Военное детство (Повесть «Крутые горы» А.А. Лиханов).
презентация к уроку по краеведению (5 класс)

Пупышева Людмила Николаевна

Презентация содержит материал для курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19-20a_lihanov_krutye_gory5_klass.pptx450.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 19-20 Автор: Пупышева Л.Н. МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова Литература Вятского края 5 класс

Слайд 2

Военное детство (Повесть «Крутые горы» А.А. Лиханов ). Тема занятия:

Слайд 3

1) продолжить знакомство с творчеством А. Лиханова , делить текст на смысловые части озаглавливать их, расширить читательский опыт учащихся; 2) развить умение анализировать текст художественного произведения; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; 3) заставить задуматься над нравственными ценностями человека. Цель:

Слайд 4

Военная тема. Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне . Военная тема в произведениях приобретает особую значимость, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подвиге. Произведения о военном детстве созданы Лихановым на жизненной основе – памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда. Учителя в повестях Лиханова – его учителя. Всех он помнит.

Слайд 5

«Крутые горы» А.Лиханов

Слайд 6

Чтобы попасть в страну детства писателя Лиханова , необходимо открыть его повести «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони»,»Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора», «Детская библиотека», «Последние холода». Все повести писались в разное время. Спустя годы писатель объединит их в одну книгу с общим названием «Русские мальчики»,(1995 год) а через 10 лет опубликует продолжение романа – три новые повести « Крёсна », «Лежачих не бьют»,»Те, кто до нас». В общей сложности работа над романом займёт более 30 лет. «Русские мальчики»А. Лиханов

Слайд 7

«Русские мальчики»А. Лиханов

Слайд 8

Рассказ в произведении ведется от имени мальчика Коли, ученика 1-го класса. Вокруг Кольки изменилось всё: не стало рядом отца, мама сутками пропадает на работе, еда стала невкусная, да и той не хватает, появились треугольники фронтовых писем, похоронки. Казалось, кто-то убрал из жизни все цветные краски, остались только серый и чёрный цвет: цвет ночи, цвет солдатской одежды, да цвет холода и белого снега. Повесть «Крутые горы»

Слайд 9

-Сформулируйте тему и главную мысль повести. - Что нового о военном детстве узнали вы из повести? -Кто показал Кольке настоящую войну? -Почему Колька считал Вовку - человеком, а за себя ему стало стыдно? -Почему учительница Анна Николаевна повела детей к железной дороге? -Встреча Кольки с мамой. Перескажите. Как изменилась мама, помогая раненым? -Фоном всей повести является война. Однако в повести нет военных сцен. А какие иные сцены, эпизоды, картины Вы бы отнесли к теме войны? Аналитическая работа с текстом

Слайд 10

-Найдите в хрестоматии отрывок, как Колька покорял крутые горы на самодельных лыжах (стр.69-71).Зачитайте. - Перечислите черты характера, которые проявились в этом отрывке. - Кому пришла в голову идея шить кисеты для бойцов? - Найдите отрывок, как шили кисеты и как мальчишки несли корзину с грузом в школу? (стр.72-73) -Как Вы понимаете слова: «А когда выполняют долг, надо быть честным». Опишите ситуацию, к которой относится данное высказывание. -Как меняются отношения сына и отца? Найдите отрывок в хрестоматии, где говорится ,как покоряли крутые горы отец и сын?(Стр.76-77) Аналитическая работа с текстом

Слайд 11

- Как меняется характер Кольки? -Найдите в хрестоматии сцену вручения бойцам кисетов и сцену прощания с отцом (стр.80-81) Как она характеризует главного героя? -Объясните смысл названия «Крутые горы». -Сострадание – это одно из качеств, которое внушает прочитанная повесть. Приведите примеры сострадания главного героя. А как это чувство проявляется в Вас и с Вами? -Что особенно поразило и понравилось в повести. Аналитическая работа с текстом

Слайд 12

Иллюстрация к повести А.А. Лиханова «Крутые горы» (рисунок С. Острова)

Слайд 13

Иллюстрация к повести А.А. Лиханова «Крутые горы» (рисунок С. Острова)

Слайд 14

Альберт Анатольевич Лиханов выполнил наказ любимой учительницы Аполлинарии Николаевны Тепляшиной . Он рассказал правду о войне и детям, и внукам. Вывод

Слайд 15

1 . Какие эпизоды вам запомнились, чем именно? 2.Когда идет война, и ты постоянно думаешь об отце, который где – то далеко сражается за твоё счастье, у тебя, у маленького человека, возникают и формируются какие- то собственные качества. Что это за качества? Как иногда окружающая жестокость может помогать воспитанию доброты? Рефлексия

Слайд 16

1.Дать характеристику детям. 2.Задание №5 на стр.82 по хрестоматии. ( Рассмотрите иллюстрацию. Составьте план. Напишите сочинение по одной из иллюстраций на выбор). Домашнее задание

Слайд 17

1.Емельянова Галина. Летописец детского мира. – Киров, 2005. – 111с.1. Альберт Анатольевич 2.Лиханов // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.– Киров 1995. – Т. 2: Литература / сост. В. А. Поздеев ; ред. М. П. Чебышева. – Киров, 1995. – С. 511 – 512. 3. Лауреаты Всероссийской литературной премии имени Александра Грина. – Киров: МОУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова, 2009. – С. 19-20. 4. Лиханов А.А. Последние холода. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2008. – С.130 – 131. 5.Лиханов А. А. Крутые горы. Кикимора. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 160 с. 6.Лиханов А. А. Собрание сочинений в семи томах. – Т. 4. – М.: Книжный Клуб Книговек , 2010. – 672 с. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие « Военное детство».

Внеклассное мероприятие посвящено памяти тех, чье детство прошло в блокадном Ленинграде....

Военное детство

Исследовательская работа об учителях МБОУ СОШ № 14, чье детство пришлось на военную пору....

5 класс Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»

Задачи занятия:1. воспитание патриотизма и любви к Родине;2. стимулирование  читательских интересов подростков ;3. воспитание  культуры чтения;4. овладение навыками отстаивания своих убежден...

Трудное военное детство

Исследовательская работа учениц 8 класса Степных Дианы и Ткачевой Натальи о труженице тыла Сосновской Ольге Митрофанове.Руководитель: Никитенко Зинаида Дорофеевна...

Классный час военное детство

Сценарий  классного часа и презентация о детях ВОв...

"Гость из военного детства", краеведческая заметка в номинации «Историческое наследие»

Статья о военном детстве беженца польского еврея Юрия Гительмана, жившего в селе Оля в военную пору....

«А. А. Лиханов. Повесть «Мальчик, которому не больно». Утверждение человеческих ценностей, милосердия»

Презентация содержит материал для курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»...