школьный музей МОУ Нижнеиволгинской СОШ
статья по краеведению

Найданова Баярма Бадмаевна

Краеведческая работа в школьном музее 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Добрый день, уважаемые коллеги! Вы находитесь в краеведческом музее нашей школы, который был открыт 14 марта 2014 года к юбилею школы. Основными направлениями музея являются:

           Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В  ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить   путешествие   в  минувшие  десятилетия,   увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен.

Есть у музейной «памятной книги» и другое ценное качество. Одна и та же ее «страница» может быть «прочитана» ребятами разных возрастов — и первоклассниками, и учениками-подростками,    и   выпускниками школы, хотя при этом они получат, естественно, разную  «дозу» информации   (потом, через  некоторое время, они смогут снова вернуться к тем же «страницам», узнать много нового, более сложного). Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно-воспитательной работы с учащимися.

Углубленное знакомство  ребят с отечественной  историей, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных  идеалов,  помогает найти  образец для  подражания, вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и  нужными,  какую  бы  профессию в будущем ни избрали школьники.

Материалы из школьного музея систематически привлекаются на уроках истории, обществознания , литературы, на классных часах.

Учащиеся знакомятся с экспонатами школьного музея газетами первых месяцев войны, с фронтовыми фотографиями, письмами, снимками, сделанными на предприятиях района в дни войны,  номерами  газеты «Красная Иволга» рассказывающими о подвиге земляков на фронте и в тылу. В каждом экспонате — дыхание тех героических и трудных дней.

Во время проведения уроков, используются различные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление учащихся с отдельными экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений, повторное обращение к ранее изученным материалам.

              Занятия, проходившие в музее в особой, музейной обстановке, позволяют учащимся глубже познакомиться со специально подобранными в определенной системе, логике    экспонатами — документами героического прошлого страны, родного края. Здесь, в музее, ученики слышат слово учителя, которое сочетается с показом документов, самых различных по своему характеру и содержанию первоисточников знаний о прошлом своего народа. В этих условиях само восприятие учебного материала становится более активным: из слушателей школьники превращаются в «исследователей» исторических документов, представленных в школьном музее.

Материалы школьного музея привлекаются учителями  при подготовке ученических конференций старшеклассников. Учащиеся, работая над своими докладами и сообщениями, обращаются к материалам музея, в том числе и к не включенным в экспозицию, демонстрируют отдельные музейные предметы и документы во время своих выступлений.

Музейные средства привлекаются при подготовке и проведении тематических вечеров. В их программу включаются: исторические и литературно-музыкальные композиции, посещение школьного музея, осмотр специально подготовленной музейной выставки.

Школьный музей — широкое поле творчества учащихся и педагогов. Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере  связана с краеведением.

Можно выделить три уровня краеведческой работы школьников:

                       1. Получение учащимися готовых знаний о крае, сообщаемых учителем или учебным пособием.

2.     Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной деятельности учащихся («переоткрытие» известных фактов, явлений, закономерностей окружающей жизни — «переоткрытие известного»). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в центральной и местной периодической печати, собственные наблюдения школьников, знакомство с материалами государственных музеев и т. д.

3.     Изучение школьниками родного края в процессе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

Педагогу необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни школьного краеведения, видеть их единство и связи, пути перехода от элементарных форм к  более сложным и совершенным. Это является важным условием правильной постановки поисковой и собирательской работы учащихся, эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

Таким образом, урочная и внеклассная, внеучебная деятельность   школьного музея — единое целое и вместе с тем часть, компонент системы воспитания учащихся,  и в целом всей учебно-воспитательной работы школы. Весьма широк спектр методических приемов и форм деятельности музея. Разнообразны источники, к которым обращаются учащиеся в процессе этой работы, материалы основного и вспомогательного фондов школьного музея, учебная, научно-популярная, справочная, мемуарная и художественная литература. Музей открывает перед учителем новые возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию школьников с учетом их подготовки, возраста, интересов.

Экскурсия по музею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей А.С.Пушкина.

Материал содержит некоторые аспекты педагогической пушкинистики и методические разработки Пушкинского праздника. Школьный музей представлен экскурсиями: "Пушкин в Захарове", "Няня Пушкина", "История с...

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"

Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой  тематики дает уникальное сочетание научных ...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".

В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...

Школьный музей "Память в сердце" в конкурсе "Лучший музей как средство патриотического воспитания"

содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...