Рабочая программа музея «Сибирская старина»
рабочая программа по краеведению

Гареева Фарида Анусовна

Настоящая программа разработана на основе:

Положения о………………….

-Устава класса- музея «Сибирская Старина»;

-Локального акта МБОУ «Гимназия №12».

          Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление.

 А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Поэтому очень важно знать историю своего города, поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каков быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, и культура.
     История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.  Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности музея в гимназии  от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. 

Музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Музей – это одна из эффективных форм работы по привитию детям ответственности, порядочности, устремленности в познании истины.  Работа с фондами музей приучит ценить и уважать труд людей, живших много лет до нас.

Место реализации программы:

Музей «Сибирская старина» на базе кабинета «Технологии» МБОУ «Гимназии №12»

 

Цель программы:

Формирование интереса к отечественной истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

 

Задачи:

1.Участие в реализации регионального компонента в образовании.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

3.Знакомить учащихся с бытом и традициями русского народа через социокультурную среду музея.

4.Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни и национальные корни. 
5. Способствовать изучению быта, как культурного наследия будущих поколений, через пополнение и обновление экспозиций музея, ведения исследовательской работы.

6. Формировать у учащихся навыков лекционной деятельности, работы с выставочным материалом.

 

Основные направления реализации программы:

1. Образовательная   работа.

• Составление и дополнение лекций, бесед, тематических картотек, ведение учетной документации.

• Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.
•  Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ и т.д.
• Постоянное пополнение музейных экспонатов, тематических папок с материалами.
• Сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, учреждениями дополнительного образования, библиотеками города и села.

 Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ним и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

  К формам работы во вне учебное время относят, беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, старожилами, проведение игр, помощь в проведении праздников, народные календарные праздники, и т, д.

 

 

 

 

2.  Учебная – исследовательская  деятельность.

      Главная задача   состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе на уроках технологии, истории, окружающего мира, ИЗО, МХК, обществознания.

Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов, экспонатов к родственникам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, города. 
Так, активно предлагается  сотрудничать  с музеем учителей исторического краеведения, ИЗО, технологии, учителей начальной школы и др.

 

3.Поисковая работа.

Поисковая работа организуется в формах:  Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю  родного края.

 
       4. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

 

 5. Презентационная и издательская деятельность.
• Отражение деятельности музея в различных информационных источниках: на стендах музея, в  печатных изданиях.
• Составление буклетов по  музею гимназии и его экспозициям.
• Создание компьютерных презентаций, связанных с деятельностью музея, сайта гимназии.

 

6. Фондовая работа.

Учёт и хранение собранного материала: на бумажном носителе. Существует инвентарная книга.

 

7. Массово-просветительская.
       
Работа музея используется  в учебной деятельности и во внеурочной.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения  в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

 

Над некоторыми темами работа проводится в  творческих группах, каждая из которых выполнят свои дела: сбор материала, обработка материалов, оформление, проведение экскурсий и т.д.

 

 Сотрудничество музея школы:

      - Городской краеведческий музей г. Ленинска - Кузнецкого;

      - жители города г. Ленинска - Кузнецкого;

      - выпускники школы;

      - учителя, ученики, родители.

 

                          Личностные и метапредметные   результаты

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  • сформируется устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • сформируются умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • сформируется готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • сформируется потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  •  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  •  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

   Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся   научится:

  •  осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  •  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  •  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  •  основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

          Ожидаемые результаты

- Освоить знания по истории Кемеровского района, в особенностях его, природы, населения, хозяйства, исторического и культурного развития;

- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- развить умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

Уровень образованности обучающихся общеобразовательных классов по данной образовательной области оценивается по определенной системе:

Знать: - устройства русской печи, избы, особенности народных промыслов;

Уметь: - организовывать лекции, экскурсии; 

Оценка планируемых результатов:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • карта наблюдения за активностью учащихся;
  • портфолио.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzeyu_na_15-16g.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации  Ленинск – Кузнецкого городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»

                                                                                                                               

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия№12»

                                                                      «___» ____________20__ г.  Приказ №

                                                                       _________________ Л. И. Шемелина

 «Сибирская старина»

                        Рабочая программа музея

                                                         

                                                               Составитель:

                                                         Гареева Ф. А.,

                                                         учитель технологии

                                                                             МБОУ «Гимназия №12»

                                                                             руководитель музея  

 

                                                                           

                                                   

Ленинск - Кузнецкий 

2015

Пояснительная записка

                                                                                           Не зная прошлого нашей Родины,                      

                                                                                           мы не сможем оценить правильно

                                                                                           его настоящего.

Введение

        Настоящая программа разработана на основе:

Положения о………………….

-Устава класса- музея «Сибирская Старина»;

-Локального акта МБОУ «Гимназия №12».

          Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление.

 А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Поэтому очень важно знать историю своего города, поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каков быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, и культура.
     История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.  Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности музея в гимназии  от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. 

Музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Музей – это одна из эффективных форм работы по привитию детям ответственности, порядочности, устремленности в познании истины.  Работа с фондами музей приучит ценить и уважать труд людей, живших много лет до нас.

Место реализации программы:

Музей «Сибирская старина» на базе кабинета «Технологии» МБОУ «Гимназии №12»

Цель программы:

Формирование интереса к отечественной истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Задачи:

1.Участие в реализации регионального компонента в образовании.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

3.Знакомить учащихся с бытом и традициями русского народа через социокультурную среду музея.

4.Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни и национальные корни.  
5. Способствовать изучению быта, как культурного наследия будущих поколений, через пополнение и обновление экспозиций музея, ведения исследовательской работы.

6. Формировать у учащихся навыков лекционной деятельности, работы с выставочным материалом.

Основные направления реализации программы:

1. Образовательная   работа.

• Составление и дополнение лекций, бесед, тематических картотек, ведение учетной документации.

• Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.
•  Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ и т.д.
• Постоянное пополнение музейных экспонатов, тематических папок с материалами.
• Сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, учреждениями дополнительного образования, библиотеками города и села.

 Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ним и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

  К формам работы во вне учебное время относят, беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, старожилами, проведение игр, помощь в проведении праздников, народные календарные праздники, и т, д.

2.  Учебная – исследовательская  деятельность.

      Главная задача   состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе на уроках технологии, истории, окружающего мира, ИЗО, МХК, обществознания.

Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов, экспонатов к родственникам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, города. 
Так, активно предлагается  сотрудничать  с музеем учителей исторического краеведения, ИЗО, технологии, учителей начальной школы и др.

3.Поисковая работа. 

Поисковая работа организуется в формах:  Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю  родного края.

 
       4. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

 5. Презентационная и издательская деятельность.
• Отражение деятельности музея в различных информационных источниках: на стендах музея, в  печатных изданиях.
• Составление буклетов по  музею гимназии и его экспозициям.
• Создание компьютерных презентаций, связанных с деятельностью музея, сайта гимназии.

6. Фондовая работа.

Учёт и хранение собранного материала: на бумажном носителе. Существует инвентарная книга.

7. Массово-просветительская.
       
Работа музея используется  в учебной деятельности и во внеурочной.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения  в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Над некоторыми темами работа проводится в  творческих группах, каждая из которых выполнят свои дела: сбор материала, обработка материалов, оформление, проведение экскурсий и т.д.

 Сотрудничество музея школы:

      - Городской краеведческий музей г. Ленинска - Кузнецкого;

      - жители города г. Ленинска - Кузнецкого;

      - выпускники школы;

      - учителя, ученики, родители.

                          Личностные и метапредметные   результаты

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  • сформируется устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • сформируются умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • сформируется готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • сформируется потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  •  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  •  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

   Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся   научится:

  •  осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  •  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  •  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  •  основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

          Ожидаемые результаты

- Освоить знания по истории Кемеровского района, в особенностях его, природы, населения, хозяйства, исторического и культурного развития;

- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- развить умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

Уровень образованности обучающихся общеобразовательных классов по данной образовательной области оценивается по определенной системе:

Знать: - устройства русской печи, избы, особенности народных промыслов;

Уметь: - организовывать лекции, экскурсии; 

Оценка планируемых результатов:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • карта наблюдения за активностью учащихся;
  • портфолио.

Тематическое планирование программы

«Сибирская старина»

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характер основных видов деятельности

дддДатаДататяжело терять самых близких и дорогих людей ...да

1

  Раздел «Русская печь»

8

5

3

1

Введение. Знакомство с программой

« Сибирская старина»

1

0,5

0,5

Познавательная беседа

Образная экскурсия

2

Что такое музей и как в нем работать.

1

1

Познавательная беседа.

Показ фильмов о музеях

3

Викторина «  Быт Сибирской старины».

1

1

Познавательная игра.

4

«Мир крестьянской избы».

Русская печь и ее значимость в крестьянкой избе.

2

1

1

Рассказ об устройстве дома, с показом макета, русской печи.
Практическая работа.

5

Проект  « Русская печь»

3

1

2

Защита проекта. Практическая работа.

2.

 Раздел «Народные промыслы»

8

3

5

6

Знакомство с народными промыслами

1

1

Экскурсия в краеведческий музей, в г. Ленинске –Кузнецком.

7

 Декоративно – прикладное творчество «вышивка крестом» предметов домашнего  обихода

2

1

1

Исследовательская  работа. История развития вышивки в Сибирском регионе.

