Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Хайруллина Айгуль Хабибрахмановна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наше наследие" разработана для 5-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                           

Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления «Наше наследие»

для 5-9 классов

        учителя первой категории

МБОУ «Дубъязская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

Хайруллиной А.Х.

Срок реализации программы: 5 лет

        

                                                                                                                                           

                                                     

      Планируемые результаты освоения программы

                       Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей:
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности:
  4. Умение оценивать правильность выполнения
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

  1. Строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  2. Формирование и развитие экологического мышления.

Коммуникативные УУД

           1.   Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

           2.  Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

                  Личностные результаты:

-  патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему;

- знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народа;

- сознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа;

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

- уважительное отношение к религиозным чувствам; сформированность представлений об основах светской этики, культуры;

- участие в беседе, самопрезентация;

- формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности;

- понимать художественные произведения;

- формировать  поисковой деятельности учащихся;

- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы;

- формирование у школьников навыков информационной культуры;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности%;

  -  вести беседу-диалог по теме;

 -  собирать и обрабатывать  материал об истории села, знаменитых людях села;

 -  делать эскизы вышивки народного костюма;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;

-   указывать пути дальнейшего изучения объекта;

-   презентовать свою работу.

                  Результаты освоения курса:

- целостные представления об историческом пути человечества;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

-  проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;

-  описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей;

- раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей;

- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям;

-  давать оценку событиям и личностям;

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

- описывать явления духовной культуры;

- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

- оценивать роль образования в современном обществе;

- раскрывать роль религии в современном обществе;

- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;

- раскрывать основные роли членов семьи;

- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

- раскрывать достижения народа;

- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.

– строить небольшие устные монологические высказывания, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания и пользуясь основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом, характеристикой);

                       Содержание курса внеурочной деятельности

                                                      5 класс

Название раздела

Краткое содержание учебной темы

Количество часов

История края как часть истории нашей Родины

Знакомство с краем: леса, поля, реки, горы. Название деревни, история жителей

11

Знаменитые имена нашего района

   Знакомство учащичся со знаменитыми людьми района:

Х. Габяши,С.Габяши,Г. Баруди, С.Максуди, А. Максуди,

С. Сайдашев, Х. Вахит, А. Бакиров, Ф Валиев, Ф.Гарипова, Г Мухамметшин, С. Шамси, Р. Корбан,

 А. Хасанов, З. Хуснияр, К. Хайретдинова, В. Саттарова,

Р. Харис, А. Аббасов, С. Айдаров, И. Камалиев

24

                                                      6 класс

Название раздела

Краткое содержание учебной темы

Количество часов

Вводный час

Знакомство с интернетом. Что такое традиция и обычаи7

5

Праздники

  Знакомство учащихся с праздниками Сабантуй, Каз өмәсе, Рамазан, Науруз, Карга боткасы.                     

13

 Одежда

Одежда мусульман :тюбетейки, украшения, ичиги.

Экскурсия на фабрику «Сахтиян»

5

Татарские народные блюда

                   

Татарские народные блюда: чак-чак, треугольники, кош теле, шулпалы бэлеш. Разучивание гимна

12

                                                     7 класс

Название раздела

Краткое содержание учебной темы

Количество часов

Вводный час

Сочинения, доклады про Родину. Представление проектной работы. Моя малая Родина

6

Природа моего села

 Знакомство учащихся   с красотой родной природы:

лес Каракуль, родник Лашманка

8

Населенные пункты нашего края

 Ознакомление с книгами «Очерки истории Высокогорского района», «Наш край родной – Высокогорский», Ф.Гарипова «Авылларны сөям җаным-тәнем белән». Рассказы о деревнях и селах: Дубъязы, Чирша, Сулабаш, Торнаязы. Мини-конференция «Я люблю свое село». Посещение праздника Сабантуй

21

                                                       

                                                  8 класс

Название раздела

Краткое содержание учебной темы

Количество часов

Вводный час

Интернет-информация про Родину

3

Знаменитые лица Высокогорского района

Знаменитые общественные деятели, просветители Высокогорского района. Посещение школьного музея; сбор информации, обработка, проектные работы о

Хасангата Габяши, Галимджан Баруди, Ахмедхади Максуди, Садри Максуди

20

Писатели

Знакомство с писателями-земляками и их творчеством:

Альберт Хасанов и его книга «Полет пчелы», Зиннур Хуснияр и журнал «Салават күпере», Рафис Курбан.

