Главные вкладки

    Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс
    план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

    Копачевская Елена Васильевна

    Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс, раздел "Искусство Кубани"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_5_klass_kostyum_kazaka_i_kazachki.docx35.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематический раздел «Искусство Кубани

    (изобразительное искусство)»

    Тема:  «Костюм казака и казачки»

    Урок  по теме «Костюм казака и казачки» является  связующим звеном в модуле «искусство» между разделом ИЗО и музыка в курсе кубановедения

     (5 класс).

    Содержание   урока  способствует развитию интереса к дальнейшему изучению данной темы и всего курса кубановедения.

    Структура урока: урок формирования и совершенствования знаний.

    Объяснение нового материала ведется  последовательно, сопровождаясь демонстрацией слайдов, на которых изображены основные детали костюмов.  Закрепление полученных знаний проходит в игровой форме: «покажи карточку», определи детали женского костюма после просмотра фрагмента фильма. Все этапы урока логично переходят  из одного в другой, осуществляя целостность урока.

    Основные методы обучения на данном уроке: наблюдение, сравнение и анализ.

    Приёмы  обучения, которые я использовала, способствуют  развитию познавательной активности детей: индивидуальные  (каждый ребенок делает эскиз), работа в парах (каждая парта должна выполнить эскиз семьи, работа со словарями и документальным материалом), фронтальная работа на всех этапах урока.

    Все формы и виды работ  соответствуют возрастным особенностям детей.

    Литература:

    1. Примерное учебно-тематическое планирование по курсу «кубановедение» для 1-11 классов, Краснодар, 2004 год.
    2. Гужова И.В. Справка из краеведческого музея им. М.М. Постернак;
    3. Ситдикова Н.В.  «Моя Кубань»;
    4. П.Ткаченко «Кубанские говоры»;
    5. http://ej.kubagro.ru/2006/08/pdf/43.pdf.

    Тема. Костюм казака и казачки.

    Цель: познакомить учащихся с разнообразием форм одежды казака и казачки.

    Задачи:

    • Воспитывать интерес к творческому наследию нашего народа, гордость за него, любовь к малой родине.
    • Формирование эстетических вкусов, этических убеждений, целостного представления о внешнем облике казака, о манерах одеваться.
    • Развитие художественных склонностей и задатков.
    • Способствовать формированию интереса и уважения к национальному костюму.

    Используемые на уроке средства ИКТ:  презентация,  фрагмент ы фильма «Костюм кубанских казаков» (из цикла «Расскажи мне, папа»).

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, DVD-проигрыватель.

    Ход урока.

    1. Организация класса.

    Чтобы  узнать, о чём будет идти речь, посмотрите внимательно небольшой видеофрагмент.

    Фильм № 1 Видеофрагмент  «Костюм кубанских казаков» (из цикла «Расскажи мне, папа»)

    1. Основная часть.
    1. Актуализация знаний по теме.

    — Какое слово должен назвать папа? (Кубань).

     — Как одеты папа и сын? (В народные костюмы)

     — Кто догадался, какая тема будет у нас на уроке?

    1. Сообщение темы и цели урока.

     - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с костюмами казака и казачки,

    узнаем об основных отличиях, в каких случаях одевали ту или иную одежду, исследуем документы из которых узнаем о костюмах, поработаем со словарями,

    выполним эскиз костюмов,

    Проверка готовности к уроку.

     - У вас на столах должны быть папки в которых лежат копии документов из музея, словарики, эскизы костюмов, карточки , наборы с цифрами.

    1. Работа по теме урока.
    1. Виртуальная экскурсия. (7 минут)

    Цель: познакомить с историей изменения внешнего облика казака.

    Благодатный климат всегда притягивал людей в эти края. В царские времена этот уголок земли был границей Российской Империи, и для укрепления южных границ Екатерина II отдала эти земли запорожцам, но не просто так, а за многочисленные ратные подвиги.

    — А кто, ребята, из вас знает, в каком году это было? (в 1792 году)?

    На прошлом уроке вы познакомились с костюмами адыгов. А сегодня наш разговор пойдёт о костюме казака.

