ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ А. А. БУЯНКИНА "МОЙ ДОМ - РОССИЯ"
рабочая программа по краеведению

Кузина Татьяна Владимировна

Историко-краеведческий музей им. А. А. Буянкина – это важнейшая часть гражданско-патриотического воспитания в образовательной деятельности школы, это центр воспитания патриота, гражданина.

Данная программа призвана обеспечить формирование гражданской ответственности и правового самосознания подрастающего поколения, духовности и культуры, активности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_dom_-_rossiya.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОВАРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

_______________________________________________________________________

«МОЙ ДОМ – РОССИЯ»

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

ИМЕНИ А. А. БУЯНКИНА

Разработчик:

Кузина Татьяна Владимировна, руководитель историко-

краеведческого музея им. А.А. Буянкина

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование: программа «Мой дом – Россия» по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков.

Срок реализации: 1 год (ежегодно обновляется план мероприятий).

Документальные основания для разработки программы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
  • Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 года №39-ФЗ;
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
  •  «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»;
  • Устав МКОУ «Товарковская СОШ 1»;
  • Программа воспитания и социализации МКОУ «Товарковская СОШ 1».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное качество содержания образования  определяется  не только  усвоением обучающимися новой системы универсальных знаний, умений, навыков, но и  уровнем развития его личности, способной адаптироваться в современных социально–экономических условиях: предусматривается развитие  познавательных, творческих  и  коммуникативных  способностей, нравственности и общей культуры, толерантности,  самостоятельности и  гражданской ответственности. Развитие и воспитание личности неотделимо от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознания человека. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

В настоящее время необходимо и важно воспитать у молодёжи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите её завоеваний – всё это является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в законе РФ «Об образовании». Школьный музей учит получать знания из самой жизни, способствует воспитанию патриотизма, расширению кругозора, развитию познавательных интересов, содействует овладению практическими навыками исследовательской работы, помогает совершенствованию воспитательного процесса в воспитательной системе школы. Воспитание патриотизма и нравственности у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. 

Историко-краеведческий музей им. А. А. Буянкина – это важнейшая часть гражданско-патриотического воспитания в образовательной деятельности школы, это центр воспитания патриота, гражданина.

Данная программа призвана обеспечить формирование гражданской ответственности и правового самосознания подрастающего поколения, духовности и культуры, активности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Ориентация развивающегося ребёнка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учётом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества, на сохранение и укрепление гражданского равноправия, развитие взаимопонимания и сотрудничества между народами.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

– воспитание человека нравственного, духовно богатого, гражданина, патриота России.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Развивать патриотическое сознание, чувство любви к Родине;
  • Развивать национальную культуру;
  • Формировать духовно-нравственные качества личности учащихся;
  • Расширять общекультурный кругозор учащихся, формировать их творческие способности, создавать условия для самореализации личности;
  • Формировать толерантность в общении с представителями других культур;
  • Формировать основы здорового образа жизни;
  • Формировать трудовую мотивацию;
  • Формировать навыки поведения в социуме;
  • Формировать социальную и коммуникативную компетентность учащихся;
  • Сохранять историческую преемственность поколений;
  • Воспитывать бережное отношение учащихся к историческому и культурному наследию России.

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

  • Развитие общей культуры личности;
  • Формирование гражданственности;
  • Формирование нравственности;
  • Формирование представления о вере, духовности, религиозной жизни человека;
  • Воспитание патриотизма;
  • Воспитание толерантности;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Воспитание отношения к семье как к основе жизни.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Реализация функции образовательного процесса в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании обучающихся;
  • Повышение квалификации, осуществление самообразования педагогов;
  • Подготовка и проведение экскурсий, мероприятий гражданско-патриотической  и духовно-нравственной направленности;
  • Привлечение обучающихся школы  к участию в акциях и мероприятиях, направленных на формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся, патриотизма и культуры межнациональных отношений;
  • Привлечение обучающихся школы к участию в кружках, объединениях на базе школьного музея;
  • Привлечение обучающихся школы к участию в различных олимпиадах,  конкурсах, конференциях туристско-краеведческой,  здоровьесберегающей и экологической направленности;
  • Организация встреч с ветеранами войны, труда, проведение уроков мужества;
  • Организация сотрудничества с СМИ;
  • Укрепление связей с социумом;
  • Использование диагностических методик в образовательно-воспитательном процессе.

СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

  • Администрация городского поселения «Посёлок Товарково»;
  • Школьный родительский комитет;
  • Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Центр социальной помощи семье и детям «Родник»;
  • Православный центр «Русич»;
  • Дом культуры;
  • Молодёжно-досуговый центр;
  • Совет ветеранов войны и труда п. Товарково;
  • Поселковая и районная библиотеки;
  • Муниципальное казенное учреждение культуры  «Районный краеведческий музей»;
  • Архивный отдел Администрации муниципального района «Дзержинский район»;
  • Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» (д. Жилетово);
  • Калужский областной краеведческий музей;
  • Государственный архив Калужской области;
  • Калужская областная народная библиотека им. В.Г. Белинского;
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калужской области «Детский юношеский центр «Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий»;
  • Калужский областной эколого-биологический центр.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гражданско-патриотическое. Воспитание нравственных, гражданских, патриотических качеств личности, чувства уважения, гордости и сопричастности к прошлому и настоящему своей страны; формирование у детей и подростков таких качеств как любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь защите её завоеваний;  воспитание правовой культуры и законопослушности, гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Духовно-нравственное. Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся, повышение культуры и образованности, формирование высоконравственных норм поведения, понятия чести, чувства ответственности, коллективизма, развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов своей страны. Воспитание обучающихся в духе открытости миру, умения вести диалог с другими национальными культурами.

Историко-краеведческое. Воспитание бережного отношения обучающихся к историческому и культурному наследию России. Изучение обучающимися истории и культуры своей «Малой Родины», своих исторических корней; осознание обучающимися неповторимости своего Отечества, его судьбы. Формирование у обучающихся чувства гордости за деяния своих предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Экологическое. Воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами.

Здоровьесберегающее. Формирование физически и психически здорового человека. Профилактика вредных привычек, ВИЧ/СПИДа, туберкулёза и инфекционных заболеваний; пропаганда здорового образа жизни. Осознание обучающимися необходимости личной гигиены, занятий физкультурой и спортом.

Трудовое. Формирование уважения к труду и человеку труда. Осознание обучающимися необходимости трудовой деятельности.

Эстетическое. Формирование чувства прекрасного, воспитание посредством творчества. Расширение общекультурного кругозора обучающихся, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Экскурсионно-просветительская (образовательная) деятельность. Разработка и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с обучающимися (экскурсии, тематические мероприятия, классные часы, туристско-краеведческие походы, экспедиции; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады; представление краеведческой исследовательской, проектной или творческой работы и др.).   

Поисково-исследовательская деятельность. Выполнение краеведческих исследований; участие в конкурсах краеведческих, проектных и творческих работ; участие в краеведческих конкурсах и научно-практических конференциях на районном, областном и Всероссийском уровнях,  во Всероссийском туристско-краеведческом движении обучающихся «Отечество».

Информационно-аналитическая деятельность. Оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; выпуск краеведческих газет, создание видеофильмов и компьютерных носителей краеведческой тематики; составление отчетов о походах и экспедициях, паспортов на объекты.

Общественно-полезная деятельность. Реставрация музейных экспонатов, создание поделок, макетов и других наглядных материалов; создание  и монтаж разделов музейной экспозиции; выполнение общественно-полезной работы на местности.  

Работа с фондом музея. Сбор, систематизация, хранение и демонстрация экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейных экспозиций. Работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом.
Связь с учреждениями. Совместная деятельность и сотрудничество с целью получения и распространения краеведческой информации и материалов, научно-методической помощи и консультаций.
Методическая работа. Использование педагогических технологий и методов в деятельности музея, позволяющих обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, обобщать их, а также приобрести социально-профессиональный опыт и способствовать нравственному и гражданскому самоопределению: технологии проектного обучения, технологии учебно-исследовательского обучения, технологии личностно-ориентированного образования.

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

МОНИТОРИНГ

С позиций задач настоящей программы, мониторинг предполагает отслеживание ряда показателей, отражающих реальное состояние деятельности музея, проведения работы гражданско-патриотической направленности и создание на его основе компьютерной базы данных.

