Программа кружка "Юный краевед"
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Ткаченко Светлана Геннадьевна

Программа кружка "Юный краевед" разработана с целью проведения исследовательских работ над природными объектам. Целью программы является:

1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

2.Приветь любовь и внимание к проблемам окружающей среды родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « СОШ п. Нива Питерского района Саратовской области»

                             

                                                Возраст детей: 14-16 лет

                                                 Срок реализации: 2 года

                                                                                     

                                                                        Учитель биологии и географии

                                                                        Ткаченко Светлана Геннадьевна

                                             Пояснительная записка

Проблема охраны природы в настоящее время имеет глобальный характер. В экологическом образовании важную роль играет краеведческий подход.

Экологическое краеведение – это познание природы, выявление взаимосвязей населения в прошлом и настоящем, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.

Главное условие успешности экологического образования школьников – использование примеров и методов обучения в максимальной степени приближающих детей к жизненной практике, включающих их в непосредственное решение экологических проблем, к практической природоохранной деятельности.

Поэтому целью данной программы является:

-Повышение уровня экологической культуры обучающихся;

- Формирование  практических природоохранных умений и навыков.

Задачи:

1. Повышение экологической грамотности детей и подростков;

2. Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть      возможные последствия деятельности человека;

3. Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания;

4. Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;

5. Содействовать физическому и духовному здоровью обучающихся.

Основные идеи программы: многообразие и целостность природы, единство природы и человека. Взаимосвязь объектов, явлений  и процессов природы.

Направленность программы:  эколого – краеведческая. Изложение материала предполагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.

В своей природоохранительной работе мы определили четыре направления по которым необходимо проводить исследования и обучения, связанные с природными особенностями нашей местности.:

1. Выявление и охрана объектов неживой природы.

2. Охрана водоемов, колодца очень важна в связи с тем, что они являются источником питьевой и бытовой воды населенного пункта.

3. Охрана степной растительности, особенно редких и исчезающих видов растений (например тюльпана – Шренка).

4. Изучение и охрана животного мира степей( дрофы, лебедя).

Работу отдельных занятий рекомендуется проводить на местности с изучением ее особенностей. Изучение сопровождается работой с литературными источниками, картами, данными статистики, а также полевыми экскурсиями с фиксацией данных в специальных блокнотах. Ведь активная экологическая позиция формируется у обучающихся, если он сам участвует в исследовательской работе. Ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской общественно – полезной деятельности. Они выявляют источники загрязнения и их влияние на живые организмы и т.д. Такая работа помогает понять многогранность взаимодействия человека с окружающей природой.

Данная программа рассчитана на детей 14-16 лет. Срок реализации 2 года. Первый год содержание программ носит обучающий характер. В сочетании с теоретическим материалом обучающиеся учатся проводить первичные замеры во флоре и фауне. Во второй год обучения обучающиеся в основном проводят контрольно- измерительные исследования.

Формы проведения кружковой работы: беседы, экскурсии, походы, практически занятия, организация рейдов, экологических операций , проведение праздников.

Знания полученные обучающимися используются для проведения социально-значимых проектов, гражданских инициатив на школьном и муниципальном уровне.

                                                       Учебная программа

                                  Первый год обучения ( 144 ч. 4 часа в неделю)

 

                                            Примерный тематический план

№  П/П

                                  Тема

Общее количество часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

Вводное занятие

   2

   2

 1

Правила поведения в природе

   6

   2

   4

 1.1

Знакомство с основными положениями нормативных документов.

   2

   2

 1.2

Составление альбома - раскладушки

   2

   

   2

 1.3

Экскурсия «Осенняя сказка»

   2

   2

 2.

           Органический мир осенью

   18

   4

   14

 2.1

Птицы осенью

   2

   2

 2.2

Наблюдение за поведением птиц

   8

   8

 2.3

Заготовка корма для птиц

   2

   2

 2.4

Летающие пауки

   4.

