Рабочая программа элективного курса "История Новосибирской области"
рабочая программа по краеведению (9 класс)
Рабочая программа элективного курса "История Новосибирской области" для 9 класса, составлена на основе содержания учебного пособия История Новосибирской области ( История России через историю регионов) под редакцией В.И. Молодина, М., ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа учебного курса «История Новосибирской области», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования , информационного письма Министерства образования , науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.08.2017 №6951 – 03/25 и от 31.08.2017 №6966- 06/25 об организации изучения региональной истории, содержания учебного пособия История Новосибирской области ( История России через историю регионов) под редакцией В.И. Молодина, М., ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017 г.
Изучение истории Новосибирской области организовано в виде учебного курса. На изучение данного курса в 9 классе выделяется 0,5 часа в неделю,17 ч. в год.
В 9 классе в курс «История Новосибирской области» включен период 19-начала 20 вв.
Цели учебного курса:
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- Освоение знаний о важнейших событиях, процессах региональной, отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями; - Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- Усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях,
процессах, тенденциях истории Новосибирской области, Сибири, России и мира.
- Усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации.
- Формирование на основе личностно-эмоционального осмысления истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, диалогу, позитивному разрешению возникающих затруднений.
- Гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, её истории, обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.
Личностные результаты.
У выпускника будут сформированы:
-историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях;
- знание основных исторических событий развития государственности и общества;
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- оценивания экологического риска взаимоотношений человека и природы;
- готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.
Метапредметные результаты:
Познавательные
Выпускник научится:
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
- объяснять, детализируя или обобщая, объяснять с заданной точки зрения);
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий и индивидуальных особенностей познавательного стиля;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
- ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, осуществлять логические операции (установление родовидовых отношений, переход количество-качество и др.)
Выпускник получит возможность научиться:
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- делать выводы и заключения о намерениях автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с личным жизненным опытом.
Регулятивные
Выпускник научится:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, устанавливать целевые приоритеты, обнаруживать и формулировать проблему,
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действий в новом материале;
- заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
- самостоятельно может находить причины своего успеха и неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха, осуществлять познавательную рефлексию действий, вносить коррективы в выполнение действий;
- осуществлять контроль по результату и способу действий;
- проявлять целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей;
- самостоятельно находить способы разрешения трудностей;
- прилагать волевые усилия;
- демонстрировать приемы регуляции эмоциональных состояний.
Выпускник получит возможность научиться:
- систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- может прогнозировать альтернативные решения;
Коммуникативные
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Выпускник получит возможность научиться:
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, взглянуть на ситуацию с позиции другого, не идти на конфликт при решении вопросов, способствовать продуктивной кооперации;
- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории;
- обсуждать различные точки зрения и вырабатывать общую позицию; использовать адекватные и разнообразные языковые средства;
- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Предметные результаты
Выпускник научится:
- соотносить даты событий региональной, отечественной и всеобщей истории с веком; - определять последовательность и длительность важнейших событий региональной, отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы районов, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России, региона и других государств в XIX- нач. XXI вв., об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений: походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию из различных источников по истории XIX- нач. XX вв Новосибирской области.;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Новосибирской области XIX- нач. XX вв. (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие Новосибирской области и России в XIX- нач. XX вв., сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям истории XIX- нач. XX вв.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и Новосибирской области в XIX- нач. XX вв., объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в XIX- нач. XX вв. при составлении описаний исторических и культурных памятников своего края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
История Новосибирской области XIX - начала XX вв.
Административные преобразования в XIX в. Развитие сельскохозяйственного производства. Жизнь на Московско-Сибирском тракте. Социальный и этнический состав населения.
Декабристы в Сибири. Места отбывания ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков.
Государственные крестьяне, их правовое положение. Особенности землепользования государственных крестьян Сибири.
Земледелие и скотоводство в хозяйстве сибирских крестьян. Причины господства натурального хозяйства крестьян. Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири: роль добывающих, обрабатывающих промыслов. Крестьянские промыслы по тракту.
Развитие промышленности Колывано-Воскресенского горного округа в первой половине XIX в. Рабочие кадры: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Причины упадка горной промышленности.
Население нашего края: коренные народы (барабинские татары), государственные и приписные крестьяне, их хозяйственные занятия. Особенности жизни в притрактовых селениях. Города нашего края: Каинск, Колывань, Сузун, их население и экономика.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Необходимость железной дороги для экономического развития Сибири. Местоположение сибирских железных дорог и начало регулярного движения. Возникновение Новониколаевска.
Образ жизни горожан нашего края в конце Х1Х века. Города Колывань и Каинск. Быт горожан. Вещественные памятники культуры и быта горожан в краеведческих музеях нашего края.
Тематическое планирование учебного курса
«История Новосибирской области»
№ | Тема | Тема по учебному пособию |
1 | Введение. Новосибирская область на рубеже 18-19 вв. | 7 |
2 | Административные преобразования в нашем крае | 7(стр.141) |
Традиционный мир приобской и барабинской деревни (3 ч) | 8 | |
3 | Традиционная культура приобской и барабинской деревни | стр.151 |
4-5 | Общественное устройство приобской и барабинской деревни | стр.153 |
Трансформация деревенской жизни в нашем крае в 19-н.20 вв. (4ч) | 9 | |
6 | Реформирование общественных отношений | стр.173 |
7-8 | Жизнь на Московско-Сибирском тракте | стр.178 |
9 | Переселенческое движение | стр.181 |
Новосибирская область в период подъема, накануне великих потрясений (7ч) | 10 | |
10-11 | Развитие городов Каинска и Колывани | стр.190 |
12 | Строительство Великого Сибирского пути, Алтайской и Кулундинской железных дорог | стр.197 |
13-14 | Основание Новониколаевска, его развитие | стр.200 |
15-16 | Наш край в начальный период Первой мировой войны | стр.205 |
17 | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс
Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-385842-1390354923.jpg)
Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1448219-1673338717.jpg)
Рабочая программа по истории Новосибирской области 5 класс
Рабочая программа учебного модуля по истории Новосибирской области 5 класс...