Программа школьного краеведческого музея
рабочая программа на тему

Глушнев Александр Васильевич

Школьный музей – одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основной целью деятельности школы в настоящее время является «Воспитание всесторонне развитой личности». Школьный музей способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной работы, апробирования музейно-педагогических технологий.

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает учащимся возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_muzeya.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Приложение № 4

Управление образования администрации

Тайшетского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

                                               имени Николая Островского

РАССМОТРЕНО                         СОГЛАСОВАНО                     УТВЕРЖДАЮ

на заседании   МО                       заместителем                            Директор школы

 учителей истории,                      директора   по УВР                   _____________А.В.Глушнев            

географии                                    ____________Г.А.Плешень     «____»________2014г

Протокол №_____                       «____» ________ 2014г

Руководитель МО

___________Т.А.Цурикова

«_____» _______ 2014г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей «Музей своими руками»

педагога дополнительного образования

Глушнева Александра Васильевича

на 2014-2015 учебный год

                                                     

г.Тайшет

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Музей своими руками» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
  3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
  4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
  5. Программа  туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО».Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
  6. Приложение к письму  Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».

Программа «Музей своими руками» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на 3 года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой  и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа  рассчитана на обучающихся 11-15 лет.

Школьный  историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся.  Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,  воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.  Музей  выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

        Работа школьного музея способствует реализации  компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у  учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, 
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

    -  информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

     - коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

                        Цель и задачи программы  

        Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

       Задачи:

-  образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами  музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,  формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.

                     

Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности; 
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

 Педагогические технологии

Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

- метод проекта; 
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.

Ведущие направления деятельности:

  1. Организационная и методическая работа.
  2. Поисково-исследовательская работа.
  3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
  4. Экскурсионно-массовая работа.
  5. Учебно-образовательная и воспитательная.
  6. Работа с фондами.
  7. Информационно-технологическая работа.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

- учебном;                                                                                                                          - внеклассном;
- социально-проектном.

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:        Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;        

- кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне  музея;        

- туристические поездки;

- уроки в музее        

- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее                                                  

 - уроки мужества, акции;

- изучение исторических событий;       

 - экскурсии, встречи в музее.

Ожидаемые результаты программы

1. Наличие локальной  нормативной правовой базы деятельности школьного музея.              2. Систематизация работы  школьного музея.                                                                                3. Получение целостной картины по истории развития района, города, школы и ее традиций.                                                                                                                                            4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.              5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.                                         7. Повышение  уровня  мотивации учащихся к изучению истории региона, Тайшетского района и города Тайшета                                                                                                                        8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.                                                              9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.                                                                                                                               

Формы контроля:

  • Тесты
  • Контрольные вопросы
  • Проекты
  • Экскурсии.

Нормативно-локальная база деятельности  школьного музея:

- Устав школы;

- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа  развития  музея;
- План работы музея на учебный год;

- Рабочая программа дополнительного образования детей.
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление  реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;

- совет музея.

Учебно-тематический план к программе «Музей своими руками»

№ п/п.

Содержание программы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

1

1

2

1. Всероссийское туристско -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».

1

2

3

3

2. Наследие в школьном музее. 

2

2

4

4

3. Родной край в истории государства Российского.

1

5

6

5

4. Функции школьного музея

2

-

2

6

5. Организация школьного музея. 

2

2

4

7

6. Моя семья и родной край.

2

6

8

8

7. Наша школа в истории края 

2

6

8

9

8. Комплектование фондов школьного музея

2

2

4

10

9. Фонды школьного музея 

2

2

4

11

10. Учёт и описание музейных предметов

1

3

4

12

11.Экспозиция школьного музея. 

2

2

13

12.Тексты в музейной экспозиции

1

1

2

14

13. Военная слава земляков

2

4

6

15

14. Экскурсионная работа в школьном музее.  

1

3

4

16

Итоговое занятие

2

2

17

Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа.

По плану

18

Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению

19

Заседание Совета и актива школьного музея

По плану

20

Областные, городские и районные мероприятия

21

Индивидуальные консультации

Итого:

70

Содержание программы курса «Музей своими руками»

Тема 1. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» (4 часа)

Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах  

Практические занятия (2 часа)

Участие в конкурсе о символике школы.

Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)

Теоретические занятия (2часа)

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие (2 часа)

Творческая работа.

Тема 3. Родной край в истории государства российского (6 часов

Теоретические занятия (1 час)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия (5 часов)

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Экскурсия в с. Бирюса, п.Шиткино

Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 5. Организация школьного музея (4 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Школьный  музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия  (2 часа)

Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (6 часов)

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Наша школа в истории края (8 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.

