Разработка урока географии "Краевой центр"
методическая разработка по краеведению (9 класс)

Черепахина Нина Геннадьевна

Разработка урока географии знакомит учащихся с  историей краевого центра, с  достопримечательностями столицы Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya.docx316.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Краевой центр.

Задачи:

Образовательные: знакомство учащихся с историей краевого центра, с  достопримечательностями Краснодара.

Коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительных восприятий, произвольного внимания, памяти.

Воспитательные: воспитание любви к малой Родине, чувства сопричастности к  истории родного края.

Оборудование: презентация «Екатеринодар – Краснодар», мультимедийное оборудование, политико – административная карта Краснодарского края, карточки с заданиями.

Тип урока: виртуальная экскурсия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.

Карточки с заданиями.

Задания 1-2 уровня сложности.

1.Какая река самая большая в Краснодарском крае?

А) р. Белая; Б) р. Ея; В) р. Кубань; Г) р. Лаба; Д) р. Челбас.

2. Какая гора является высшей точкой Краснодарского края?

А)Ахун; Б)Фишт; В) Цахвоа; Г) Агой; Д)Чугуш.

3.Какое озеро самое большое в крае?

А) Ханское; Б)Чембурка; В) Кардывач; Г)Абрау.

4.Как называлось жилище казаков?

А) Дом; Б) ; В)хата; Г) изба; Д) квартира.

5. Переставь буквы местами и узнай названия блюд кубанской кухни:

А) щобр- _________________________

Б) наривеки - ______________________

В) гипро - _________________________

Г) шрокаок- ________________________

6. Найди лишнее:

А) Медведь, Б) рысь, В) кабан, Г) щегол, Д) заяц.

7. Узнай животное по описанию:

Это самое крупное животное нашей страны. Обитает в Кавказском государственном биосферном заповеднике. Это крупное млекопитающие, тело которого покрыто бурой шерстью. Ведет стадный образ жизни, легко лазает по горам. Кто это?

_____________________________________________

Задание 3 уровня сложности.

1.  Из перечисленных названий подчеркни те, которые являются названиями городов Краснодарского края.

Горячий Ключ, Москва, Белая, Цахвоа, Туапсе, Кубань, Краснодар, Пшиш,  Ставрополь, Лабинск,  Абрау,  Сочи,  Волга,  Кавказ, Армавир.

 2. Подчеркни названия домашних животных, которых разводят на  территории Краснодарского края.

 Коровы, свиньи, гуси, индейки, олени, овцы, козы, яки, верблюды, пчелы, ламы, кролики,  нутрии, куры, тутовый шелкопряд.

Задание 4 уровня сложности.

D:\Раскраски животные\Животные окружающий мир\1\Scannedimage-4.Jpg

Проверка выполнения заданий.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в краевой центр Кубани, город Екатеринодар.

В апреле 1783 г. был издан Манифест Екатерины II о присоединении к России Крыма, Тамани и правобережья Кубани.

В августе 1793 г. войсковое правительство решило « в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик», в  честь императрицы Екатерины II воздвигнуть войсковой город Екатеринодар. Место под него было выбрано атаманом Захарием Чепегой. Город застраивался по плану, поэтому до сих пор в центре сохранились прямые улицы. Уже в 1794 г. в нем насчитывалось около десятка домов кирпичных, 75 деревянных или  турлучных хат и 154 землянки. Екатеринодарская крепость с первых дней своего существования начала приобретать черты общекубанского центра культуры, просвещения. Именно здесь были первые на Кубани аптека, типография, библиотека, храмы, войсковое училище для детей, офицерское собрание и лесопитомник.

С 1920 г. город носит новое имя  - Краснодар. В нем построены заводы, фабрики, институты. В годы Великой Отечественной войны город сильно пострадал: когда 12 февраля 1943 г. воины  - освободители вошли в Краснодар, то увидели почти сплошные руины. Фашисты разрушили лучшие здания, школы, институты, разграбили знаменитую Пушкинскую библиотеку. Много пришлось потрудиться краснодарцам, чтобы восстановить свой город и сделать его еще красивее.

