ФГОС 5 класс
учебно-методический материал по краеведению (5 класс)

Светлана Александровна Дьякова

Поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1 урок72.5 КБ
Microsoft Office document icon 2 урок134 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема.  Введение. Кубановедение как предмет. Кубань-многонациональный край.

Предметные задачи:

-формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления о населении Кубани в древности; возникновении новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.

-диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.

-формирование интереса и мотивации обучения, уважительного толерантного отношения  и сопричастности к истории своей малой родины.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Образовательные ресурсы: 

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани;

-видеофильм «История Кубани»;

 -мультимедийное оборудование.

Работа с терминами: 

  1. Основные понятия: археология, орудия труда, эпохи первобытности на Кубани, исторические источники, национальность, народность.
  2. Выдающиеся личности: Е.Д. Фелицын, Б.А. Трехбратов.

Обязательный минимум содержания: что изучает кубановедение – проблема предназначения исторической краеведческой  науки.  Из чего складываются исторические знания об истории  малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории?

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД. Технология оценивания

I. Создание    проблемной ситуации:

 

 -входная   диагностика;

-формулирование проблемы.

-инициация:  знакомство с классом; требования к учащимся;

- вхождение в тему: постановка целей и задач урока;

- формирование ожиданий учеников: актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в начальной школе (беседа с классом по вопросам)

Отвечают на вопросы учителя:

- зачем надо изучать историю?

- для чего надо знать историю родного края?

- что изучает краеведение (кубановедение)?

- что интересного и важного вы узнали в курсе изучения кубановедения в младших классах? 

-что вам известно из курса начальной школы о народах, населявших наш край в прошлом, настоящем?

-предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Формулируют вопрос (учебную задачу)  на урок  в разных вариантах.

Регулятивные УУД:

-выдвигать версии, гипотезы;

- определять цель деятельности на уроке;

- формулировать проблему в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

II Планирование деятельности.

III. Поиск решения проблемы:

-открытие нового знания

1. Знакомство с учебником.

Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

  1. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации).

 Чтобы полнее представить весь колорит народностей, населявших наш край на протяжении многих веков, обратимся к истории его возникновения, к его истокам.

Конечно, основу современного Краснодарского края, включающего в себя более 120 национальностей, составляют русские, но более 2-х столетий назад кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские линейные казаки - потомки беглых русских крестьян. А ещё раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленённых турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий музыкальный слух ещё и теперь может уловить тяжеловесный, тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот…

В пятом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим  историческим путем наших предков, охватывающий значительный промежуток времени, познакомиться с историей, культурой, образом жизни кочевых и осёдлых племён Прикубанья в раннем железном веке. Определить роль великой древнегреческой колонизации в этнополитическом и культурном сближении народов Кубани, взаимовлияния и взаимопроникновения греческой, меото-сарматской, скифской культур. Чтобы путешествие по данному курсу  было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.

2. Проводит игру «Навигатор».

 

3. Проработка содержания темы: 

- работа с учебником на стр. 5-6.

Выполняют задание:

 -  выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление.

 

Игра «Навигатор»:

-  обращают  внимание на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).

-  работа с текстом «Введения» (предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).  

2. Работа с терминами, датами и понятиями.

Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию;

-развивать общеучебные умения и навыки: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п;

- представлять информацию в разных формах (карта, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Используется хронологическая таблица, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника; особый акцент делается  на терминах: национальность и народность).

Народность.  Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.

Национальность.

Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

  1. Знакомство с атласом «История Кубани».

Информация для учителя (памятка  для работы с  атласом и исторической картой):

- при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов.

IV. Выражение решения проблемы.

Роль учителя – координатор деятельности учащихся

   Материал для учителя. 

Порядок написания Синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяюще содержание Синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает  своё отношение к понятию.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации,  связанные с данным понятием.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задание № 1

Решить тест

 Оценить утверждения и поставить  в соответствующем квадрате значок  «+»   или   «  - »:

Кубань – многонациональный край:

   

ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО

        Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:

   

     ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО

Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:

   

   ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО 

Задание № 2

Ответить на вопросы.

- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________(археология)

- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________ (каменный, бронзовый и железный века)

- Перечислить  племена и народности, проживавшие  на территории Кубани в древности____________________(скифы, сарматы, меоты, греки).

Задание № 3

Выполнить Синквейн (пятистишье)

Из предложенного набора  выбрать слова, характеризующие понятие               1. КУБАНЬ на сегодняшнем учебном занятии:

2.  Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная

3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает

4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.

5. Родина. Отчизна.

  1. КУБАНЬ
  2. __________________________________________________________
  3. _________________________________________________________
  4. __________________________________________________________

5.___________________________________________________________

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, обобщать полученную информацию);

- доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне

Личностные УУД:

-осознавать и проявлять себя гражданином России, Кубани  в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, родного края, страны.

V. Применение.

Рефлексия/саморефлексия учащихся 

Познавательные УУД:

-обобщать и делать выводы

Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока.

Учитель предлагает учащимся высказать своё отношение к уроку - заполнить таблицу, поставив знак «+» в соответствующей графе.

Понравилось

Не понравилось

Было интересно, хотелось бы ещё

VI.  Домашнее       задание

Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

1 . Прочитать введение стр. 5-6

2.  Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщение по теме: «Стоянки среднего палеолита»

Коммуникативные УУД:

-излагать своё мнение, аргументируя его.



Предварительный просмотр:

Урок 2.

Тема.  Древние собиратели и охотники.

Предметные задачи:

- определение и  характеристика основных этапов эволюции человека и расселения людей по территории Кубани;

- развитие  навыков  работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа;

- привитие бережного  уважения к труду и историческим открытиям в древности.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Образовательные ресурсы: 

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани, схемы, таблицы;

- ЭОР(презентация к уроку «Древние собиратели и охотники»);

 -мультимедийное оборудование.

