Программа краеведческого кружка "Вспомним всех поименно"
рабочая программа по краеведению

Перебоева Ольга Васильевна

Актуальность. Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, стало недостаточное количество у учащихся знаний о ветеранах Великой Отечественной войны, детях войны и истории поселка  и школы в годы Великой Отечественной войны.

Только знания о малой Родине в годы Великой Отечественной войны, о ветеранах войны и труда сделают нашу любовь к родному поселку деятельной, позволят сохранить и развить лучшие её традиции. Ведь воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. В школе  нет музея боевой славы, но собран большой краеведческий материал, который хранится в кабинете истории.

Идут годы… Наше поколение обязано помнить о том, какой ценой было завоевано счастье и наша жизнь. Память нетленна и вечна. Мы должны пронести сквозь года благодарную память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма и подарил людям жизнь. 

Поэтому и возникла необходимость весь собранный материал за 48 лет привести в порядок, создать экспозиции переносные и разработать проект создания виртуального музея «Священная память о войне»,  и проект написания книги «Скажите слово о войне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Работа краеведческого кружка «Вспомним всех поименно»

Руководитель Перебоева О.В.

Актуальность. Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, стало недостаточное количество у учащихся знаний о ветеранах Великой Отечественной войны, детях войны и истории поселка  и школы в годы Великой Отечественной войны.

Только знания о малой Родине в годы Великой Отечественной войны, о ветеранах войны и труда сделают нашу любовь к родному поселку деятельной, позволят сохранить и развить лучшие её традиции. Ведь воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. В школе  нет музея боевой славы, но собран большой краеведческий материал, который хранится в кабинете истории.

Идут годы… Наше поколение обязано помнить о том, какой ценой было завоевано счастье и наша жизнь. Память нетленна и вечна. Мы должны пронести сквозь года благодарную память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма и подарил людям жизнь. 

Поэтому и возникла необходимость весь собранный материал за 48 лет привести в порядок, создать экспозиции переносные и разработать проект создания виртуального музея «Священная память о войне»,  и проект написания книги «Скажите слово о войне».

Наша программа, направленная, прежде всего на популяризацию краеведческих знаний, является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора учащихся, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования.

Программа рассчитана на 5 лет. С 2015 по 2021 гг.

Цель программы:  развитие  социально – активной и  творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее; сохранение памяти о ветеранах войны и труда, о детях войны - участниках Великой Отечественной войны.
Задачи программы:

- Пробуждать интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
- Воспитывать патриотизм, уважение и признательность к участникам Великой Отечественной войны;

- Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

  • Сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
  • Раскрыть        значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • Попробовать собственные силы и самореализоваться каждому учащимуся.

Значимость:

  • К юбилею со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.
  • У ребят появится уникальная возможность прочувствовать историю, события страшной войны душой ветерана. Знакомясь с материалами проекта, ребята могут соприкоснуться с настоящей правдой жизни военного времени 1941-1945 годов. 

Формы занятий:

  • систематизация и обобщение                       материалов, связанных с историей Великой Отечественной войны, историей поселка.
  • Учет  и хранение собранных документов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.  
  • Оформление и экспонирование материалов.
  • Организация экскурсий для учащихся;
  • Уроки Мужества;
  • Исторические игры, викторины;
  • Проектная и исследовательская деятельность;
  • Использование интернет – технологий;
  • Создание презентаций;
  • Оформление выставок, обновление экспозиций;

В целом, программа позволят работать над решением следующих задач:

  • В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории страны, края и поселка, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
  • В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
  • В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе с подпоркой краеведческого материала – выработка этих умений в процессе поиска, обработки, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям уголка, по проведению мероприятий по профилю уголка на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические стенды); развитие      творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
  • Организация поисково-исследовательской      деятельности      учащихся.

Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов:

Первый этап (2014 – 2016 гг): изучить и собрать материал по направлениям:

  1. Ветераны Великой Отечественной войны
  2. Дети Великой Отечественной войны
  3. Подвиги и награды шерловогорцев
  4. Шерловогорский тыл в годы Великой Отечественной войны, здесь же собрать материал об учителях и учениках в годы войны.

Второй этап (2017-2018 гг.): разработать электронно-информационный проект «Священная память о войне» и на каждом занятии пополнять его краеведческим материалом;

Третий этап (2019): по проекту создать виртуальный музей в интернете;

Четвертый этап (2020-2021): создать проект книги «Священная память о войне» (по воспоминаниям участников войны).

Содержание программы (1 час в неделю).

Первый этап: (собрать материалы по направлениям)

Тематика занятий

часы

1

Ветераны Великой Отечественной войны

26 час

2

Дети Великой Отечественной войны

20 час

3

Подвиги и награды шерловогорцев

10 час

4

Шерловогорский тыл в годы Великой Отечественной войны

12 час

68 часов

Самостоятельная  работа:  работа  с  материалами  местной  периодической печати.

Практическая работа обновление материала в кабинете истории.

Творческая  работа: Создание стенда про ВОВ.

Второй этап (2017-2018 гг.):

Тематика занятий

часы

1

Разработка электронно-информационного проекта

2

2

Печатать материалы для сайта по теме «Ветераны Великой Отечественной войны»

10

3

Печатать материалы для сайта по теме «Дети Великой Отечественной войны»

8

4

Работа с электронным банком документов «Подвиг народа в ВОВ 1941-1945 гг.».  Сбор документов, подтверждающих подвиги наших шерловогорцев в годы войны.

Печатать материалы для сайта по теме «Подвиги и награды шерловогорцев»

8

5

Печатать материалы для сайта по теме «Шерловогорский тыл в годы Великой Отечественной войны»

8

34 часа

Самостоятельная  работа: оформление раскладушки о тружениках тыла, изучение краеведческого материала по воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны и труженников тыла

Практическая  работа: составление  презентации по ветеранам войны для уроков Мужества

Третий этап (2019):

Тематика занятий

часы

1

Изучит правила по созданию сайта и назначить ответственными за его создание, остальные работают и готовят материал для сайта

2

2

Создать сайт и оформить главную страницу

2

3

«Отзовись, фотография».  Сбор фотографий участников ВОВ

2

4

Пополнять подготовленными материалами разделы «Ветераны Великой Отечественной войны», «Дети Великой Отечественной войны», «Подвиги и награды шерловогорцев», «Шерловогорский тыл в годы Великой Отечественной войны»

28

34

Самостоятельная  работа: поиск фотоматериалов и документов.

Практическая работа: оформление собранного материала, подготовка исследовательских работ для научно-практической краеведческой конференции.

Четвертый этап (2020-2021):

Тематика занятий

часы

1

Сбор материалов по воспоминаниям участников войны

17

2

Напечатать воспоминания ветеранов войны

34

3

Проект книги «Скажите слово о войне»

17

68

Самостоятельная работа: подборка материалов для выставки и стендов

Практическая  работа: оформление фотовыставки «Они подарили нам мир…» и стенда «Нам 1941- не забыть, нам 1945 – вечно славить!».

Предполагаемые результаты программы:

- создание сайта виртуального музея «Священная память о войне»:

- создание проекта книги «Скажите слово о войне»;

- приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;
- развитие личности учащихся путем прививания чувств благодарности и сопереживания своим героическим сверстникам, проявление подрастающим поколением внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям;
- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми;
- создание коллекции детских творческих работ на электронных носителях как результат самореализации учащихся в творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Внеклассное мероприятие по литературе для старших классов...

Вспомним всех поименно

Классный час, посвященный к 65 –летию Великой Отечественной войны«Вспомним их поименно»Классный руководитель: Ооржак Саяна Эрес-ооловна     Цель: Воспитание у учащихся ч...

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»...

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО...

Великая Отечественная война  22.06.1941 - 09.05.1945г.г.Афганская война 27.12.1979 - 15.02.1989г.г.Чеченская война  10.12.1994 - 16.08.1996г.г.; непонятный переходный период, а реально -...

Разработка классного часа на тему "Вспомним всех поименно..."

Данный классный час рекомендован для учащихся среднего звена по патриотическому воспитанию школьников в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню Победы. Использован краеведчексий материал....

«ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО…» (литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана)

литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана...

Модель урока по теме: Вспомним всех поименно

Тема урока: «Вспомним всех поименно» Цель урока:·        Создать условия, обеспечивающие формирование представления о староджерелиевцах, участвующих в Великой О...