разработка внеклассного мероприятия "Югра-Родина моя"
методическая разработка по краеведению (7 класс)

Представленная разработка урока “Югра-Родина моя ” предназначена для изучения детьми истории округа на уроках истории, географии, литературы , во внеурочных  мероприятиях. В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.

На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной ( коллективной) форм работы, что  объясняется особенностями данного возраста: у подростков начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.

Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке: метод стимулирования интереса, элементы творческой работы, метод интерпретации. Для включения в работу всех процессов познания учащихся использовались на уроке последовательно аудиальный и визуальный каналы работы с учащимися.                    Организация учебного процесса была логически выстроена , включала в себя ряд последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и контроля знаний ( рефлексии ). Использование презентаций участников викторины и познавательных заданий на каждом этапе позволяло несколько «оживить»  содержание темы и эффективнее воспринимать новый материал.

В ходе этапа рефлексии учащиеся с помощью тестов на интерактивной доске смогли оценить свои знания. В конце урока была   проведена рефлексия, в которой учащиеся смогли выразить свое отношение к проведенному занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструкт44.1 КБ
Файл ключ для жюри19.07 КБ
Файл протокол14.04 КБ

Предварительный просмотр:


Представленная разработка урока “Югра-Родина моя ” предназначена для изучения детьми истории округа на уроках истории, географии, литературы , во внеурочных  мероприятиях. В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.

На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной ( коллективной) форм работы, что  объясняется особенностями данного возраста: у подростков начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.

Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке: метод стимулирования интереса, элементы творческой работы, метод интерпретации. Для включения в работу всех процессов познания учащихся использовались на уроке последовательно аудиальный и визуальный каналы работы с учащимися.                    Организация учебного процесса была логически выстроена , включала в себя ряд последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и контроля знаний ( рефлексии ). Использование презентаций участников викторины и познавательных заданий на каждом этапе позволяло несколько «оживить»  содержание темы и эффективнее воспринимать новый материал.

В ходе этапа рефлексии учащиеся с помощью тестов на интерактивной доске смогли оценить свои знания. В конце урока была   проведена рефлексия, в которой учащиеся смогли выразить свое отношение к проведенному занятию.

Цели квеста :

1) Предметные: Продолжить  формировать представление об истории ХМАО.

2) Метапредметные:

  •  Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Умение грамотно и связно излагать свои мысли, составлять связный

3) Личностные:

Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

 Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его,

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

4) Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка домашнего задания участниками викторины.
  2. Подготовка информационного проекта «Из глубины седых веков»
  3. Подготовка заданий викторины.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, конверты с заданиями, протоколы викторины.

Участники :

Ученики 6 – х классов

Технологическая карта

этапы

деятельность педагога

деятельность учащихся

Актуализация темы

Вводное слово учителя значимости празднования юбилея родного округа.

 

Постановка проблемы

Учитель предлагает каждой группе составить кластер к следующим словам «семья», «Родина», «Югра».

После выполнения работы плакаты с кластерами прикрепляются  на доску.

Ученики в течении 2-х минут составляют кластер.

Ученики делают вывод о том, что синонимы, которые они привели к предложенным словам по сути одинаковые.

Информационный этап

Учитель сообщает об этапах становления ХМАО

Слушают рассказ учителя.

Делают свои дополнения.

Викторина

Учитель предлагает ученикам принять участие в викторине

Участвуют в викторине

Рефлексия

Учитель задает вопрос почему мы не только должны, но и обязаны изучать историю места, где мы живем.

Ученики дают свои ответы.

Конспект  мероприятия

Слайды

Комментарии

2

Сегодня мы поговорим о нашей  малой Родине – той части  России, где мы сейчас живем, где большинство из вас родилось и выросло.

Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы и т.д.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.

Откуда появились такие интересные названия?

Югра, кто такие остяки и вогулы? Что объединяет финнов и угров? Посмотрим ваши домашние заготовки и узнаем это.

3

Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны. не менее любопытные факты можно выяснить если сравнить территорию нашего округа с  некоторыми европейскими странами.