План мониторинга

(контроль осуществляет заместитель директора по ВР и УВР)

Показатели

Осуществление контроля

Сроки

1. Посещение кружков, объединений

Отметка в журнале

Ежедневно

2. Выполнение программы кружковой работы, работы объединений

Проверка соответствия  запланированных тем проведённым

Раз в четверть

3. Результаты участия в конкурсах, конференциях, слётах, фестивалях школьного, районного, областного и Всероссийского уровня, их динамика

Наличие грамот,

приказ по школе и система поощрений, информация в СМИ

По окончании проведения

4. Привлечение новых обучающихся к занятиям в кружках, объединениях

По записям в журналах, итоговым протоколам и приказам

По окончании учебного года

5. Посещение музея обучающимися школы, других образовательных учреждений

Подсчет обучающихся, наличие заявок, отзывов

Раз в четверть

6. Определение уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота

Результаты проведения анкет, диагностирования обучающихся

По окончании учебного года

7. Подведение общего итога работы по программе

Анализ

По окончании учебного года

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и различных структур.
  • Обеспечение приоритетной роли гражданско-патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе школы.
  • Внесение изменений в содержание методической и учебно-воспитательной работы по сохранению исторических и культурных ценностей родного края.
  • Внедрение новых направлений работы, создание необходимых условий для формирования всесторонне развитой гармоничной личности.
  • Создание условий для воспитания нравственных, гражданских, патриотических качеств личности.
  • Развитие  достаточно прочной базовой подготовки обучающихся, адекватной их способностям, склонностям, возможностям и интересам, для ведения экскурсионных, поисково-исследовательских и творческих краеведческих работ.
  • Создание электронного банка данных архивных материалов основного и дополнительного фондов школьного музея, материалов исследовательских работ обучающихся в качестве определяющего компонента деятельности по обновлению и развитию музея.
  • Создание условий для поддержания здоровья и обеспечения здорового образа жизни обучающихся.
  • Активизация работы по вовлечению обучающихся в кружки и объединения туристско-краеведческой направленности на базе школьного историко-краеведческого музея им. А.А. Буянкина.
  • Формирование позитивного влияния на личность ребёнка через взаимодействие с родителями.
  • Формирование образа выпускника – социально значимой личности.

КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ

ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Образовательная результативность

на уровне музея

динамика увеличения фондов, количества образовательных мероприятий; количества работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях; количества посетивших музей

на уровне обучаю-щихся

динамика увеличения количества школьников, вовлеченных в деятельность музея; количества школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; улучшение качества знаний; сформированность межпредметных и ключевых компетенций

на уровне педаго-гов

повышение мотивации на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности

на уровне школы

динамика увеличения количества школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад, количества проведенных в музее образовательных мероприятий; количества педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы

Социально-педагогическая результативность

на уровне родителей

приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение  взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах деятельности музея

на уровне школы

престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; профессиональные достижения педагогов; количество проведенных на базе музея районных и областных мероприятий

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

(в течение учебного года)

№ п/п

Виды деятельности

1

Организация работы с обучающимися  «Школы юного экскурсовода-краеведа»

2

Ведение архива, пополнение фондов музея

3

Обновление и создание экспозиций музея по тематическим блокам, организация сменных экспозиций

4

Предоставление материалов музея для проведения уроков истории, краеведения, литературы, классных часов, внеклассных мероприятий

5

Организация экскурсионной работы

6

Организация встреч с замечательными людьми

7

Использование фондов музея в исследовательско - научной работе обучающихся

8

Участие обучающихся в районных, областных, Всероссийских конкурсах, чтениях, конференциях, проектах, слётах, фестивалях

9

Шефство над ветеранами и инвалидами ВОВ, малолетними узниками, жителями блокадного Ленинграда. Организация встреч с обучающимися школы

10

Облагораживание памятников воинам, павшим в годы ВОВ

11

Организация однодневных экспедиций для сбора экспонатов в музей, проведения бесед с местными жителями. Поисковая работа

12

Разработка и реализация социально значимых проектов

13

Организация методической работы с педагогами

14

Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, налаживание связей с социумом

ФОНДЫ

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ А. А. БУЯНКИНА

        

В фондах историко-краеведческого музея имени А. А. Буянкина хранится 1597 экспоната. Из них – 741 подлинных. В музее имеется инвентарная книга, в которой ведётся запись всех поступающих экспонатов, даётся их краткая характеристика.

