Рабочая программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» для 5-7 классов.
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7 класс)

Иванова Оксана Анатольевна

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Растим патриотов»

для 5-7 классов

учителя ГБОУ СОШ им. В.Д. Лёвина пос. Чёрновский

высшей квалификационной категории

Ивановой Оксаны Анатольевны

Рабочая программа по курсу «Растим патриотов » разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Помимо образовательной, она ставит важнейшую социально-педагогическую проблему: вовлечение школьников в непосредственную деятельность по возрождению своего края, его памятников, традиций. Преодолеть, уже ставшее привычным, равнодушное отношение к своему краю, их отстраненность от него, можно, лишь соединив, получаемые знания о нем, с конкретной деятельностью, направленной на его улучшение.

Воспитание патриотизма и гражданина начинается с познания своей малой родины. Программа «Растим патриотов» раскрывает школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, сопричастности своих предков к историческим событиям страны, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитание патриотизма и других качеств личности.

Программа отражает предметную интеграцию, что позволяет расширить тематику изучаемого материала. Осуществлять актуализацию знаний учащихся. Это и определило объединение в рамках одной учебной программы широкого спектра видов краеведческой работы: поисковой, учебной, исследовательской, экспозиционной, экскурсионной и др.

Особенностью программы является ее многопрофильность и многофункциональность, а так же, что она лежит на стыке двух областей – социокультурной и образовательной.

Создание программы стало необходимым в связи, с появившейся потребностью у учащихся в знаниях по истории родного края, родного села, о людях, живущих рядом.

При реализации программы уделяется большое значение здоровьесберегающей деятельности. Не секрет, что в настоящее время гиподинамия, уход в виртуальный мир компьютерных игр, «эмоциональное одиночество», плохое отношение к переселенцам из ближнего зарубежья являются причиной физического ослабления здоровья, агрессии, стрессов, тревожности и фрустрации детей и подростков. Поэтому во время занятий широко используются психологические игры и упражнения, проводится диагностика школьной тревожности, производится оценка уровня морально-нравственного развития.

Для укрепления здоровья детей в программу включен блок подвижных игр «Игры и забавы наших предков». Неоценимую пользу приносят прогулки и экскурсии на свежем воздухе, походы выходного дня. Где ребята приобщаются к обслуживающему труду и уже забытому общественно-полезному труду.

Цель и задачи программы.

Цель: изучение истории родного села в контексте истории Самарского края и России в целом.

Задачи:

  1. Привлечь подростков и молодежи к активной краеведческой деятельности по сохранению культуры родного края.
  2. Формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  3. Освоить навыки поисковой, музейно-организационной, экскурсионной, исследовательской  работы.

3. Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, гордости своим селом и своей страной.

4. Воспитывать любовь к своим родителям и близким, изучать и сохранять семейные традиции.

5. Воспитывать личностные качества воспитанников объединения, в том числе:

 -   воспитывать чувства здорового патриотизма, гордости за наследие предков;

 -   приобщать воспитанников к посильной практической деятельности по возрождению и сохранению историко-культурного наследия родного края;

 -  сформировать потребность отдавать приобретенные знания другим;

 - оказывать помощь воспитанникам, самопознании, самоопределении, в самореализации, в выборе адекватной самооценки в сопоставлении себя с теми, кто жил до нас.

6. Развивать коммуникативные навыки, умение расположить к себе собеседника.

7. Развивать наблюдательность, познавательные потребности, ценностно -  ориентированные отношения к окружающей жизни, расширять кругозор

        воспитанников.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Личностные и метапредметные результаты курса.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своему посёлку, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Организация процесса обучения: настоящая программа рассчитана на трехлетний период обучения детей с 5 по 7 класс.

Режим занятий.

  • Общее количество часов в год –  34 часов в каждом классе.
  • Количество часов в неделю – 1 час.
  • Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 40  минут.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик, педагог должен воспитывать в учащихся умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила игры и соревнований, быть объективным.

Форма обучения очная.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.  

        Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Объекты изучения:

История: история  своей  семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.  

 Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фото зарисовок, видео зарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо:

  • помещение, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам для проведения аудиторных занятий;
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • цифровой фотоаппарат;
  • диктофон;
  • магнитофон;
  • папки для хранения документации;
  • канцтовары.

Методическое обеспечение.

  • - наличие обработанного и систематизированного фактического материала историко-краеведческого характера, статей и документов, соответствующего тематике программы;
  • - методические разработки занятий, игр, викторин, тематических праздников;
  • - дидактические материалы для проведения занятий;
  • - картографический материал;
  • -видеозаписи тематических бесед, лекций, фрагменты народных праздников и обрядов;
  • - наглядные пособия по тематике занятий;
  • копии документов по истории своего населенного пункта

Управление программой

Виды контроля:

в процессе реализации программы педагогом осуществляются основные виды контроля знаний, умений и навыков воспитанников на этапах реализации программы.

Входной контроль.

На этапах приема новых воспитанников отсутствует отбор по каким-либо категориям знаний, умений. Главное - желание ребенка заниматься краеведением. Поэтому с ребятами проводятся только вводные ознакомительные беседы о целях, задачах и планах работы объединения, о сроках и формах про ведения занятий. В ходе этих бесед выявляются начальные знания ребят по истории Самарского края, история поселка Чёрновский, истории своей семьи.

Текущий контроль.

Контроль знаний воспитанников осуществляется как в процессе изучения отдельной темы (на каждом занятии), так и после завершения темы.

1. Для контроля знаний применяется методика игрового опроса. Элемент игры в учебном процессе в независимости от того, является он частью или основой занятия позволяет:

        углубить, расширить, систематизировать знания ребят об  исторических фактах, событиях, интересном человеке;

 -  научить учащихся использовать сведения из истории села в групповой и индивидуальной творческой работе;

-   снять стрессовые и комплексационно - психологические ситуации, возникающие при традиционных формах учебного опроса.

На каждом занятии после изучения новой темы отработка учебного материала для его закрепления проводится в виде вопросов педагога, задаваемых ребятам, и взаимных вопросов воспитанников.

 Этой работе обязательно придается дух соревновательности путем подсчета баллов, заработанных за правильный ответ, как в индивидуальном, так и в командном зачете. Первенство в количестве баллов дает возможность получить в конце занятие звание «самый, самый ... ». Оцениваются не только вопросы, но и (ответы) вопросы, заданные воспитанниками своим товарищам. В игровых опросах используется загадки, мини – кроссворды, рисунки и т.д.

2. После изучения темы проводится заключительное обобщающее занятие.

3. Результаты проведения группового и индивидуального поиска представляются обучающимися в виде рукописных или печатных материалов по предложенной ими выбранной тематике, аудио, видео записей, фотоматериалов, новых экспонатов для музея.

4. На втором году обучения целесообразно проводить конкурс юных экскурсоводов.

5. Тестирование.

6. Описание экскурсионного объекта.

Итоговый контроль.

По выбранной теме индивидуального поиска каждый воспитанник собирает, систематизирует и обобщает краеведческий материал. По результатам работы оформляются доклады, с которыми ребята выступают на краеведческой конференции.

В процессе обучения по данной программе предполагается участие обучающихся в школьных, районных, областных викторинах, конкурсах и конференциях краеведческой тематики.

Работа с родителями.

Программой предусмотрен широкий аспект взаимодействия детей и их родителей, которые непосредственно влияют на учебно-воспитательный процесс. Работа с родителями проводится в течение всего курса обучения. Родители становятся первоисточниками во многих блоках программы. Не кто иной, как родители дадут ребенку сведения о близких и дальних родственниках для составления родословной. У родителей воспитанники берут свои первые интервью. Родители предоставляют и комментируют фотографии из семейного альбома, рассказывают о своем детстве, отрочестве, трудовых буднях. Становятся источниками исторической информации. Предоставляют свои творческие работы, предметы рукоделия.

Для родителей проводятся консультации, родительские собрания. Родители привлекаются для участия в походах, экскурсиях, тематических вечерах, отчетных мероприятиях.