Практические занятия (6 часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа г.Тайшета – «кузница кадров».

Тема  8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Практические занятия (2 час.)

Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Структура  и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия (2 часа)

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)

Теоретические занятия (1 час)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (3 часа)

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)

Теоретические занятия (1 час)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих  и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (1 час)

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 13. Военная слава земляков (6 часов)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)

Практические занятия (4 часа)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

  Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)

Теоретические занятия (1 час)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (3 часа)

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.  Проведение экскурсий.     

Тема 15. Индивидуальные консультации по темам проектов  (6 часов)

Календарно-тематический  план к программе курса

«Музей своими руками»

№ п/п.

Дата проведения

Содержание программы

Теоретические занятия

Практи-ческие занятия

Всего

план

факт

1

02-06.09

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

1

1

2

3

08-13.09

15-20.09

1.Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».

Целевые программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в школе. Местные и региональные программы и подпрограммы. «Моя родина – Липецкий край»

2

1

3

4

22-27.09

2. Наследие в школьном музее. Понятие об историко-культурном и природном наследии

2

4

5

29.09-03.10

Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

2

6

06-11.10

3. Родной край в истории государства Российского.

История  заселения Тайшетского района

Первые упоминания местности в официальных источниках. Никоновская летопись. Этапы истории края

2

6

7

По плану

Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа.

4

8

13-18.10

4. Функции школьного музея

Тестирование по теме: «Школьный музей – как фактор формирования общественной активности учащихся»

2

-

2

9

10

20-25.10

27.10-01.11

5. Организация школьного музея. Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Совет музея.

2

2

4

11

12

10-15.11

17-22.11

6. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи.

1

3

8

13

14

24-29.11

01-06.12

Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Контрольные вопросы по теме «Учредительные документы школьного музея»

1

3

15

16

08-13.12

15-20.12

7. Наша школа в истории края История школы.

Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории области  

1

3

8

17

18

22-27.12

12-17.01

Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных и  областных  архивах.

Проект «Наша школа в истории Иркутской области»

1

3

19

19-24.01

8. Комплектование фондов школьного музея

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования.

1

1

4

20

26.01-31.02

Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций

1

1

21

02-08.07

  1. Фонды школьного музея Структура  и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции.
  2. Тестирование по теме «Структура и состав школьного музея»

2

4

22

09-14.02

Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов

2

23

16-21.02

10. Учёт и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов

1

1

4

24

24.02- 28.02

Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов

Контрольные вопросы по теме «Система учета музейных фондов»

2

25

02-07.03

11.Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция

2

2

26

09-14.03

12.Тексты в музейной экспозиции

1

1

2

27

28

29

15-21.03

01-04.04

13. Военная слава земляков

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

Проект по теме «Великая Отечественная война – взгляд из 21 века»

 Книги  Памяти

2

4

6

30

06-11.04

14. Экскурсионная работа в школьном музее.  Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами

1

1

4

31

13-18.04

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная

Тестирование по теме: «Виды экскурсий»

1

1

32

20-25.04

Итоговое занятие

2

2

33

04-08.05

Индивидуальные консультации по темам проектов

1

1

34

12-16.05

Заседание Совета и актива школьного музея

35

18-29.05

Областные, городские и районные мероприятия

36

Итоговая аттестация : Тест по теме «Музейное дело»

Итого:

70

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  3. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  4. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  5. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
  6. Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
  7. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с.
  8. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань, 1997.– 384с.
  9. Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
  10. Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое изд-во, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
  11. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
  12. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
  13. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 2007

Копия верна:

Директор МКОУ СОШ № 1                                               А.В. Глушнев

17.09.2014г

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОУ

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию ОУ средствами музейной педагогики....

Рабочая программа школьного краеведческого музея

Данная программа расчитана на два учебных года. В ней отображены различные аспекты деятельности учащихся....

Программа школьного краеведческого музея

Данная программа разработана для школьного краеведческого музея, возрастная категория - 1-11 классы....

Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора"

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора" призвана повысить интерес школьников к истории родного края, воспитывать патриотов свего Отечества....

Программа развития школьного краеведческого музея МБОУ «Советская СОШ» Ядринского района Чувашской Республики

Краеведческий музей нашей школы впервые открыл свои двери для посетителей, ветеранов войны и тыла 9 мая 2008 г. В музее собраны предметы старины, материалы по истории школы. В 2007 г. Велась активная ...

Программа развития школьного краеведческого музея

Программа развития школьного краеведческого музея....