    Казак  более всего ценил одежду не за ее стоимость даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма…

    Казачий костюм.

    Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды.

    Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому.

    3акубанские горцы весьма дружелюбно встретили появившихся на Кубани черноморцев. Видя, что черноморцы терпели большие невзгоды и нуждались в хозяйственных вещах, горцы на первых порах пришли к ним на помощь. Они привозили из-за Кубани лес и деревянные изделия (грабли, вилы, лопаты и т. п.) и обменивали черноморцам преимущественно на соль. Они же снабжали  черноморцев скотом, лошадьми и дарили хлеб для посева. Так как в торговых делах черноморцы не брали c должников расписок и всегда верили на слово, a черкесы, оставаясь должниками, никогда не обманывали черноморцев и всегда в назначенное время являлись для расчета, то черноморцы полюбили горцев за их честность и в торговле всегда верили им на слово.

    Казачья форма утвердилась к середине XIX в.: черкеска из черного или синего сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

    Шаровары. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. B первую очередь это относится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. 3а столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары - в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX вв.

    Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольномy воинству.

    Сообщение ученика.

    Рубаха. Рубахи были двух видов - русская и бешмет.

    Бешмет ( тюркское слово)  - длинная рубаха  с высоким стоячим воротником и застёжкой посередине встык. Чаще всего шили из красного шёлка.

    Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям - на шелке вошь не живет. Сверку - сукно, а на теле - шелк!

    Черкеска. Поверх бешмета надевали черкеску.

    Черкеска – это верхняя одежда, она похожа на русский кафтан, но не имеет ворота. Через глубокий вырез виден бешмет.

    На груди черкеску украшают напатронники - газырницы (от слова «газырь» -футляр для пороха). Носили черкеску под пояс, который считался обязательным элементом костюма. Пояс украшали серебряными подвесками.

    Балахон. Бурка. В  непогоду надевался балахон - валеный из овечьей шерсти плащ c капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовaл как самостоятельный головной убор - башлык.

    Обувь (сапоги, башмаки). Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Носили и башмак - кожаную обувь c ремнями, названную так потому, то изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. Башмаки - теленок).

    Сообщение ученика.

    Шапка. (Научный журнал Ку6ГАУ, N 24(8), декабрь 2006 года)

    Шапка - продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха c цветным верхом или казачья фуражка c околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу кaзаки находились в шапках. Собственно, ими голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, a он свою шапку надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал ее обратно - значит, кто говорил, лишался слова. При возвращении c войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего кaзака и пускал ее по воде. B шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи кaзаки клали особо ценные бумаги и прикaзы. Надежнее места не было - потерять папаху кaзак мог только c головой.

    Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын y матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребенок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок y родителей.

    Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только c материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед богом за тебя не ответчик».

    Приложение 3

    Одежда начала XX  века. Кровопролитные войны начала ХХ в. показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 г. в ходе  Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой.

    Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

    1. Рефлекция.

    Я называю элемент костюма, а вы показываете номер, под которым находится данный элемент костюма.

    Шаровары (5), черкеска(3), бешмет(2), кубанка(1), газырницы(4), сапоги(6).

    Приложение 1.

    Костюм казачки.

     - Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершено, то деталями.

    Рассмотрите картинки и скажите, из чего состоит костюм? (Из юбки и блузки) 

    Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка».

     

    Сообщение ученика.

    Блузка. Блузка могла быть приталенной или басткой ( женская кофта, стянутая резинкой в талии), но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.

    Юбка. Юбки шили из ситца  или шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.

    Нижняя юбка. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и  назывались они по-русски – «подол», по-украински – «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.

    Головные накидки. Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм c непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, a в XIX в. - колпаки, файшонки от немецкого слова «файн»- прекрасный), наколки и токи. Носились они в полном соответствии c семейным положением - замужняя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу c лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

    Передник. Одевается поверх юбки, вышит различными орнаментами или отделан вязаным кружевом.  

    Праздничную одежду шили из шелка или бархата.

    Современники так описывают костюм кaзачки: «... В праздник кaзачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шелковые, на голове красивые платки, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее y многих янтарные монисты; в ушах - золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».

