Программа Краеведение для учащихся 5 класса
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Морозова Татьяна Вячеславовна

Программа  Краеведение для 5 класса рассчитана на 34 часа, один час в неделю. Программа была использованиа для проведения внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedeniya_5klass_2017_g.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Вязовская основная  общеобразовательная  школа

 Вязниковского района Владимирской области»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

___________ Морозова Т.В.

Приказ №213 от 01.09.2017 г

    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

5 КЛАСС

                                                         Автор-составитель:

                                          Морозова Т.В.,

                                                            учитель  истории

      высшей категории.

Мстера, 2017 г

                                           

       

                                                                   

          Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»,    с учетом:  межпредметных и внутрипредметных связей,  логики  учебного процесса, задач формирования у  учащихся умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

         Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

        Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

           Программа рассчитана на  учащихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 (количество учебных недель в год), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

  • воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
  • воспитание любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные  

1. Формирование представлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

 2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

 2. Развитие кругозора учащихся.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность:  использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники;
  • экскурсии

Основное содержание курса

 Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает учащимся  заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

     

             

                         

 Структура курса     

     Введение. Что такое краеведение (1 час).

Тема 1.  Малая родина (16 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории  станции Мстера. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. История и судьба.  Станция Мстера  в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. История и современность.

    Тема 2. Мое село (6 часов).

     Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

Тема 3. Защита проектов. (2 часа)

    Тема 4. Я и моя семья (7 часов).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Подведение итогов (2 часа).

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  • называть 2-3 достопримечательности края;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
  • охранять природу родного микрорайона;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природы;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно, презентации.
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Тематическое планирование курса (19 часов)

Название разделов, тем, занятий

Количество

часов

Введение в курс. Что такое краеведение

Тема 1. Малая родина

  1. С чего начинается родина. Страницы истории станции Мстера.
  2. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. История и судьба. Введенский храм сегодня. Экскурсия.
  3. Станция Мстера  и Вязниковский край в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны.

Тема 2 Мое село.

  1.  Мое село! Экскурсия в краеведческую комнату.
  2. История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку. 

Тема 3 Защита проектов.

  1. Подготовка к защите проектов. Защита проекта «Мое родное село»

        Тема 4. Я и моя семья

  1. Моя семья.
  2. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
  3. Защита проекта. Моя родословная.

Подведение итогов.

1.Устный журнал «С чего начинается Родина»

2.Земляки

Итого: 34 часа

     

1 час

16 часов

1 час

3 часа

       

    4 часа

       

6 часов

1 час

5 часов

2 часа

7 часов

1 час

4 часа

   2 часа

2 часа

1 час

         1 час

                Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  4. Карты:   РФ, Владимирской  области,  Вязниковского района.
  5. А.В.Лебедев «История Вязниковского края с древнейших времен до конца 20 века», Вязники, 2003
  6. История Владимирского края с древнейших времен до конца 18 века. Учебное пособие под  редакцией Д.И.Копылова. Владимир, 1998 год
  7. Д.И.Копылов История Владимирского края в 19 столетии. Владимир, 1999 год.
  8. Ф.Н.Невская, В.А.Синицын Путешествие в родную историю. Владимир, 1997 год.
  9. Б.Дрожжинов  По земле Владимирской. Ярославль, 1970 год.
  10. А.А.Тиц   По окраинным землям Владимирским. Москва, 1969 год.
  11. Ю.А.Дмитриев, А.А.Зенкович, Р.Ф.Савинова Край наш Владимирский. Ярославль, 1989 год.
  12. Г.П. Аннин  История Владимирского края. Ярославль, 1973 год.
  13. Н.М.Алещенко  Во имя победы. Издательство «Просвещение», 1985 год
  14. Я.П.Москвитин Сыны земли Владимирской. Ярославль, 1981 год.
  15. Н.Софронов  Это интересно знать. Ярославль, 1980 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

Программа патриотического воспитания учащихся кружка «Краеведение»

Цель  программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.   Программа ...

Интеллектуальная игра по краеведению для учащихся 5 класса "Удмуртия моя"

Цель:  1. Воспитание любви и уважения к родному краю.Расширение кругозора. Обобщение знаний об Удмуртии.Развитие творческих способностей учащихся.Организация досуга.Оборудование и реквизит:...

Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.

В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чув...

Итоговый тест по основам краеведения для учащихся 8 класса

Курс основы краеведения Самарской области...

Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс

Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий  многие компоненты  как общественно-научного, так и  естественнонаучного  цикла, позволяющий  формировать целостно...