Практическое занятие. Шигырь бәйрәме

12

                                                       9 класс

Название раздела

Краткое содержание учебной темы

Количество часов

Вводный час

Создание мини-сайта. Просмотр фильма «Наш Высокогорский район». Просмотр фильма «Дубъязы»

5

Знаменитые композиторы

 Знакомство с композиторами Высокогорского района. Прослушивание музыкальных произведений, сбор документации,   информации для научной работы:

Султан Габяши. Салих Сайдашев, Анвар Бакиров.  Посещение музея Салиха Сайдаша в селе Обря

13

  Актеры

Знакомство и встреча с актерами с.Дубъязы, просмотр кинофильмов с их участием: Ситдик Айдаров  - «Галиябану», Ильфат Камалиев -  «Корыч», «Ак чәчәкләр», Хай Вахит – «Первая любовь»

17

                           Календарно- тематическое планирование

                                                        5 класс

№ п/п

                            Раздел, тема

Количество часов

Основные формы занятий и виды деятельности

             Дата

план

факт

История края как часть истории нашей Родины

1.

Легенды о нашем крае

1

Посещ.школьного музея

2.

История заселения края

1

Лекция

3.

Название нашей деревни

1

Беседа

4.

Реки нашего края

1

Беседа

5.

Леса нашего края

1

Экскурсия

6.

Горы нашего края

1

Лекция

7.

Наш край до революции

1

Посещ.школьного музея

8

Дубъязский район

1

Лекция

9

Первые колхозы

1

Лекция

10

Наш край во время войны

1

Лекция

11

Восстановление края после войны

1

Беседа

   Знаменитые имена нашего района

12

Знаменитые имена нашего района

1

Посещ.школьного музея

13

Хасангата Габяши

1

Выступление уч-ка

14

Султан Габяши

1

Выступление уч-ка

15

Галимджан Баруди

1

Выступление уч-ка

16

СадриМаксуди

1

Посещ.музея

17

Ахматхади Максуди

1

Лекция

18

Салих Сайдашев

1

Муз.час

19

Хай Вахит

1

Просмотр. Спектакля

20

Анвар Бакиров

1

Лекция

21

Фоат Валиев

1

Лекция

22

Фирдаус Гарипова

1

Чтение книг

23

Галимджан Мухамметшин

1

Лекция

24

Султан Шамси

1

Встреча с пис.

25

Рафис Корбан

1

Встреча с пис.

26

Альберт Хасанов

1

Беседа

27

Зиннур Хуснияр

1

Знакомство с журналом «Салават күпере»

28

Клара Хайретдинова

1

Муз.час

29

Васфикамал Саттарова

1

Урок-конф.

30

Равил Харис

1

Лекция

31

Азат Аббасов

1

лекция

32

Ситдик Айдаров

1

Урок-конф.

33

Ильфат Камалиев

1

Встреча

34

Наши ветераны

1

Встреча

35

Мы ими гордимся

1

семинар

                    Календарно- тематическое планирование

                                                   6 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Основные формы занятий и виды деятельности

             Дата

план

факт

Вводный час

1.

Интернет и его ресурсы

1

Ознакомительный час

2.

Поиск в интернете

1

Пр.раб

3.

Традиции и обычаи народов мира

1

Выступл.уч-ся

4.

Традиции и обычаи моей Родины

1

Беседа

5.

Традиции и обычаи татар

1

Сам.раб

                            Праздники

6.

Большой праздник - Сабантуй

1

Лекция

7.

Проектная работа. Сабантуй

1

Мини-прект

8

Представление проектной работы. Сабантуй

1

Выступл.уч-ка

9

Практическое занятие. Малый Сабантуй

1

Пр.зан.

10

Национальные традиции. Каз өмәсе

1

Лекция

11

Практическое занятие. Каз өмәсе.

1

Ролевая игра

12

Традиции моей семьи

1

Беседа

13

Курбан байрам- религиозный праздник

1

Лекция

14

Месяц Рамазан

1

встреча

15

Проектная работа. Рамазан

1

Мини-прект

16

День равноденствия. Науруз

1

Лекция

17

Проектная работа. Науруз

1

Занятие-игра

18

Практическое занятие. Карга боткасы

1

Практ.зан.

                                  Одежда

19

Одежда мусульман

1

Посещ. музея

20

Практическое занятие. Женские украшения

1

Практ.раб

21

Орнаменты

1

Сам.раб

22-23

Экскурсия. Фабрика «Сахтиян»

 Тюбетейки. Ичиги.