        Все собранные материалы соответствуют профилю и теме музея, а также экспозициям музея по залам. Всё содержится в полном порядке. Все архивные документы хранятся в нормальных условиях: световой, тепловой режим соблюдается.

ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С ФОНДАМИ

1. Обучение правилам хранения музейных экспонатов

2. Составление инвентарных карточек

3. Ведение книги учёта корреспонденции

4. Ведение инвентарных книг по основному и вспомогательному фондам музея

5. Обновление экспозиций за счёт новых поступлений в фонды музея

6. Оформление музейных этикеток

7. Атрибуция музейных экспонатов

8. Экскурсия в архивный отдел администрации муниципального района «Дзержинский район»

9. Экскурсия в Государственный архив Калужской области

10. Экскурсия в Калужский областной краеведческий музей

11. Экскурсия в Калужский музей «Дом мастеров»

12. Экскурсия в МКУК «Районный краеведческий музей»

ПРОВЕДЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Для качественной реализации данных работ необходимо выделить

примерные тематические направления:

Направление

Содержание

деятельности

Действия

Мои земляки – ветераны Великой Отечественной войны

Сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны родного края

- записать воспоминания ветеранов;

- собрать копии фотографий, документов, наград военного времени ветеранов;

- оформить исследовательскую работу.

Замечательные люди родного края

Сбор информации о поэтах родного края, об их творчестве

- найти сборники стихов местных поэтов;

- записать биографию поэтов;

- собрать копии фотографий, документов, грамот, газет;

- сделать видеозаписи;

- оформить исследовательскую работу.

Учительские династии

Сбор информации о замечательных династиях учителей родного края

- записать биографии учительских династий;

- записать воспоминания о педагогической деятельности первого директора школа и бывших учителей;

- собрать копии фотографий, документов, грамот, газет;

- выявить и проанализировать архивные документы по рассматриваемой теме;

- оформить исследовательскую работу.

Учителя посёлка Товарково

Сбор информации обо всех учителях товарковских школ; особенно о тех, кто посвятил всю свою жизнь школе и детям

- выявить и обобщить литературу, опубликованные источники по данной теме;

- записать краткие биографии учителей;

- записать воспоминания о педагогической деятельности бывших учителей;

- собрать копии фотографий, документов, грамот, газет;

- выявить и проанализировать архивные документы по рассматриваемой теме;

- оформить исследовательскую работу.

Воины –

афганцы, участники локальных войн

Сбор информации о воинах – афганцах, участниках локальных войн

- выявить и обобщить литературу  по данной теме;

- записать воспоминания участников войн;

- собрать копии фотографий, документов, наград участников войн;

- оформить исследовательскую работу.

Фольклорное народное творчество посёлка Товарково

Сбор информации о народном ансамбле «Раздолье»

- записать историю образования ансамбля;

- сделать видеозаписи концертов ансамбля, интервью с членами коллектива;

- собрать копии фотографий, документов, грамот, газет, сборников песен;

- оформить исследовательскую работу.

История и быт деревень

Сбор информации об истории возникновения деревни, о жизни и быте крестьян

- выявить и обобщить литературу  по данной теме;

- записать воспоминания жителей деревни;

- выявить и проанализировать архивные документы по рассматриваемой теме;

- собрать копии старинных фотографий, документов;

- собрать и исследовать предметы быта;

- сфотографировать деревенские дома, предметы быта, орудия труда и т. д.;

- оформить исследовательскую работу.

Моя семья

Сбор информации о своей родной семье, о её родословной

- выявить и обобщить литературу  по истории родного края;

- записать воспоминания родственников;

- собрать копии старинных фотографий, документов;

- составить родословную своей семьи;

- оформить письменную работу.

События военных лет (1941 – 1945)

Сбор информации о событиях военных лет на территории родного посёлка и в окрестностях

- выявить и обобщить литературу  по теме;

- записать воспоминания местных жителей;

- собрать копии фотографий, документов, наград военного времени местных жителей;

- оформить исследовательскую работу.

