Литературное краеведение- территория творчества
статья по краеведению

Иптышева Снежана Валерьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sbornika.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Гимназия" г.Абакан

Иптышева Снежана Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

Литературное краеведение- территория творчества

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Д. С. Лихачев 

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта - научить учиться, то есть приоритетной целью становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, намечать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность - один из методов системно-деятельностного подхода.

С 2012 года в МБОУ "Гимназия" реализуется проект "Послушайте!.." по направлению "Литературное краеведение", возникновение которого определяется его актуальностью: проект способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Литературное краеведение стимулирует интерес к изучению своей истории, культуры: пробуждается интерес учащихся к историческому прошлому, акцентируется внимание на современных реалиях (интересные люди и события), поощряются литературные опыты, отражающие взгляды подростков на окружающий мир.

Социальная направленность проекта выражается и в том, что главная цель проекта - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Республикой Хакасия.

Название проекта "Послушайте!.." многозначно: с одной стороны, учащиеся в ходе встреч с гостями литературных гостиных слушают известных авторитетных людей из мира культуры; с другой стороны, могут высказаться, выразить собственное мнение и имеют возможность быть услышанными. Особо ценно то, что все участники литературных гостиных равноправны, а  любая точка зрения уникальна и  имеет право на рассмотрение.

В ходе работы над проектом сложился определенный алгоритм работы:

1. Под руководством учителя выбирается для изучения творчество заинтересовавшего местного писателя.

2. Составляется список произведений, обязательных для прочтения каждым участником проекта.

3. После знакомства с указанными художественными произведениями все размышления по поводу прочитанного (мысли и чувства) оформляются в специальные Дневники чтения.

4. В контексте тематического планирования с учетом регионального компонента проводится урок внеклассного чтения, на котором в центре внимания  анализ художественных текстов в сочетании с информацией биографического характера.

Возможные формы  данного урока как традиционные: практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, - так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие.

5. По итогам проведенного урока внеклассного чтения учащимися составляются вопросы, которые они хотели бы адресовать конкретному автору или его представителю. Из предложенных вопросов выбираются наиболее оригинальные.

Реализация проекта.

За время существования данного проекта удалось организовать и провести две литературные гостиные:

 1. "Мы помним..." (обзор биографии и раннего творчества Генриха Батца) - апрель 2013 года.

Гимназисты приветствовали гостей: председателя Союза писателей РХ Костякову Людмилу Владимировну, члена Союза писателей РХ Иванова Юрия Анатольевича и – с особым трепетом – младшую сестру Генриха Батца – Безбородову Эльвиру Андреевну. В рамках встречи гости литературной гостиной поделились своими воспоминаниями о сибирском писателе: рассказали об интересных фактах, встречах, забавных происшествиях. А вот Эльвира Андреевна продемонстрировала архивные документы, личные вещи Г. Батца, его детские рисунки, с удовольствием ответила на вопросы собравшихся участников литературной гостиной. А ребят – гимназистов о писателе интересовало буквально все: владел ли немецким языком? Как учился в школе? Как относился к своим родным? Любил ли путешествовать? Когда впервые почувствовал в себе желание писать художественные произведения? И многое – многое другое… Учащиеся поделились своими впечатлениями от прочитанных произведений, особенно отметили глубину и эмоциональность рассказа Г.енриха Батца «Демка».В заключение все с удовольствием посмотрели небольшой фильм – презентацию, собранный из личных фотографий семьи Батц, и лишний раз смогли удостовериться в разносторонности личности писателя – мастера слова, художника, музыканта, путешественника.

2. "Капитан детства" (встреча с членом Союза писателей РФ Черчинским Юрием Анатольевичем) - апрель 2014 года. Шестиклассники гимназии аплодисментами встретили долгожданного гостя, ведь  многие до последней минуты не верили, что вживую смогут пообщаться с одним из любимых своих детских писателей. Завороженно слушали рассказ автора об истории создания полюбившихся детям повестей "Штормовой прогноз для капитанов" и "Ханский посох". Состоялся конструктивный диалог: учащиеся задавали волнующие их вопросы. Черчинский Ю.А. в качестве самых необычных отметил такие:  

