Информационно-исследовательский проект "Портрет реки Монага"
проект по краеведению (11 класс)

Проект нацелен на сбор и систематизацию, обобщение информации о реке Монага. Продуктом является фотоматериал, презентация, раскладушка из фотографий реки в разные времена года. Актуальность работы: малая река - чрезвычайно занимательный объект для лингвистического, географического изучения в условиях сельской школы с использованием простейших мероприятий, которые были бы доступны для их реализации силами учащихся.

Проблема проекта определена тем, что всем известно, что есть живописные, литературно-художественные, музыкальные портреты, а можно ли составить портрет реки? Для решения данной проблемы следует узнать этимологию слова «Монага», выяснить общую характеристику реки, сделать географическое описание реки, провести лингвистический анализ топонима. Данный проект позволит воспитывать любовь к малой родине у современных школьников.

Наш проект заключается в изучении и описании портрета реки Монага. Было предположено, что Монага названа так, потому что «Моно» - означает один, так как реки с таким название на карте России больше нет. Гипотеза не подтвердилась: Монага – «озерная река».

Цель данной работы - составление портрета нашей малой реки Монага. Для ее достижения решались частные задачи, которые выбраны в соответствии с планом работы над проектом: узнать этимологию слова «Монага», выяснить общую характеристику реки, сделать географическое описание реки и лингвистический анализ топонима, воспитывать любовь к малой родине. Сроки реализации проекта - сентябрь 2020г. – декабрь 2020 г. Целевая аудитория проекта – младшие школьники и подростки в возрасте с 7 до 18 лет, взрослые. Методы исследования в проекте - аналитический, описательный, исторический, сопоставительный, лингвистический.

Мы ожидали, что в ходе реализации проекта получим следующие результаты: распространим знания среди школьников о реке, которая протекает по территории села Азаново.

Нами были изучены источники по заявленной проблеме – публикации и Internet-ресурсы. Исследование основано на использовании опубликованных материалов и документов - Галкин И. С. «Кто и почему так назвал. Рассказы о географических названиях марийского края», «Медведевский район: Сборник документальных очерков».

Были рассмотрены труды ученых Бондалетова В.Д., Никонова В.А., Суперанской А.В. по определению видов топонимов. Топонимикой как наукой занимаются географы и лингвисты, которые соглашаются в том, что назначение топонима - выделять объект из ряда ему подобных. Об этом пишут в своих работах Е.М. Поспелов и В.А.Никонов.

В ходе исследования по проекту выяснили, что официальное название левого притока реки Малой Кокшаги - по-марийски Манаҥ, Монаҥ или Мунаҥ эҥер – Монага (русское название реки).

Происхождение гидронима не совсем ясно. С определением долей вероятности его можно сравнить с саамским словом мана «озеро, через которое протекает река». Конечный –ҥ является речным суффиксом. Исходя из сказанного, гидроним Манаҥ (Монаҥ, Мунаҥ) можно было бы перевести как «Озерная река», но, к сожалению, по руслу реки озер нет. Фонетические варианты возникли позже. В официальном варианте элемент –га – речной суффикс. На реке расположены деревни: Мананмучаш, по-марийски Монаҥмучаш «Исток реки Монаҥ», Манандюр, по-марийски Монаҥдӱр «Край (берег) реки Монаҥ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_informatsionno.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Описание информационно-исследовательского проекта

Титульный лист

(наименование образовательной организации, наименование проекта, фамилия, имя, отчество автора (ов) проекта, имя, фамилия, отчество, должность руководителя, населенный пункт, дата)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Азановская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского района Республики Марий Эл

«Портрет реки Монага»

Авторы проекта: ученики 11 класса

 Иванов Евгений, Малинин Артём,

Петров Артём, Сергеева Анастасия

Руководитель проекта:

 Шембулатова Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы

с.Азаново, 2020 г.

Цели и задачи проекта

Цель: составление портрета нашей малой реки - Монага.

Задачи:

1.Узнать этимологию слова «Монага».

2.Выяснить общую характеристику реки.

3.Сделать географическое описание реки и лингвистический анализ топонима

4.Воспитывать любовь к малой родине.

Проблема (гипотеза)

Проблема: всем известно, что есть живописные, литературно-художественные, музыкальные портреты, а можно ли составить портрет реки?

Гипотеза: предположим, что река Монага названа так, потому что «Моно» - означает один.

Актуальность

малая река - чрезвычайно занимательный объект для лингвистического, географического изучения. Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование долины реки, заниматься изучением животного мира, исследовать русло реки, выявить экологические проблемы реки и заниматься устранением этих проблем в условиях сельских школ с использований простейших мероприятий, которые были бы доступны их реализации силами учащихся. Люди привыкли жить на берегах нашей реки, не замечая порой ее тихой красоты, пользы, которую она приносит людям, не обращая внимания на изменения, происходящие с нашей рекой. Не задумываются над тем, почему географический объект так называется.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2020г. – декабрь 2020 г.

Методы исследования

аналитический, описательный, исторический, сопоставительный, лингвистический анализ, анкетирование.

Целевая аудитория проекта

дети и подростки в возрасте с 7 до 18 лет, взрослые.

Этапы реализации проекта

(с подробным описание каждого этапа)

Этапы

Сроки проведения

Виды деятельности

Роль участников проекта

Подготовительный

Сентябрь 2020 г.

Вводная беседа о предмете изучения, его актуальности. Определение проблемы проекта. Целесообразность решения основополагающего вопроса. Выделение ряда проблемных вопросов для решения основополагающего. Формирование групп. Обсуждение общего плана работы и формы представления конечного продукта, подведения итогов

Анализируют проблему. Определяют стратегию решения проблемы.

Генератор идей – Петров Артем.

 

Основной

Октябрь – ноябрь 2020 г.

Проектирование работы: определение целей и задач работы в группе. Распределение обязанностей в группе.

Самостоятельное изучение материала, поиск информации, работа групп по выполнению заданий, подготовка школьниками своих презентаций к защите. Конференция участников проекта: защита полученных результатов.

Исследователи – Сергеева Анастасия. Планируют информационный поиск и осуществляют его.

Оформитель продукта – Иванов Евгений.

Режиссер презентации – Малинин Артем.

Заключительный

Декабрь 2020 г.

Обобщение результатов и демонстрация конечного продукта. Доказательство гипотезы

Самоанализ деятельности.

Демонстраторы конечного продукта – вся группа.

Оценивают свою работу и работы других. Анализ успеха и неудачи.

 

Перспективы развития и распространения результатов проекта

Опыт реализации проекта: распространение продукта проекта среди педагогов и в социальных сетях Интернета.

Практическая значимость: систематизированный материал проекта может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня, а учителем биологии, географии, марийского языка для объяснения тем и проведения занимательного урока. Также собранный материал можно применить при организации классных часов, КТД в школе.  

Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации краеведческого материала; дополнить оформленную работу и выступить на научно-практической конференции.

Заключение

(краткие выводы по результатам работы)

1) выяснено, что название реки - это гидроним (от греч. hydros — вода) — имена рек, ручьев, родников, озер, морей, океанов, водохранилищ, каналов.

2) в источниках найдено, что официальное название левого притока реки Малой Кокшаги, по-марийски Манаҥ, Монаҥ или Мунаҥ эҥер, Монага – русское название реки.

3) определено, что есть саамское слово манна - «озеро, через которое протекает река». Конечный –ҥ является речным суффиксом. Исходя из сказанного, Монага - «Озерная река», но, к сожалению, по руслу реки озер нет. Фонетические варианты возникли позже. В официальном варианте элемент –га – речной суффикс. Предположение не подтверждено: Монага не от слова «моно» - один.

4)установлено:устье реки находится в 116 км по левому берегу Малой Кокшаги. Длина реки составляет 27 км, площадь водосборного бассейна 194 км.

5) составлено географическое описание реки. Дана оценка современного экологического состояния реки.

6) убедились, что река Монага входит программу в рамках регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы. Установлены предупреждающие щиты около реки и на подходе к реке.

7) сделаны фотографии реки и найдены снимки в Интернете.

8) составлена презентация.

Список литературы и источников

Галкин И. С. Кто и почему так назвал. Рассказы о географических названиях марийского края. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991.-160 с.

Интернет- ресурсы

MariMedia.ru https://www.marimedia.ru/news/society/item/60231/

Mari – el.gov.ru

Passport_ekol

Андрей Домрачев Рыбалка в Марий Эл вк

Константин Мухин Рыбалка в Марий Эл Русский Кукмор вк

Гео12.рф

https://ru.wikipedia.org/wiki/Монага

https://rodnaya-vyatka.ru/places/114920


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы сбора и переработки бытового мусора в мире".

Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в мире....

Информационно – исследовательский проект «Кристаллы вокруг нас.»(презентация)

Среднесрочный, групповой проект учащихся 8 класса.Представлен на районном конкурсе исследовательских проектов в категории "Исследуй все". Занял 2 место....

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции"

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции" проводится в 11 классе. Он призван расширить знания учащихся об эволюционном ...

Информационно исследовательский учебный проект на английском языке по теме: « The Seals».

Применение проекта:Проект может быть использован на уроке при прохождении темы «Животные» в начальной школе и в средней школе при прохождении темы «Вымирающие виды животн...

«Пожарная безопасность»: информационно – исследовательский проект.

Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, воспитание навыков осознанного, адекватного поведения в пожароопасных ситуациях...

Международный информационно-исследовательский проект. «Общая характеристика стран Зарубежной Европы (на примере Франции)»

ФРАНЦИЯ•         Немного истории.•         Административные земли.•         Экон...