Святыни

товарковской земли

Сбор информации об истории храма в честь Рождества Христова и храма в честь Николая Чудотворца, о церковнослужителях этих храмов; Свято - Николаевского женского монастыря, его обитателях

- выявить и обобщить литературу  по данной теме;

- записать воспоминания местных жителей;

- провести беседу с батюшкой храма в честь Рождества Христова;

- выявить и проанализировать архивные документы по рассматриваемой теме;

- собрать копии старинных фотографий, документов;

- оформить исследовательскую работу.

Старинные игры местных жителей

Сбор информации о старинных играх

- записать воспоминания местных жителей;

- оформить краеведческий паспорт игр.

История села Товарково

Сбор информации о жизни крестьян села Товарково в XVIII –  XX веках

- выявить и обобщить опубликованные источники  по данной теме;

- выявить и проанализировать архивные документы по рассматриваемой теме;

- записать воспоминания местных жителей;

- собрать копии старинных фотографий, документов;

- оформить исследовательскую работу.

Материальная культура родного края

Исследование монет, найденных на территории родного края

- изучить и описать монеты с помощью справочника - определителя;

- проанализировать изображения на монетах во взаимосвязи с историей;

- оформить исследовательскую работу.

90-летие пионерии

Сбор информации о пионерской организации школы, пионерах, пионервожатых

- выявить и обобщить литературу по данной теме;

- записать воспоминания пионеров, пионервожатых;

- собрать копии фотографий, документов, грамот, газет;

- оформить исследовательские работы.

200-летие Отечественной войны 1812 года

Сбор информации о событиях Отечественной войны 1812 года в родном краю

- выявить и обобщить литературу  по данной теме;

- выявить и обобщить опубликованные источники  по данной теме;

- выявить и проанализировать архивные документы по рассматриваемой теме;

- собрать копии старинных фотографий, документов;

- оформить исследовательскую работу.

        В процессе реализации поисково-исследовательских работ  предполагается использование различных форм и методов работы, направленных на выполнение поставленных задач: сбор и обобщение литературы по интересующему вопросу; выявление, анализ и обобщение  архивных материалов и документов; интервьюирование местных жителей и запись бесед на аудио- и видео аппаратуру; сравнение информации, полученной от местных жителей, с историческими фактами; документирование информации; фотографирование людей и объектов и сравнение старых фотографий с современными т.д.

 СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В результате осуществления каждой поисково-исследовательской работы учащимися оформляется исследовательская работа, письменная работа в форме сочинения.

        В процессе осуществления данного направления работы  могут возникнуть некоторые проблемы:

1. Влияние человеческого фактора.

Проведение интервью требует умения слушать, задавать корректные вопросы. Необходимо расположить к себе человека, проявив заинтересованность даже в мелочах. При сборе фотографий и документов для копирования необходимо заверить человека в своей порядочности и вернуть все документы в установленный срок.

2. Ограниченность во времени.

        Экспедиции, посещение местных жителей требуют времени, поэтому проведение больших исследовательских работ необходимо планировать на более длительный срок. В связи с этим сроки выполнения некоторых мини - проектов могут совпадать на некоторых отрезках времени. Ведь, совершая экспедицию в определённую местность, есть возможность собрать материал по разным направлениям. Главное не увлекаться материалом так, чтобы он определял тематику работы. Важно реализовывать работу над заданной тематикой поэтапно.

3. Ограниченная возможность работы в архивах.

        Архивные материалы являются самыми важными источниками для проведения исследования по заданной теме. В областном архиве можно самостоятельно работать только с 18 лет с понедельника по четверг. Поэтому имеется единственная возможность работы на каникулах в присутствии научного руководителя.

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

По мере реализации поисково-исследовательских работ обучающихся  и введения их, а также архивных материалов школьного историко - краеведческого музея им. А.А. Буянкина в электронный вид, эти материалы распечатываются, красочно оформляются и брошюруются.

        Для повышения эффективности работы в школьном музее необходимо выделить целевые группы учащихся, отвечающие за проведение определённого вида работ (направление деятельности групп периодически может меняться для того, чтобы происходило обучение учащихся проведению разных видов работ).