    3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек-невест и молодых женщин. Рукава рубах в них богато украшались растительным и геометрическим орнаментом. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя.

    Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке: очень часто его использовали в качестве погребального костюма («одежда на смерть»), а в случае надобности - как средство лечебной магии. На Кубани существует поверье, что если завернуть в него больного ребенка, он выздоровеет.

       

     Украшения.

    Сообщение ученика 2.

        Колец мужчины - кaзаки, как правило, не носили. Обычай это военный. Считалось, что кaзаки повенчаны со службой. Так что кольца - это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке - девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке - просватана. Серебный перстенек c бирюзой (камень тоски и памяти) на правой руке - значит, сужены на службе. Золотое колечко на правой руке - замужем, на левой - рaзведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова. Второе кольцо - умершего или погибшего мужа. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил - носил в ладанке (кожаный или матерчатый мешочек, носимый на груди вместе c крестом). Кольцо привозили домой вместе c фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях. Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. И c этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла o домашних делах.

    Фильм «Песни казаков»

    Обратите внимание на костюмы женщин.

    Какие детали женского костюма мы увидим?

    Физминутка.

    Но это был не совсем обычный фрагмент, что делали казаки?

    Давайте мы попробуем повторить движения танца.

    Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

    Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. Это рубахи, подзоры, юбки-спидницы. По поверью, вышивка обладала магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовала благополучию, счастью и богатству.

    Детская одежда. Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую. Рубаха считалась домашней одеждой.

    Словарная работа.

    Детaли костюма

    Описание, функции

     Шароваpы

    Длинные, широкие штаны

    Бешмет

    - длинная рубаха c высоким

    воротником, красного шелка

    Черкеска

    Газырницы

    Надевaлась сверху чёрная или синяя

    Карманчики для патронов (газырей)

    Кубанка

    Меховaя шапка c верхом из ткани

    Детaли костюма

    Описание, функции

    «Парочка»

    Юбка + блузка

    «Подол» - рус.

    «Спидница» - укр.

    Холщевая нижняя юбка

    б) Показ эскиза учителем.

     - Как вы считаете, почему костюмы такие разные?

    Сейчас мы с вами выполним эскиз костюма: для мальчиков – казака, а для девочек – казачки.

    Раскрашиваем по одной детали костюма.

    Приложение.

    1. В) самостоятельная работа учащихся..

    Цель: развивать умения и навыки в рисовании эскизов одежды

    Анализ выполненных работ.

    Цель: проверить правильность выполнения рисунка.

    Покажите мне, что у вас получилось.

     - как вы считаете, что выполнено правильно, а где допущены ошибки?

    Я думаю, что дома вы сможете закончить эскиз костюма, добавить новые элементы.

    - Как вы думаете, от одежды может меняться настроение, характер человека?

    Работа со словарем. (Приложение 1«Костюм казака и казачки»)

    Прочитайте, как называются детали мужского и женского костюмов и выполните задание на карточке.

    Приложение 2.

    6. Домашнее задание. Выполнить эскиз детского костюма.

    Найти старинные семейные фотографии.

    - Где мы можем узнать об истории создания костюмов? (в музее).

    Я хотела бы вас познакомить с такими музеями.

     - Что это за музей?

    Старощербиновский краеведческий музей им. М.М.Постернак.

    Народный музей в станице Яссенской.

    Краснодарский историко-археологический музей им. Е.Д.Фелицына.

    1.  мне  на  уроке  все  понравилось
    2. я  узнал  много  нового
    3. мне  было  интересно
    4. мне  было  трудно
    5. мне  было  не  интересно
    6. мне  ничего  не  понравилось

    Отметить только 3 высказывания, с которыми вы согласны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

    Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

    Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

    Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

    Разработки уроков: по математике в 5 классе,по алгебре в 9 классе, по алгебре и началам анализа в 11 классе

    Мною предложены технологические карты уроков: в 5 классе по теме "Уравнение", в 9 классе по теме "Квадратный трехчлен", в 11 классе по теме "Три правила нахождения первообразных". Очень прошу коллег д...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

    Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

    Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

    Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

    Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

    Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....