Дополнительная общеобразовательная программа срок реализации 1 год (для обучающихся 10 – 16 лет) «По малой родине»
рабочая программа по краеведению

Шакая Любовь Геннадьевна

Рабочая программа кружка "По малой родине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shakaya_l.g.docx405.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Черлакского муниципального района Омской области

C:\Users\Люба\Desktop\фото выставка.jpg

C:\Users\Люба\Desktop\музей материал\20171122_101843.jpg

                        Дополнительная общеобразовательная программа

срок реализации 1 год (для обучающихся 10 – 16 лет)

                    «По малой родине»

                                                                                  Составил: Шакая Любовь Геннадьевна,

                                                                          педагог дополнительного образования

                                                                         МБОУ ДО «Дом детского творчества»

Черлак – 2017

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Черлакского муниципального района Омской области

Рассмотрена:

на методическом совете МБОУ ДО            

«Дом детского творчества»

Протокол № 1 от «___» _____20__ г.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО «Дом детского творчества»

___________________О.Г. Войнова

от «_____» __________________2017 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

срок реализации 1 год (для обучающихся 10 – 16 лет)

«По малой родине»

                                                                             Составил: Шакая Любовь Геннадьевна,

                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                     МБОУ ДО «Дом детского творчества»

Черлак – 2018

Пояснительная записка

       Изучение краеведения -  это источник обогащения обучающихся знаниям родного края, воспитания любви к нему.

      Актуальность программы в том, что она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории малой родины с историей страны, признать своим долгом и честью быть достойным наследником лучших традиций родного края.

     Программой также предусмотрено практико-ориентированное обучение, широкое использование проектной деятельности и организация образовательного процесса в интерактивном режиме. Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования и типовой программы для общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье» для 1-11 классов, под общей редакцией Н.А. Ждан.

Программа рассчитана на учащихся 5 - 10 классов, реализуется в течение года по 4 часа в неделю. Итого – 144 часа.

Цель программы:формирование активной гражданской позиции обучающихся.

Задачи программы        

  • Изучение прошлого и настоящего Черлакского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и селах.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе и селе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев), экскурсия по селу.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Конференции.
  • Занятия (лекции, семинары)
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность
  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи области и района, школьный музей, сельскую библиотеку;
  • пешие экскурсии по селам;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • сбор материала;
  • оформление материалов экспедиции;
  • оформление стендов для школьного музея;
  • участие в краеведческих конкурсах;
  • приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, внешкольной работе;

 Ожидаемые результаты: развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы.

  • Проведение выставок и экскурсий
  • Участие в районных краеведческих конкурсах.

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Её история и традиции.
  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
  4. История области, района.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование  тем  и  разделов

Количество  часов

всего

теория

практ.

1.

Введение

10

6

4

1.1

Краеведение – наука о родном крае.

2

2

1.2

Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы).

2

2

1.3

Ознакомление с ресурсами школьного музея. Выбор Совета музея.  План работы кружка на год.

4

4

1.4

Археология и краеведение. Экология и краеведение

2

2

2.

Край, в котором я живу.

42

20

22

2.1

Омская область на карте России. Черлакский район на карте Омской области. Наши сёла на карте Черлакского района.

2

2

2.2

Семь чудес Омской области.

2

2

2.3

Природа Омской области и  Черлакского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращивания.

10

4

6

2.4

Лекарственные травы моего региона

4

2

2

2.5

Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы.

4

2

2

2.6

Земля омская в литературе, живописи, музыке.

4

2

2

2.7

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.

6

2

4

2.8

 Храмы над Иртышом

2

2

2.9

Особо охраняемые территории и памятники природы Омской области

4

2

2

 2.10  

Создание презентации «Край, в котором я живу»

4

2

2

3.

Мое село: прошлое, настоящее,  перспективы развития.

40

24

16

3.1

Южно-Подольское поселение. Административное устройство. Население.

2

2

3.2

Возникновение, становление и развитие села Южно-Подольск

4

2

2

3.3

Колхоз имени Молотова – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах  прошлого века.

4

2

2

3.4

 Первые председатели колхоза – «легенды»

2

2

3.5

Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства

2

2

3.6

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

2

2

3.7

Депортация мирного населения  во время ВОВ

4

2

2

3.8

Дети войны.

2

2

3.9

Награда в твоем доме.

4

2

2

3.10

Мемориал Славы.

2

2

3.11

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане и  Чечне

2

2

3.12

Встреча с тружениками тыла в годы ВОВ .

2

2

3.13

Возникновение, становление и развитие р.п Черлак.

2

2

3.14

Возникновение, становление и развитие села Макаркино

2

2

3.15

Возникновение, становление и развитие села Золотухино

2

2

3.16

История первой церкви в селе. Строительство новой церкви.

2

2

4.