8

«Гончарное дело» Глиняные горшки, кувшины, крынки

2

1

1

Исследовательская  работа. Появление гончарного мастерства.

1 9

Работа над проектом по экспонатам музея.

3

1

2

Практическая работа над проектом. Защита проекта.

3.

Музейное дело

18

8

10

10

Введение.

Профессия

экскурсовода.

1

1

Знакомство с профессией экскурсовода.

11

Классификация экскурсий

1

1

Изучение теоретической информации об экскурсиях

12

Разработка экскурсии по экспонатам музея.

2

2

Историческое исследование экспонатов музея. Рассказ – объяснение.

13

Пробная экскурсия по музею « Сибирская старина»

1

1

Проведение экскурсии.

14

Проведения экскурсий для младших классов

3

3

Проведение экскурсии

15

Фондовая работа

1

1

Рассказ – объяснение

16

Ведение инвентарной книги

1

1

Рассказ - объяснение

17

Ведение книги учета экскурсий.

1

1

Рассказ - объяснение

18

Ведение книги отзывов и предложения

1

1

Рассказ - объяснение

19

Разработаны циклы лекций и лекций-концертов по теме «Крестьянские календарные праздники и обряды».

5

5

Рассказ - объяснение

20

Проведение праздника по теме календаря.

1

1

Практическая работа

Экскурсия- праздник.  

Итого:

34

16

18

Содержание программы

 «Сибирская старина»

Введение. Знакомство с программой « Сибирская старина» (1 час)

Презентация программы внеурочной деятельности «Историей сибирской старины».

Основные теоретические сведения.

   Русская печь. История появления русской печи. Предназначение печи в деревенском быту. Формы устройства русской печи.

Практические работы.

  Образная экскурсия по экспозиции музея в кабинете технология, знакомство с макетом русской печи.

Что такое музей и как в нем работать (1 час)

Основные теоретические сведения.

  Знакомство с музеями, с историей их появления. Какие существуют музеи и какую цель они преследуют.

Практические работы.

   Показ фильма.  «Сибирское царство скрытая история».

Викторина «Быт сибирской старины» (1 час)

   Основные теоретические сведения.

   Работа в группах с Интернет-ресурсами по составлению вопросов к викторине Организация викторины «Быт Сибирской старины».

   Практические работы.

   Проводится познавательная игра. Знакомство с отдельными экспонатами музея через вопросы викторины.

«Мир крестьянской избы» (2 часа)

     Основные теоретические сведения.  Русская печь и ее значимость в крестьянской избе.   Вся жизнь славянского народа неразрывно связана с русской печью. Она использовалась не только для варки пищи, но и применялась для многих других предназначений.

Формы устройства русской печи, ее отличия и особенности.

     Практические работы.  Изготовление макета русской печи из различных материалов.

Проект «Русская печь» (3 часа)

  Что такое проект. Определение цели проекта, составлении плана работы, распределение заданий между участниками группы.

Поиск материалов об устройстве печи и ее применении в Интернет-ресурсах.

Защита проекта. Оценка проекта по критериям:

Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы;

    Сбор  информации;

    Выбор  и  использование  методов  и  приемов;

   Анализ  информации;

   Организация  письменной  работы;

   Анализ  процесса  и  результата;

   Личное  участие.

Народные промыслы (8 час)

Основные теоретические сведения.

 Знакомство с народными промыслами.

 Практические работы.

   Экскурсия в краеведческий музей народного – сельского быта в с. Красное, Ленинск - Кузнецкого района.

Основные теоретические сведения.

  Декоративно – прикладное творчество «вышивка крестом» предметов домашнего обихода. Вышивка – это украшение изделий сюжетным изображением или орнаментальным узором иглой вручную или машинным способом при помощи ниток либо других материалов. Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур, у этого искусства многовековая история.

Практические работы.

  Исследовательская работа, изучение исторических фактом в литературе, в интернет ресурсах. Определения особенности вышивки народов Сибири.

Основные теоретические сведения.

  Гончарное дело. Глиняные горшки, кувшины, крынки. Производство глиняной посуды, служившей для приготовления и хранения пищи, существует много веков. Первые глиняные изделия грубы и примитивны. Рассматривая посуду из Волосово - Даниловского могильника, можно заметить, что лепили ее вручную из одного комка глины, середина которого выдавливалась из глиняной колбаски, которую укладывали кругами. Это было 4000 лет назад. Гончарное производство находилось в руках женщин – хозяйка делала посуду только для себя.

Практические работы.

  Исследовательская работа, изучение исторических фактом в литературе, в интернет ресурсах. Истории появления глиняной посуды, изучение музейных экспонатов, условий их сохранности.

Основные теоретические сведения.