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АРХИВА

СПИСОК КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

  1. 50-летие школы
  2. Ансамбль народной песни «Раздолье»
  3. Афганцы – жители Товарково
  4. Великая Отечественная война в родном крае
  5. Дворянские усадьбы Калужского края
  6. Деревня Никольская Фабрика
  7. Династия Буянкиных
  8. История Бородинского хлеба
  9. Историко-краеведческий музей им. А.А. Буянкина
  10. История школы
  11. Жизнь и творчество Е.Г. Кондратьева
  12.  «Мёртвое море» Товарково
  13.  Пионерия в ТСШ №1
  14.  Мой край родной
  15.  Монеты – зеркало истории
  16.  Моя малая Родина
  17.  Народные умельцы
  18.  Нормандия – Неман
  19.  Недаром помнит вся Россия…
  20.  По обе стороны войны
  21.  Поклонимся великим тем годам
  22. Боевой путь 194 с.д.
  23. Ветеран ВОВ И.Т. Артёмов
  24. Послевоенные встречи (ветераны 194 с.д. на товарковской земле)
  25.  Поэты товарковской земли
  26.  Праздник труда в Товарково
  27.  Свято-Николаевский женский монастырь
  28.  Спасём и сохраним
  29.  Товарково
  30.  Угра - Пояс Пресвятой Богородицы
  31.  Жизнь и творчество Г.А. Фоменко
  32.  Храм в честь Рождества Христова
  33.  Храм в честь святителя Николая Чудотворца

СПИСОК ВИДЕОЗАПИСЕЙ

  1. 20-летие вывода советских войск из Афганистана
  2. 65-летие освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков. Школьный музей
  3. Вечер памяти Е.Г. Кондратьева
  4. Вечера встреч с выпускниками
  5. Взлёт
  6. Встреча с афганцами в ПУ №7
  7. Встреча с депутатом Законодательного собрания Калужской области А.В. Климовым. Школьный музей
  8. Запись концерта ансамбля народной песни «Раздолье»
  9. Запись концерта хора ветеранов
  10.  Запись хора французских друзей
  11.  Интервью с жителями д. Камельгино
  12.  Интервью с жителями д. Никольское
  13.  Интервью с жителями п. Товарково
  14.  Интервью с ветераном ВОВ, художником и поэтом Е.Г.Кондратьевым
  15.  Интервью с ветераном ВОВ, поэтессой Г.А.Фоменко
  16.  Интервью с ветераном ВОВ, участником хора ветеранов З.С. Болониной
  17.  Интервью с Т.И. Шошиной, жительницей д. Никольская Фабрика
  18.  Интервью с К.И. Шошиной, жительницей д. Никольская Фабрика
  19.  Интервью с О.И. Ефимовой, жительницей д. Никольская Фабрика
  20.  Интервью с Л.И. Бурдуковой, жительницей д. Никольская Фабрика
  21.  Интервью с З.И. Рябовой, жительницей д. Камельгино
  22.  Калуга чеховских времён
  23.  Концерты танцевальных коллективов
  24.  Масленица
  25.  МКОУ «Товарковская  СОШ 1»
  26.  Открытие Стелы воинам 194 стрелковой дивизии
  27.  Пионерские традиции школы
  28.  Праздники Последнего звонка. Выпускные балы
  29.  Праздники труда п. Товарково
  30.  Стихи Г.А. Фоменко
  31.  Стихи Е.Г. Кондратьева
  32.  Стихотворение В.П. Чичириной «Письмо солдата»
  33.  Фестиваль патриотической песни
  34.  Школьная весна
  35.  Школьные мероприятия
  36.  Школьные спортивные праздники
  37. Детско-юношеские фестивали, посвящённые 200-летию Отечественной войны 1812 года (в с. Богимово, г. Краснознаменск, г. Малоярославец)
  38. Школьное мероприятие «Недаром помнит вся Россия...

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ

Зал «Калужский край – малая Родина»

  • «Становление Калужской губернии»
  • «История города Калуга»
  • «Наш край родной»
  • «Малые города Калужской области»
  • «Гербы городов Калужской губернии»
  • «Калуга, её прошлое и настоящее»
  • «Дворянские усадьбы Калужского края»
  • «Великое стояние на Угре»
  • «Кондрово, его прошлое и настоящее»
  • «Полотняный Завод»
  • «Село Льва Толстого»
  • «Революционное прошлое района»
  • Отечественная война 1812 года в Калужском крае

Зал «История Товарково»