4

Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России. Выполняется задание 2 викторины

5

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец  Гюрята  Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Представим себя в качестве первопроходцев и выполним задание 2.

6

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.

Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.

7

 С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: (показываю, называю годы основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень.  Русские люди столкнулись с местным населением.  Волей неволей познакомились с бытом, самобытной культурой, традициями. И каково было их удивление, когда они выяснили, что нас многое объединяет. Например любовь к народной мудрости. В доказательство к этому выполним задание 4.

8

Опытные мореходы Поморья еще до Ермака побывали в Мангазее, так называли район в низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они дорого. Постепенно слава о соболиных богатствах края разнеслась по всей России. Решено было построить в том краю острог и послать для службы воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань с коренных жителей Мангазеи, а охотников заставили платить пошлину за промысел соболя – одну десятую часть от числа добытых шкурок. Платить дань они должны были в определенные месяцы. Но как они назывались? Как русские могли определить их? Давайте поможем им определиться.

Выполняется задание №5

 жюри подсчитывает баллы

Сегодня ХМАО знают все. Наш округ это не только сырьевая база, но и культурный центр, спортивный центр. А так же проходят международные политические форумы. Все это дает повод гордиться тем, что мы сопричастны к истории Югры. Давайте признаемся в любви нашей Родине. Ребята записывают свои пожелания округу.

Викторина

Задание 1.

1.        Когда появилось первое упоминание Югры в русских летописях?

2.        Когда были образованы угорские княжества?

3.        Когда был основан русский город Тюмень?

4.        В каком году был основан русский город Сургут?

5.        Когда был подписан Указ Петра I о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси?

6.        В каком году окружной центр Остяко-Вогульский переименован в Ханты- Мансийск, а округ в Ханты-Мансийский ? 

  Вопросы задаются по скорости ответа. Отвечает  тот, кто поднял первым флажок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание 2.

Говоря об истории нашего округа, мы часто в своей речи упоминаем такие названия как «Югра», «Остяко - Вогулы», «Фино - угры». Откуда появились эти названия? Об этом вы нам сейчас и расскажите.

Участники викторины демонстрируют домашнее задание.

Оцениваются следующие элементы:

  1. Правильность оформления презентации 2 балла
  2. Достоверность и доступность информации – 2 балла
  3. Лимит времени 2 минуты – 2 балла

Задание 3.

Представьте себе, что оказались в хантыйском стойбище.

Используя предложенный словарь терминов мансийских  расскажите о том, что вы можете увидеть? (составить словестную картину). За каждое использованное слово  команда получает 1  балл. Максимальное количество 10 баллов.

Кутювкал – будка для собак.

Лаппатнэпылыпе – крышка чувала – крышка для закрытия трубы избы.

Мао сопом – короб для хранения мяса.

Няль – слопец – вид давящей ловушки с наживкой и насторожкой для мелких пушных зверей и боровкой дичи.

Няньварнекур - печь для выпечки хлеба.

Ойкатхыньяпал – нары мужские в доме.

Пувас – загон для оленей.

Путкал – летнее кострище.

Ура – священный лобаз для духов.

Чувал – очаг каминного типа, для приготовления пищи в избе.

Задание 4

Народная мудрость одинаково мудра  для всех народов. Давайте на примерах попробуем это доказать. Командам необходимо доказать это. Соотнесите пословицы ханты и русские пословицы сходные по смыслу. За каждое верное совпадение команда получает 1 балл. Максимальное количество10 баллов.

Вести чёрные несутся быстрее вьюги чёрной.

Худые вести не лежат на месте

Сорока на хвосте принесла

Если нет ума, то острый нож и топор не помогут.

Ума нет, считай калека.

Жизнь – загадка: за каждым поворотом таит новую тайну.

Жизнь прожить не поле перейти

Зло с добром всегда враждуют, как волк с оленем.

Не устоять худу против добра.

Каждое дело любит сердечность.

Делать с душой.

Как крикнешь, так и отзовётся.

Как аукнется, так и откликнется

Лгуну медведь лапой вырвет язык.

Путника настигает темнота, лжеца - разоблачение.

Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.

Ленивой кошке мышей не поймать.