   Работа над Проектом «Глиняная посуда».

 Практические работы.

    Защита проекта.  Оценка проекта по критериям:

Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы;

    Сбор  информации;

    Выбор  и  использование  методов  и  приемов;

   Анализ  информации;

   Организация  письменной  работы;

   Анализ  процесса  и  результата;

   Личное  участие.

 «Музейное дело» (18час)

Основные теоретические сведения.

Введение.

 Знакомство с профессией экскурсовода.

До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты. 

    Классификация экскурсий.

     Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Практические работы.

   Разработка экскурсии по экспонатам нашего музея.  Исследовательская работа, изучение исторических фактом в литературе, в интернет ресурсах, о данных экспонатах. Составление текста экскурсии.

  Проведение пробной экскурсии по экспонатам музея «Сибирская старина»

Основные теоретические сведения.

  Фондовая работа.

   Комплектование музейных фондов - направление музейной деятельности, включающее в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ сбора музейных материалов.

Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

    Фонд музея - организационная совокупность музейных предметов (коллекций), зафиксированная в инвентарной книге музея.

Практические работы.

   Ведение инвентарной книги.

  Учет музейных фондов - это деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею, а также гарантия юридических прав на них. Юридическая охрана музейных фондов осуществляется при помощи документов:

Актов приема и выдачи экспонатов.

Книги поступлений.

Книги научной инвентаризации. Паспорта музейного предмета.

Документы, имеющие законную силу, подлежат регистрации.

   Ведение книги учета экскурсий. Это особая тетрадь куда ведется запись проведенных экскурсий, здесь отмечены номер школы ,  класса , количество учащихся , и тема экскурсии.

   Ведение книги отзывов и предложений. В этой книге оставляют  запись посетители музейной экспозиции, оставляя в ней свое мнение о данной экспозиции, высказывают свои предложения по работе музея.

Основные теоретические сведения.

Разработывание  циклов лекций и лекций – концертов по теме « Крестьянские календарные праздники и обряды». В календарном году существует много праздников и традиций, которые отмечает Русский народ. Но нам интересно, какие праздники и обряды проводили наши предки, жившие на территории Кемеровской области.

Практические работы.

Проведение праздника по календарю.

 Ожидаемые результаты:

Требования к уровню подготовки выпускников направлены, на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

- Освоить знания об  особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего города, края;

- освоить знания по истории Кемеровского района, особенностях его исторического и культурного развития;

- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- развить умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- освоить ключевые социальные компетентности, подготовиться к сознательному участию в гражданской жизни своего края.

Уровень образованности обучающихся общеобразовательных классов по данной образовательной области оценивается по определенной системе:

-контроль за качеством усвоения программного материала проводится систематически и регулярно;

-проверка и оценка знаний, умений и навыков носит индивидуальный характер;

-основным критерием оценки знаний и умений является усвоение содержания программы.

 

       В музеи оформлены и работают экспозиции

-макет русской печи;

-выставлены экспонаты быта старинной Сибирской избы;

-выставлены экспонаты декоративно - прикладного творчества.

Условия реализации программы

 1.Методическое обеспечение.

Программа сочетает разнообразные формы и методы работы с учащимися.

Дидактико-методические особенности программы:

- осуществление работы детей в работе с вещественными источниками;

Основные методы обучения:

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- словесный

2. Материально-техническое обеспечение

- компьютер

-  проектор

- экран

- магнитофон

- колонки

- экспонаты музея

Список литературы:

1. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология  / Е.Г. Артемов // СПб, 1999. 17 Лаптева, М.А. Музей как социальный институт.

2. Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.

3. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.

4.Кара А.П.  Школьный музей, Армавир, 2005.

5. Крицына Л. И. Детский музейный центр. Материальная база культуры: Науч. информ. сбор.. Вып 1. .М.,2001

6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная    дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.
7. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путём особой организации научно-исследовательской работы в музее. Образовательная деятельность художественного музея. Вып.6,2000.

8. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003.
9. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования  Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб. 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

Рабочая программа школьного краеведческого музея

Данная программа расчитана на два учебных года. В ней отображены различные аспекты деятельности учащихся....

Рабочая программа элективного курса "Сибирская литература" 10-11 класс

Рабочая программа и тематическое планирование курса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир музея"

Курс «Мир музея» для учащихся 5 класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей,  формирует нав...

Рабочая программа по внеурочной занятости "Практическая старина"

Программа внеурочной деятельности “Практическая старина” является продолжением одноименной программы для пятиклассников. В школьной программе по истории уделяется достаточное внимание на и...

Рабочая программа элективного курса по технологии для 8 класса "Предания старины глубокой"

Для любой культуры особое значение имеет познание и осмысление собственной старины истоков национальной культуры. Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человек...