Рабочая программа школьного краеведческого музея
рабочая программа по истории на тему

Подгайная Марина Владимировна

Данная программа расчитана на два учебных года. В ней отображены различные аспекты деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_muzeya.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ЗАВОДСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Принята на заседании
совета школьного музея
                                            Утверждена приказом

Протокол №        от

Организатор краеведческой работы        руководителя образовательного
                  
М.В. Подгайная        учреждения №        от_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

школьного краеведческого музея

на 2013-2014 учебный год

Подгайная Марина Владимировна учитель   высшей квалификационной  категории

2013-14 уч. г.


Пояснительная записка.

В настоящее время падает духовный уровень подрастающего поколения и общества, проявляется незначительный интерес к истории, идёт5процесс углубления противоречий между новым и старым поколением. В свете последних событий, когда страны Запада пытаются навязывать нам свою культуру, политические взгляды, тем самым, пытаясь «поработить» нас как нацию, как никогда остро стоит проблема развития нашей духовности, понимания русского начала.

Данная программа призвана включить всех учеников школы, их родителей, педагогов, общественность в музейно-краеведческую работу, смоделировать воспитательное пространство личности, привить нравственные и эмоциональные начала. Музей - важное звено воспитательного процесса, оказывающее непосредственное действие на воспитание школьников. Отсюда можно определить цели, задач, направления музейной работы.


Цель: Привитие навыков исследовательской работы учащимся. Развитие полноценной, патриотически-настроенной личности, способной гордится своей страной.

Задачи: 1) Обучение навыкам поисковой и исследовательской деятельности;

  1. Поиск документальных и вещественных источников прошлых лет и пополнение ими фонда школьного музея;
  2. Формирование нравственного, эстетического, патриотического аспекта в личности ребёнка.

Организационно-педагогические основы программы.

Программа включает следующее содержание:

  1. Изучение вещественных находок и документов истории;
  2. Изучение характера исторических событий на основе документов;
  3. Ознакомление с жизнью участников различных исторических эпох согласно их свидетельствам;
  4. Изучение исторических источников края в контексте истории России;
  5. Написание эссе, исследовательских работ, рефератов, участие в краеведческих и научно-практических конференциях;
  6. Сотрудничество с ветеранами, СМИ, общественными организациями.

Данная программа соотнесена со школьными программами по истории,

краеведению, граждановедению, правоведению, обществознанию и

географии.

Материалы и помещение школьного музея позволяют проводить

различные внеклассные мероприятия для учеников разного возраста.

Ученики и совет школьного музея, занимающиеся в краеведческом

кружке, разрабатывают и проводят музейные экскурсии и занятия.

Программа музейных уроков предполагает следующие тематические циклы:

1. «Знакомство с музеем».

Это начальный этап программы для учащихся младшего школьно возраста (1-4 класс). Занятия рассчитаны на несколько лет и носят подготовительный характер, подводя к последующим этапам исследовательской деятельности. Цель этапа - знакомство с отдельными музейными экспонатами, документами, предметными комплексами.

Предлагаются следующие предметы и объекты к рассмотрению: 1)Предметы крестьянского быта


  1. Фото героя
  2. История ордена, медали
  3. Оружие

5)Документальные свидетельства жизни человека.

Примерные темы занятий:

  1. «Здравствуй музей».
  2. «Военный подвиг»
  3. «История одного экспоната».
  4. «Если бы я был на войне».
  5. «Я и моя семья».

Воспитанники усваивают понятия «прошлое», «память», «патриотизм», приобщаются к музейной культуре, учатся любить и беречь свой родной край.

2. «Научные деятели».

Второй уровень рассчитан на средний школьный возраст (5-9 класс), он носит ориентирующий и обучающий характер. Здесь задействовано множество информации. Главная особенность - расширение и углубление понятий и представлений, заложенных ранее. Ученик ищет интересующие его темы, вопросы, связанные с музейной спецификой.

Исследование предполагается вести по следующим направлениям:

1.        Различные виды источников (письменные, устные, материальные).

2.        Изучение исторических наук (историография, краеведение,
документалистика и др.).

3.        методика научного изучения музейных экспонатов: поиск,
исследование.

Формами занятий могут быть как музейный урок, так и урок памяти, викторина, урок мужества и др.

Примерные темы занятий:

  1. «Детство, опалённое войной».
  2. «Чей ты, орден?».
  3. «Герои-земляки».
  4. «О, сколько нам открытий чудных...».
  5. «Военная фотография».
  6. «История моего посёлка».
  7. «Исповедь земляка».
  8. «Земля Афганистана».
  9. «Земляки - чемпионы».

Итогом данной деятельности является оформление нового музейного стенда, краеведческого альбома, исследовательская работа, презентация, подготовка и проведение экскурсий и т.д. Закрепляются навыки исследовательской деятельности.

4. «Современная жизнь».

Данный цикл помогает развить исторический образ и историческое мышление учащихся 10-11-х классов. Способствует формированию исследовательского мировоззрения, толерантности, научности. Идёт углубление навыков, полученных ранее.

Основные направления цикла:

  1. Жизненные цели и принципы.
  2. Осмысление человеческих ценностей.
  3. Человек в нашей истории.
  4. Судьба поколений.
  5. Духовное наследие.

На занятиях этого цикла преобладают обмен мнениями,«разговор по-душам», источниками которых являются музейные экспонаты, живые свидетели исторических событий. На занятия приглашаются люди старшего поколения.

Формы занятий различные: лекция, философский диспут, презентация, дискуссия и д.р.