Много всего на свете, только отец – один.

Нет такого дружка, как родимая матушка.

Задание 5

Как вы думаете, о какие названия месяцев у ханты соответствуют названиям наших месяцев. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 12.

«малые заморозки» или «малый наст»

«большие заморозки или» или «вороны прилетели»

«гуси – утки прилетели»

«Нерест рыбы» или «месяц листьев»

«лесные озера»

«месяц хода щекура»

«замерзают первые ручейки»

«осенняя охота»

«месяц самых коротких дней»

«середина зимы»

«середина года»

«месяц прилета орла»

Выдержки из сочинений «Югра – мой дом»

        

        

        



Предварительный просмотр:

Баллировка    Познавательная игра «История Югры в истории Росси»

Задание 1  ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 6)

1.        Когда появилось первое упоминание Югры в русских летописях? (1096г.)  

2.        Когда были образованы угорские княжества?(12 век)

3.        Когда был основан русский город Тюмень? (1586г)

4.        В каком году был основан русский город Сургут? (1594)

5.        Когда был подписан Указ Петра I о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси? (1710г.)

6.        В каком году окружной центр Остяко-Вогульский переименован в Ханты- Мансийск, а округ в Ханты-Мансийский ? (1940г.)

Задание 2 ( 2 балла за позицию. Максимальное количество баллов 6)

 «откуда пошло появилось название Югра»        

«почему наш округ назывался Остяко-Вогульский»        

«почему наш округ назывался Остяко-Вогульский»        

Позиции

  1. Правильность оформления презентации
  2. Достоверность и доступность информации
  3. Лимит времени 2 минуты

Задание 3 ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 10)

Кутювкал будка для собак.

Лаппатнэпылыпе – крышка чувала – крышка для закрытия трубы избы.

Мао сопом короб для хранения мяса.

Няль – слопец вид давящей ловушки с наживкой и насторожкой для мелких пушных зверей и боровкой дичи.

Няньварнекур - печь для выпечки хлеба.

Ойкатхыньяпал – нары мужские в доме.

Пувас – загон для оленей.

Путкал – летнее кострище.

Ура – священный лобаз для духов.

Чувал – очаг каминного типа, для приготовления пищи в избе.

Задание 4 ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 9)

Вести чёрные несутся быстрее вьюги чёрной.

Худые вести не лежат на месте

Сорока на хвосте принесла

Если нет ума, то острый нож и топор не помогут.

Ума нет, считай калека.

Жизнь – загадка: за каждым поворотом таит новую тайну.

Жизнь прожить не поле перейти

Зло с добром всегда враждуют, как волк с оленем.

Не устоять худу против добра.

Каждое дело любит сердечность.

Делать с душой.

Как крикнешь, так и отзовётся.

Как аукнется, так и откликнется

Лгуну медведь лапой вырвет язык.

Путника настигает темнота, лжеца - разоблачение.

Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.

Ленивой кошке мышей не поймать.

Много всего на свете, только отец – один.

Нет такого дружка, как родимая матушка.

Задание 5  ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 12)

«малые заморозки» или «малый наст»

март

«большие заморозки или» или «вороны прилетели»

апрель

«гуси – утки прилетели»

май

«Нерест рыбы» или «месяц листьев»

июнь

Месяц луговых озер

июль

«лесные озера»

август

«месяц хода щекура»

сентябрь

«замерзают первые ручейки»

октябрь

«осенняя охота»

ноябрь

«месяц самых коротких дней»

декабрь

«середина зимы»

январь

«месяц прилета орла»

февраль



Предварительный просмотр:

Протокол познавательной игры  «история Югры в истории России»

Участники 6 а, б, в класс

3 п.п

этапы

1

Блиц-опрос

2

Защита презентации

3

Хантыйское стойбище

4

Народная мудрость

5

12 месяцев

итого

Дата ____________________

Члены жюри _______________________/_______________/

                       _______________________/_______________/

                      _______________________/_______________/

                     _______________________/_______________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко дню матери.

Вечер отдыха  в честь празднования дня матери с поздравительной концертной программой. Главный аспект воспитание нравственности в учащихся....

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....