Разработки уроков кубановедения в 7 классе
план-конспект урока по краеведению (7 класс)

Голощапова Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 25_7_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  № 7. Тема. Черное и Азовское моря.

Цели:  

 - выяснить особенности Чёрного и Азовского морей;

- продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи;

 - привитие бережного отношения к водным ресурсам  Краснодарского края;

Образовательные ресурсы:

- Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

- Физическая карта Краснодарского края.

- Фотовыставка детских работ, презентаций.

-Видеофильм Виктора Тимощенко «Живое море».

- Мультимедийное оборудование/ презентация урока.

Тип урока: комбинированный урок.

I. Фаза урока ВЫЗОВ.

1 шаг.

Проверка домашнего задания.

§ 5, ответить на вопросы № 2, 3.

     * задание № 5 стр.32

2 шаг.

Деятельность учителя: заранее готовит комплекты фотографий или презентации о Чёрном и Азовском морях; разбивается класс на две группы, каждая из которых получает в закрытом конверте необходимый комплект фотографий или презентацию в распечатанном виде.

Учитель:

 - Давайте попробуем определить тему нашего урока, используя шифр:

А В Е З И К М Н О Р С Ч  Я

1  2  3 4 5  6  7  8  9 101112 13

Деятельность учащихся: определить тему урока, записать её в тетрадь.

Задание № 1

Используя шифр, узнайте тему урока, которая скрывается за этими цифрами.

1  4  9  2  11 6  9  3  5  12 3 10 8 9 3 7 9 10 13  

2 шаг.

Актуализация  уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса географии – активизация учащихся.

Работа с кластером.

Примерные вопросы для беседы:

- что вам известно о Чёрном море? Азовском море?

- из каких источников мы можем узнать об историческом, географическом морей?

- предположите, исходя из темы урока, о чём пойдёт речь на учебном занятии?

II.  Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Непосредственный контакт  с новой информацией (фрагмент текста из книги «Занимательное краеведение», с.80-93, с.149 – 155(В.И.Борисов); материал §  6 учебника).

1 шаг.

Эмоциональный настрой на экскурсию.

Просмотр фрагмента фильма Виктора Тимощенко «Живое море».

2 шаг.

Подготовка заочной экскурсии.

Деятельность учителя: разбить класс на две группы (можно по желанию учащихся), дать задание подготовить страничку экскурсии по морям:

 - 1 группа «Азовское море»;

 - 2 группа «Чёрное море».

Деятельность учеников: выбрать командира, историка, географа, зоолога, биолога, эколога (если классы большие, то может быть в подгруппах несколько человек).

Деятельность учеников: изучить предоставленные материалы, подготовить защиту своей подгруппы, записать краткое содержание экскурсии, по ходу выступления учащихся подготовить вопросы докладчикам и записать их в тетрадях.

Дополнительный материал для учащихся:

АЗОВСКОЕ МОРЕ омывает берега территории Краснодарского края на северо-западе. Площадь 38 тыс. кв. км. Объем 320 куб. км. Длина (от Арабатской стрелки до устья Дона) - 360 км, ширина - 175 км (от Темрюка до Белосарайской косы). Глубина 7 - 14 м. Воду Азовского моря опресняют Дон, Кубань, Челбас, Ея и другие степные реки. В ней мало солей, поэтому море легко замерзает на 1-2 месяца. Среднегодовая температура воды на севере + 11 °С, на юге +12 °С. Летом у берегов вода прогревается до 32 °С. Течение зависит от ветров, из которых наибольшей силой отличаются юго-западные и северо-восточные. При продолжительных северо-восточных ветрах Азовское море мелеет, так как много поверхностной воды уносится через Керченский пролив в Черное море. Прозрачность вод Азовского моря низкая, неодинаковая в разных его районах и колеблется в пределах от 0,5 до 8 м. Азовское море - уникальный водоем по объему рыбных запасов. Мелководность, хорошая прогреваемость вод, а также низкая соленость создают благоприятные условия для развития растительных и животных организмов, служащих кормом для разных видов рыб (сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые).

ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море Атлантического океана у берегов России, Украины, Грузии, Турции, Румынии, Болгарии. Омывает Кранодарский край от мыса Тузла до реки  Псоу на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Чёрное море с Азовским морем. Площадь Чёрного моря 422 тыс. кв. км. Наибольшая глубина 2245 м. Северо-западный берег низменный, остальные - высокие и большей частью крутые. Относится к числу теплых, летом температура достигает + 28°, а зимой в центральной части не превышает +6°С. В пределах края в Чёрное море впадает около 200 рек. На глубине 150 - 200 м вода содержит сероводород, концентрация которого у дна достигает 11-14 мг/л. Животный и растительный мир. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль, осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы (черноморский катран). В прибрежных водах растут водоросли - цистозиры, филлофоры. Есть различные виды планктона, основного корма морских животных. Чёрное море имеет большое значение в экономической жизни края и всей страны. В последнее время большое значение приобретают вопросы экологии Чёрного моря.

Задание № 2

Записать краткое содержание экскурсии,

составив план:

  1. Название. Исторические названия

  1. Географическое положение

  1. Отличительные особенности

  1. Животный мир

  1. Растительный мир

  1. Экологические проблемы

Задание № 3

Работа с контурной картой.

Отменить на контурной карте:

- Чёрное и Азовское море

- города Черноморского побережья.

III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.                                                                                                                                                      

Задание №  4

Найти соответствие слов из второго столбика к первому:

Хозяйственное

Максимальная

Архивные

Промысловые

Керченский

Морские

Курортная

Цемесская

Черноморская

Сероводородный

Международный  

глубина

бухта

афалина

источники

пролив

день

слой

волны

освоение

рыбы

зона

IV. Домашнее задание:

  1. § 6, повторить §1-5, подготовить ответы на вопросы с.39;
  2. *придумать рассказ о невероятном случае, произошедшем на одном из побережий Краснодарского края.
  1. *Составить  кроссворды, ребусы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс, раздел "Искусство Кубани"...

Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс

Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс...

методическая разработка урока кубановедения в 7 классе

Знакомство учащихся с природными ресурсами родного края. Черное и Азовское моря....

Методичские разработки уроков кубановедения с применением технологии РКМ_5 класс

Методичские разработки уроков кубановедения с применением технологии РКМ_5 класс (Источник: поурочное планирование, рабочая тетрадь, ЭОР  по кубановедению для 5  классов в помощь учител...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...