Родная школа. Её  история и традиции

32

12

20

4.1

История Южно-Подольской средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района.

4

2

2

4.2

История старой и  новой школы в селе Южно-Подольск.

4

2

2

4.3

Учителя – ветераны педагогического труда.

6

2

4

4.4

Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

6

2

4

4.5

Здесь пыль веков. История возникновения школьного музея.

2

2

4.6

Организация Экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей.

6

2

4

4.7

Создание презентации « Наша школа»

4

2

2

5.

Мой дом. Родословная семьи.

20

12

8

5.1

Имя и фамилия. Что они означают.

2

2

5.2

Самые распространенные фамилии поселения. История происхождения моей фамилии.

2

2

5.3

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

2

2

5.4

Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

4

2

2

5.6

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

4

2

2

5.5

Знакомство с родословными знаменитых людей Омской области.

Конкурс знатоков родного края.

4

2

2

5.6

Подводим итоги работы кружка.  

2

2

ИТОГО:

144

74

70

Учебная программа занятий «По малой родине»

1-го года обучения

Введение (10 часов).

Краеведение – наука о родном крае.

Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные,

 особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы).

Ознакомление с ресурсами школьного музея.

Выбор Совета музея.  План работы кружка на год.

 Археология и краеведение. Экология и краеведение

Край, в котором я живу (42 часа)

Омская область на карте России. Черлакский район на карте Омской области.

 Наши сёла на карте Черлакского района. Семь чудес Омской области.

Природа Черлакского района: рельеф, полезные ископаемые, климат,

 водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращ

ивания.  Лекарственные травы моего региона. Топонимика.

 Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев.

Легенды, рассказы. Земля омская в литературе, живописи, музыке.

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.

Храмы над Иртышом. Создание презентации «Край, в котором я живу».

Моё село: прошлое, настоящее, перспективы развития (40 часов).

Южно-Подольское поселение. Административное устройство. Население.

Возникновение, становление и развитие села Южно-Подольск

Колхоз имени Молотова – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах прошлого века. Совхоз «Южно-Подольский».

 Первые председатели колхоза и совхоза – «легенды»

Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства.

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Депортация мирного населения во время ВОВ

Дети войны.

Награда в твоем доме.

Мемориал Славы.

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане. 25 лет с момента вывода войск из Афганистана.

Встреча с тружениками тыла в годы ВОВ.

Возникновение, становление и развитие р.п Черлак.

Возникновение, становление и развитие села Макаркино.

Возникновение, становление и развитие села Золотухино.

История первой церкви в селе. Строительство новой церкви.

Родная школа. Её история и традиции (32 часа).

История Южно-Подольской средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района.

История старой и новой школы в селе Южно-Подольск.

Учителя – ветераны педагогического труда.

Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

Здесь пыль веков. История возникновения школьного музея.

Организация Экскурсий по школьному музею для учащихся школы, учителей, родителей.

Создание презентации « Наша школа»

Мой дом. Родословная семья (20 часов).Имя и фамилия. Что они означают.

Самые распространенные фамилии поселения. История происхождения моей фамилии.

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

Знакомство с родословными знаменитых людей Омской области.

Конкурс знатоков родного края.

Подводим итоги работы кружка.  

Обучающиеся должны знать:

- площадь, конфигурацию и административное деление Черлакского района;

- особенности экономико-географического положения района;

- основные формы рельефа, тип климата, внутренние воды, виды растений и животных своего Черлакского района и села Южно-Подольск;

- природную зону, в которой расположен район;

- - виды природных ресурсов и экологические проблемы района;

- ведущие отрасли хозяйства и предприятия;

- основные транспортные магистрали;

- основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории района;

- свою родословную, составление генеалогического дерева семьи;

- происхождение названия сел и поселков Черлакского района, рек, на которых они расположены;

- знать о вкладе земляков в Российскую науку, образование, культуру.

- знать биографические данные наших земляков (героев, военнослужащих), воспитывать на данных примерах обучающихся.

-  понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество».

        Обучающиеся должны уметь:  

- учиться анализировать,

-  вдумчиво читать,

- собирать по крупицам материал,

- работать в архивах,

- приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.        

Методическое обеспечение.

Методологической основой курса является деятельностный подход. Данный подход определил выбор способов организации образовательного процесса в кружке. Это игровая технология, а также проблемного и исследовательского характера обучения; методы применения полученных знаний, умений и навыков.

На занятиях широко используются активные и интерактивные формы обучения. Занятия проводятся в форме дискуссий, конференций, экскурсий, практикумов, защиты проектов, выполнение презентаций на тему. Для активизации деятельности воспитанников используются на занятиях игровые элементы: конкурсы, турниры, ролевые игры. Это особенно эффективно, так как открывает разнообразные воспитательные возможности, развивает у воспитанников воображение, мышление, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение, стимулирует познавательную активность.

