Краевой профессиональный конкурс «Учитель года Кубани по кубановедению» в 2020 году
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Авакян Светлана Сергеевна

Конспект урока "Дольменная культура"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевой профессиональный конкурс «Учитель года Кубани по кубановедению» в 2020 году

Тема урока: Дольменная культура

Класс: 5

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с дольменами, их видами, теориями происхождения.

Развивающая: развивать умения работать с картой, историческими источниками, интернет-источниками, анализировать материал, делать выводы, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к истории и культуре  родного края.

Тип урока: изучение нового материала

Вид занятия: практический

Оборудование: мультимедиа, презентация, карта «Дольмены на Кубани», пластилин, листы А4, цветные карандаши, белый картон, рабочий лист.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном явлении для Кубани. Давайте посмотрим презентацию и ответим на вопросы.

Просмотр презентации. ( Слайд 1)

Вопросы учителя:

  1. Как называются эти сооружения?
  2. Чем отличаются и что общего у этих сооружений?

Учитель: Правильно, эти сооружения называются дольмены. Предмет нашего изучения мы определили, а теперь давайте сформулируем тему урока. (Слайд 2)

Учащиеся: Формулируют тему, записывают ее в рабочий лист.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о дольменной культуре. Как Вы думаете, на какие вопросы нам необходимо найти ответы?

Учащиеся: формулируют вопросы

  1. Что такое дольмен?
  2. Из какого материала делали дольмены?
  3. Какие дольмены бывают?
  4. Где расположены?

Учитель: Некоторым из вас я давала опережающие задание: найти интересные факты о дольменах.

Учащиеся: рассказ учащихся о дольменах.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какое определение дольменам дают ученые?

Учащиеся: Работают со словарем (стр.33) и записывают определение в рабочий лист.

Дольмены - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (сооружениям, сложенным из больших камней)   (Слайд 3)

Учитель: У адыгов, коренных жителей этих мест, есть легенда, рассказывающая о появлении дольменов.

Учащиеся: Работа с учебником. Чтение легенды на стр. 32.

Задание №1. Заполнить пропуски в тексте.

По адыгским преданиям в горах жили 2 племени_________и_________. Физически слабые ________ не могли построить себе дом, в этом им помогали________. По преданию, в свой дом________ въезжал верхом на___________

Учитель: Большой вклад в изучение дольменов внес Владимир Иванович Марковин. ( Слайд 4) Он определил распространение дольменов на Кавказе, подробно их исследовал и описал 2308 дольменов. Было установлено, что дольменная культура просуществовала с 2700 по 1400 г. до н.э. ( Слайд 5)

Задание №2. Работа с лентой времени. Определить продолжительность дольменной культуры (1300 лет)

Задание № 3. Работа с картой.  ( Слайд 6)

  1. Определите, где располагаются в основном дольмены?
  2. Какую особенность расположения дольменов можно проследить?
  3. С чем связано расположение дольменов в горах?

Учитель: Правильно. Дольмены расположены в горах по причине наличия строительного материала - камня. На территории Краснодарского края на склонах гор, в ущельях с древними пещерами их более 3000. Можно найти даже целые городки из дольменов. Некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие разрушены временем. По мнению ученых, дольменам от  5 до 7 тысяч лет. Кто, когда, для чего строил эти домики (поднять такую плиту сейчас можно только специальным краном), как вырубались огромные, ровные каменные плиты, как они транспортировались? Увы… Никто на эти вопросы ответа не оставил.

Физкультминутка.(Слайд 7)

А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Учитель: А сейчас, ребята, мы рассмотрим, какие типы дольменов встречаются на территории Кубани?

Задание №4. Работа по группам. При помощи компьютера находят информацию о типах дольменов. (Слайд 8)

  1. Плиточный
  2. Составной
  3. Корытообразный
  4. Дольмен-монолит

Вопросы:

  1. В чем особенность плиточного дольмена?
  2. В чем отличие составного дольмена?
  3. Какие особенности корытообразного дольмена?
  4. Что такое дольмен-монолит?
  5. Какой тип дольмена самый простой в строительстве и почему вы так считаете?

Задание №5. Творческая работа в группах. Каждая группа лепит определенный  тип  дольмена из пластилина.

Представление работ.

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Наше исследование подходит к концу и мы должны ответить на вопросы (Слайд 9) :

1.Какие типы дольменов обнаружены на Кубани? Выбери правильный вариант ответа.

А) плиточные, кирпичные, пещерные, составные;

Б) Корытообразные, плиточные, блочные, кирпичные;

В) плиточные, составные, корытообразные, монолитные;

2.Кто первым начал изучать дольмены?

А)В.И. Марковин;

Б) Петр Симон Паллас;

В) Фелицын;

3. Из какого камня построены кубанские дольмены?

4. Каков возраст кубанских дольменов?

5.Какие легенды о происхождении дольменов вам известны?

6. В каких местах Кубани находятся наиболее интересные дольмены?

7. Каково состояние дольменов на сегодняшний день?

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: П. 5. Найти интересные факты о дольменах.

Приложение № 1.

Рабочий лист

Тема урока:__________________________________      Дата:

Дольмен-____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 1.Заполните пропуски в тексте.

По адыгским преданиям в горах жили 2 племени ____________и__________. Физически слабые _________не могли построить себе дом, в этом им помогали___________. По преданию, в свой дом __________въезжал верхом на____________.

Задание № 2. «Реши задачу».

Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 г. до н. э. до 1400 г. до н.э. Определить продолжительность дольменной археологической культуры.

Задание № 3. Отметьте на карте места расположения дольменов на территории Краснодарского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление в краевой комитет конкурса Учитель года Кубани, в номинации Учитель ОПК

Представление в краевой комитет конкурса "Учитель года Кубани-2015", в номинации "Учитель ОПК"...

Справка о работе экспертом профессионального конкурса "Учитель года"-2017

Справка Дана Прокофьевой Надежде Ивановне, учителю физики ГБОУ города Москвы "Центр спорта и образования "Чертаново" Департамента спорта и туризма  города Москвы, в том, что о...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя технологии Гайнутдиновой Гульназ Салихзяновны на 2020-2024 годы

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования....

Краевой профессиональный конкурс "Директор школы Кубани"

Видеоролик, демонстрирующий содержание, формы и результаты управленческой деятельности Шундеевой Елены Владимировны, размещены на Яндекс Диск....

Районный профессиональный конкурс "Учитель года" - эссе "Я - учитель"

Эссе «Моя гражданская позиция»Моя гражданская позиция, как гражданина Российской Федерации -  патриотизм, любовь к Родине, добросовестый труд, самосовершенствование. Быть справедливым...