2

Экскурсия в фабрику «Сахтиян»

                   Татарские народные блюда

24

Татарские народные блюда

1

беседа

25

Проектная работа. Мое любимое блюдо

1

Мини-прект

26

Представление проектной работы. Мое любимое блюдо

1

Мини-проект

27

Чак-Чак – кулинарное искусство

1

видеоурок

28

Треугольники – блюдо татарской кухни

1

видеоурок

29

Кош теле – вкуснейший десерт

1

видеоурок

30

Шулпалы бэлеш

1

видеоурок

31

Гостеприимство у татар

1

Чаепитие

32-33

Татарские песни

2

концерт

34-35

Практическое занятие. Разучивание гимна

2

Муз.час

                  Календарно- тематическое планирование

                                                 7 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Основные формы занятий и виды деятельности

             Дата

план

факт

Вводный час

1.

Интернет – мой помощник

1

Ознакомит.

час

2.

Сочинения моих сверстников

1

Выступл.уч-ка

3.

Сочинения, доклады про Родину

1

доклад

4.

Я люблю свою Родину

1

беседа

5.

Проектная работа. Моя малая Родина

1

Час рисования

6.

Представление проектной работы. Моя малая Родина

1

Выступление уч-ка

                       Природа моего села

7.

Красота родной природы

1

экскурсия

8

Практическое занятие. Наша природа до…

1

Уборка террит.

9-10

Практическое занятие. Экскурсия в лес Каракуль

2

экскурсия

11

Родник Лашманка

1

Лекция

12-13

Практическое занятие. Экскурсия к роднику Лашманка

2

экскурсия

14

Представление проектной работы

1

Мини-прект

                  Населенные пункты нашего края

15

Ознакомление с книгой «Очерки истории Высокогорского района»

1

лекция

16

Ознакомление с книгой «Наш край родной – Высокогорский»

1

лекция

17

Ф.Гарипова «Авылларны сөям җаным-тәнем белән»

1

лекция

18

Моя малая Родина - Дубъязы

1

Беседа

19

Моя малая Родина - Чирша

1

Беседа

20

Моя малая Родина - Сулабаш

1

Беседа

21

Соседняя деревня - Торнаязы

1

Беседа

22

Легенды моей бабушки

1

Встреча

23

Практическое занятие. Наши предки рассказали

1

Пр.раб

24

Сбор информации. Анализ

1

Сам.раб

25

Практическое занятие. Экскурсия в школьный музей

1

Посещ.школьного музея

26

Составление плана статьи о деревне

1

Пр.раб

27-28

Мини-конференция. 1ый тур. Я люблю свое село

2

Выступл.уч-ся

29

Мини-конференция. 2ой тур. Я люблю свое село

1

Выступл.уч-ся

30

Практическое занятие. Республиканский эколого-краеведческий фестиваль

1

Доклад

31

Практическое занятие. Межрегиональные научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри.

1

доклад

32-35

Практическое занятие. Посещение праздника Сабантуй

4

праздник

                          Календарно- тематическое планирование

                                                       8 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Основные формы занятий и виды деятельности

             Дата

план

факт

Вводный час

1.

Интернет ресурсы

1

Ознакомит.час

2.

Я ищу про Родину

1

Практ.зан.

3.

Просветители, светила науки

1

Практ.зан.

         Знаменитые лица Высокогорского района

4.

Знаменитые лица Высокогорского района

1

лекция

5.

Знаменитые общественные деятели, просветители Высокогорского района

1

лекция

6.

Знаменитые лица. Посещение школьного музея

1

Посещ.школьного музея

7.

Хасангата Габяши - выдающийся релиогиозный и общественный деятель

1

Беседа

8

Кто такой Хасангата Габяши. Сбор информации

1

Пр.зан.

9

Ознакомление с документами, с информацией о Х.Габяши

1

Пр.зан.

10

Проектная работа. Хасангата Габяши - выдающийся релиогиозный и общественный деятель

1

Мини-проект

11

Галимджан Баруди – крупнейший татарский богослов и просветитель конца XIX – начала XX вв.

1

Беседа

12

Ознакомление с документацией, с информацией о Г.Баруди

1

Пр.зан

13

Г.Баруди и журнал «Религия и нравственность»

1

Выст.уч-ся

14

Г.Баруди и медресе «Мухаммадия»

1

Выст.уч-ся

15

Проектная работа. Как написать статью

1

Сам.раб

16

Проектная работа. Галимджан Баруди – крупнейший татарский богослов и просветитель

1

Мини-проект

17

Ахмедхади Максуди - татарский языковед, педагог, исламовед-популяризатор, политический и общественный деятель.