Сейчас Краснодар  - настоящий красавец, город – сад. Гордо высятся современные здания, новые микрорайоны: Комсомольский, Фестивальный, Юбилейный. Спешат по утрам на занятия школьники, лицеисты, гимназисты, студенты университетов, академий.

Гостеприимно распахнуты двери концертных  и выставочных залов, театров. Наиболее известные театры города: театр Драмы, Музыкальный театр, Молодежный театр, Краевой театр кукол. В Краснодаре много музеев. С двумя музеями Краснодара мы сегодня и познакомимся.

Экскурсию по художественному музею проведет Сергей Д.

Ученик.  У нас в крае жил человек, которого благодарные земляки стали называть «Кубанским Третьяковым».  Его имя Федор Акимович Коваленко (1866- 1919 гг.). В детстве он мечтал быть художником, но семья жила очень бедно и на учение в художественной школе не оказалось денег. Федор с 15 – ти лет начал работать. На свои скудные заработки, небольшие сбережения он покупал картины, этюды, старинные вещи, монеты.

Более десяти лет он собирал свою коллекцию, тратил на неё все деньги, а сам жил едва ли не впроголодь.

В январе 1903 г. в городскую Думу Екатеринодара пришло письмо от Ф.Коваленко. «Всю мою коллекцию, состоящую из картин, древних монет, вещей и прочих предметов, я приношу в дар городу Екатеринодару». Так в городе появилась своя картинная галерея, созданная фактически одним человеком. Имя Ф.Коваленко носит Краснодарский художественный музей, расположенный в одном из красивейших зданий города – «доме Шарданова».

Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше потянулись,

Ну- ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали,

И на месте побежали.

А теперь мы отправимся в государственный историко – археологический музей – заповедник имени Евгения Фелицына.

Экскурсию по этому музею проведет Олеся А.

Ученик. В 1879 году секретарь Кубанского областного Статистического комитета Е. Д. Фелицын основал Войсковой этнографический и естественно-исторический музей. Официальный статус музей получил 12 июля 1908 года. К 1917 году музейный фонд музея составил более 11 000 предметов.

В конце 1918 года возникла идея создания Центрального областного музея. С 1924 года Краснодарский музей получил статус Научного.

С середины 30-х годов музей называется Краснодарским краеведческим музеем. Фонд музея составил 40 000 предметов. Коллекции пополнялись за счет археологических и палеонтологических экспедиций.

В период Великой Отечественной войны основная деятельность была по изучению природных богатств Кубани, выявлению сырьевых ресурсов. О деятельности музея в период немецкой оккупации известно очень мало.

После освобождения города музей продолжил работу. С июля 1961 года музей располагается в бывшем особняке Богарсукова. Во второй половине 70-х годов возрождается интерес к этнографии. Указом президента РФ отнесен к объектам федерального значения. Всего в фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника хранится более 400 тыс. экспонатов.

         Учитель. Неповторимую прелесть городу придает его зеленый наряд: тополиные и каштановые аллеи, тенистые скверы, чудесные клумбы.  Краснодарцы любят отдыхать в красивейших парках. Это парк Галицкого, Ботанический сад, 30 – летия Победы, Сафари – парк, Чистяковская роща, Солнечный остров.

Слышу в тополях веселый шорох.

Вижу в бликах солнца тротуар,

Как же ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по краевому центру.

Сейчас мы проведем небольшую зрительную викторину. По фотографиям надо  узнать здания краевого центра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Разработка урока с ЭОР. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Разработка рекомендована педагогам для реализации перехода на ФГОС...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...

Методическая разработка Факультет "Пресс-центр"

Сценарий разработан для проведения факультета "Пресс-центр" для участников районной учебы старшеклассников ""Академия успеха с целью создания условий для самовыражения, поиск...

Методическая разработка урока технологии на базе Центра "Точка Роста"

Методическая разработка урока технологии педагогами, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на базе Центров образования цифрового и гуманитарного профи...

Методическая разработка проекта "Пресс-центр"

Разработка проекта на конкурс методических разработок....

Методическая разработка урока в рамках реализации основной общеобразовательной программы с использованием оборудования центра «Точка роста»

Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей» Планируемые результаты:Личностные- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающи...