Из истории краеведения (доклад на методсовете РЦДЮТиК 2020 г.)
занимательные факты по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

Рассматривается история зарождения и формирования краеведческого движения в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_metodsovete_rtsdyut_i_k_2020_g.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

        

Из истории школьного краеведения

        Краеведение как родиноведение зародилось в Германии в начале XIX века. Здесь появляется сообщество «стая перелетных птиц». В 80-90-е гг. XIX в. все архетипы туристско-краеведческой работы объединялись в тургруппы. Участники ездили, ходили пешком по разным районам страны, изучая при этом историю, национальный быт, восстанавливали памятники истории и культуры, обустраивали территорию. Все чаще организовывались длительные экспедиции (на месяц-два), конференции. Это движение по сути укрепило германскую национальную идею.

          Родоначальником русской национальной школы является К.Д.Ушинский. Мы впервые узнали, что ряд статей Ушинского являлись переводами германских романтиков. Дело в том, что будучи инспектором Гатчинского сиротского дома, Ушинский нашел в 2 старых шкафах книги Бугеля с идеями национального возрождения, которые очень хорошо укладывались на общественное движение России второй половины XIX в.

         В начале XX в. фундаментальный переворот в педагогической мысли произвел Джон Дьюи. Он прожил почти 100 лет. Сторонники называли Дьюи «Коперником в педагогике». В центр поставили «ребенка – солнце», вокруг которого вращались учителя, программы, все методы и подходы. Происходило формирование образовательных программ, направленных «от ребенка к миру и от мира к ребенку». Выдвинули возрастную периодизацию:

 0-3 года – формирование «Я»

3-7 лет – «Я и семья»

7-10 лет – «Я и школа»

10-12 лет «Я и район»

12-14 лет – «Я и регион»

14-17 лет – «Я и страна»

С 17 лет – «Я и мир».

        Главным принципом педагогики Дьюи считал обучение в деятельности. Они считали, что дети усваивают только то, что им нужно. Преобладал прагматизм в мышлении. Зародилась проектная деятельность. Как известно, слово «проект» в переводе с греческого языка переводится как «бросок вперед». Правда, проекты были тогда очень простыми, но практичными. Темы их звучали примерно так: «Как мистер Смит взрастил гуся», «Как получить урожай сои». И на самом деле, участники проекта выращивали гусей или сою. Дьюи и его сподвижники не были одиноки. Развивалось движение «новое воспитание». Образовался зазор между новыми и требованиями в обществе и существующей системой образования.

           Появляются люди, которые говорят, что у нас это есть, мы давно это разработали. Они считали, что большинство предметов детям не интересно. По мнению Овида Декроли, бельгийского педагога, психолога и врача, детей интересуют только 4 проблемы:

   - проблема здоровья;

- проблема одежды;

-  проблема питания

- проблема жилища.

           Период с 1921 г. по 1929 г. называют золотым веком отечественного краеведения. Оно становится общим содержанием отечественного общего образования. Стар к этому был положен еще в период 1 мировой войны. Тогда многие заметили, что у немцев есть национальная школа и они побеждают. У немцев превалируют технические предметы, а у нас гуманитарные. Павел Николаевич Игнатьев – лучший министр российского образования. Он резко развернул школы к трем трендам:

      - социальный тренд;

       - национальный тренд

       - самоорганизующий.

           Первый его указ обязывал во всех школах завести мраморные доски с отчеканенными на них золотыми буквами именами погибших участников. Второй указ обязал всех учащихся школ работать в госпиталях, помогать раненым, эвакуированным. 70 % учебного плана отводилось россиеведческим предметам («География России», «История России». Один учебник россиеведения насчитывал 560 страниц. Игнатьев как-то отметил: «Я не верю, что на уроке любой учитель не имеет возможности сказать два слова про Россию».

    Большевики не могли опереться на русскую педагогическую традицию, потому что они ее свергли, не могли опираться на германскую педагогику. Между тем практически весь корпус педагогических идей в дореволюционной России пришел из германии. Большевики обратились к американской педагогике, осуществили механический перенос  идей Дьюи, использовася метод проектов. В СССР это был бригадно-лабораторный метод. Государственным ученым советом по разработке педагогических программ руководила Н.К.Крупская. Программы 1927 года на 90 % краеведческие. В их основу была заложена схема «от ребенка к миру, от мира к ребенку». Все предметы отрицались, говорили о предметном винегрете знаний, которые нарушают восприятие. Это полностью дефрагментирует целостное восприятие мира. Появились три интегрированных предмета – родиноведение, трудоведение, обществоведение. Математика и русский язык из программ исключались, считалось , что этому можно научить на реальных предметах. Когда началась индустриализация, высветился весь ужас происходящего. Народный секрет расстановки запятых был утрачен навсегда. Но все содержание образования было краеведческими. Оно осуществлялось по упрощенной схеме «фабрика – завод- мастерская». Физик изучал давление шила на дратву. Один учебный день в неделю был полностью отведен труду, а второй – экскурсиям по близлежащим производствам. Всю окружающую местность изучали по буковкам. Учителя расписывали проводку каждой темы экскурсии. Программы насчитывали по 600 страниц. А программ существовало всего 2 варианта – программы для городских и программы для сельских школ.

   В 1929 г. произошел полный погром краеведения. Его возрождение началось только в 60-х гг. ХХ века. Большинство краеведов были репрессированы. Им ставили в вину, что собирали артефакты, предметы культа, предметы дворянской старины и в целом готовили реставрацию старого режима. Были закрыты все краеведческие общества и организации. Подъем начался только с 1965 года, когда отмечалось ХХ летие Победы в ВОВ. Шло возрождение поисковой работы, туристского движения, экскурсионного движения.

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История краеведения "Мне край родной умножил силы своей историей времен "

урок был дан в рамках образовательного события по Теме  "Время"...

Доклад "Нововведения в ОГЭ 2020 на основе ФГОС ООО"

Доклад на педагогическом совете школы посвящен изменениям в содержании КИМ по всем основным предметам, выносимым на ГИА....

Доклад на Методсовет школы

Доклад "Ситуация успеха"...

Доклад на Методсовет школы

Доклад «Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников»....

Доклад на Методсовет школы

Доклад "Проектная деятельность"...

Доклад на методсовете на тему "Технология модульного обучения на уроках русского языка"

Доклад включает в себя 4 раздела на тему "Технология модульного обучения". В докладе представлена структура модульного урока, разработка раздела "Морфология" при изучении темы &quo...