1

Лекция

18

Учебники А.Максуди

1

Лекция

19

Ахмедхади Максуди и газета «Йолдыз»

1

Лекция

20

Садри Максуди - государственный и общественно-политический деятель.

1

Лекция

21

Садри Максуди. Ознакомление с документами, с книгой , с докладами о С.Максуди, А.Максуди из школьного музея

1

Посещ.школьного муз.

22

Практическая работа. Работа над докладом об общественно-политических деятелях

1

Практ.зан.

23

Мини-конференция. Садри Максуди и Ахмедхади Максуди – наши земляки

1

Мини-конф.

                                  Писатели

24

Наши земляки

1

Беседа

25

Альберт Хасанов и его книга «Полет пчелы»

1

Чтение книги

26

Зиннур Хуснияр и журнал «Салават күпере»

1

беседа

27

Практическое занятие. Знакомство с журналом «Салават күпере»

1

Пр.зан.

28

Рафис Курбан – наш земляк.

1

лекция

29

Практическое занятие. Встреча с писателем Р.Курбан

1

встреча

30

Мы любим стихотворения и рассказы

1

Чтение стих.

31-32

Практическое занятие. Шигырь бәйрәме

2

мероприятие

33

Практическая работа. Курс «наше наследие»

1

Практ.зан

34-35

Мини конференция. Что я хочу сказать о проделанной работе. Самопрезентация ребенка

2

Мини-конф.

                       Календарно- тематическое планирование

                                                      9 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Основные формы занятий и виды деятельности

             Дата

план

факт

Вводный час

1.

Сайты. О чем там пишется

1

Ознакомление с сайтами

2.

Создание сайта

1

видеопрезент

3.

Мой мини-сайт

1

Практ.зан

4.

Просмотр фильма. Наш Высокогорский район

1

Просм.фильма

5.

Просмотр фильма. Дубъязы

1

Просм.фильма

             Знаменитые композиторы

6

Султан Габяши - татарский композитор, музыковед, хормейстер и музыкальный деятель.

1

лекция

7

Практическое занятие. Музыкальные произведения Султана Габяши

1

Муз.час

8

Практическое занятие. Сбор документации, информации для научной работы

1

Практ.зан

9

Мини конференция. Султан Габяши - татарский композитор, музыковед, хормейстер и музыкальный деятель.

1

Мини-конф.

10

Салих Сайдашев – татарский композитор

1

лекция

11

Практическое занятие. Музыкальные произведения Салиха Сайдаша

1

Практ.зан

12-13

Практическое занятие. Посещение музея Салиха Сайдаша в селе Обря

2

Посещ.музея

14

Практическое занятие. Сбор документации, информации для научной работы

1

Практ.зан

15

Мини-конференция. Салих Сайдашев – татарский композитор

1

Мини-конф.

16

Анвар Бакиров - советский и российский композитор

1

лекция

17

«Су анасы балеты»

1

Просмотр балета

18

Устный журнал. Наши земляки – знаменитые композиторы

1

мероприятие

                                 Актеры

19

Ситдик Айдаров - татарский советский актёр

1

лекция

20-21

Практическое занятие. Просмотр спектакля «Галиябану»

2

Просмотр

спектакля

22

Ильфат Камалиев

1

беседа

23-24

Практическое занятие. Просмотр кинофильма «Корыч»

2

Просмотр кинофильма

25-26

Практическое занятие. Просмотр кинофильма «Ак чәчәкләр»

2

Просмотр кинофильма

27

Практическая работа. Сбор материала про Камалиева И.

1

Практ.зан

28

Представление статьи. Ильфат Камалиев – наш односельчанин

1

Сам.раб

29

Практическое занятие. Встреча с актером и режиссером Ильфатом Камалиевым

1

Встреча

30

Хай Вахит – татарский драматург

1

Лекция

31-32

Пьеса Хай Вахита «Первая любовь»

2

Просмотр пьесы

33

Практическая работа. Курс «наше наследие»

1

Практ.зан.

34

Мини конференция. Что я хочу сказать о проделанной работе. Само презентация ребенка

1

Мини-конф.

35

Итоговое занятие. Наше наследие

1

беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...