   2

   2

 3

           Флора родного края

   10

   4

   6

 3.1

Видовое многообразие растительности

   2

   2

 3.2

Экскурсия «Местообитание редких видов растений»

   2

   2

 3.3

Картирование видов растений

   2

   2

 3.4

Подготовка комнатных растений к зиме

   4

   2

   2

 4

           Органический мир зимой

   42

   8

   34

 4.1

Биологические особенности животного мира зимой

   4

   4

 4.2

Жизнь птиц зимой

   20

   

   20

 4.3

Мир водоемов

   10

  2

   8

 4.4

Домашние животные зимой

   4

  2

   2

 4.5

Состояние растений в зимний период

   4

   4

 5

            Органический мир весной

   48

   12

   36

 5.1

Особенности биологических изменений организмов весной

   2

   2

 5.2

Видовой состав водоплавающих птиц

  6

   2

   4

 5.3

Экскурсия «Водоемы весной»

   4

   4

 5.4

Регистрация весеннего прилета птиц

   8

   8

 5.5

Ремонт и очистка старых гнездовий

   2

   2

 5.6

День птиц

   6

   6

 5.7

Размножение птиц

   14

   4

   10

 5.8

Редкие и исчезающие птицы родного края

   4

   2

   2

5.9

Подведение итогов по теме «Птицы»

   2

   2

 6.

Степному тюльпану – заботу и охрану

   12

   12

 6.1

Местообитание тюльпана

   2

   2

 6.2

Морфобиологические особенности тюльпана

   8

   8

 6.3

Паспортизация территории обитания тюльпана

   2

   2

 7.0

Организация и проведение праздника «День Земли»

   6

   6

                                    Итого

   144

   42

   102

 

                                                       Учебная программа

                                 Второй год обучения ( 144 ч. 4 часа в неделю)

 

                                            Примерный тематический план

№   П/П

                                  Тема

Общее количество часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

   Вводное занятие

 2

2

  1.

   Экскурсия «Краски осени»

 4

4

  2.

   Трудовой десант «Чистота –залог здоровья»

 4

4

  3.

   Праздник «Урожая»

 6

6

 4.

 «Красная книга Саратовской области»

 6

 4

2

 4.1

 Животный мир нашего края

 2

 2

 4.2

 Растительность нашей местности

 2

 2

 4.3

 Оформление альбома

 2

2

 5.

 Органический мир осенью

 38

 10

28

 5.1

 Поведение птиц осенью. Подготовка к зиме

 10

 2

 8

 5.2

 Операция «Корм для птиц»

 6

 6

 5.3

 Подготовка животных к зиме

 8

 4

 4

 5.4

 Биологические особенности приспособления растений к зиме

 4

 2

 2

 5.5

 Лекарственные растения нашей местности

 6

 2

 4

 5.6

 Водоем осенью

 4

 4

 6.0

 Органический мир зимой

 36

 8

 28

 6.1

 Зимующие птицы

 4

 2

 2

 6.2

 Биологические изменения в жизни птиц

 2

 2

 6.3

 Операция «Птицестрой»

 8

 8

 6.4

 Операция «Кормушка»

 14

 2

 12

 6.5

 Жизнь водоема зимой

 8

 2

 6

 7.0

 Природа весной  

 40

 6

 34

 7.1

 Биологические изменения в растениях весной

 8

 2

 6

 7.2

 Тюльпан-краса степей

 8

   

 8

 7.3

 Жизнь птиц весной

 10

 2

 8

 7.4

 Животный мир водоема

 4

 4

 7.5

 Земноводные и пресмыкающие нашей местности

 4

 2

 2

 7.6

 Праздник «День птиц»

 6

 6

 8.0

 Природа нашего края

 2

 2

 9.0

 Проведение праздника «День Земли»

 6

 6

                                              Итого

 144

32

112

 

                               Содержание образовательной программы

                                                      1-год обучения

 Вводное занятие

Ознакомление с планом работы кружка, целями и задачами.

 Тема 1. Правила поведения в природе

Знакомство с основными положениями нормативных документов. Изучение содержания нормативных документов.