Вид работ

Срок

Задачи

1

Родительские собрания

Сентябрь, май

Планы работ на учебный год, решение организационных вопросов, подготовка к праздникам, подведение итогов

2

Консультации

В течение года

Решение задач по воспитанию детей

3

Участие в праздничных и итоговых мероприятиях

Согласно индивидуальному плану педагога на каждый год.

Создание благоприятных условий для совместной досуговой деятельности родителей и детей

Основное содержание курса

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

5 класс.

Тема 1.Что такое краеведение?

Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Поисковая работа. Виды краеведческого поиска: архивный, библиотечный и живой поиск. Работа с литературой, с периодической печатью, с фотографиями, с вещественными памятниками. Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей.

Тема 2. Документальные памятники истории.

Исторические документы. Виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами. Практическая работа «Изучение исторических документов»

Тема 3. История Самарского края с доисторических времён до 18 века.

История Самарского края с доисторических времён. Скифы, сарматы, савроматы и т.д. Степенные курганные могильники, их происхождение и изучение современными археологами. Волжская Булгария. Краткая история существования средневекового государства на территории Поволжья. Золотая Орда. Дикое поле. Волжская Вольница. Основание города Самара. Экскурсии в «Археологический музей Самарского педагогического государственного университета», «Историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина».

Тема 4. Моя родословная.

Общие сведения о родословной. Понятия и термины. Источники  генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия,  поколение, предок, потомок, этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии  (прозвища), имени, отчества. Их значение. Практическое занятие. Работа с генеалогическим  словарем. Составление кроссвордов.

Моя семья. Основные сведения. История семьи. Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения  каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах,  дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Традиции семьи, кто, чем занят, хобби, творчество, навыки. Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.

«Древо Жизни». Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская  Восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение Документов семейного архива. Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего  колена. Творческая работа «Моя семья в истории п. Чёрновский».

6 класс.

Тема 1. Архивный поиск.

Исторические документы, виды исторических документов. Особенности  работы с историческими документами. Виды краеведческого поиска. Живой поиск. Практическая работа «Работа в архиве школьного музея»

Тема 2. Археология. Археологические раскопки.

Что изучает археология. Её значение и связь с другими науками. Археологические раскопки. Задачи и правила проведения.

Тема 3. Россия в 19 веке. Жизнь села – зеркало государства.

Россия в 19 веке. Крепостные, ясачные, государственные крестьяне. 1861 год - отмена крепостного права. Земство. Власть на селе. Наш край в XVIII веке. Степное порубежье. Земледельческое освоение. Промышленность и торговля. Пугачевское восстание. Реформы 60 – 70 годов XIX века. Знаменитые люди Самары. Константин Павлович. Головкин, Петр Алабин.

Тема 4. История образования посёлка.

История образования. Конец 19 века. Планировка. История заселения.

Тема 5. Жизнь и быт крестьян.

Традиционная культура коренных жителей посёлка. Крестьянская усадьба: расположение, надворные постройки, сад, огород. Крестьянская изба: строительство, название архитектурных элементов, деревянные украшения. Внутреннее обустройство сельского дома. Русская печь. Домашняя утварь. Одежда. Игра «История старинных вещей»

Тема 6. Фольклорные традиции посёлка.

Сельские праздники. Посиделки. Игры на посиделках. Частушки и песни. Тематический поиск «История посиделок, частушек и песен».

Тема 7. История Чёрновской школы.

Первая школа в посёлке. Учителя и ученики. Гости школы. Тематический поиск «История школы».

Тема 8. История больницы.

Организация лечебных учреждений в посёлке. Традиции народной медицины. История народной медицины на селе. Народные целители. Возрождение традиций. Знахарство и колдовство. Тематический поиск «История больницы», «Народные целители села».

7 класс.

Тема 1. Перекрёсток веков. 1900 – 1917 гг.

Жизнь людей до революции. Революция  1905 – 1907 гг. в крае. Участие Самарчан в стачках и маевках. Новобуярская республика. Наш край в годы великих перемен. Великая Октябрьская революция в  крае. Власть в селе. Первая мировая война  1914  года, участие в ней жителей села.

Тема 2. Первые годы советской власти.  

