Приобщение детей к музею
статья по краеведению

           В настоящее время перед педагогическим коллективом ставится задача формирования высоко-духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения. Одним из направлений работы школы, позволяющим решать данную задачу, является организация исследовательской работы.Основные направления деятельности музея – «экскурсионно-выставочная работа», «научно-фондовая работа», «научно-просветительная деятельность», поисково-исследовательская деятельность», которые:

- удовлетворяют ряд основополагающих принципов обучения: научность, доступность, систематичность изложения;

- способствуют усилению практической направленности знаний и профориентации учащихся;

- помогают осуществлять краеведческий подход в обучении и воспитании;

          Многие  задачи основных направлений «Учебно-воспитательной системы школы» осуществляются через деятельность музея.

           Научно-исследовательская работа учащихся - одна из форм нравственного воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл краеведение музей29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к музею

          В соответствии с ФГОС в современной  школе «главным является формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- способности к самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

   - способность к самообразованию (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)‏

         Одним из главных положений ФГОС является положение о «воспитательном идеале» современной российской школы. Под таким идеалом в стандарте понимается «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России»

         Портретом  выпускника полной средней школы становится человек

- осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

- носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений;

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;» и т.д.

         Изучая  методическую литературу середины 90-х г.г. ХХ в., нахожу в ней ссылку на Н.К.Крупскую: «Нам не нужна школа, которая будет оторвана от жизни, которая не будет помогать ребятам изучать окружающую их жизнь и преобразовывать её».  Как видим, её мнение не расходится с ФГОС. Одним из ряда примеров, связывающих школу с жизнью, является школьный музей.

         Нередко сами дети выступают инициаторами посещения музея. Приобщение детей к музею происходит как раз в том возрасте, когда наиболее силён интерес к познанию окружающего мира.  По мнению учителей и родителей, приход в музей расширяет кругозор детей, их знания по истории края, родного села. Знание истории, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств. Специфика музейной информации обеспечивает особую роль музея в понимании детьми связи времён. Дети должны знать, что было до них, знать не только своих современников, но и историю.  Нужно дать им понятие времени, смены эпох. Важно и то, что в музее знания усваиваются путём знакомства с подлинными предметами. Доступность музейной информации пробуждает познавательную активность ребенка, его любознательность. А в школьном музее экспонаты еще можно и трогать. Следовательно, музей – это одно из средств, причем одно из самых доступных и весомых, помогающих нашим детям стать информированными

членами общества, в котором они живут и будут жить.   Проблема существования школьного музея  оказывается  для школы всегда актуальной.

         Тот факт, что большинство взрослых  людей   оказывает положительное влияние  в приобщении детей к музею, безусловно, играет значительную роль. Но, к сожалению, на сегодняшний момент имеет место и негативное отношение      к необходимости содержания музейной комнаты в школе. За время работы в музее мне не раз приходилось слышать от разных людей: дескать, зачем он нужен, только комнату лишнюю занимает, места в школе и так не хватает. Как обидно   и как хочется надеяться, что каждый ребенок вырастет достойным гражданином  своего общества, что он не станет  потребителем и эгоистом. В связи с этим дважды актив музея проводил социологические исследования среди населения о необходимости существования музейных образований в школах. В ходе подготовки к празднованию юбилея Победы в 2010 г. мы провели соцопрос среди учащихся и педагогов школы на тему «Наш современный школьный музей». Цель: узнать осведомленность учащихся содержанием музейных экспозиций, исследовать отношение ребят к современной музейной деятельности, узнать,  что их волнует в знании истории школы, села, страны. Важно было узнать, какие формы работы интересны ребятам, чтобы их пожелания использовать в деятельности нашего музея. Ведь музей хранит памятные события из жизни прежних лет, о ребятах –  их сверстниках.   В опросе участвовало 35 респондентов. Были заданы следующие вопросы. 1) Есть ли место подвигу в современной жизни? Готов ли ты к подвигу?

«Да»-ответил 31 человек. «Нет» - 1. «Затрудняюсь ответить» -  3.

2) Ради чего можно и должно совершать подвиги?

 Ради Родины, семьи и дома -32. Ради денег- 2. Затруднился ответить- 1.

3) Способствует ли музей воспитанию в человеке героических качеств?

Да- 27. Нет- 1. Затрудняюсь ответить – 7.  И другие вопросы.

         В результате социологического исследования были сделаны выводы. Среди учащихся не все ребята знакомы с содержанием музейных экспозиций школы. Ребятам интересны такие формы работы музея как викторины, экскурсии,  игры  на знание истории Отечества, музыкально-исторические композиции,  исторические исследования о героях, встречи с интересными людьми, военно-исторические вечера, выставки о современных подвигах, подготовка экскурсоводов и лекторов из числа учащихся.

         В 2015 году мы вновь провели соцопрос конкретно по Кетовской школе "Нужен ли музей в школе как исторический источник, как центр патриотического воспитания, как место встреч выпускников и  учителей-пенсионеров", но уже среди взрослых в соцсети. В результате музей поддержало 138 участников. Не было получено ни одного негативного высказывания.

         Да, время не стоит на месте. Меняются люди, здания, традиции. Меняются и технические возможности, возможности сбора, хранения информации и обработки артефактов. Значительно раздвинулись рамки  музейных экспозиций, а значит, и появились возможности компьютерной обработки документов, фотографий, статей. Да и работники музея – это не один его хранитель, и не кучка активистов. Вся школа: ученики, родители, учителя, заняты сбором бесценных крупиц информации.   Накапливается  материал о знатных односельчанах, о воинах-участниках ВОВ и локальных конфликтов, о вдовах ветеранов, о знаменательных событиях; возможности современной техники позволяют школьному музею самостоятельно создавать памятные альбомы, записывать летописи, накапливать видеоматериал. Возникла идея создания медиамузея. Воплотить её в жизнь удалось лишь в 2014 году в сентябре.

          После соц.опроса  очень насыщенным   для нашего школьного музейного объединения был  2009 - 2010 учебный год. Встречи с выпускниками прошлых лет, с родственниками почетного жителя села Кетово контр-адмирала Иванова В.Ф., встречи с родственниками  ветеранов ВОВ. Очень тесно наш музей сотрудничал с Областным Краеведческим музеем: работники Краеведческого музея провели на базе школьного музейного объединения 18 мультимедийных экскурсий. Тогда к 65-годовщине Великой Победы в музейной комнате прошли всероссийский единый урок для девятиклассников, мультимедийные лекции для учеников начальной школы, работали мобильные переносные выставки в коридорах школы, посвященные участникам Великой Отечественной войны. Думаю, все, кто принял участие или хотя бы прошел мимо работающих выставок, лекториев, и не подозревал, что всё это работа простого школьного музея.      

         Иногда гостями музея оказываются воспитанники детского сада. Для них  - буклет о нашем музее. Систематически  наш музей посещают ученики начальной школы. Для них проводятся экскурсии по плану. По русской пословице о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, посещают музей ученики среднего звена, которые не раз были гостями школьного музея, для них экскурсии составляются по отдельному сценарию. Экскурсии приобщаются к государственным праздникам, Дням воинской славы, обязательно добавляется краеведческий материал. Такие мероприятия убеждают в том, что школьный музей интересен в любом возрасте.

         В музей заглядывают и родители. Кто-то учился здесь, ему приятны воспоминания, а приезжие   заходят и удивляются: «Надо же!». Ещё есть и те, кто приносит дорогие для себя вещи. Так появились лётный шлем и швейная машинка конца 19 века.

Теперь   Школьный музей состоит из пяти экспозиций:

1.История возникновения и развития села Кетово. «Русский быт».

2.История школы. «Летопись школьных лет»

3. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

 4.«В жизни всегда есть место подвигу».

5.Страницы военной истории «Они сражались за Родину»

         Атмосфера  музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников.

         Основные направления деятельности музея – «экскурсионно-выставочная работа», «научно-фондовая работа», «научно-просветительная деятельность», поисково-исследовательская деятельность», которые:

- удовлетворяют ряд основополагающих принципов обучения: научность, доступность, систематичность изложения;

- способствуют усилению практической направленности знаний и профориентации учащихся;

- помогают осуществлять краеведческий подход в обучении и воспитании;

          Многие  задачи основных направлений «Учебно-воспитательной системы школы» осуществляются через деятельность музея.