Экскурсия. «Осенняя сказка»

Тема 2. Органический мир осенью

Жизнь птиц осенью. Наблюдение за поведением  птиц.

Практическое занятие: Заготовка корма для птиц.

Летающие пауки. Биология пауков. Охрана пауков.

Практическое занятие. Наблюдение за полетом пауков и построением паутины.

Тема 3. Флора родного края

 Видовое разнообразие растительности.

Практическое занятие: картирование видов растений.

Экскурсия «Местообитание редких видов растений.

Подготовка комнатных растений к зиме.

  Тема 4. Органический мир  зимой.

Биологические особенности животного мира зимой.

Приспособленность животных к зимним условиям. Птицы нашего края.

Практические занятия: Изготовление кормушек. Организация подкормки птиц. Наблюдение за численностью и видовым разнообразием птиц.

Мир водоемов. Изучение видового состава флоры и фауны водоема.

Практические занятия: Организация работы по улучшению газообмена водоема.

Экологическое состояние колодцев с питьевой водой.

Экскурсия Изучение состояния водоема в зимний период.

Домашние животные зимой. Особенности биологической приспособленности к зимним условиям.

Практическое занятие: «Мои любимые питомцы»

Экскурсия: состояние растений в зимний период.

Практическое занятие: Изготовление защитных поясов на деревья от грызунов.

Тема 5. Органический мир весной.

Особенности биологических изменений в органическом мире связанных с весенним периодом.

Практические занятия: Изучение видового состава водоплавающих птиц Регистрация весеннего прилета птиц. Ремонт и очистка старых гнездовий.

Экскурсия. Водоемы весной.

Размножение птиц.

Практические занятия: наблюдение за заселением старых и искусственных гнездовий. Наблюдение за периодом кладки яиц птицами, насиживанием, вылуплением  птенцов и вскармливанием.

 

Редкие и исчезающие виды птиц родного края.

«День птиц» - организация и проведение праздника.

Тема 6. Степному тюльпану – заботу и охрану.

Изучение местообитания тюльпана,  его морфологических особенностей.

Практические занятия: Ведение учетных карточек: морфологическое строение           растения, динамика цветения, семенная продуктивность.

Паспортизация ареала распространения тюльпана.

  День Земли – организация и проведение праздника.

                                              2-й год обучения

  Вводное занятие

  Анализ работы кружка за прошедший год. Обсуждение плана работы.

  Экскурсия: «Краски осени». Эстетическое восприятие окружающей среды.

  Трудовой десант. «Чистота – залог здоровья».

  Праздник «Урожая». Подготовка и проведение заключительного мероприятия по выращиванию и заготовке овощей.

Тема 1. Красная книга Саратовской области

  История создания «Красной книги» растения и животные родного края в Красной книге Саратовской области.

Практическое занятие. Оформление альбома «Животные и растения родного края в Красной книге»

Тема 2. Органический мир осенью

  Особенности биологических изменений организма птиц связанных с наступлением зимы. Подготовка птиц к зиме.

Практические занятия: 1. Наблюдение за формированием стай перед отлетом птиц.  2. Операция «Корм для птиц» заготовка кормов для птичьих столовых: семян подсолнечника, дыни, арбуза, зерновых культур и т.д.

  Подготовка животных к зиме. Видовой состав животного мира. выявление особенностей в поведении биологических изменений в жизни животных. Биологические особенности приспособления растений к зиме.

Практическое занятие. Наблюдение за листопадом, его сроками у различных видов растений.

   Лекарственные растения нашей местности. Фармакологические свойства лекарственных растений.

   Практическое занятие. Сбор лекарственных трав. Изготовление гербария. Сдача в местное лечебное учреждение (ФАП).

   Водоем осенью.

Практическое занятие.  Выявление состояния водоема в осенний период. Контрольно – измерительные замеры.

Тема 3.  Органический мир зимой

   Зимующие птицы. Изучение видового и численного состава птиц. Прилет зимующих птиц. Поведение птиц в зимний период.

   Практические занятия. Операция  «Птицестрой». Изготовление и развешивание кормушек. Регулярная подкормка птиц. Выявление зимних мест кормежки птиц в природе. Оформление дневников наблюдений и учетных карточек.