На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Результаты освоения программы воспитанниками кружка отслеживаются через их участие в массовых интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня.

Список литературы:

Для педагога:

  1. Азарова Л.В. Изучение родного края: учебное пособие. – Омск: ФГОУ ВПО ОмГПУ, 2003.
  2. Азарова Л.В. География Омской области. – Омск: БОУДПО ИРООО, 2008 г.
  3. Ачаирский Крестовый монастырь. – Омск: «Омский дом печати», 2000 г
  4. Бородина А.В. Основы православной культуры. – М: «Покров», 2003
  5. Воробьева З.В. Храм над Иртышом. – Омск: ОмГПУ, 2005 г.
  6. Данилов В.А., Жук А.В. Краткая история православия и ислама на территории Западной Сибири: учебное пособие. – Омск: ОмГПУ, 2007 г.
  7. Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. – Омск, 2002 г.
  8. Изучение природного краеведения в 5-10 классах общеобразовательных учреждений. – Омск, 2003 г.
  9. Изучение исторического краеведения в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. – Омск, 2003 г.
  10. Кожухарь А.А. Занимательная география Омской области. – Омск: ОМГПУ, 1995 г.
  11. Коников Б.А. Омское Прииртышье в древности. – Омск: ОмГПУ, 2001 г.
  12. Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. – Омск: ОмГПУ.  «Издатель-полиграфист», 2003 г.
  13. Лыхенко С.А. Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья. – Омск: ОмГПУ, 2001 г.
  14. Миненков Н.А. История: Омск их XVIII века в век XXI. – С-Петербург «Русь», 2008 г.
  15. Омское Прииртышье: история Омского Прииртышья: XX век. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  16. Омское Прииртышье: история Омского Прииртышья с древнейших времен и до конца XIX. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  17. Омское Прииртышье: культура Омского Прииртышья: быт и прикладное творчество, хрестоматия для учителей. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  18. Омское Прииртышье: культура Омского Прииртышья: язык и речь жителей Омского Прииртышья. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  19. Омское Прииртышье: природа и экология Омского Прииртышья: хрестоматия. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  20. Омская область: путеводитель, 1 издание. – М:» Авангард», 2006 г.
  21. Прошлое Омского Прииртышья. – Омск: ОмГИК, 2005 г.
  22. Программы элективных курсов предпрофильной подготовки: химия, география, биология. – Омск: ООИПКРО, 2004 г.
  23. Программа общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье»: 1-11 классы. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  24. Саренко Г.И. Регионоведение: география Омской области. – Омск: ООИПКРО, 2010 г.
  25. Сибирская голгофа. Омско-Тарская епархия. – Омск: «Издательский дом печати», 2009 г.
  26. Соловьев С.А. Птицы Омска и его окрестностей. – Новосибирск: «Наука» , 2005 г.
  27. Успенский Кафедральный собор. Омская святыня. – Омск, 2009 г.
  28. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителя. Ч.1. – Омск: ОмГПУ, 2006 г.
  29. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителя. Ч.2. – Омск: ОмГПУ, 2006 г.
  30. http: // www.omsktfi/ru   – Территориальный фонд информации по Омской области
  31. www.omskportal.ru/ Омская губерния/ Информационный портал

Для обучающихся

  1. Бородин М.И. На тихом бреге. – Омск: РИО Упрполиграфиздат, 2006 г.
  2. Гончаренко А.А. Всемирная история для школьников: краеведение. – Омск: ОмГПУ, 2009 г.
  3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М: «Олимп», 1998 г.
  4. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Религии. – М: «Олимп», 1998 г.
  5. Красная книга Омской области/ Правительство Омской области. – Омск:ОмГПУ, 2010 г.
  6. Колесников А.Д. Памятники и памятные места Омской области. – Омск: Омское книжное изд-во, 2009 г.
  7. Кудринский В. Я вижу Сибирь. – Омск: Издательский дом «ЛЕО», 2009 г.
  8. Сибирский миф: голоса территорий. – Омск: НП Творческая студия «Экипаж», 2009 г.
  9. Шевченко Л.Л. Православная культура. – М: «Покров», 2009 г.
  10. Энциклопедия для детей. – М: «Аванта», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Совершенствование туристско-спортивного мастерства» (для учащихся 15– 18 лет, срок реализации 1 год

Образовательная программа «Туристическое многоборье. Совершенствование спортивного мастерства» является модифицированной, углубленного уровня и имеет туристско-краеведческую направленность...

Дополнительная общеобразовательная программа Спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 лет Срок реализации 1 год Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович

Дополнительная общеобразовательная программаСпортивно-оздоровительной направленности«Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16  летСрок реализации 1 год Педагог К...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Рисуем на компьютерах» стартовый уровень Возраст обучающихся: 11 - 12 лет Срок реализации: 1 год

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной сто...