           Научно-исследовательская работа учащихся - одна из форм нравственного воспитания школьников.

           В настоящее время перед педагогическим коллективом ставится задача формирования высоко-духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения. Одним из направлений работы школы, позволяющим решать данную задачу, является организация исследовательской работы.

          В течение последних   лет четко прослеживается повышение интереса обучающихся школы к научно-исследовательской деятельности. Этому способствовало желание учеников получить информацию о 65-летии Победы в ВОВ, 100-летии родной школы.   Целью работы  учителя с такими ищущими учениками является:

•Выявление   способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

•Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;

•Формирование аналитического и критического мышления   в процессе творческого поиска;

•Развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности.

•Сохранение и преумножение достояния Родины.

         В нашем музее работают  те ученики, тематика исследований которых связана с историей родного края. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как краеведческие объекты, как правило, мало изучены. Особенно это касается населенных пунктов, учреждений. Изменения, происшедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс "Открытия" архивов - все это делает исследования по краеведческой тематике актуальными и интересными. А в связи с введением новых образовательных стандартов дети в принципе становятся активными исследователями, учатся создавать свои проекты, выдвигать и опровергать свои гипотезы, приходить к предполагаемым результатам. Одним из примеров исследовательского проекта стала работа актива по теме «По следам адмиральского кортика», основанная на реальных событиях. Сам кортик в 1986 году был подарен школе контр-адмиралом Ивановым В.Ф., чьё имя носит школа. По трагическому стечению обстоятельств в музее остались только ножны, сам кортик был похищен. Долгое время на экскурсиях мы показывали только ножны кортика. Как выглядел сам кортик, никто не знал. Нынешний актив музея (ученики 5-х классов) заинтересовала данная проблема, поэтому ребятами было проведено исследование по воссозданию образа кортика, связанного с биографией контр-адмирала. Создан видеоролик о кортике, сделаны выводы, фото-отчет о работе размещен в школьной группе в социальной сети «В Контакте».

         В марте 2017 года на базе школы работала оздоровительная площадка, которую я возглавляю уже более 10 лет. Тема смены «Город мастеров». Все воспитанники были объединены в отряды по различным  направлениям. Одним из направлений воспитательной работы стало краеведение. Для них в течение пяти дней проводилась игра квест. По условиям игры необходимо было получить информацию о работающих предприятиях села, их кадровом и управляющем составе, истории создания и производственной деятельности. Результатом игры стал фотоальбом, краеведы провели презентацию своей исследовательской работы, подготовив публичное выступление для всех воспитанников смены, параллельно приняли участие в профориентационной работе.

          За последние 10 лет активисты музея участвовали во многих  краеведческих конкурсах районного и областного уровня.

1. « Отечество». (район)

2. «Старые фотографии рассказали». (район)

3. «Мой край в фотографиях».(район)

3. «Юный экскурсовод». (район)

4. «Лучшая исследовательская работа». (обл)

5. «Лучший музей». (обл)

6. «Конкурс презентаций о школьном музее». (обл.)

7. Конкурс исследовательских работ к 25-летию Чернобыльской аварии. (район)

         Во всех конкурсах активисты музея - победители и призёры. В областном конкурсе (2010 г.) на звание «Лучший школьный музей», «Лучшую экспозицию» наш музей занял 1 место и был отмечен премией 10 000 рублей. В 2017 году музей Кетовской средней общеобразовательной школы стал номинантом Областного конкурса музеев, комнат боевой славы в общеобразовательных, профессиональных образовательных и образовательных организациях высшего образования Курганской области «Музей года – 2017» в номинации «Легенда родного края», проводимого Департаментом образования и науки Курганской области. В этом же году музей участвовал в Общероссийском национальном проекте «Моя Россия», получил Диплом призёра Регионального конкурса научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Курганская область»

Школьный музей сочетает в себе две формы работы. Это непосредственно музейная комната и кружок «Музейное дело». Оба они курируются Кетовским Детско-юношеским центром, с которым мы имеем тесную связь и периодически ведем отчетность по туристско-краеведческой работе в разнообразной форме.