   Жизнь водоема зимой. Изучение особенностей живых организмов водоема.

   Практическое занятие. Санитарно – экологическое состояние водоемов. Улучшение газообмена водоема.

Тема 4.  Природа весной

       

    Биологические изменения в растениях весной.

    Практические занятия. Наблюдение за сроками набухания и распускания почек, периодом цветения у различных видов растений. Выявление влияния погоды и климата на жизненные циклы растений.

   Тюльпан – красота степей.

   Практические занятия. Проведение контрольно-измерительных мероприятий по изучению динамики роста и развития растений.

   Жизнь птиц весной. Перелетные и пролетные птицы. Особенности поведения птиц в весенний период.

   Практические занятия. Наблюдения за сроками прилета птиц, заселением гнездовий, выводом птенцов. Провести мониторинговые исследования за

последние два года.

   Животный мир водоема. Вскрытие водоема. Прилет водоплавающих птиц.

Земноводные и пресмыкающие нашей местности.  Особенности жизни в степной зоне. Видовое разнообразие.

   Экскурсия. Наблюдение за образом жизни. Поведением животных.

  День Птиц – организация и проведение праздника.

Тема 5. Природа нашего края

Поведение итогов работы кружка.

Праздник «День Земли».

                                     

                                 Методическое обеспечение программы

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

 Формы подведения итогов

1. Вводное занятие

Встреча с учащимися прошлых лет обучения

Беседа. Демонстрация исследовательских работ учащихся прошлых лет

2. Правила поведения в природе

Беседа. Экскурсия. Практическое занятие.

Устный опрос

3. Органический мир осенью

Беседа. Рассказ. Экскурсия и практические занятия

Наблюдения учащихся. Заполнение дневников наблюдений. Выполне-ние творческих заданий

Проверка дневников. организация   празд-ника

4.Органический мир зимой..

Рассказ. Беседы. Экскурсия. Практические работы

Наблюдения  заявления-ми в природе. Заполне-ние учетных карточек. Творческие работы

Контроль за ведением учетных карточек и дневников. Организа-ция творческого вечера

5. Органический мир весной.

Беседа. Экскурсии. Практические работы.

Наблюдения. Работа с дневниками наблюдения. Заполнение учетных карточек. Практические занятия

Контроль за ведением дневников. Проведе-ние праздника.

6. Степному тюльпану – заботу  и охрану.

Полевой практикум. Работа с научной  литературой.

Практические занятия на местности. Исследовательские работы

Анализ контрольных измерений

7. Красная книга Саратовской области

Рассказ и беседа с учащимися.Практические занятия.

Продолжение исследовательских мероприятий по данной теме. Творческая работа.

Экологический микрофон(экологические беседы с учащимися школы).

8. Заключительное занятие

Практическое занятие

Подведение итогов наблюдений и исследовательских данных.

Организация праздника.

                                     Список используемой литературы

1. Артамонов В.И и д.р. редкие и исчезающие растения.

2. Блинников В.И.,  Блинникова Л.И. Биологические экскурсии в природу.

Рязань. Природа, 1993г.

3. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники, животные. Саратовское Приволжское издательство «Детская книга» 1996 г.

4. Журналы «Биология в школе», «География в школе».

5. Малыгина А.С. , Морозова Е.Е. Природа Саратовской области. М.П. Саратов Аквариус, 1999г.

6. Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М. Наука, 1986г.

7. Программа по экологии для общеобразовательных учреждений (региональная) Саратов 2007г

.

8. Работнов Т.А. Фитоценология М. Издательство Московского университета, 1983г.

9. Тарасов А.О. Экология и охрана природы. Саратов, Издательство Саратовского университета 1990г.

10. Экологическое образование в Саратовской области (Сборник научно-методических работ) Саратов 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Краевед"

Материал содержит программу кружка "Краевед"...

Программа юный краевед

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

адаптированная программа "Юный краевед"

адаптированная программа "Юный краевед"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...