- Были ли в Вашей судьбе какие-либо переломные моменты, из-за которых хотелось сделать необдуманные поступки? ( Николаева Римма, 6А )

- Что больше всего мешает Вам в творчестве?  И как Вы преодолеваете эти препятствия?  (Вейт Артём, 6Б )

- Можете ли кого-нибудь назвать своей Музой? ( Величко Ангелина, 6Б )

- Подражали ли Вы кому-нибудь в творчестве или всегда пытались быть самим собой? ( Горшкова Ксения, 6А )

Кроме того, ребята показали уверенное владение приемами анализа художественного текста, ведь прозвучали и такие вопросы:

- Часто авторы "включают" себя в сюжетную линию своих книг ( например, А.Маринина - Анастасия Каменская ). В Ваших произведениях используется такой приём? ( Саури Александр, 6А )

- Какому женскому образу из ваших произведений симпатизируете больше всего? Есть ли у них прототипы?(Лазарева Юлия,6Б)

 В свою очередь, Юрий Анатольевич интересовался, какие недочёты или промахи отметили читатели в его произведениях. В завершении встречи была организована автограф-сессия.

Результатом существования проекта, безусловно, является и то, что встречи с представителями Союза писателей  Республики Хакасия многих ребят сподвигли на собственные литературные опыты.

В 2013-14 учебном году учащиеся гимназии составили рукописный сборник отзывов на прочитанные произведения писателей Хакасии. Отдельные творческие  работы привлекают внимание глубокими рассуждениями:

"В книге "Слезы фей" О. Кноблох сказано о цветке, в котором находились слезы фей. Этот цветок очень хрупок потому, что его дальнейшее существование зависит от действий окружающих. Если до него дотронется добрый человек, то он никогда не завянет. А если злой, то слезы превратятся в кровь, а сам цветок завянет. А ведь так и происходит в нашем мире. Человек ( цветок) может изменить свое отношение к жизни из-за действий, совершаемых другими. Если общество настроено против человека, он становится злым, угрюмым, не замечая, что он из прекрасного цветка был превращен в нечто уродливое, в то, что не имеет смысла." (Верпета Алина, 7А).

В 2014-15 учебном году гимназисты активно участвовали в различных литературных конкурсах. И далеко не безрезультатно!

Лисицына Неола, ученица 7А, стала победительницей всероссийского конкурса "Проба пера" с авторской работой "Значимое и незначительное в жизни человека".

Николаева Римма, ученица 7А класса, открылась как сочинительница необычных рассказов, а в 2015 году её рассказ "Когда ничего нет" на всероссийском литературно-творческом конкурсе "Восхождение к образу"  получил 1 место в номинации "И божество, и вдохновенье...". В этом же конкурсе в номинации "Волшебные сказки" заняла 1 место работа Понасенко Натальи, ученицы 7Б класса- сказка " Как у Деда Мороза оленей украли".

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что проект "Послушайте!.." способствует развитию творческих способностей и логического мышления, формирует умение работать с информацией, эффективно применяя ее в различной деятельности и преобразуя в нечто абсолютно новое на следующем витке развития.

Новизна проекта определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности. Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся.

Совместная деятельность с Союзом писателей Республики Хакасия позволила расширить границы проекта. По инициативе члена Союза писателей РХ Иванова Юрия Анатольевича в ноябре 2014 года МБОУ «Гимназия» стало «пилотным»  учебным заведением республиканского проекта «Писатели Хакасии - детям». Учащиеся 2-8 классов в рамках даного проекта приняли участие в акции «Рюкзачок книг писателей Хакасии для чтения детям», а также в конкурсе видеороликов "Я- режиссер страниц книг писателей Хакасии".

 И это далеко не все возможности проекта, ведь  нет границ для творчества...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)

Данный материал используется на уроках  литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков....

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Презентация по литературному краеведению в 9 классе "Тема ВО войны в творчестве тамбовских поэтов"

Презентация знакомит учащихся 9 классов с жизнью и творчеством тамбовских поэтов, воевавших на войне....

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста

В  статье представлены  формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова:  литературная  экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...

презентация к уроку литературного краеведения по изучению творчества Бехтерева

Презентация содержит материал об оренбургском писателе для уроков литературного краеведения...

конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....