Работа с терминами: 

  1. Основные понятия: палеолит, культурный слой, питекантроп, присваивающее хозяйство,  родовое устройство, ритуал, религия.
  2. Выдающиеся личности: В.Е. Щелинский

Обязательный минимум содержания: формирование представлений об этапах каменного века на Кубани, достижения современной науки в изучении типов первобытного человека и его расселении на территории  края, своей местности.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания

I. Входная диагностика.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Выполнение заданий № 1,2.

Задание № 1

Вставить пропущенные слова

Слово археология в переводе с ____________ означает __________________

____________________________. Это наука, которая изучает _____________  __________ по вещественным ______________________ памятникам.  Главным способом таких открытий являются ____________________, а  также их подводное изучение -________ _____.

Задание № 2

Решить тест

 1 .Выбери правильный ответ

- жизнь древних людей изучается:

а) археологами б) этнографами  в) нумизматами

-первые люди на Кубани появились:

а) более 1 млн лет назад      б) более 500 тыс. лет назад       в) более 50 тыс. лет назад

2. Оцени утверждение и поставь всоответствующем квадрате значок  «+»   или «-»

-первоначально орудия труда производились из железа, потом из меди и бронзы и, наконец, из камня:

ВЕРНО                         НЕВЕРНО  

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, определять понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

II. Планирование деятельности.

III. Поиск решения проблемы

--открытие нового знания

- проектная деятельность учащихся

1.Фиксирует на доске тему урока: «Древние собиратели и охотники».

2. Предлагает учащимся ответить на вопросы:

-что нам сегодня предстоит выяснить?

- что мы уже знаем по этой проблеме из курса истории древнего мира?

3. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

Рассказ учителя с опорой на схему «История человечества» (см. Приложение № 1), ЭОР (презентация к уроку):

-ранний палеолит;

- возникновение религиозных верований.

4. Проработка содержания темы: 

- работа с учебником (п.1  стр. 7-8, работа с терминами: культурный слой, неандерталец).

Роль учителя – координатор деятельности учащихся

1.Формулируют вопрос (учебную задачу)

 на урок  в разных вариантах.

  1. Первичная проверка понимания. Выполнение заданий № 3-4

Задание № 3

            Дописать смысловой ряд:

Задание № 4

Заполнить недостающую информацию:

Культурный слой

Один из ископаемых предков современного человека, назван по месту находки (как это принято в археологии) в Германии в 19 веке.

Сообщения учащихся, работавших с заданиями клуба «Посковичок»:

 - стоянка «Богатыри»;

 - Треугольная пещера;

  - Ильская стоянка.

Регулятивные УУД:

-  определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).

-выдвигать версии.

Познавательные УУД:

-определять понятия;

-устанавливать причинно - следственные связи на простом и сложном уровне;

-находить в различных  источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

IV. Выражение решения проблемы.

Роль учителя – координатор деятельности учащихся.

Первичное закрепление.                            Выполнение заданий № 6-7

Задание № 6

работа с контурной картой

 (атлас  История Кубани, карта № 1)

Задание № 7

Работа с терминами.

Используя текст учебника на стр. 11, вписать в текст недостающие слова

В период среднего палеолита возник определённый порядок захоронения – погребальный __________________. У людей возникли представления о __________________ _______________, что свидетельствует о наличии у _______________________ первых зачатков _________________.

Регулятивные УУД:

-развитие практико – ориентированных самостоятельных действий при работе с атласом, контурной картой;

-работа над понятийным аппаратом.

V. Применение нового знания.

Информация для учителя.

Памятка  к проведение словесной игры «Снежный ком»

Данная игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся. В процессе данной дидактической игры рождается повествование о раннее изученном периоде истории, с многократным повторением последнего предложения вместе с уже ранее сказанными предложениями. «Новый слой» как бы налипает на старую основу и вместе с ней становится основой для более нового слоя. Выигрывает тот, кто сумеет сочинить и повторить как можно больший фрагмент текста - «Скачать самый большой снежный ком». Начинает катать ком учитель. Далее дети дополняют его по желанию.

Проведение игры «Снежный ком»

Словесная игра «Снежный ком».

    Примерный текст.

Каменный век на Кубани начался около 600 тысяч лет назад. Он длился до  IV тысячелетия до нашей эры. Каменный век  делится на периоды: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Слой земли, который сохранил остатки деятельности человека – культурный слой. Тип человека раннего палеолита – питекантроп. К числу ранних стоянок относятся: Абадзехская, Хаджок и Шаханская. Местами обитания древнейших людей Кубани были естественные гроты и пещеры.

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

VI. Домашнее задание.

Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

1.Прочитать параграф №1 (стр. 7-11)

2. Ответить на вопросы стр. 11

3.* Письменно ответить на вопрос «Почему очень важно бережно относиться к истории родного края в древности?» (составить 3-4 предложения).

Личностные УУД:

-извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок

Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....

Презентация урока математики ФГОС класс

Презентация к уроку математики ФГОС 5 класс...

План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС Класс: 3

В рамках требований ФГОС предлагаю план-конспект урока в 3-ем классе по теме учёба в школе, где четко определены цели урока , действия педагога и учащихся на разных этапах урока....

Рабочая программа по Информатики и ИКТ ДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА

Рабочая программа по Информатики и ИКТДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА...

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Технологические карты к открытым урокам в ФГОС классах (К школьному и кожунному этапам конкурса "Учитель года - 2017")

Разработка технолоических карт  к урокам английского языка кардинально отличается от ординарных поурочных планов....