Октябрь  1917 года в истории села. Новая власть на селе. Первые коммунистические и комсомольские ячейки. Изба – читальня. Думы крестьян о земле и воле. Гражданская война в крае. Крестьянские восстания. Дивизия Чапаева. Односельчане – бойцы Чапаевской дивизии. Тематический поиск «Жители села – бойцы  Чапаевской дивизии».

Тема 3. Голод в Поволжье в 1921 году.

1921- год голодного ужаса в истории. Причины и следствия. Ужасы голода  в родном селе. Помощь голодающему Поволжью. Великий норвежский путешественник Фритьоф Нансен, его помощь голодающим.

Тема 4. Годы НЕПа. Репрессии советской власти.

Репрессии советской власти. Возрождение самарской деревни в годы НЕПа. Сельскохозяйственная техника на конной тяге. Расслоение крестьянства: кулаки, середняки, бедняки. Кулаки, середняки, беляки - кто они? Тематический поиск «»Репрессии 1927-1940 гг. Семьи раскулаченных»

Тема 5. Коллективизация.

Советская Россия накануне коллективизации. Организация колхоза. Объединение картелей. Переселенцы. Тематический поиск «История колхоза».

Тема 6. Образование и культурная жизнь посёлка.

Пионерская организация в родной школе. Возникновение первого   пионерского отряда в селе, первые пионеры, история пионерской  организации в школе, ее традиции, лучшие пионеры. Школа в годы Великой Отечественной войны. Практическое занятие. Встречи с односельчанами - детьми войны,  прослушивание их рассказов о школьных годах.

Тема 7. Великая Отечественная война в истории посёлка Чёрновский.

Великая Отечественная война в истории страны. Последний предвоенный выпуск школы 1941 года. Самарский тыл. Помощь фронту. Военные треугольники - весточки с фронта. Односельчане в годы  Великой Отечественной войны. Тематический поиск Фронтовые воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла.

Тема 8. Колхозное движение. 1945 – 2000 гг.

Колхозы в послевоенные годы. Первый председатель. Пятилетки. Успехи и  неудачи колхозного движения. Тематический поиск «Замечательные люди посёлка Чёрновский»

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Название темы

5 класс

Тема 1. Что такое краеведение? (4 ч.)

1

Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами.

2

Поисковая работа. Виды краеведческого поиска: архивный, библиотечный и живой поиск.

3

Работа с литературой, с периодической печатью, с фотографиями, с вещественными памятниками.

4

Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей.

Тема 2. Документальные памятники истории. (2 ч.)

5

Исторические документы. Виды исторических документов.

6

Особенности работы с историческими документами. Практическая работа «Изучение исторических документов»

Тема 3. История Самарского края с доисторических времён до 18 века.

7

История Самарского края с доисторических времён. Скифы, сарматы, савроматы и т.д.

8

Степенные курганные могильники, их происхождение и изучение современными археологами.

9

Волжская Булгария.

10

Краткая история существования средневекового государства на территории Поволжья.

11

Золотая Орда. Дикое поле.

12

Волжская Вольница.

13

Основание города Самара.

14

Экскурсии в «Археологический музей Самарского педагогического государственного университета», «Историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина».

Тема 4. Моя родословная.

15

Общие сведения о родословной. Понятия и термины. Источники  генеалогических знаний: письменные и вещественные.

16

Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия,  поколение, предок, потомок, этногенез и т.д.

17

Исторические предки и потомки, фамилии, поколения.

18

Антропонимика. Происхождение фамилии  (прозвища), имени, отчества. Их значение.

19

20

Практическое занятие. Работа с генеалогическим  словарем. Составление кроссвордов.

21

Моя семья. Основные сведения. История семьи. Важнейшие сведения по истории семьи.

22

Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения.

23

Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения  каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода.

24

История семьи в письмах,  дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий.

25

Традиции семьи, кто, чем занят, хобби, творчество, навыки.

26

Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.

27

«Древо Жизни». Способы изображения корней генеалогического древа.

28

Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская  Восходящая родословная.

29

Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение Документов семейного архива.

30

31

Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего  колена.

32

33

34

Творческая работа «Моя семья в истории п. Чёрновский».

6 класс

Тема 1. Архивный поиск.

1

Исторические документы, виды исторических документов. Особенности  работы с историческими документами.

2

Виды краеведческого поиска. Живой поиск.

3

Практическая работа «Работа в архиве школьного музея»

4

Практическое занятие. Беседы с односельчанами.

Тема 2. Археология. Археологические раскопки.

5

Что изучает археология. Её значение и связь с другими науками.

6

Археологические раскопки. Задачи и правила проведения.

Тема 3. Россия в 19 веке. Жизнь села – зеркало государства.

7

Россия в 19 веке.

8

Крепостные, ясачные, государственные крестьяне.

9

1861 год - отмена крепостного права.

10

Земство. Власть на селе.

11

Наш край в XVIII веке. Степное порубежье.

12

Земледельческое освоение. Промышленность и торговля.

13

Пугачевское восстание.

14

Реформы 60 – 70 годов XIX века.

15

16

Знаменитые люди Самары. Константин Павлович. Головкин, Петр Алабин.

Тема 4. История образования посёлка.

17

История образования. Конец 19 века. Планировка.

18

История заселения.

Тема 5. Жизнь и быт крестьян.

19

Традиционная культура коренных жителей посёлка.

20

Крестьянская усадьба: расположение, надворные постройки, сад, огород.

21

Крестьянская изба: строительство, название архитектурных элементов, деревянные украшения.

22

Внутреннее обустройство сельского дома. Русская печь. Домашняя утварь. Одежда.

23

Игра «История старинных вещей»

Тема 6. Фольклорные традиции посёлка.

24

Сельские праздники.

25

Посиделки. Игры на посиделках.

26

Частушки и песни.

27

Тематический поиск «История посиделок, частушек и песен».

Тема 7. История Чёрновской школы.

28

Первая школа в посёлке. Учителя и ученики.

29

Гости школы.

30

Тематический поиск «История школы».

Тема 8. История больницы.

31

Организация лечебных учреждений в посёлке.

32

Традиции народной медицины. История народной медицины на селе.

33

. Народные целители. Возрождение традиций. Знахарство и колдовство.

34

Тематический поиск «История больницы», «Народные целители села».

7 класс

Тема 1. Перекрёсток веков. 1900 – 1917 гг.

1

Жизнь людей до революции.

2

Революция  1905 – 1907 гг. в крае.

3

Участие Самарчан в стачках и маевках.

4

Новобуярская республика.

5

Наш край в годы великих перемен. Великая Октябрьская революция в  крае.

6

Власть в селе.

7

Первая мировая война  1914  года, участие в ней жителей села.

Тема 2. Первые годы советской власти.

8

Октябрь  1917 года в истории села.

9

Новая власть на селе. Первые коммунистические и комсомольские ячейки.

10

Изба – читальня. Думы крестьян о земле и воле.

11

Гражданская война в крае. Крестьянские восстания.

12

Дивизия Чапаева. Односельчане – бойцы Чапаевской дивизии.

Тема 3. Голод в Поволжье в 1921 году.

13

1921- год голодного ужаса в истории. Причины и следствия. Ужасы голода  в родном селе.

14

Помощь голодающему Поволжью.

15

Великий норвежский путешественник Фритьоф Нансен, его помощь голодающим.

Тема 4. Годы НЕПа. Репрессии советской власти.

16

Репрессии советской власти.

17

Возрождение самарской деревни в годы НЕПа. Сельскохозяйственная техника на конной тяге.

18

Расслоение крестьянства: кулаки, середняки, бедняки. Кулаки, середняки, беляки - кто они?

19

Тематический поиск «»Репрессии 1927-1940 гг. Семьи раскулаченных»

Тема 5. Коллективизация.

20

Советская Россия накануне коллективизации.

21

Организация колхоза. Объединение картелей. Переселенцы.

22

Тематический поиск «История колхоза».

Тема 6. Образование и культурная жизнь посёлка.

23

Пионерская организация в родной школе. Возникновение первого   пионерского отряда в селе, первые пионеры, история пионерской  организации в школе, ее традиции, лучшие пионеры.

24

Школа в годы Великой Отечественной войны.

25

Практическое занятие. Встречи с односельчанами - детьми войны,  прослушивание их рассказов о школьных годах.

Тема 7. Великая Отечественная война в истории посёлка Чёрновский.

26

Великая Отечественная война в истории страны.

27

Последний предвоенный выпуск школы 1941 года.

28

Самарский тыл. Помощь фронту.

29

Военные треугольники - весточки с фронта.

30

Односельчане в годы  Великой Отечественной войны. Тематический поиск Фронтовые воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла.

Тема 8. Колхозное движение. 1945 – 2000 гг.

31

Колхозы в послевоенные годы.

32

Первый председатель. Успехи и  неудачи колхозного движения.

33

Пятилетки.

34

Тематический поиск «Замечательные люди посёлка Чёрновский»

\

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

  1. Алексушин Г. В. Самарские губернаторы. – Самара, 1996.
  2. Ашурков В. Н. и др. Историческое краеведение. – М., 1980.
  3. Бажнов Е. А. Борбошина поляна. Тайны урочища романтиков. – Самара 2004.
  4. Варенцов В. Г. Сборник песен Самарского края. – Самара, 1994.
  5. Виданов М. П. Семья. Тайны моей родословной. – Самара, 1995.
  6. Географическое краеведение Самарской области. Ч. 1. /Под ред. М. Н. Барановой. – Самара, 2009.
  7. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.
  8. Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах. – Самара, 1991.
  9. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области. /Сост. Захаров А. С., Горелов М. С. – Самара, 1995.
  10. Едидович Л. В., Этнографический игромир. – Самара, 2004.
  11. Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского – М., 1995.
  12. Константин Павлович Головкин. – Самара, 1992.
  13. Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Древности Самарской Луки. – Самара, 2011.
  14. Куликов В. М. Походная туристическая игротека. Сборник 1. – М., 1991
  15. Едидович Л.Д.. Исторический игромир. – Самара, 2013.
  16. Матвеева Г. И., Кочкина А. Ф. Муромский городок. – Самара 1998.
  17. Матвеева Г. И., Медведев Е. И., Налитова Г. Е., Храмков Л.В. Край Самарский. – Куйбышев, 1984.
  18. Панкеев И. А. Обычаи и традиции Русского народа. – М., 1999
  19. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древних ремен до начала XX века. – Кн. 1 – Самара, 1993.
  20. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древних времен до начала XX века. – Кн. 2 – Самара, 1993.
  21. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и обряды. Ч. 1. – М., 1990.
  22. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и обряды. Ч. 2. – М., 1990.
  23. Соловова Н. А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. – Самара, 2007.
  24. Храмков Л. В., Смирнов С. В. Знаешь ли ты свой край? Самарская область. Краеведческая викторина для учащихся школ. – Самара, 2012.
  25. Школьное краеведение. – М., 1993.
  26. Работа со школьниками в краеведческом музее. Учебно-методическое пособие, под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

  1. Буртова В. И. Самарская вольница. – Самара, 1994.
  2. Дмитриева Э. Я., Кабытов П. С. Самарская область. Учебное пособие. – Самара , 1998.
  3. Кузменко С. Жемчужины Жигулей. – Куйбышев, 1982.
  4. Муханов И. Жигулевские сказки. Выпуск 1. – Самара 1993.
  5. Муханов И. Жигулевские сказки. Выпуск 2. – Самара 1994.
  6. Мясников В. Великая мать солдатская.- Самара 1996.
  7. Носков И.А. Самарская область. Хрестоматия по географии
  8. Учайкина И. Р. Люби и изучай свой край. – Самара, 1999.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. http://onomastikon.ru
  2. http://значение-имен.рф/происхождение-фамилии/
  3. http://kakzovut.ru/familii/ilyin.html
  4. http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
  5. http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "Занимательный английский"

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность      школьников. Методический конструктор: пособие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, р...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный патриот" 6 класс

Рабочая программа  классного руководителя 6 класса "Юный патриот"...