         В октябре прошлого учебного года на базе нашего музея Кетовский ДЮЦ провёл семинар  краеведов. Где педагоги школ района ознакомились с нашим медиамузеем на страницах школьного сайта, кстати сказать, таких музеев в их школах не было, и мы с удовольствием поделились с ними опытом его создания. Гости посетили саму музейную комнату. Ими были отмечены оформление и  упорядоченность экспозиций, картотека экспонатов основного фонда, электронная база документации и исследовательских работ, да и вообще сам факт существования отдельного помещения для музея в районной школе поднял авторитет нашей школы  в глазах педагогического сообщества.

          Активу музея некогда скучать. Во-первых, ребята учатся. А во-вторых, каждый год – какие-нибудь сюрпризы. Так, например, неожиданным стало предложение учеников 4 класса. Видя, что я,   их классный руководитель и учитель,  общаюсь с девятиклассниками по поводу их исторических проектов и музейной работы, они предложили: а давайте мы тоже попробуем. Это вылилось в экскурсии на разные темы для учеников начальной школы во время проведения месячника оборонно-массовой работы. Старшеклассники  помогли начинающим экскурсоводам. Опыт такой работы был интересен и тем и другим. Тем более, что новый ФГОС приветствует различные формы проявления детской самостоятельности. Поэтому на следующий год сразу была запланирована работа и для четвероклассников. Сейчас десятиклассники уточняют списки вдов ветеранов ВОВ, а одна из четвероклассниц оказалась правнучкой нашей бывшей учительницы – единственной женщины, участницы ВОВ. Поэтому девочка начала работу  над этим проектом.

          Наш музей традиционно участвует в месячнике оборонно-массовой работы. Ведется фондовая работа и подготовительная работа для экскурсоводов. Экскурсии проводятся по плану. Ежегодно – ко Дню памяти Иванова В.Ф., ко Дню защитника Отечества, к 9 Мая. В нынешнем году актуальны интегрированные уроки мужества к 75-летию Сталинградской битвы и образованию Курганской области «Рождённая в огне». Принимаются индивидуальные тематические пожелания. График работы нашего музея согласовывается с общим графиком работы дополнительного внеурочного образования в школе, на базе школьного музея  проводятся внеплановые мероприятия.

          Исходя из всего вышесказанного, мы сделали следующие выводы. 1. Существование школьного музея необходимо и доказано. 2.Заказ общества диктует новые образовательные стандарты, а их освоение требует активизации работы и новых деятельностных форм, методов краеведческой деятельности. Таким образом, школьный музей становится центром патриотического воспитания, лабораторией и местом общения.  

Осипова Светлана Геннадьевна,

руководитель музея,

учитель истории, обществознания, начальных классов

 Высшей квалификационной категории.

Источники:

1.Музей и школа: Пособие для учителя/Е.Г.Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост.Э.А.Павлюченко; Под общ. Ред.Т.А.Кудриной. – М.:Просвещение, 1985. – 192 с.

2. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст]/ Таушканова А. О., Шанц Е. А. // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 09.03.2018).

3. http://www.ug.ru/new_standards/5)

        Приложение:

http://school-ketovo.3dn.ru/index/muzej_shkoly/0-61 (музей на сайте школы)

https://vk.com/club4380657   #МузеиРДШ#ПоискРФ#Курганская область#КетовскаяСОШ (фотоотчет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение.

Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение....

Сообщение на родительском собрании "Приобщение детей к народным традициям"

•дать родителям знания о значении приобщения детей к народным традициям; •вооружить знаниями о доступном и правильном толковании народных традиций детям....

Краеведческо - патриотический проект «Приобщение детей к культурно – историческому наследию Рязанского края посредством творчества". «Баба Рязанская», «Родник добра – рязанское узорочье» Долгосрочный (октябрь 2018– май 2022 гг.) (дети 5-14 лет)

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям и педагогам по изобразительному искусству для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, так как детям в любом возрасте очень важно соп...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...

Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.

Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства»     Всероссийский фестиваль«Воспитатели России: познавательное развитие д...