Перспективный план кружка «Юный краевед»
материал по краеведению

Анцышкина Татьяна Юрьевна

Цели  кружка:

-воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

-развитие интереса к изучению окружающего мира.

 

Задачи кружка:

-Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

- Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

-Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

- Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kraevedenie.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»

Перспективный  план

кружка

«Юный краевед»

        

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                         Руководитель:

                                                                                               Анцышкина Т.Ю.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                 

Список детей.

1.Азаров Матвей

2.Белоцерковский Степан

3.Герусов Семен

4.Слободина Софья

5.Терешин Богдан

6.Костылев Илья

7.Позднякова  Аделина

8.Черней Давид

Пояснительная записка.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цели  кружка:

-воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

-развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи кружка:

-Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

- Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

-Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

- Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;
  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

Режим занятий.

Занятия кружка проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность 25 минут.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

           

Дата

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

Сентябрь

1-2 неделя

Проведение

мониторинга.

Определение первичного уровня  знаний детей.

Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

3 - 4 неделя

«Моя  семья»

Расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.

Рисование на тему: « Моя семья», сюжетно – ролевая игра «Семья».

Октябрь

1 неделя

«Я и мое имя»

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.

Беседа: «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя».

2 неделя

« Мы Железногорцы»

Расширять знания детей о родном городе.

Познакомить с историей появления города.

Познакомить с понятием «Малая Родина»

Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении.

3 -4 неделя

«Транспорт нашего города»

Расширять знания детей о разнообразии  видов транспорта родного города. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий.

Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений о профессиях, Загадки про транспорт.

Аппликация: «Автобус».

Дидактическая игра: « Кто чем управляет»

Ноябрь

1 неделя

«Осень в нашем городе»

Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая прогулка.

Рисование осенних пейзажей.

Чтение произведений об осени.

Составление осеннего букета.

Дидактическая игра: «Когда это бывает».

2 неделя

«Какой урожай собирают в нашем крае?»

Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить со способами уборки урожая.

Беседы о сборе урожая в семьях детей.

Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

3 неделя

«Что делали в старину осенью?»

Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян.

Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки.

Рассказ воспитателя.

Рисование на тему «Что можно делать осенью?».

Рассматривание сюжетных картин.

4 неделя

«Транспорт наших предков»

Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях, как о первых помощниках в работе крестьян.

Знакомство с презентации «Транспорт наших предков».

Чтение литературы о развитии транспорта.

Декабрь

1-2 неделя

«История Курского края»

Познакомить детей с картой Курской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Курского края.

Рассматривание карты Курской области . Беседы о Курском крае.

3 -4 неделя

«Животный мир Курской области»

Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения.

Беседы о животных Курской области.

Рассматривание   альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.

Дидактическая игра: «У кого какой домик».

Январь

1 неделя

«Что делали в старину зимой?»

Расширять знания детей о быте русского народа.

Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому.

Рассматривание сюжетных картин.

Рассказ воспитателя.

Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы».

2 неделя

«Деревья нашего края»

Знакомить детей с природой Курского края, его заповедными лесами, дубравами.

Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев заповедных лесов Курской области.

Рисование деревьев нашей местности.

3 неделя

«Деревни рядом с нами»

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине.

Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

Февраль

1  неделя

«Как наши предки защищали Родину»

Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Знакомить с былинными героями.

Беседы.

Чтение художественных произведений о защитниках Родины.

Рисование на тему «Наши Защитники».

2 -3 неделя

«День Защитников Отечества»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Праздник для детей и родителей. Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ.  литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ.

4 неделя

«Предприятия и организации нашего города»

Знакомить детей с основными предприятиями нашего города.

Закреплять знания о месте работы родителей.

Рассказы детей о предприятиях,  на которых работают родители.

Март

1 неделя

«Мама – первое слово», «Международный женский день»

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.

Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Фотовыставка: «Вот какие наши мамы!»

2 неделя

«Масленица»

Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям.

Праздник «Масленица». Разучивание закличек, обрядовых песен.

Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья».

3 неделя

«Сороки».

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание альбома «Времена года».

Чтение литературы о весне.

Выставка рисунков: «В окно повеяло весною».

4 неделя

«Традиции моей семьи»

Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье.

Воспитание уважения и любви к родным.

Беседы о важности семейных традиций.

Чтение произведений литературы о семье, предках, семейных праздниках.

Рисование на тему «Праздник в моей семье».

Апрель

1 неделя

«Что сажают в нашем крае»

Расширять знания детей о посадке растений на огородах и в полях. Воспитывать любовь к труду.

Работа в огороде.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание сюжетных картин о посадке культур.

2 -3 неделя

«Растительный мир родного края»

Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.

Загадки про растения, деревья.

Решение экологических задач.

Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?»,

«С какого дерева листок».

4 неделя

« Русская матрешка»

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства.

Рассматривание фотографий с изображениями различных матрёшек.

Рассказ воспитателя.

Май

1 неделя

« И помнит мир спасённый…»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины.

Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы,  памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов.

Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города.

Рисование на тему «Война и память о ней».

2 неделя

«Насекомые нашего края»

Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми Курского края, напоминать о бережном отношении к ним.  Воспитывать в детях доброту и любовь к природе.

Рассматривание насекомых на прогулке.

Рисование насекомых и растений.

Чтение книг о насекомых .

3 неделя

«Символы нашего города»

Знакомство  детей с символами города. Формировать уважительное отношение к государственным и городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага.

Рассказ воспитателя. Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного города. Рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация: «Наш флаг».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

4 неделя

Проведение итогового мониторинга.

Определение уровня знаний детей.

Беседы с детьми, дидактические игры.

Список литературы:

1. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, - М.2010.

2. Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.

3.«Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Т.С.Комарова. Москва 2012 г.

4. Махнёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2013г.

5. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

программа работы кружка "Юный краевед"

Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

Программа кружка "Юные краеведы"

Программа кружка "Юные краеведы"...

программа кружка "Юный краевед"

программа кружка "Юный краевед" расчитана на учащихся 14-15 лет...

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед" разработана с целью проведения исследовательских работ над природными объектам. Целью программы является:1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.2.Привет...

Анализ работы кружка "Юные краеведы"

Тем, кто ведет кружковую работу известно как трудно  иногда бывает написать анализ работы кружка. Хочу поделиться своим опытом составления анализа. Может кому и пригодится для работы....

Программа кружка Юный краевед (Тульская область)

Программа кружка рассчитана на  1 час в неделю (35 часов в год)...