 2.Цель и задачи по работе с керамическим тестом. 3.Примерное содержание занятий по теме. 4.Прогнозируемые результаты работы с тестом. 5.Формы подведения итогов работы. 6....

Учебно-методическое пособие к занятиям по теме "Системы счисления"

Данный материал можно использовать как для отработки знаний учащихся, так и для объяснения нового материала....

Учебно-методическое пособие к занятиям по теме "Практическая работа с электронными таблицами".

Данное пособие предназначено для отработки практических навыков с электронными таблицами....

Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию

Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...