Темы занятий:

  1. «Я и мой мир».
  2. «Отдадим долг Родине».
  3. «Каким я вижу будущее».
  4. «Фотография на память».
  5. «Юные дарования».
  6. «Известные земляки».
  7. «Современная философия».
  8. «Герои - афганцы»

Прогнозируемый результат:

 Данная программа нацелена на развитие цельной, толерантной, патриотически-направленной личности, которая так необходима нашей Родине в настоящее время. Необходимость знания своей истории, места в ней, знание нашего великого исторического прошлого заставляет учителя применять такие методы воспитания, как музейные экспонаты, документы; формирует у молодого человека свой взгляд на мир. В рамках данной работы осуществляется связь поколений, культивируются общечеловеческие ценности.

Школьник успешно участвуют в краеведческих конференциях, районных и областных олимпиадах по истории, краеведению и избирательному праву.


                            Учебно-тематический план кружка «Музейное дело».

№ п/п

Тема занятия

кол-во

часов

Дата

Примечания

1.

Знакомство с музеем

1

2-5

Работа с архивными документами

4

6-9.

История моей школы

4

экскурсия

10-11

Обновление экспозиции «Моя школа»

2

12-13.

Наш посёлок.

2

экскурсия

14.

Обновление экспозиции «Наш посёлок

1

экскурсия

15-17.

Наши учителя.

3

18-19.

«Скорбим и помним – Великая война».

2

экскурсия

20-22.

«Чей ты, орден?»

3

экскурсия -исследование

23-25.

Герои-земляки – И.Д.Лихобабин

3

экскурсия

26-27.

Кольцо блокады – Ленинград.

2

экскурсия

28-29.

Бои за Сталинград.

2

30.

Курская дуга

1

31-33.

Воронеж – город Воинской славы.

3

экскурсия

34.

Война глазами очевидцев – материалы СМИ.

1

35-37.

Военная фотография.

3

экскурсия

38-39.

«Весенние праздники».

2

обновление экспозиции в рекреации

40-41.

Древо моей семьи.

2

42-44.

«Земляки – чемпионы».

3

экскурсия

45-46.

Весна на «Аллее Героев».

2

фильм, экскурсия

47-50.

«Н.Н.Садовский – поэт, художник, музыкант».

3

экскурсия

51-54.

Знаменитые калачеевцы.

4

экскурсия

55-57.

Каким я вижу будущее Калача.

3

проекты

58-60.

Юные дарования

3

61-64.

История одного экспоната

4

исследование

65-66.

Меловые пещеры Калача

2

исследование

67-68.

Храмы Калача

2

69.

Итоговое занятие.

1

70.

Итоговое занятие - резерв.

1

Список учащихся 8 «А» класса

  1. Благо даров И.
  2. Вобленко С.
  3. Гайдук В.
  4. ДмитриенкоС.
  5. ДудкинаВ.
  6. ЖученкоМ.
  7. ЗазулинА.
  8. Куликова А,
  9. Левченко Я.
  10. Ляхов В.

11.ПадалкинЯ.

12.ПогореловВ.

13.Покусаев М.

14.Покусаева Я

15.Пятакова А.

16.Рябикин Д.

17.Шевцова Л.

18.ШубинК.


Принят на заседании совета школьного музея, коллектива и администрации школы 27 сентября 2002 г. организатор краеведческой

работы        

/Подгайная М.В./


Утверждаю директор МОУ Заводская СОШ

/Князев В.Ю./

Устав

школьного краеведческого музея

" Историческое наследие   "

МКОУ Заводская СОШ.

  1. Школьный краеведческий музей " Историческое наследие" (далее по тексту "Музей") является структурным подразделением МОУ Заводская СОШ и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Полное официальное название Музея: Школьный краеведческий музей "Историческое наследие " МКОУ Заводская СОШ.
  3. Целью создания Музея является выявление, сбор и хранение музейных предметов и музейных коллекций; изучение и публикация их; осуществление просветительской и образовательной деятельности.
  4. Для реализации этих целей формируется и постоянно функционирует Совет школьного музея.
  1. Совет музея призван оказывать помощь Музею:

  • в научных разработках, популяризации документов, предметов и материалов;
  • в налаживании просветительской и научно-исследовательской работы, пропаганде знаний;
  • в комплектовании музейных коллекций и фондов;

     в создании экспозиций и организации тематических и передвижных выставок;

■        в организации экскурсий, лекций, выступлений в средствах
массовой информации.

6.        Совет Музея:

  • проводит свои заседания не реже 1 раза в квартал, на которых рассматриваются предложения и определяются меры по их реализации;
  • решения Совета имеют рекомендательное значение и принимаются большинством членов Совета.

7.        Руководитель краеведческого движения:

и     организуют работу творческих групп;

я     координируют деятельность Совета музея;


  • готовит экскурсоводов;
  • ведет документацию;
  • планирует работу музея;
  • анализирует работу музея.

  1. Источником финансирования Музея являются внебюджетные средства.
  2. Местонахождение Музея:

  Воронежская область,г.Калач, ул.Космонавтов,24 МКОУ Заводская COШ Т.44-3-43



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школьного краеведческого музея

Данная программа разработана для школьного краеведческого музея, возрастная категория - 1-11 классы....

Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Программа школьного краеведческого музея

Школьный музей – одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основной целью деятельности школы в настоящее время является «Воспитание всесторонне развитой личн...

Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .

Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора"

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора" призвана повысить интерес школьников к истории родного края, воспитывать патриотов свего Отечества....

Программа развития школьного краеведческого музея МБОУ «Советская СОШ» Ядринского района Чувашской Республики

Краеведческий музей нашей школы впервые открыл свои двери для посетителей, ветеранов войны и тыла 9 мая 2008 г. В музее собраны предметы старины, материалы по истории школы. В 2007 г. Велась активная ...

Программа развития школьного краеведческого музея

Программа развития школьного краеведческого музея....