  • «Страницы истории села Товарково»
  • «История развития посёлка Товарково»
  • «Страницы истории храма в честь Рождества Христова, что на Угре»
  • «Страницы истории храма в честь Святителя Николая Чудотворца»
  • «Страницы истории Свято-Никольского женского монастыря»
  • «Жизнь и творчество ветерана ВОВ, художника и поэта Е.Г. Кондратьева»
  • «Жизнь и творчество ветерана ВОВ, поэтессы Г.А. Фоменко»
  • «Битва Пожарского. Товарково»
  • «Мёртвое море» Товарково

Зал истории школы «Школа – родной дом»

  • «Жизненный подвиг первого директора Товарковской школы №1 А.А. Буянкина»
  • «История школы»
  • «Отряды Дзержинцев, кто они?»
  • Пионерии посвящается…
  • «Мы гордимся ими!» (об известных выпускниках школы)

Зал «Этнография». «Народные промыслы»

  • «Страницы истории Никольской Фабрики» 
  • «Жизнь и быт крестьян»
  • «Предметы старины»
  • «Народные праздники»
  • «Обычаи и обряды русского народа»
  • «Монеты – символы истории»
  • «Русская прялка»
  • «Ремёсла Дзержинского района»
  • «Рукодельницы посёлка Товарково»

Зал «Комната Боевой Славы»

  • «Война в Калужском крае» 
  • «Героическое сражение за Товарково»
  • «Боевой путь 194 стрелковой дивизии Туркестанского военного округа»
  • «Битва под Москвой»
  • «Оборона подступов к Москве – Калужский спецэшелон»
  • «Летный полк Нормандия – Неман в Полотняном Заводе»
  • «Партизанское движение в Калужском крае»
  • «Освобождение районов Калужской области от немецко-фашистских захватчиков»
  • «Герои Советского Союза – уроженцы Дзержинского района» 
  • «Подвиг в камне и бронзе (Памятники погибшим в Дзержинском районе)»
  • «Герой Советского Союза И.А. Лакеев, уроженец Дзержинского района»
  • «Г.К. Жуков – Народный Маршал»
  • «90-летие со дня рождения Ю.Н. Костикова, самого молодого героя ВОВ, уроженца Дзержинского района»
  • «Ветераны ВОВ – замечательные люди нашего родного края»
  • «Памяти достойный…» (посвящается выпускнику школы, участнику войны в Чечне А.Н. Соломатину) 
  • «Жизнь – живая легенда» (посвящается выпускнику школы А.В. Климову – участнику боевых действий на территории Чеченской Республики)

РАБОТА СО ШКОЛЬНЫМ ПРЕСС-ЦЕНТРОМ И СМИ

Для проведения просветительской работы с учащимися и местными жителями об имеющейся в школьном музее информации о родном крае активисты школьного музея готовят материалы для публикации в школьной газете «Школьные вести» и в поселковом еженедельнике «Товарково плюс».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Для сохранения истории и культуры родного края, пропаганды здорового образа жизни, воспитания активного патриота и гражданина необходимо активное привлечение родителей: помощь в организации и проведении мероприятий; содействие в организации поездок обучающихся на конкурсы, конференции, слёты, фестивали; участие в мероприятиях, Днях здоровья, семейных спортивных эстафетах; помощь  учителям в решении проблем в воспитании детей.

Для осуществления плодотворного сотрудничества с родителями необходимо просвещение родителей,  своевременное информирование о работе кружков, объединений, о результатах практической деятельности обучающихся, проведение индивидуальных бесед.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисим С. Ф. Мораль и поведение // Мысль. – 1985.
  2. Афасижев М. Н. Эстетические потребности человека. – М., 1979.
  3. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993.
  4. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. – М., 1988.
  5. Кравец С. Л. О красоте духовной. – М., 1990.
  6. Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5 – 10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007.
  8. Школьные вечера. Сборник сценариев литературно-музыкальных мероприятий (вечера, встречи,  литературные гостиные,  праздники): 5 – 11 классы. – Волгоград: издательство «Учитель», 2005.
  9. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя/Н. С. Дежникова, И. В. Снитко, Д. Л. Теплов, И. В. Цветкова; Под ред. Н. С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - дети России"

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп н...

Программа гражданско-патриотического воспитания "России верные сыны"

Программа гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы "России верные сыны". Программа предусматривает комплексный подход к гражданско-п...

ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...

Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегриро...

программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"

Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...